Гостиная № 1 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Рада приветствовать вас на очередном заседании Клуба. Представляю работы Александра Зрячкина. Пешка Когда решалась на пробежку По непроторенным местам, Она другим казалась пешкой, Её жалели тут и там: Мол, вот, такая молодая, А рвётся в беспощадный бой, Где лишь фиаско ожидает С любою целью и судьбой... Она в ответ смеётся звонко И отвечает - поглядим. Быть может, станет чемпионкой - Всегда даётся шанс один... Играют в песочницах дети... Играют в песочницах дети И взрослые тоже играют, Вот только игрушек на свете Подросшие не выбирают. Расписана жизнь по минутам, Серьёзными кажутся игры, Но мечутся люди, как будто По клеткам голодные тигры. А клеток всё чаще и чаще Уже не хватает на свете. Кому не хватило - пропащий, А, может, свободный как ветер... ______________________________________________ Рецензии Игоря Колесникова: Пешка Первый раз, как мне кажется, открываю стихи этого автора. И я приятно удивлён! Ёмко, чётко, логично, понятно, правильно. Глубоко, к тому ж. К рифмам и ритму претензий нет, к грамотности тоже. Стихотворение выполнено на очень высоком уровне! Браво, Александр! Есть небольшая заминка сюжета в стихе, некая неясность. "С любою целью и судьбой..." - вот эта фраза показалась мне неудачной, "мутной". Смысл понятен после некоторого раздумья, но выражен он несколько размыто, что резко контрастирует с чёткостью всех остальных строчек. Что касается эмоционального восприятия, то стих очень понравился, но не тронул. Прочитал, согласился. Нет волнения, переживания, свойственных впечатлению от поэзии признанных мастеров жанра. Души не хватает и эмоций. Играют в песочницах дети... Для меня это стихотворение-близнец первого. Все эпитеты, подаренные мной "Пешке", совершенно подходят и к этому стихотворению. Я тоже соглашусь со всеми словами автора. Заметил пропущенную запятую в конце первой строчки. Пожалуй, некоторое непонимание вызвал образ клеток. На ум приходит сразу несколько ассоциаций - "клетки" социума, обязательств или семейные узы. Последний абзац предыдущей рецензии можно целиком разместить и здесь. Александру хочу пожелать новых интересных идей, воплощённых в стихах! ------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензии Мусы Туякова: В первой работе: «Пешка».Сюжет о молодой, энергичной женщине с достаточной самоуверенностью и индивидуальностью. Написано 4 стопным хореем. Ритмичность соблюдена, рифмы женские перемежаются с мужскими. Замечаний нет. Работа понравилась. Во второй работе. Выполненная 3 стопным амфибрахием, сравнивается судьба детского и взрослого человека. Образные сравнения не высоки, где-то не понятны(почему игрушки взрослые не выбирают? … и жизнь расписана по минутам? Может, автор исходит из своих территорий. Сравнения, что люди мечутся как голодные тигры, а клеток не хватает…, мне тоже не нравится. Вторая работа по сравнению с первой, мне показалось ниже по уровню. ----------------------------------------------------------------------------- Рецензии Анжелики Хорес: Приятное знакомство с творчеством автора)) Стихи со смыслом, философские. Мне понравились. Более детально… «Пешка» «Мол, вот, такая молодая,» - воТТакая, слияние согласных, звучит не айс. Лучше было бы на мой взгляд «Вы, такая молодая». В остальном замечаний нет. «Играют в песочницах дети...» Дети играют лишь в песочницах? И далее по смыслу взрослые тоже играют в песочницах. И почему-то Вы утверждаете, что у взрослых выбора нет. Здесь можно спорить долго. «воТТолько» - сначала слияние согласных, а затем и Толька) Какой Толька? Меня в свое время учили категорически отказаться от слов только (которое воспринимается как Толька) и уж, уже. И Вам советую следовать этому совету)) Не понравилось слово «Подросшие» - и читается тяжело, и по смыслу получается «подросшие взрослые». «Серьёзными кажутся игры, Но мечутся люди,» - «но» как противопоставление предыдущего утверждения. Здесь лучше употребить союз «и». «А клеток всё чаще и чаще Уже не хватает на свете» - всё, уже, чаще, чаще… Не слишком ли много наречий для одного предложения? И корявая какая-то строка. «не хватает» (наст. вр.) и «не хватило» (прош. вр.) нестыковка по времени. Впечатление портят концовки: в обоих стихотворениях их будто нет, нет сильного акцента или он смазан, примите любую их версий. И некая детскость в суждениях, в подаче материала, суждениях. Удачи автору и вдохновения! ------------------------------------------------------------------------------------------ Рецензии Александра Сороковика: Пешка 1. Сюжет. Аллегория о жизни, поданная под видом спорта. 2. Образность. Помимо этой аллегории образности нет, всё видно ясно и чётко. 3. Техника. и 4. Грамотность. Ляпов не обнаружил. 5. Личное восприятие. Интересная аллегория, стихотворение понравилось, но в душу не запало. Где-то показались неудачно построенными фразы, но конкретно поймать эту нескладность не могу, просто общее ощущение. Играют в песочницах дети 1. Сюжет. Тоже аллегория, но с другими атрибутами. 2. Образность.и 3. Техника. и 5. Личное восприятие: Аналогично первому стихо. 4. Грамотность. В целом хорошо. Два раза употреблено сочетание «на свете». И если второй раз оно оправдано, то в первом случае – совсем не к месту, просто для ритма и рифмы. ------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензии Галины Новоселовой: Пешка По теме. Рифмованная мысль. Пешка рвётся в ферзи, надеясь на свои силы, в которые никто не верит. Образность не высокая. К технике претензий нет. Грамотность - автор вправе сам расставлять акценты в своём произведении (относительно знаков препинания). Стихотворение очень простое по рифме и по способу изложения. Личное восприятие: восторга особого нет - "четверка" Играют в песочницах дети... Играют в песочницах дети И взрослые тоже играют, Вот только игрушек на свете Каждый человек выбирает, что ему нужно Подросшие не выбирают. " Играют - выбирает", рифмовка глаголов Расписана жизнь по минутам, Серьёзными кажутся игры, Но мечутся люди, как будто По клеткам голодные тигры. А клеток всё чаще и чаще Уже не хватает на свете. Опять "на свете" Кому не хватило - пропащий, А, может, свободный как ветер... Какое-то зверьё по клеткам мечется! Зачем обобщать всех людей? Образность зашкаливает! Что за клетки, которых не хватает людям? Тема как-то не совсем раскрыта, сложна для восприятия. Возможно, это мужской взгляд на взрослые игры. Мне чего-то не хватило или, наоборот, было слишком много! ------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензии Евгения Агуфа: «Пешка» Когда решалась на пробежку По непроторенным местам, Она другим казалась пешкой, Её жалели тут и там: Мол, вот, такая молодая, А рвётся в беспощадный бой, Где лишь фиаско ожидает С любою целью и судьбой... Она в ответ смеётся звонко И отвечает - поглядим. Быть может, станет чемпионкой - Всегда даётся шанс один... Для оценки этих стихов мне даже не потребовалось, как это часто приходится делать, абстрагироваться от авторства – с творчеством Александра я не знаком, но меня приятно удивила лёгкость, с которой воспринимаются стихи (не говорю, что написаны с лёгкостью, так как это, как правило, обратно-пропорциональная величина). В три четверостишия, не смотря на балластные слова, умещается масса смысловой нагрузки. Порадовали, конечно, и рифмы. Они не уникальны, но в меру точны, ожидаемы, но не избиты, не банальны, хотя, казалось бы, лежат на поверхности. Теперь о видимых с первого прочтения недостатках. Поменьше бы этому стихотворению на единицу площади личных местоимений, да убрать этот «лишь», настолько же довеском к стройности выглядит окончание «-ою» – без всего этого стихи стали бы почти идеальными, если не обращать внимание на то, что тема находится слишком на поверхности. «В мире шахмат пешка может выйти, Если тренируется, в ферзи» ------------------------------------------------------------------------------------- Пешке, понятное дело, не просто Сделаться вдруг всемогущим ферзём – Двести по встречке шоссе двухполосных… Риск вместо жизни, чтоб быть с королём. Пешки в мундирах солдат и матросов Тянут носочек, ладонь у виска… Ими пожертвуют, имя не спросят, День не давая прожить до конца. -------------------------------------------------------------------------------------- «Играют в песочницах дети...» Это стихотворение, в основном, повторяет предыдущее по схеме и уровню, поэтому не буду долго расхваливать, а сразу перейду к недостаткам. Их, почти все, можно отнести к недостаткам сюжетной линии, поэтому удобнее это сделать рядом со строками. Играют в песочницах дети И взрослые тоже играют,__________в песочнице? Вот только игрушек на свете Подросшие не выбирают.__________Я бы и про детей это сказал – что дали, с тем и играешь. Расписана жизнь по минутам, Серьёзными кажутся игры,_________Думаю, что здесь речь уже не про песочницу, а любые игры вне песочницы КАЖУТСЯ серьёзными, причём в любом возрасте. Но мечутся люди, как будто________ «Но» является противопоставлением. Чему в данном случае противопоставляется метания людей? Серьёзности, с которой к каждой игре относится любой, а уж ребёнок в первую очередь? По клеткам голодные тигры._________Откуда взялись клетки? Может быть, имелись в виду рамки, в которые загнан взрослый в своих «играх»?.. Почему «тигры», почему «голодные»? Из контекста напрямую это не следует. Неужели большинство играющих взрослых становятся тиграми по сути?! А клеток всё чаще и чаще Уже не хватает на свете._____________...но почему тогда их не хватает? Это основной вопрос, он же наиболее принципиальный – автор, похоже, сожалеет, что этих клеток не хватает на всех, тогда возникает вопрос, клетки не хватило ему или его другу, или врагу, оппоненту? Кому не хватило - пропащий, А, может, свободный как ветер... _____________Вопрос принципиальный ещё и потому, что совершенно непонятна суть последних строк – автор завидует этой свободе, сожалеет о ней или радуется ей (или за кого-то)? Ох уж эти вопросы? Их столько к этому маленькому произведению, что смысл его написания для меня стал сомнителен. Одно из двух: либо автор не смог выразить то, что хотел; либо в понимании темы такой хаос, что основную мысль сформулировать невозможно. В любом случае, стихотворение видится мне крайне незрелым – так рассуждают дети, которые пытаются выглядеть значительно взрослее своих 12-14 лет, и пытаются сформулировать суть проблемы и пути выхода из неё во взаимоотношениях между мамой и папой. В техническом плане стихотворение, как и первое, почти безупречно, но проблемы смысловой нагрузки практически обесценивают эту технику. ------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензии от Ручиной Натальи: «Пешка» Когда решалась на пробежку По непроторенным местам, Она другим казалась пешкой, Её жалели тут и там: Мол, вот, такая молодая, А рвётся в беспощадный бой, Где лишь фиаско ожидает С любою целью и судьбой... Она в ответ смеётся звонко И отвечает - поглядим. Быть может, станет чемпионкой - Всегда даётся шанс один... Замечательно! Образность и лаконичность. Философия через край. И все это подано в классической перекрестной рифмовке с чередованием мужских и женских рифм и уместилось в три строфы. Все это чем-то похоже на мои стихи ;) С грамотностью я прошлый раз была как-то не совсем внимательна - вот, что значит отпуск ;) Есть только одна придирка по оформлению прямой речи: И отвечает: "Поглядим". «Играют в песочницах дети...» Играют в песочницах дети И взрослые тоже играют, Вот только игрушек на свете Подросшие не выбирают. Расписана жизнь по минутам, Серьёзными кажутся игры, Но мечутся люди, как будто По клеткам голодные тигры. А клеток всё чаще и чаще Уже не хватает на свете. Кому не хватило - пропащий, А, может, свободный как ветер... И снова хочется Вам аплодировать! Очень разумные мысли. Не согласна только с тем, что подросшие игрушек не выбирают. А как же дома, машины и прочие матблага?) Понравилась провозглашенная идея свободы, свободы нематериального духовно развитого человека. Неточные интересные рифмы, перекрестная рифмовка и все та же краткость меня подкупили. Спасибо, что в очередной раз напомнили о замечательных книгах психолога Бёрнса "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди". С уважением, Плужникова Наталья ------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензии Александрова Сергея: Александр, здравствуйте. По названию стихотворения подумал было, что попал в один из шахматных клубов «Четыре коня». Понял – мыслю мелко. В самом деле – разыгрываемые на 64 черно-белых клетках партии – лишь бледное отражение того, что происходит в жизни. То есть – стихотворение имеет философскую направленность, в котором автор прибегает к аллегориям и метафорам… Не обижайтесь – решил дружескую прозаическую пародию на Ваше стихотворение накатать. Такой вот "стих напал"… «…В общем – метафорическо-аллегорическая история. Дютюхтив. А в конце, могет быть – и любофф.. И вот с этого-то боку, так сказать – с этого аспекта, мы имеем право спросить Автора, прям-таки потребовать с него ответ на вопрос:"Ту би орнот ту би?" что в переводе означает «А для чего он всё это написал? Какую, так сказать, цель преследовал? Чё донести-то хотел до нас, до его верных и измученных читателей?» И сами же, чтоб на этот животрепещущий вопрос ответить, поглядим, чё эт он там понапридумывовал? Таак, ага. Ну, подумаешь – с кем не бывает? Маленькая, прям-таки – крохотулечка, воот такусенькая, пешечка – заметьте: иносказательно «пешечка», а на самом деле-то – ого-гоо! С припасённым в загашнике, если так можно выразиться, потенциалом – не потенции, мыслите глыбже, а в смысле внутренних, ещё не изыскуемых, резервов, входит в жисть, делает, так сказать, первые робкие свои шажочки, типа «е2-е4», или даже «е3». А вокруг неё – Ооо! Вокруг все ходют, двигаются, бегають туды-сюды. Туды-сюды. Прям глаза в разные стороны расползаются. И все орут: Мол, не путайся под ногами, а то зашибём, иль, хуже того – съедим, в смысле – с дистанции выкинем. На кладбище – прямым текстом… Во как – джунгли прям, а не жисть. А что наша героиня? А она потихонечку-потихонечку, где надо – притормозит, где надо – постоит-потерпит, тихой сапой такой, как говорят – медленно, но верно – прётся себе вперёд. Потихонечку мускулы наращивает, коня на скаку останавливает (и слона тоже - быват), зубы оттачивает – в смысле «мастерство», то есть жизненный опыт… Упёртая такая. Понимает – или она, или её. Третьего нету. В смысле – не на троих – просто нету другого варьянту. Вот через это понимание – глянь, а никто-то и не заметил, а она-то уже вооон куды приперлась, в смысле дошла до … ну, не до точки – до самой последней клетки-клеточки. До финиша. Грудью пятого размеру ленточку финишную порвав! И вот уже всё! И вот она Королева. Какая – неважно! Красоты, или мисс вселенная, или Просто Королева Стерв. Но – дошла ведь? Достигла, к чему пёрла через эти самые тернии к звёздам? А всем, кто сзади – фига! Воот такая. Потому что Шанс – он один. Его на всех не хватаит напрочь! И к нему как трактор переть надо – но – выжить. Иначе – зачем вся эта вот история про пешку? Вот то-то и оно. А вы говорите "пееешка"..» И ещё. Последние две строчки я б написал так: «Тому, кто рвётся в чемпионы, Даётся шанс. Хотя б – один.» С уважением и почтением, Сергей Александров. ++++++++ А вот игрушки-то как раз Взрослые тока и выбирают – и для себя, и для детей… Года два назад шёл по скверу, где стайка пацанов лет 6-7 в войнушку игралась. Кто в детстве в войнушку не играл? Все, наверное. И, вроде бы, ничего особенного. Но тут, почти передо мною, шагах в десяти, «взяли пленного». Его поставили на колени, завязали носовым платком глаза, потом «командир» приставил ко лбу игрушечный пистолетик и «выстрелил»… Потом вот такая «новая, современная» войнушка продолжалась… Снова пацанята бегали и стреляли… А через 12-13 лет им – в армию. И они взрослыми станут. Со взрослыми «игрушками»… Как сейчас в Украине… Само стихотворение в некотором роде написано как-то выспренно, с некоторой долей патетики, общими фразами и примелькавшимися образами: «Подросшие.. игрушек не выбирают..», «Расписана жизнь по минутам…», «мечутся люди… по клеткам…», «…пропащий, а может, свободный – как ветер.» Понятно, что Автор хотел своё видение нашего беспокойного века, «детскость» взрослых и «взрослость» детей. Но что-то не срослось. Не царапает душу. Не отзывается учащённым биением сердца. Увы.. Извините. С уважением, Сергей Александров. ------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензии Анны Шеккер: Пешка. Первопроходцы, их идеи всегда вызывают недоумение, вопросы и непонимание. Из серии "понабьет шишки - успокоится. Может и научится чему...". Только такие вот люди / идеи порой оказываются очень даже успешными. И юная, наивная, только вступающая в жизнь Пешка по прошествии времени может оказаться прекрасной Королевой... Шансом воспользовалась) так сказать) Из замечаний: чередование прошедшего и будущего времен не совсем четко укладывается в канву повествования. Ритм/рифма выдерживаются из-за этого, а вот логичность действий нарушается. Хорошее стихотворение с интересной идеей. Играют в песочнице дети Смысл стихотворения, я так понимаю, в том, что взрослые сами себя загоняют в рамки/клетки, из которых выхода нет. И рамки эти - не то приговор, не то спасенье. Впрочем, как и само отсутствие этих рамок: в одном случае оно ведет к погибели человека, в другом - вроде, наоборот, к свободе. В довольно небольшое, даже сказала, краткое стихотворение, автор попытался вместить довольно серьезный философско-жизненный взгляд на происходящее, нас окружающее. Некая картинка мечущихся людей с какими-то целями, вроде серьезными, но такими банальными, возникает перед глазами.... Противопоставление детских игр в песочнице и взрослых игр в жизни немного простовато (звучит как одностороннее освещение незыблемой житейской аксиомы). Но ведь игрушки выбирать могут и взрослые, и дети, а могут и не выбирать - довольствоваться тем, что имеется. С одной только разницей, что дети дофантазируют чего им не хватает. (кстати, и некоторые взрослые сохраняют эту способность, в измененном, конечно, виде). Идея, высказанная автором в стихотворении, имеет право на жизнь, потому как такой взгляд вполне реален, есть люди, у которых - это период жизни такой, а у кого - сама жизнь такая.... Что касается грамотности, техники - замечаний нет. С уважением, Анна ___________________________________________________________________________________________________ |
| "Пешка" - замечательно, понятные образы, ритм, рифма выдержаны. Сюжет, конечно, не нов, но где их взять - новые? Главное, как преподнести. Мне кажется, автору удалось уйти от стереотипа. Надеюсь, Александр не будет возражать, если я покажу здесь своё стихо на эту тему. Вчерашняя девочка Вчерашняя девочка, мамина доченька, Она еще в девушку только оформилась, А взгляды мужчины бросают порочные… Забыты задачки, учебники, формулы. Она еще бредит любовью и принцами На белых конях, только ей предназначенных, В душе у нее есть пока свои принципы. О счастье мечты, о любви не утрачены. Она еще смотрит с восторгом на мальчика, Что ветку сирени ей дарит украдкою, А сам так упорно уткнулся в задачники И делает вид, что корпит над тетрадкою. Она еще верит в счастливые случаи, Как будто вся жизнь её будет успешною, Вчерашняя девочка, пусть всё получится… Чтоб стать королевой, придется быть пешкою. Она еще думает: станет единственной, Дневник заполняя старательным почерком, И нежность заменит смешную воинственность… Вчерашняя девочка, мамина доченька. Второе стихо понравилось меньше. В приницпе, тут уже все замечания по этому поводу высказали. Я вот подумала: а почему клеток на всех не хватает? По-моему, этого добра всегда навалом, другое дело, если кто-то выбирается из клетки, обретя свободу, и может ею воспользоваться или пропасть. |
| А эти ракурсы надо отдельно раскрывать. |
| Александр! А что если последнюю строчку в ПЕШКЕ написать так : " Всегда дается шанс. Один..." ? |
| Спасибо за подсказку. В книге так и сделаю. |
| Уважаемые коллеги, всем большое спасибо за участие в заседании. Надеюсь, ещё не раз будем пересекаться на литературных мероприятиях. Прошу продублировать Ваши отклики на страницах соответствующих произведений. С уважением, Александр |
|
|