Гостиная № 1 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Для поэзии: Написание рецензии на стихотворение - процесс индивидуальный. Тем не менее, есть несколько составляющих, которых стоит придерживаться. 1. Техника написания. Здесь обратите внимание на рифмовку и ритмику. a. Что бы не говорили, стихотворение, в котором есть рифма - а тем более красивая, неожиданная - доставляет удовольствие и просто читателю, и рецензенту. Указывайте автору на слабые или избитые рифмы, на обилие глагольных рифм, чем грешат все начписы. Каждый случай такой рифмы не преступление, но если стихотворение состоит только из них - это плохо. Не стесняйтесь предлагать свои варианты рифмовки. b. Не менее важно прочесть произведение без запинки, на одном дыхании. Ритм - это база стихосложения, то, что отличает стихи от прозы. Начинающему рецензенту будет достаточно подсчитать количество слогов в рифмующихся строках. Более продвинутые будут оперировать стопами. Самые опытные рассмотрят строку - наиболее важную самостоятельную ритмическую единицу. Лучше всего действовать наглядно - привести схему стиха, то есть чередование ударных и безударных слогов. Если каждая строка будет разбита на слоги, сразу выявятся все огрехи. И снова: подскажите автору как переделать ту или иную строку. Часто использование инверсии решает проблему ритма. Однако, не стоит слишком увлекаться и этим приемом. Поскольку мы все здесь учимся, такой процесс принесет пользу и автору, и читателям. Указывайте автору на несовпадение ритмического ударения со словарным, если таковое имеет место. 2. Следующим важным условием хорошего произведения является язык стихотворения. Применение автором литературных приемов, тропов, риторических и стилистических фигур обогащает его творение, заставляет читателя задуматься. Излишне говорить, что рецензент должен как минимум понимать эти термины. Определите, не использует ли автор стилизацию, и нет ли слов, выпадающих из оборотов речи, характерных для данного стиля. 3. Если рецензент чувствует себя достаточно уверенным в области грамматики, пусть укажет на ошибки, хотя в случае пунктуационных неточностей, и можно попасть впросак. Лучше всего позвать на помощь стражей грамматики. 4. После того, как вы "разобрались" с начинающим автором, отвлекитесь от всего, что наговорили и постарайтесь определить,какую мысль автор хотел донести до читателя, для чего было написано стихотворение. Посмотрите, соответствует ли его смысл названию, соблюдается ли какой-либо логический ряд от начала и до конца произведения - то, что в прозе называется сюжетом. Попытайтесь найти сильные стороны стихотворения, увидеть индивидуальность автора, сравнить, по возможности, его творчество с произведениями известных поэтов. |
| 1. Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская. 2. Сюжет: есть сюжет: образы событий (...каких именно...); без сюжета: образы чувств (...). 3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: а) Композиция: размер, рифма, ритм. * Размер: _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; '_ _ _ дактиль; _ _' _ амфибрахий; _ _ _'анапест. * Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая. б) Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: * эпитет - художественное определение; *сравнение; *аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; *ирония - скрытая насмешка; *гипербола - художественное преувеличение; *литота - художественное преуменьшение; *олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; *метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; *параллелизм. в) Стилистические фигуры: * повторы/рефрен; *риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; *антитеза/противопоставление; *градация - например: светлый - бледный - едва заметный; *инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; *умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. г) Поэтическая фонетика: *аллитерация - повторение одинаковых согласных; *ассонанс - повторение гласных; *анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; *эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. д) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. 4. Образ лирического героя, авторское "Я". 5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 6. Жанр: Эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. _________________ Ю. М. Лотман "Анализ поэтического текста" [Лотман 1972] |
|
|