Обзоры и итоги конкурсов | Великая литература идет по краю иррационального. А. Набоков Мистика есть реализм,ощущение реальностей, слияние с реальностями; Рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира. Н. А. Бердяев Дорогие друзья! Московский салон Литераторов объявляет новый ежегодный конкурс 2015-2016 гг. Для начала, чтобы сразу внести ясность, о чем мы будем говорить, давайте посмотрим в Википедии, что означает слово «ми́стика» (от греч. Μυσ964;ικa2;ς – «скрытый», «тайный»): вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также – сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Итак, в этом году мы предлагаем тему конкурса: «ТОНКИЕ МИРЫ», и говорить мы будем о сокровенном мистическом смысле бытия. Мистика и реальности, иррациональное и материальное, фантастическое и повседневное. Эти понятия настолько взаимосвязаны в нашей жизни, что было бы удивительно, если бы такая связь не нашла широкого отражения в художественных образах, символах и сюжетах в живописи, драматургии, кинематографе, музыке и, конечно же, и почти в первую очередь, в художественной литературе. В силу множества причин, о которых можно говорить часами, мистика как явление уже давно стала одной из наших сторон жизни, несмотря на то, что отношение к этой «реалии» противоречивое, сильно разнящееся и, скорее, философское. Если же говорить о художественной литературе, то мистическая тема активно использовалась как русскими классиками (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Андреев, М. Булгаков и др.), так и зарубежными (М. Метерлинк, Э. По, Э. Гофман, И. В. Гете, Ф. Кафка и др.). Мистическая литература имеет множество жанров. Это повести Н. В. Гоголя, философские сказки М. Метерлинка и Э. Гофмана, романтические мистические новеллы Э. По, П. Мериме, лавкрафтовские ужасы, английские мистические романы У. Коллинза, А. Радклиф и Э. Бронте, тревожно-абсурдные произведения Ф. Кафки и многое другое. Нельзя не сказать и о таком направлении, как магический реализм (в некоторых случаях - мистический реализм). Оно появилось в литературе в 20 в. как самостоятельное течение, соединяя в себе два уровня – материально-реальный и мистический, этакое художественное двоемирие. Вот как трактует магический реализм в литературе французский критик Эдмон Жалу (1931 г.): «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям». А доктор филологических наук А. В. Злочевская называет самыми яркими представителями этого направления создавших канонические версии «метафикциональной прозы» Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова: «Эпиграфом к их произведениям следовало бы поставить ключевые слова из “Степного волка” Г. Гессе: “Вход не для всех. Только для сумасшедших”… И хотя ”безумие” у каждого индивидуально и существенно друг от друга разнится, объединяет писателей то, что именно мистический подтекст, а отнюдь не поверхностный, физический срез бытия является для них истинным… Цель сочинительства для них — проникновение за видимую поверхность жизни в трансцендентную сущность вещей». Расцвет магического реализма все же начинается в 60-е годы прошлого века, и ведущую роль в этом играют произведения латиноамериканцев - таких мастеров, как Алехо Карпентьер, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Хулио Кортасар, Мигель Анхель Астуриас. В современной европейской литературе можно назвать Джонатана Кэрролла, Милорада Павича и Горана Петровича, в русской литературе классиками магического реализма считаются Н. В. Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Булгаков и Абрам Терц. В произведениях магического реализма обнаруживаются такие характерные черты, как разнообразные символы и необычные образы; детали сенсорного восприятия; элементы «ожившего» фольклора; часто меняются местами причина и следствие, а голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо. Мы почти кожей ощущаем предложенный ряд фантастических элементов при безусловном отсутствии каких-либо расшифровок и разъяснений, т. е. автором не оспаривается логика магических элементов. Широко применяется искажение течения времени (коллапс времени), и на первый план выходит контраст прошлого с настоящим, астрального с физическим, а открытый финал (который часто разочаровывает читателя, ожидающего хоть какой-то ясности) предлагает читателю самому выбрать развязку – фантастическую или обыденную. Вот и мы обратимся к непростой, в чем-то почти личной, но чрезвычайно магической теме – теме мистического в нашей жизни. Вы спросите: «А каковы же все-таки очертания этой темы, как глубоко можно копать, как далеко вглядываться в пространство?» А вот это жюри оставляет на усмотрение участников. Дерзайте! Ниже приведены лишь некоторые вопросы, которые мы предлагаем обсудить в рамках нашего конкурса: • иррациональное и материальное, фантазия и обыденность - не являются ли они двумя сторонами одной медали; • может ли человек четко провести границу между реально существующим и мистическим; • степень субъективности любого мистического явления – какова она; • не являются ли наши внутренние страхи (внутренние драконы) источниками мистических явлений вокруг нас; и не является ли попытка докопаться до истины борьбой с самим собой; • не страшит ли человека существование чего-то потустороннего в его стремлении к счастью; • мистика и любовь – взаимосвязь и подмена, переживания через призму мистики; • время, причина и следствие, пространство – возможно ли нарушение общепринятой логики, коллапс; • мистика в литературе - это художественное средство или истинное мироощущение писателя; • смысл бытия – носит ли он мистический смысл; • сны, видения – ключи к познанию или игры разума; • то, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием (Парацельс) – это ирония или печаль. Успехов! Ваша Ольга Грушевская |
| Очень интересная статья! Большое спасибо, Ольга и Всеволод! |
| Замечательная тема, у меня как раз есть наработка, идея. А когда будут правила? |
| Я уже высказал одну свою мысль на портале по этому поводу, но был тут же затюкан местными "местечковыми" реалисты. Кстати, наверняка и сюда припрутся. Вот она примерно как звучит (первая часть - не моя): Фантастика - это рассказ о вещах и событиях, не реальных, но в принципе возможных: мистика, напротив, рассказ о вещах и событиях невозможных, но реальных. Это в литературе. А в жизни - зависит от того, кто что читает, смотрит, слушает, пишет и т.д. То есть да, перенастройка сознания и мировосприятия на другие каналы:) |
| Размышления на эту тему всегда, к сожалению, носят спекулятивный характер, потому что мистический опыт любого человека сугубо индивидуален, глубоко субъективен, душа, дух, иррациональное, трансцендентное - познание мистического опыта всегда лежит за гранью человеческого сознания, всегда "ненормально" для земного переживания - насквозь рационального и материального. Человек слишком несовершенный инструмент для познания любого мистического переживания, события метафизического бытия, его практический опыт осознанности контактов такого рода всегда лежит за гранью доступного, так как является вещью в себе. |
| В положении о конкурсе написано: "приём работ заканчивается 20 декабря". Вопрос жюри: Сегодня 21-е почему приём работ не закончен? |
|
|