Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Гостиная № 2 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала!
Автор:Любовь Кулагина 
Тема:К заседанию Гостиной №2 11.07.2014 Рецензируем стихи Павла МантеляОтветить
   Здравствуйте, коллеги! Ну вот опять пятница и мы с вами обсуждаем стихи Павла Мантеля:
   
   Я помню дом
   Я помню дом, где все теплом согрето
   Где свет в окно струится без потерь
   Где легкий бриз разбуженного лета
   Вливается в незапертую дверь
   
   Все в доме том мне близко и знакомо
   И четкий шаг часов в тиши ночи
   И в жаркий полдень сладкая истома
   И таинство оплавленной свечи
   
   Здесь звонкий смех весеннего рассвета
   Последний взмах осеннего листа
   Здесь светлое безоблачное лето
   И чистая морозная зима
   
   Здесь первый стих и первая тревога
   И дым сирени в призрачной дали
   И до нее туманная дорога
   И запахи нетронутой земли
   
   И звездопад, и первые терзания
   И краткий вздох томящейся Весны
   И первые волнения в ожидании
   Прихода той, что посещала сны
   
   Но не вернуть раздаренное детство
   Не удержать запущенных часов
   Оно ушло неслышно и неспешно
   И на прощанье не сказало слов
   
   И не позвать ушедшего рассвета
   И не собрать разлитые года
   Я помню дом, где поселилось лето
   Оно там задержалось навсегда..
   --------------------­--------------------­-----------­
   
   "Уходим,"посвящение атаману Дутову
   На рассвете уходим …
   В чужую, бездонную степь
   И Россию свою унесем на потертых погонах
   За спиной, в красных сполохах бесится Смерть
   На руинах святынь разоренных…
   Мы исполнили все, что могли
   Только пройдена точка возврата
   Только снег, в бесконечной дали
   И надежда дожить до заката.
   
   Мы уходим, мосты сожжены
   Ночь растает в тревожном рассвете
   Солнце Мертвых , восставши из тьмы
   Вознесется в кровавой карете
   Беглым залпом расстрельных команд
   Возвестит о пришествии Новом
   И совьется петлей Красный Бант
   И змеей поползет по дорогам.
   
   Мы остались присяге верны
   Офицерский погон не тускнеет
   Нас лишили судьбы и страны
   Только честь отобрать не сумели
   Будут плакать по нам тополя
   В старых парках избитой России
   И чужая, другая земля
   Наши русские души не примет
   
   Мы уходим по воле Небес
   Уходя, ни о чем не жалеем
   Нас ломали, как гибнущий лес
   Но дугою согнуть не сумели
   Мы исполнили все, что могли
   Только пройдена точка возврата
   Только снег в бесконечной дали
   И надежда дожить до заката.
   ====================­====================­==============­
   Наши рецензии:
   От Любови Кулагиной
   «Я помню дом»
   Теплое, лиричное стихотворение, которое возвращает нас к тому порогу, от которого начиналась наша длинная дорога под названием Жизнь. Здесь и грусть о невозвратном:
   «Но не вернуть раздаренное детство
   Не удержать запущенных часов
   Оно ушло неслышно и неспешно
   И на прощанье не сказало слов»,
   
   и воспоминание о первых светлых чувствах:
   «И звездопад, и первые терзания
   И краткий вздох томящейся Весны
   И первые волнения в ожидании
   Прихода той, что посещала сны»
   Любой человек может спроецировать всё, что описано в этом стихотворении на себя, поэтому нельзя сказать, что мы наблюдаем здесь что-то новое. И, тем не менее, можно сказать, что стихотворение имеет в себе то важное, о чем готов сказать каждый автор. Я знаю, что многие критики скажут: «Ничего нового и писать об этом ещё раз не стоит». Да стОит об этом писать, стОит говорить об этом не раз, не два и даже не десять раз. Такого рода произведения надо читать нашим подрастающим детям, чтобы, как это не звучит банально, в их сердцах не угасало то чувство, которое мы называем Любовью к Родине, к родному краю, к людям, живущим рядом.
   Много образов, которые, можно сказать, украшают стихотворение, делают его особенным: «легкий бриз разбуженного лета», «таинство оплавленной свечи», «дым сирени в призрачной дали», «звонкий смех весеннего рассвета».
   Относительно техники: рифмовка переррёстная-АБАБ, ритм выдержан (11-10-11-10) за исключением пятой строфы:
   И звездопад, и первые терзания-(12)
   И краткий вздох томящейся Весны-(10)
   И первые волнения в ожидании-(13)
   Прихода той, что посещала сны-(10)
   Если это будет как:
   И звездопад, и первые терзанья –(11)
   И краткий вздох томящейся Весны- (10)
   И первые волненья в ожиданьи-(11)
   Прихода той, что посещала сны.-(10)
   
   Во второй строфе строку «И четкий шаг часов в тиши ночи», я бы прочла как «И четкий шаг часов в ночной тиши», хотя я всегда говорю, что автору виднее
   Успехов Вам, Павел.
   Любовь Кулагина
   
   ====================­====================­==============­================================
   От Зиновия Лернера
   Павел Мантель «Я помню дом»
   
   Стихотворение о светлой грусти, охватывающей при воспоминаниях о детстве, юности. Рифмы, ритм не нарушают благостного чувства при чтении стиха.
   Если непременно нужно сделать какие-нибудь замечания, то можно назвать одну (всего одну!) ассонансную рифму: детство – неспешно.
   Кроме того, в пятой строфе я бы (чтоб не нарушать ритм) заменил бы «терзания» на «терзанья», а «в ожидании» на «в ожиданьи».
   
   Тема, конечно же, не новая. Вспоминается (сравните с 7-ой строфой):
   
   Оно уйдёт неслышно,
   Пока весь город спит,
   И писем не напишет,
   И ввряд ли позвонит...
   
   Но я не считаю это недостатком. Есть вечные темы, к которым хочется прикоснуться каждому. В таких случаях добиться 100%-ной новизны практически невозможно...
    Зиновий Лернер
   --------------------­--------------------­-----------­
    Павел Мантель "Уходим,"
   
   Очень лиричное стихотворение, красивые образы (Солнце Мертвых , восставши из тьмы / Вознесется в кровавой карете, И совьется петлей Красный Бант / И змеей поползет по дорогам...)
   
   Мне кажется, что использование не только Павлом, но и другими авторами (см. интернет) выражения «точка возврата» можно оспорить. Есть много «точек возврата» и только одна «точка невозврата», после которой возврат в исходное положение невозможен.
   
   Зиновий Лернер
   ====================­====================­==============­===============================
   От Марины Матюши
   Я помню дом.
   Главный образ стиха - это дом, в котором всё до боли знакомо. С ним связано множество трепетных воспоминаний. Они уже не повторяться и этот факт вызывает у автора произведения грусть.
   В стихотворении преобладает женская рифма, использована лексическая анафора. Рифмовка перекрёстная.
   Прочитав произведение, вспомнила свой домик в деревне, с которым тоже много всего связано.
   В общем, стих отличный. Единственное, что смутило слово сочетание "раздаренное детство". На мой взгляд, детство просто быстро проходит. Его нельзя раздарить.
   .-------------------­--------------------­---­
   "Уходим" посвящения атаману Дутову
   Первое, что бросается в глаза - это жанр произведения (авторская песня). Но ведь мы здесь не песенные произведения рассматриваем, а стихи. Поэтому мне кажется лучше подойдёт жанр - гражданская лирика.
   В произведении, как я поняла, описываются события 1919 - 1920 гг. прошло много лет и парни, уже другой страны, остаются верными присяге. В них также теплится надежда дожить до заката.
   В произведении преобладает мужская рифма и восьмистишная схема рифмования (третья по популярности после четырёхстишной и шестистишной). Как и в прошлом стихотворении для большей выразительности использована лексическая анафора. К грамотности вопросов нет.
   Выбранная тема свидетельствует о начитанности автора, что не может не радовать
   Марина Матюша
   ====================­====================­==============­=============================
   От Владимира Чекайды
   Рецензия на стихи П. Мантеля «Я помню дом».
    Что ж, ностальгия есть ностальгия. Удачи. Оценка – хорошо.
   Стихи о том, что о прошлом либо ничего, либо хорошее.
   Не совсем удачные сочетания:
    «Детство раздаренное». (почему раздаренное? Кому?).
   «Года разлитые». (что-то не представляется).
    «Смех звонкий». (он всегда звонкий, особенно в воспоминаниях).
   «Сладкая истома». (здесь я имею в виду, что слишком уж приевшееся сочетание).
    Неточность: Свет в окно струится всегда с потерями. (Извините, я физик).
   А в основном хорошо).
   --------------------­--­
    Рецензия на стихи П. Мантеля «Уходим».
   Небольшая неточность: в одном месте «потертые погоны», в другом «Офицерский погон не тускнеет».
   «Мы уходим по воле Небес» - если считать, что волю небес исполняли большевики, то да.
   «Уходя, ни о чем не жалеем» – а вот это, по моему, неверно.
    «Дугой согнуть» - как-то не очень.
    Сравнение красного банта с петлёй и со змеёй – хорошо.
   Резюме: история хороша тогда, когда о ней помнят. И за это спасибо.
    P. S. Нет худа без добра. Зато родились стихи:
   Муки творчества.
   Пишу теперь все вечера стихи,
   (Вот наконец-то выпивки не стало),
   И настроенье стало неплохим
   И сердце часто биться перестало.
   .
   Жена уж не ругает за сонливость,
   Кода у телевизора сижу.
   Вот что-то в мыслях появилось,
   Но что – об этом я чуть ниже напишу.
   
   Лишь намекну слегка об этой тайне:
   Писать стихи немедля отложу
   Когда бы что-нибудь нашлось случайно…
   
   А уж закуску я сооружу.
   Послезавтра я ухожу в экспедицию на Чёрное море. В Геленджик. Вернусь 17 августа.
   и ещё: Маятник размеренно качается,
   Чуть хрипит приёмник в тишине
   Что на море всякое случается
   Не расскажет человек жене.
   
   Оглядит со вздохом стены в комнате
    Расставаясь с домом и семьёй.
    Улыбаясь, скажет просто: «Помните»,
   И шагнёт, закрыв проём спиной
   С уважением, Владимир!
    ====================­====================­==============­===============================
   От Сергея Александрова
   Я ПОМНЮ ДОМ
   
   Я помню дом, где все теплом согрето,
   Где свет в окно струится без потерь,
   Где легкий бриз разбуженного лета
   Вливается в незапертую дверь.
   
   Все в доме том мне близко и знакомо –
   И четкий шаг часов в тиши ночи,
   И в жаркий полдень – сладкая истома,
   И таинство оплавленной свечи.
   
   Здесь звонкий смех весеннего рассвета;
   Последний взмах осеннего листа…
   Здесь светлое безоблачное лето –
   И чистая морозная зима;
   
   Здесь первый стих – и первая тревога;
   И дым сирени в призрачной дали –
   И до нее туманная дорога…
   И запахи нетронутой земли,
   
   И звездопад, и первые терзания,
   И краткий вздох томящейся Весны,
   И первые волнения в ожидании
   Прихода той, что посещала сны…
   
   Но – не вернуть раздаренное детство,
   Не удержать запущенных часов.
   Оно ушло – неслышно и неспешно.
   И на прощанье не сказало слов…
   
   И не позвать ушедшего рассвета,
   И не собрать разлитые года…
   Я помню дом, где поселилось лето:
   Оно там задержалось навсегда.
   
   «Куда уходит детство?..»
   Павел, здравствуйте.
   Не Вы первый пытаетесь ответить на этот вопрос.
   Не Вы первый ворошите свою память, вспоминая свой родной дом, свои детские и юношеские года, как бы пытаясь – хотя бы мысленно – вернутся в то время.
   Увы.
   Всего того, что там, когда-то и где-то, было впервые – и потому так впечаталось в память – уже нет. Всё ушло в прошлое.
   И ностальгическое по своей сути стихотворение только лишнее тому подтверждение.
   Но – всё таки, всё же…
   Лёгкие, печально-светлые стихи…
   Павел, вы совершенно пренебрегаете знаками препинания – запятыми, тире, точкой с запятой, даже – просто точкой.
   Может – это Ваша манера письма?
   Только вот в этом (да и в следующем Вашем произведении), мне кажется, знаки препинания всё-таки необходимы. При классическом (не авангардном, не каком-либо экспериментальном) построении Вашего стиха они прямо-таки просятся в строчки произведения.
   Поэтому в самом начале, перед своими рассуждениями, я взял на себя смелость поставить эти все точки с запятыми туда, где они, по моему мнению, должны быть.
   Если что – не обращайте на это внимания – ведь я не последняя инстанция. Да и Автор – Вы, а не я…
   Ну, ещё некоторые рифмы «подкачали» - например:
   Листа – зима; детство – неспешно.
   Некоторые – достаточно «просты», что, хотя, совсем не умаляет притягательности самого стиха.
   Но, я думаю, можно было бы ещё чуть поработать над ними.
   Вдохновенья и творческих удач Вам в Дальнейшем.
   С уважением, С.А.
   ___________
   Павел, ещё раз – здравствуйте.
   Трудно очень судить о таком стихотворении сразу с Трёх (как минимум) позиций:
   1. С позиции моего отношения как к самому атаману Дутову, так и к вообще – Белому движению на Южном Урале и в Сибири.
   2. С позиции отношения самого Автора к личности и деятельности атамана, в частности, и к его роли в Белом движении, вообще.
   3. С позиции художественно-литера­турной­ оценки самого произведения.
   Поэтому не буду сейчас полемизировать с Автором по первым двум пунктам (может, как-нибудь в следующий раз?) – ведь речь в стихотворении идёт о реальной Исторической Личности, и о неравнодушии к этой Личности самого Автора.
   Займёмся филологией, грамматикой и синтаксисом.
   С последнего – в этом стихотворении знаков препинания поболее, чем в предыдущем – но их всё равно «не хватает». Подумайте на этот раз сами – куда, что и как ставить. А где – убрать… Как бы – работа над ошибками. Хорошо?
   Над некоторыми рифмами можно – и нужно было бы и поработать:
   Новом – дорогам; тускнеет – сумели; России – примет; жалеем – сумели.
   С точки зрения грамматики – произведение написано грамотно, словарный запас автора достаточно велик, присутствуют метафоры, гиперболы, а так же ненавязчивые посылы к некоторым известным произведениям.
   Замечателен рефрен:
   «Только снег в бесконечной дали
   И надежда дожить до заката.»
   Как бы закольцовывающий стихотворение, придающий ему чётко огранённую завершённость.
   Само произведение исполнено торжественно-лиричес­кой­ тональности, присуща неявная, с нотками сожаления и обличения, декларативность.
   Читается легко, ритмично. В первом катрене даже чувствуется топот копыт едущего по степи эскадрона (может, начало «Голодного похода»?).
   Стихотворение обладает выраженной самобытностью, неординарностью, что указывает на несомненный талант Автора.
   За сим разрешите откланяться.
   К Вашим услугам, С.А.
   ====================­====================­==============­===========================================
   От Ильи Морозова
   Здравствуйте, Павел! Получил удовольствие от чтения Ваших стихов.
   «Я ПОМНЮ ДОМ»
   На мой взгляд, лирический стих автора отражает его переживания, мысли и чувства, вызванные, видимо, воспоминаниями о его родном доме, где прошли детство, отрочество, юность автора, а так же запали в душу впечатления его молодости и т. д. Как мне кажется, в этом смысле, стих удался, хотя сюжетная линия несколько витиевата…
   Мысли, чувства, переживания автора (в данном случае, лирического героя), выражены в его стихотворении.
   В 5-м куплете стихотворения в 3-й строке, на мой взгляд, автору следует уделить внимание ритму стиха. Рифма, по-моему, согласована с ритмом и неплохо подчёркивает его, хотя нет пределов для совершенства…
   Читая Ваше стихотворение, Павел, я вспомнил дом моего детства, который пробудил во мне давно забытые переживания…
   На мой взгляд, автору следует уделить внимание пунктуации. Не просто говорить о стиле автора, мировоззрении, не углубившись в его творчество. В данном стихотворении ощущаются ностальгические мотивы и просматривается, как мне кажется, романтическая натура автора. Хотя, может быть, я и ошибаюсь…
   Павел, Ваш стих напомнил мне известную в оные времена песню о «…крыше дома моего…»… Думаю, Вы к этой песне тоже не безразличны.
   Вкусив «аромат воспоминаний», захотелось «вставить и свои пять копеек»:
   БЕГСТВО ОТ ГОРОДСКОЙ СУЕТЫ
   Заря, словно диво, из ночи явилась,
   Плакучая ива росой освежилась,
   Пробившись сквозь кроны, стал зайчиком луч –
   Родительский дворик был свеж и пахуч!
   Просились в объятья живые цветы –
   Я вырвал миг счастья из пут суеты:
   Попив из колодца, умывшись, как в детстве,
   Бежал от забот я под кров малолетства!..
   Илья Морозов
   ------------------
   «УХОДИМ»
   Стихотворение впечатляет! Находит отклик в душе! Звучит и даже, действительно, возникает желание гармонизовать его, музыкально оформить… Но, всё же, выскажу несколько субъективных пожеланий и соображений.
   На мой взгляд, «авторская песня» «Уходим» напоминает так же стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Но авторское – святое!
   Обобщающий образ «дутовцев» дан в развитии с элементами психологизма, эмоционально, образно…
   Илья Морозов
   ====================­====================­==============­===================
   От Михаила Лысенко
   Я помню дом
   Прекрасный стих, Павел, и красивые строки. Искать ошибки у тех, кто умеет писать? С моей-то грамотностью? А если красиво – к чему «выискивать»? Строки льются, как … свет в окно струится… Главное все зримо и все «осязаемо»:
   … Где легкий бриз разбуженного лета
   Вливается в незапертую дверь …
   … И в жаркий полдень сладкая истома…
   … Здесь светлое безоблачное лето
   И чистая морозная зима …
   … И первые волнения в ожидании
   Прихода той, что посещала сны …
   --------------------­--­---
   "Уходим," посвящение атаману Дутову
   Хотя я и на другой стороне (с красным бантом), но ох как эти строки можно любить любой стороне. Главное верность и честь. И до конца!
   Не согласен со строкой: … Мы уходим по воле Небес
   Уходя, ни о чем не жалеем… - не жалеем- да! Но уходим по своей только воле.
   А стихи душевные
   Михаил Лысенко
   ====================­====================­==============­===============================
   Рецензии на произведения Павла Мантеля - Ол Томский.
   Добрый день, Павел, уважаемые коллеги!
   «Я помню дом»
   Планета детства, ностальгия по родному дому, «где всё теплом согрето». Достаточно проникновенные строки с верно подобранной элегической интонацией. Похоже, в какой-то момент тоски по этому времени прошлое преобразилось в сознании ЛГ в идеальную территорию памяти о безвозвратно ушедшем счастье…
   Пятистопный ямб, с традиционными и неточными рифмами (листа – зима, детство – неспешно), в данном случае перекрестными – АБАБ.
   При этом множество неточностей, смысловых натяжек:
   - легкий бриз… вливается в незапертую дверь. Влиться что-то может только в открытую дверь, в незапертую, но закрытую – вряд ли, если только просочиться. Кроме того, бриз – это специфический ветер (морской) и, если он вливается в дверь, то это дневной бриз, а дом стоит непременно на побережье. Однако о море, или озере речь в стихотворении не идёт.
   «Где свет в окно струится без потерь» – значит окно, как минимум, открыто настежь. Если окна и двери открыты, то вряд ли дом будет теплым – т.к. он практически весь продувается на сквозняке…
   «Разлитые года» – время течет, но года сменяются, разлитые года – речевой недочет.
   «Звонкий смех весеннего рассвета» - антропоморфизм, по-моему, даже для весеннего рассвета это очень яркая краска, смех сам по себе - одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки. Звонкий смех – хохот, это наверно, когда тебя за пятки кто-то долго щекочет. Имхо, рассвет, пусть даже и весенний, этого сделать не может.
   «таинство оплавленной свечи» - натяжка, в чём может быть это таинство не понятно.
   «Последний взмах осеннего листа» - взмах - движение вверх или в сторону (обычно о крыльях птицы или руке) скорее всего, имелся в виду, полет осеннего листа.
   Здесь звонкий смех ВЕСЕННЕГО рассвета
   Последний взмах ОСЕННЕГО листа
   Здесь светлое безоблачное ЛЕТО
   И чистая морозная ЗИМА
   Здесь явно перепутались времена года: сначала безоблачное ЛЕТО, и только потом взмах ОСЕННЕГО листа.
   Далее стихотворение наполняется стандартным романтическим флёром, с расхожими штампами в виде: дыма сирени, дальней туманной дороги, звездопада, терзаний и волнений… о той, что посещала сны.
   - «раздаренное детство» - раздарить - раздать (многое) в качестве подарков; детство одно и его практически невозможно раздарить – увы, это не конфеты из новогоднего подарка;
   - «запущенных часов» - запу́щенный от запустить (болезнь), находящийся в запустении, упадке вследствие отсутствия ухода (запущенный сад). Часы, как правило, заводят, то есть правильнее сказать - заведённые часы.
   И в финале стихотворения, раз уж: «Не вернуть», «Не удержать», «Ушло неслышно и неспешно», «И не позвать», «И не собрать» то после фразы «Я помню дом, где поселилось лето» логичнее написать, «Но там не задержалось навсегда», так как речь, скорее всего, идет об утрате.
   --------------------­--­
   "Уходим," посвящение атаману Дутову (авторская песня)
   Хорошее патриотичное и трогательное стихотворение. Как песню я её, к сожалению, не услышал.
   Тема: уроки доблести и патриотизма славного русского воинства, реабилитация Белого движения.
   К сожалению, и в этом стихотворении, как и в предыдущем, имеются некоторые неточности и смысловые натяжки:
   - «в бездонную степь» - бездонный - 1. Не имеющий дна. 2. перен. Очень глубокий. // Очень вместительный. 3. Беспредельный (о небе, дали, пространстве). // перен. Выразительный, глубокий (о взгляде, взоре). 4. перен. Неисчерпаемый.
   Степь – бескрайняя, безоглядная… но не бездонная.
   - «И Россию свою унесем на потертых погонах» – имхо, на погонах можно унести только пыль российскую, Россию унести можно в сердце, в душе, в памяти…
   - «в красных сполохах бесится Смерть» - сомнительно, что может беситься объективная реальность, частью которой и является Смерть. Бесится кто-то (что-то) от чего-то - человек, животное, явление природы.
   - «Будут плакать по нам тополя» - не понятно, почему такая честь отдана только тополям, хотя «плачут», чаще говорят о берёзах, («то плачут берёзы, то плачут берёзы»).
   - «И совьется петлей Красный Бант, И змеей поползет по дорогам» - если совьётся петлёй, то уж вряд ли поползёт…
   - «И чужая, другая земля» - чужая и другая это синонимы.
   Есть и другие натяжки.
   Вывод: очень неплохие произведения, и очень жаль, что они не до конца отшлифованы автором.
   С уважением, Ол Томский
   ====================­====================­==============­=====================================
   От Наринэ Карапетян
   "Уходим"
   Об этом стихотворении пишу в первую очередь, потому что оно больше понравилось. Написано в традициях белоэмигрантской поэзии, которая все же не заглушает собственный голос автора. Я так понимаю, что в стихотворении описан момент, когда войско атамана Дутова покидает Семиречье, последний оплот в российской земле, и уходит в Китай. Там через год самого Дутова убьют. И эта мелодия рока, обреченности звучит в стихотворении, проявляется в системе образов. До мурашек пробирают такие строчки:"
   "Солнце Мертвых , восставши из тьмы
   Вознесется в кровавой карете
   Беглым залпом расстрельных команд
   Возвестит о пришествии Новом
   И совьется петлей Красный Бант
   И змеей поползет по дорогам.
   Этот красный бант, символ большевизма, который ползет, извиваясь, противостоит в поэтике автора другому образу - белого воинства, которое "ломали, как гибнущий лес
   Но дугою согнуть не сумели"
   Много литературных аллюзий (к Новому Завету, книгам И. Шмелева, песенной традиции русского офицерства) добавляют стихотворению глубины. В смысле формы оно вполне профессионально (знаки препинания не обсуждаем за их отсутствием).
   Попутно хочется высказать одно свое соображение на описываемую тему. Читала поздние вещи Набокова, и там есть эпизод: спустя десятилетия после революции в таком "постдворянском гнезде" собрались послушать музыку. Перечисляются многие известные романсы, между которыми вдруг затесалось окуджавское "Надежда, я вернусь тогда..." И я перечитала его новыми глазами, потому что если не знать, что у самого Булата Окуджавы отец и мать были пламенными коммунистами и сражались в Красной Армии, то это стихотворение, песня могло бы быть написано как красным, так и белым... Может быть, в этом тоже есть некий итог истории?
   
    --------------------­--­--------------------­--­--
   "Я помню дом"
   Стихотворение красивое, благозвучное. Из образов выделю "бриз разбуженного лета" - это хорошо. Не очень поняла, почему детство "раздаренное"? Мне всегда казалось, что детство - пора собирания. Но одновременно есть и более предсказуемые, не скажу затертые, но часто употребляемые определения. То ли от этого, то ли от ритма, но в целом стихотворение вызывает впечатление вторичности, заемности чувств. Может быть, виновата эпоха, которая россиянам последние ...дцать лет отмеряла совсем иное детство. Не знаю...
   К каждому автору подходишь с особой меркой. Поэтому в случае с Павлом, у которого есть истинная поэтичность чувств, хорошая техника, и планка оценки выше. Я желаю ему творческих успехов и еще, может быть, интереса не только к прошлому, но и настоящему.
   С уважением. Наринэ
    ====================­====================­==============­=============================================
   От Александра Зрячкина
   
   Уходим,"посвящение атаману Дутову
   На рассвете уходим …
   В чужую, бездонную степь
   И Россию свою унесем на потертых погонах
   За спиной, в красных сполохах бесится Смерть
   На руинах святынь разоренных…
   Мы исполнили все, что могли
   Только пройдена точка возврата
   Только снег, в бесконечной дали
   И надежда дожить до заката.
   Мы уходим, мосты сожжены
   Ночь растает в тревожном рассвете
   Солнце Мертвых , восставши из тьмы
   Вознесется в кровавой карете
   Беглым залпом расстрельных команд
   Возвестит о пришествии Новом
   И совьется петлей Красный Бант
   И змеей поползет по дорогам.
   Мы остались присяге верны
   Офицерский погон не тускнеет
   Нас лишили судьбы и страны
   Только честь отобрать не сумели
   Будут плакать по нам тополя
   В старых парках избитой России
   И чужая, другая земля
   Наши русские души не примет
   Мы уходим по воле Небес
   Уходя, ни о чем не жалеем
   Нас ломали, как гибнущий лес
   Но дугою согнуть не сумели
   Мы исполнили все, что могли
   Только пройдена точка возврата
   Только снег в бесконечной дали
   И надежда дожить до заката.
   Внимательным образом ознакомившись со стихотворением «Уходим»
   Павла Мантеля, хотелось бы отметить его песенный, можно даже сказать,
   романсовый характер. Почему-то на определённом этапе возниклиассоциации с композицией Игоря Талькова «Бывший подъесаул» - схожий
   сюжет, те же времена…
   С позиций технических – в нескольких местах ломается размер. И
   ломается сильно. Но спасением в этом случае и становится гитара и
   музыкальное сопровождение, вместе с которым слова Мантеля обретают
   новый, сильнейший смысл. И этот смысл становится тем очевиднее, чем
   чаще обращаешься к тексту как к песенному.
   Александр Зрячкин
Мантель Павел[11.07.2014 15:21:20]
   Добрый день !Уважаемые коллеги,благодарю вас за подробный разбор произведений.Порадов­ало,­ что не только хвалили ,но и покритиковали.Значит­ не остались равнодушными.Обязате­льно­ отвечу на каждую рецензию.
   Павел Мантель.
   
   Любови Кулагиной.
   
   Спасибо за рецензию.Конечно существуют "вечные" темы. И любое новаторство ...это опять оттуда.Даже "черный квадрат" Малевича))).И я думаю,что именно "вечные темы" и интересны людям.Потому что это про них.Что касается некорых проблемм с размером.Это текст песни...а это согласитесь несколько иной жанр)))
   
   Зиновию Лернеру.
   
   Спасибо за рецензию.Термин " точка возврата" ...действительно терзает многие умы.Думаю так: если точка возврата пройдена" (как в тексте), то возврата действительно нет.""Точку невозврата" надо еще достигнуть.
   Сожалею, что не смог принять участие в рецензировании Ваших произведений.Был в отъезде. Понравилось . Легкая ирония очень украсила темы.
   
   Марине Матюше.
   
   Спасибо за рецензию. Детство "раздаренное".Наверн­ое­ это мои ассоциации.Спешили вырости )))дарили свои игрушки ,велики и клюшки и т.п атрибуты детства младшим.Рад что напомнил Вам о своем доме.Может в этом смысл .
   
   
    Владимиру Чекайде.
   
   Спасибо за рецензию!
   ((Детство раздаренное». (почему раздаренное? Кому?).
    «Года разлитые». (что-то не представляется).
    «Смех звонкий». (он всегда звонкий, особенно в воспоминаниях).
    «Сладкая истома». (здесь я имею в виду, что слишком уж приевшееся сочетание).
    Неточность: Свет в окно струится всегда с потерями. (Извините, я физик).))
   
   И все таки это поэтическое произведение.А поэзия- не точная наука.Поэтому здесь важны образы, запахи, и ощущения.Я кстати то-же не учился этому мастерству))))Я техник.
   
   ((Небольшая неточность: в одном месте «потертые погоны», в другом «Офицерский погон не тускнеет».
    «Мы уходим по воле Небес» - если считать, что волю небес исполняли большевики, то да.
    «Уходя, ни о чем не жалеем» – а вот это, по моему, неверно.
    «Дугой согнуть» - как-то не очень.))
   
   Офицерские погоны и потертые не тускнеют - это образ верности присяге.
   А какая была воля небес ....значит такая и нам знать не дано.
   Не жалеют потому , что не согнулись дугой, а боролись до последнего.Рад, сподвиг Вас на написание нового произведения.
   
    Сергею Александрову.
   
   Спасибо за рецензию.Я однажды решил не заморачиваться со знаками препинания.Еще очень давно.В школе))) У меня всегда было 5 по содержанию и 2 за орфографию))))В сочинениях.Ну это шутка.
   Дело еще в том, что все мои стихи -это тексты моих песен. А здесь согласитесь несколько иное отношение к паузам и рифмам.когда идет интонационное ударение не на слог , а на звук.Спасибо за правку.Обязательно воспользуюсь плодами Вашего труда.)))
   
   Что касается атамана Дутова или Колчака ( есть и такая песня))- можно спорить до хрипоты.Это вопрос веры . И только.
   
   
   
    Илье Морозову.
   
   Спасибо за теплые слова! И кошке ласка приятна))))
   Посвящение Думову уже положено на муз. форму.Вернее наоборот .Сначала была музыка.Она и родила текст.
   Даю ссылку:
   http://www.chitalnya.ru/work/679073/
   
   Михаилу Лысенко.
   
   Спасибо за рецензию. Очень рад , что стих рождает образы и картинки.И собственные ассоциации. Это дорогого стоит)))
   
   (("Уходя, ни о чем не жалеем… - не жалеем- да! Но уходим по своей только воле.")) -
    Есть такая мудрость - Хочешь рассмешить господа, расскажи о своих планах)))Все под небесами по его воле.
   
   
   Олу Томскому.
   
   Спасибо за рецензию. Не буду спорить с Вами .Многое совершенно правильно сказано . Но это не инструкция по пользованию дверьми , окнами и весенним рассветом.))))Смею полагать , что это все-же поэзия .
   
   
   Наринэ Карапетян
   
   Спасибо за рецензию. Очень порадовался "мурашкам ".Это ценно.
   
   
   Александру Зрячкину.
   
   Спасибо за рецензию. По поводу размера.Это определяется самим способом написания произведения. Сначала появляется музыка.Далее уже она диктует тему.Я очень мало пишу стихов.В основном это тексты положенные на музыку.
Зиновий Лернер[11.07.2014 15:51:55]
   http://ru.wikipedia.org/wiki/A2BE87BAB0_B2BEB7B280B082B0
   Точка возврата:
   • В теории катастроф, теории управления — максимальное временно́е или дистанционное удаление объекта (самолёта, корабля, машины, человека) от места отправления для гарантированной возможности вернуться.
   
   http://ru.wiktionary.org/wiki/82BE87BAB0_BDB5B2BEB7B280B082B0
   то́ч-ка не-воз-вра́-та
   1. критическая черта, точка (рубеж), после перехода которой нет возможности возвращения к исходному состоянию, нельзя вернуться назад, см. перейти Рубикон
Мантель Павел[11.07.2014 17:02:04]
   Значит точка возврата она же и есть точка невозврата.)))Если она пройдена - становится точкой не-воз-вра-та))))
Мантель Павел[11.07.2014 17:02:53]
   Она потому и точка.
Зиновий Лернер[11.07.2014 18:37:18]
   Для наглядности:
   Подходит человек к мосту, который в любую минуту может быть разрушен - точка возврата.
   Перешёл через мост - точка невозврата (если не спохватился и не побежал назад).
Ол Томский[11.07.2014 17:19:36]
   Согласен, Павел, что стихи «не инструкция по пользованию дверьми , окнами и весенним рассветом». Конечно, Ваши стихи – это, несомненно, поэзия, и я уважительно отношусь к Вашим произведениям. Единственное, что я хотел сказать, что они могут быть лучше. Участвуя в обсуждении стихотворений членов гостиной (всего пару месяцев), мне стало многое понятней, особенного, когда смеряешь свою излишнюю прыть, и убираешь клыки, воспринимая полезный конструктив, то где-то мозжечком понимаешь, что нет дыма без огня, а значит здоровая реакция на критику - лучший гарант того, что в дальнейшем подобного не допустишь. Очень важно чтобы наши произведения кто-то читал, тогда при авторском повторном прочтении смотришь на многое уже другими глазами – а это очень полезно.
   С уважением, Ол Томский.
Мантель Павел[11.07.2014 17:36:41]
   Я понимаю, что критика полезна. И нет предела совершенству."Я помню дом" был написан пять лет назад, когда я только начал писать песни.И может быть чрезмерно насыщен образами.Может быть. В любом случае примите мою благодарность за критику.
Любовь Кулагина[11.07.2014 19:39:24]
   Павел, я выставила в основной пост рецензию от Александра Зрячкина. Посмотрите.
Илья Морозов[11.07.2014 19:50:41]
   Уважаемые коллеги! Ваш не безынтересный разговор о точке ("точке возврата", " точке невозврата") показался мне несколько приближенным к научной плоскости. Но языком искусства, литературы, поэзии является не абстрактное понятие, закон, закономерность, присущие науке, а многоликий художественный образ. И поэтому Вы возбудили у меня желание перевести разговор о точке в плоскость поэзии. Да и, кроме всего прочего, точка - это ведь один из знаков пунктуации.
   
   О "ТОЧКЕ"
   Я ненавижу с детства точку:
   Она – мистерия конца!
   Она мертвит живую строчку,
   Страшит и старца, и юнца!
   Она не терпит восклицаний,
   Её не радует “вопрос” –
   Ей в тягость возгласы признаний,
   Философический курьёз…
   Пред многоточием склоняюсь:
   Оно влечёт в безбрежный мир,
   Где “блудный сын”, греша и каясь,
   Пронзает рифмами эфир!
   
   Удачи!..
Зиновий Лернер[11.07.2014 21:20:26]
   Я с детства не любил овал!
   Я с детства угол рисовал!
Ол Томский[11.07.2014 23:56:08]
   Илье Морозову
   
   От строчки и до точки
   
   Пронзая рифмами эфир,
   Страша и старца, и юнца,
   Поэт идёт в загробный мир,
   Хоть не чувствует конца…
   
   Поэт живет волшебной строчкой,
   Но в ней единственный курьёз,
   Он никогда не ставит точку,
   Лишь многоточье и вопрос..?
   
   Литреды стиль сей прославляли,
   Да, автор прав - оригинал,
   И точки сами расставляли,
   Чтоб он соавторство признал.
Зиновий Лернер[12.07.2014 10:43:35]
   Зачем нам знаки препинанья
   Незавершённые прекрасны строчки
   В них бесконечности признанье
   Писать бы вечно и не ставить точки
Илья Морозов[12.07.2014 13:19:16]
   Уважаемые коллеги! Пунктуация – это ведь не формальные знаки – это многоликие эмоции, паузы, подтексты и т.д.!.. Я полагаю, что литературные произведения выиграли бы, стали «богаче», если бы мы деликатнее относились к знакам пунктуации. Но, действительно, такие известные поэты как С. Есенин, В. Хлебников и др. тоже своеобразно понимали пунктуацию.
   От души желаю всем творческих успехов! С уважением, Илья.
Ол Томский[12.07.2014 21:20:33]
   Последний Вздох
   
   Исписанный лист – промокнул подсознанье,
   Теряю сознанье - исписанный лист…
   
   Цепляться за память? Благие денёчки!
   Исправить, измять и - расставлены точки…
   
   Глотаю последние капли рассудка:
   «Быть может, в траве прорастёт незабудка?!»
   
   Ну, что же последнее, может быть строчка?
   Но только не память, но только не… (точка)
Мантель Павел[17.07.2014 06:54:23]
   Уважаемые Леди и Джентльмены!
   
    Объявляю заседание Английского клуба закрытым. Искренне благодарю всех за плодотворное сотрудничество.
   
    С пожеланием творческих удач!
   
    Павел Мантель.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта