Обзоры и итоги конкурсов Автор: | Алексей Хазар | | Тема: | Итоговый обзор второго этапа ВКР-12 в номинации «Поэмы и циклы стихотворений». | Ответить |
| Итак, обзор второго этапа ВКР-12 в номинации «Поэмы и циклы стихотворений». 1. Ксения Горохова. Осенняя страница. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347450&pid=232&nom_id=650 Хорошие образы, точно зафиксированные детали, интересные мысли. Своеобразная форма строфы с местами очень приблизительными рифмами, а то (время от времени) и совсем не рифмами воспринимается вполне органично. Ближе к концу цикла стихи утрачивают сюжетность, становятся «абстрактно-умственными» и менее интересными. Есть огрехи в пунктуации: «О, солнце нас расти. О, ночь ростки не рушь.» - обращения, все же, следует выделять запятыми! Надежда Стрелкова: В целом очень приятно было читать. Замечательные осенние страницы. Интересное построение строф, рифмы хорошие. Больше всего мне понравилась первая страница. Отличное стихотворение! "И головы наискосок наклон так безмятежно поместить в ладонь," Наклон не может быть помещён в ладонь... Мне кажется, что это не очень удачная фраза. Третье стихотворение по смыслу понравилось, но слог тяжеловат: "за слабости, за грех, за боль, за день пустяк." - не хватает запятой после слова "день". "И если заглянуть (без зла) в глаза не те, что знает собственная данность, то можно грань ещё одну познать, поняв, в любых задачах плюс всегда есть." Весьма витиевато сказано о том, что во всём можно отыскать плюс. Надежда Коган: Неживая осень получилась. Больше рассуждений, чем чувств. И, соответственно, хромает ритм, топорщатся инверсии, «эмоции и чувства» ложатся в строку, тавтологией... 2. Вера Соколова. Цикл «Женщины» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347473&pid=232&nom_id=650 Получил истинное удовольствие, читая эти великолепные стилизации. Интеллектуальная игра, которую автор ведет с читателем, замечательна. Первое стихотворение «Дама в лиловом манто» имеет эпиграф из И.Бунина, но в нем зашифрована другая аллюзия. Тут неизбежно вспоминается строка «Лиловый негр вам подает манто» из стихотворения А.Вертинского «Где вы теперь, кто вам целует пальцы?» Да, и архаичное «авто» тоже работает на такую аллюзию. Не говоря уже о манере и стиле. Второе стихотворение «Наяда» - тоже загадка читателю от автора, которая, впрочем, легко разгадывается: «Волны нежно синели, увлекая в пучину»… Это же И.Северянин! «Это было у моря, где ажурная пена». Тот же манерный декаданс! Браво! Третье стихотворение «Забыв черты любимого лица», впрочем, осталось мной не разгаданным. Ясно, что это «серебрянный век», но вот, кто именно? Не угадал… А вот моим коллегам работа, скорее, не понравилась, причем, именно тем, чем она понравилась мне. Бывает… Особенно в поэзии. Надежда Стрелкова: Цикл стихотворений напоминает модное сейчас течение в рукоделии что-то типа искусственного состаривания предмета, когда специальными способами делаются трещинки и потёртости. Кому-то это нравится. "Струя ручья" сомнительное выражение. "И очень жаль, как битую посуду, твою любовь," Да..., недорогая любовь у героини... Соловей пел, "глуша струи журчанье .." - Кстати, деепричастный оборот надо выделять запятыми. "свет первых звёзд, коснувшихся ресниц," Звёзды коснулись ресниц или по смыслу всё-таки свет? "Найду свою дрожащую берёзу, путь многих жертв проделав до конца." Эти строчки отличные кандидаты на пародию. Здесь есть и жертва и берёза и последний путь. Надежда Коган: Нет отклика в душе. Понятно, что каждое стихотворение — диалог, с Буниным, с Игорем Северянином, с Блоком, но почему-то получилось пусто и холодно. 3. Наталия Лунева. Пять слов. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=342866&pid=232&nom_id=650 Стихи действительно экспериментальные, как заявлено автором. Свободная игра с размером, ударениями, звучанием и смыслами слов. Насколько удачно? Впечатление неоднозначное. Где-то хорошо, где-то, кажется, не очень. В любом случае смелость автора и его чувство слова заслуживают одобрения. Надежда Стрелкова: "прикрути мне говорить. В груди расшатанные чувства" Скорее всего опечатка "прекрати", но получилось забавно "прикрути расшатанные чувства. :) " в мозгах назойливый мотив скандируется: от трех слов до пяти – десницы взмах." Очень глубоко спрятана мысль. :) К тому же скандировать можно текст, но не мотив. Увлечение аллитерацией, как самоцелью, не даёт усиления поэтического эффекта, а наоборот, снижает общее впечатление. Надежда Коган: Эксперимент, в котором все и осталось на уровне эксперимента. 4. Галина Димитрова. Дух свободы. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=343982&pid=232&nom_id=650 Бойко и весело. Тема, впрочем, достаточно растиражированная в духе современных телевизионных фильмов. Кое-где спондеи режут ухо. Надежда Стрелкова солидарна: Весёлое юмористическое стихотворение без претензий на достижение поэтически высот. Надежда Коган: Хорошая ирония, но все же не мешало бы поработать, с мастерством слабовато. 5. Ол Томский. Вороний клич http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=305437&pid=232&nom_id=650 Я бы определил жанр как «рифмованную проповедь». Поэзии тут мало, да и техника слабовата. «трудна и скорбна работяга – лелеять буйный аппетит» - вообще-то, «работяга» это рабочий, а не работа! «Кому-то крепко насолили, и он ударил сгоряча, его в убийстве обвинили - теперь он в маске палача…» - я бы не стал путать палача и убийцу. «Насолили – обвинили» - рифма так себе. «Есть в этом крике безутешном от безысходности надрыв… и вот, мерещится во мраке, на краю пропасти обрыв» - во-первых, «безутешном» и «мраке» это не рифма, во вторых, «на краЮ», а не «на крАю». Надежда Стрелкова более благосклонна: Поэма о том, что в человеке, попавшим во мрак тяжких грехов, которые, как вороньё закрывают свет и смысл жизни, всё равно остаётся осознание содеянного и стремление быть лучше. Написано экспрессивно Вот эти строчки понравились особенно: "Чтоб восходя к вершинам Духа, ты навсегда душой постиг в борьбе, в труде, и тяжких муках, и смертный страх, и светлый миг..." Зато Надежда Коган отнеслась к работе без снисхождения: Рассуждения — вторично и банально. 6. Ирина Ханум. Воспоминания о Грузии. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347583&pid=232&nom_id=650 Очаровательный цикл. Поэтический взгляд автора фиксирует много точных и характерных деталей, делающих картину зримой. «Манана»– дышит романтикой серебряного века. «Осень, осень – желтеют вишни» - печально, трогательно, глубоко. Надежда Стрелкова: Цикл стихотворений очень приятный. Написано ярко. Читаешь и словно разглядываешь красивые открытки своего путешествия уже прошедшим летом, но ещё очень живым в воспоминаниях. В стихотворении "Бежала горная река..." "Здесь всё казалось ерундой – года и даты." Слово всё не требует уточнения, если бы его убрать, то смысл этой строки был бы чётче: И здесь казались ерундой – года и даты. В стихотворении "В Кобулети" "А домик был простой, из глины, Пикантным сделав антураж." Строчка про пикантный антураж резюмирует уже накопленные впечатления от стихотворения в процессе прочтения. Они сводятся к тому, что для героини, всё, о чём она говорит, это привлекательная экзотика, которая может перейти в любовь к этим местам, а может и не перейти. Глубины восприятия героини, в таком случае, нет и ждать не стоит, ибо глубина познаётся и передаётся любовью. В стихотворении "Осень, осень... Желтеют вишни..." "Помнишь, в нашем саду у дома, Как невесты стояли вишни? Май слезился, раскаты грома Было долго в округе слышно. Ты приляг, я укрою пледом. Будет уголь гореть в камине. Дом обстрелян был жарким летом, Он разрушен и нет в помине." Герои вспоминают дом и сад у дома и тут же говорят, что его " нет в помине". Надкжда Коган: Создается впечатление, что автор просто собрал стихи на определенную тему. А цикла не получилась. Есть очень хорошие находки. Стихотворение «Осень…Осень» с его трагической простотой – отлично. И как-то неуместны рядом с ним курортные зарисовки с шашлыком и Цинандали… 7. Дмитрий Шорскин. Мини-сериал «Одиночество в квадрате» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347659&pid=232&nom_id=650 «Пустые игры» - очень не дурная игра слов! «Пост медсестры – Великий Пост отныне, В нём жизнь и крест» - тоже весьма впечатляюще. Форма сложная, в ней есть определенный риск, но победителя не судят. Цикл получился. Тут все на месте и поэзия, и пафос и банальные жизненные горести. «Самобытный цикл, пишет Надежда Стрелкова, - или мини-сериал, как назвал автор своё произведение. Интересна работа с аллитерацией в стихотворении "Пустые игры", когда она не является самоцелью, а средством понять глубинный смысл, зашифрованный в звуках. Читать было интересно. Можно соглашаться с героем или нет, но портрет его дан очень выпукло, жизненно и выполнен исключительно поэтическими средствами. Понравилось выражение: "Кресты на церквях покосились, Не вынеся серость..." Надежда Коган: Жесткая правда о лирическом герое на тему Я и Мир. Что-то получилось, как говорят «цепляет». Но на мой взгляд, не удалось преображение. Сион, Великий Пост, Бог с апостолами – так и остались словами. И мир остался за стеклом. 8. Анна Монмарт. Женское http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347676&pid=232&nom_id=650 Да, действительно «женское» (и это в первую очередь отметили все судьи) – эмоции через край и проблема соответствующая. Написано не без мастерства, но ни широты, ни глубины авторского взгляда не наблюдается. Это, в общем-то, и естественно – лирическая героиня зациклена на своей рухнувшей любви. Другой вопрос – может ли эта проблема увлечь читателя настолько, чтобы удерживать его интерес на протяжении всего такого довольно объемного текста? Надежда Стрелкова: Действительно женская поэзия о любви. В целом подборка производит очень хорошее впечатление. Более других мне понравились стихотворения: "Видимо время такое - писать стихи", "Остывший чай и горсть тоски -" Но были моменты, которые давали слишком "плоское" описание такого понятия, как "душа", и помешали дать более высокую оценку. "Куда уносишь теперь, отступник, Кусок огромный моей души?" ... Кто мир разрушил мой, не спросив?" Последняя строчка выбивается из размера и заставляет "спотыкаться" при чтении. "Я плавлю сердце. Густая медь Течет по руслам его эфира." Из чего только не сделаны сердца литературных героев. У кого вместо сердца "камушек в груди", а у кого то оно медное.:) "Что теперь нам былые тревоги, Да и бури страшны нам едва!" Слишком близко два одинаковых слова "нам", что снижает поэтичность восприятия. Надежда Коган очень высоко оценила эту работу: «Яркая, трагическая, сильная песнь о Любви. Очень точно передана женственность – растворение, единение, взлет. И вершина: «Будет наш сын на тебя, мой родной, похож». Оттого и становится катастрофой разрушение этого единства. Очень сильный цикл». 9. Валерий Рыбалкин. Вера, Надежда, Любовь и падение Рима http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=314403&pid=232&nom_id=650 Пространное прозаическое введение неуместно. Если произведение не говорит само за себя, объяснять его не стоит. Впрочем, по объему работа проходит даже без введения. Общее впечатление - довольно слабо. Техника, мягко говоря, так себе. Пятистопный ямб произвольно разбавлен шести- и даже семистопными строками. Это само по себе создает ощущение неумелости. Эпическое стихотворное произведение требует развитого сюжета, которого в данном случае нет. Автор пытается заменить его пафосными, даже не описаниями пыток, а рассуждениями на тему о пытках. Художественные описания быта и психологии людей античности, которых можно было бы ожидать в историческом произведении, тоже отсутствуют. Что в остатке? Голая схема. «Отдайте дань богине Артемиде, И вам зачтётся отпущение грехов» - в язычестве не было понятия отпущения грехов. Вот и Надежда Коган написала: «Декларация чистой воды». Надежда Стрелкова более благосклонна в оценке, хотя и она отметила тот же основной недостаток: « Написано хорошо, но скорее повествовательно, чем образно». 10. Наталья Малинина (Ярославская). CANCER http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347693&pid=232&nom_id=650 Мастерски написанные, пронизанные живой болью строки… Искренне, без мазохистского смакования, которым так часто грешат авторы подобных стихов, пытаясь искусственно (но в ущерб искренности) усилить эмоциональное воздействие на читателя. «Написано настолько сильно, что боль героини становится реально ощутимой», - замечает Надежда Стрелкова. Надежда Коган: « Высокие строки о страшной потере. Попытка остановить, оставить… удержать. Земными радостями, подробностями, памятью. Боль и мастерство…». 11. Арье Бацаль. Осень души моей http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347784&pid=232&nom_id=650 Тонко, изысканно, прекрасные образы, филигранная техника. Вполне солидарна со мной Надежда Стрелкова, написавшая: « Замечательный осенний цикл стихотворений. Написано образно, легко, прозрачно и невесомо, словно акварелью». Надежа Коган все же имеет некоторые пожелания: « Тонкое кружево на нотном стане. Хороша ЭЛЕГИЯ. И метафора «На землю спускается Осень» тоже очаровала возвращением к юной весне». Но все же хотелось бы побольше жизни в этих прихотливых узорах…» 12. Ляховецкий Аркадий. Портной и Троица http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347795&pid=232&nom_id=650 Добротная поэма в традициях советской военной поэзии. Надежда Стрелкова: «Хорошее стихотворение, но более повествовательное, чем образное». Надежда Коган: « Отлично, хоть и нетипично». 13. Сергей Гамаюнов. И смыкались с плеском волны. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=336600&pid=232&nom_id=650 «Отлично написано, образно, ярко, искренне», - отмечает Надежда Стрелкова. Надежда Коган: «По-моему, в каком-то из этапов ВКР эти стихи были. Но перечитывала с тем же удовольствием. Удается Сергею передать вихрь и азарт смертельной битвы. Даже трагедия отходит на второй план…» Да, была уже эта работа. В финале прошлого ВКРа, что-ли? Соответственно я уже ее оценивал. Работа весьма добротная, опять же, в традициях советской военной поэзии. Замечания у меня были фактографического порядка. Помню, про Фокке-Вульфы, которых тогда еще не было, писал. 14. Ян Кауфман. Проделки черта http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347894&pid=232&nom_id=650 Из этого цикла я тоже уже кое-что видел. Легкий, изящный, остроумный стих. Как сказала Надежда Стрелкова: « Иронично, легко, с юмором, мастерски». Однако, при всем при том, полагает Надежда Коган, « не дело поэзии – пересказывать старые анекдоты…» 15. Сергей Балиев. Лимерики. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=335848&pid=232&nom_id=650 Мне показалось, что тут вполне достойные лимерики. Все, вроде, на месте и форма какая положено, и содержание соответствует канону. Однако Надежда Коган взглянула на работу более строго: «Ну, чистых лимериков тут, пожалуй, не больше половины. Форма у них строгая. И юмора с фантазией маловато». Надежда Стрелкова: «Симпатичные лимерики. "Берёг для жены гениталии. Сидел он в снегу, В метель и пургу. Укутанный шалью до талии." Но всем известо, гениталии, они гораздо ниже талии». 16. Людмила Шмидт. Ёжка и Мерседес http://www.litkonkurs.com/?pc=show_project_works&pid=232&nom_id=650 Не соответствие номинации. Поэзия для детей – отдельная номинация. 17. Владимир Колодкин. Твори поэт! http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348425&pid=232&nom_id=650 Надежда Коган: «Очень понравилась идея и ее исполнение. Академик Налимов когда-то предложить рассматривать мир, как разворачивающий текст. Владимир Колодкин в этом тексте нашел место нам, поэтам Интернета. Очень вдохновляюще нашел!» На мой взгляд - глубоко и точно: «Пускай твои труды не стали хлебом И лавром не гордится твой венок, Твори, поэт, тебе доверен Небом Поэзии вселенской огонёк!» Эту работу я уже видел в ВКР, но в другой редакции. Сейчас это триптих, а было только центральное стихотворение. Надежда Стрелкова: « Замечательная подборка! Всё в ней говорит о том, что её писал настоящий поэт. Здесь и точная образность, и глубина мысли, и замечательное мастерство. "Пускай твои труды не стали хлебом И лавром не гордится твой венок, Твори, поэт, тебе доверен Небом Поэзии вселенской огонёк!"». 18. В. Румянцев. На перекрестке трех дорого (8) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348445&pid=232&nom_id=650 Цикл философской лирики. Есть точные интересные образы и мысли, хотя не всё, на мой взгляд, выражено четко и точно. Интересной показалась идея о «земном эксперименте» ставшим «Лишь строчкой в списке проведённых». А тут мне видится внутреннее противоречие: «Маршрутный лист в конце пути Настолько жизнью перемазан, Что разобрать, куда идти – Увы! – приходится не сразу. На перекрёстке трёх дорог Мы долго маемся в сомненьях. И это ведь не эпилог, А только робкое вступленье» - так «конец пути» или «вступленье»?.. Вообще, философская тематика опасна срывом на банальности. Я давно вывел принцип: чем глобальнее вопрос, тем банальнее ответ. Здесь, кажется, автор прошел по краю, но вполне удачно. Вот и Надежда Коган написала: «Интересные размышления. Но беда в том, что над вопросами, поднятыми автором мается сотня поколений мыслителей и поэтов. И лучше всего получается у тех, кто берет земные реалии и перерабатывает их в образы. Одними рассуждениями вечные вопросы не осилишь». А это мнение Надежды Стрелковой: «Цикл философских стихотворений о человеческой жизни, смысле и месте во Вселенной в целом производит хорошее впечатление. Мне помешало обилие технических представлений (образами рука не поднимается написать) в 4 и 5 стихотворениях. Технические термины практически всегда сужают наше представление до конкретики, чем обедняют образность. Это же относится и к использованию изотерических определений типа "мыслеформ". "Лабораторными веками.", "Незыблемость уже трещала." Если незыблемость трещит, то это уже не незыблемость и её надо ставить в кавычки. "Сжимался отведённый срок, Программой заданный когда-то. Печатался за логом лог. Шли в базы данных результаты." К тому же, не все читатели изучали базы данных и не все знают, что такое логии». 19. Семен Губницкий. Школьный аллюзион. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348480&pid=232&nom_id=650 Как коротко заметила Надежда Коган, перед нами «ироническая версификация». Я полагаю, что перед нами полет фантазии в состоянии измененного сознания или, как сказал классик, «поэзии священный бред» под воздействием элементов программы средней школы, застрявших в подсознании автора на 56 лет… Надеюсь сей автопсихоаналитический опус благотворно сказался на состоянии здоровья уважаемого автора. Я же, лично, посмеялся от души. Радует авторский оптимизм и вера в высшую справедливость: «Успешно «ратный» конкурс завершится, а победит, конечно, в нем сильнейший. И всем Поэтам выдадут награды, никто не будет позабыт в обзорах». Короче говоря «Стремитесь к счастью жизни! Аллилуйя!!» Надежда Стрелкова: «Написано симпатично, энергично, иронично, с оттенками "капустника" и ностальгии по школьным годам». 20. Сергей Кривонос. И огонек, что теплится во мне — Как сердце. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348045&pid=232&nom_id=650 Сергей Кривонос известный, прежде всего, как автор лирических стихов о малой родине, «певец родного края», здесь предстает в новой ипостаси. Перед нами цикл коротких философских стихотворений, посвященных простым предметам и явлениям (нож, спичка, вечер, камень, дверь…), за каждым из которых возникает яркий неожиданный и точный образ. Что-то мне больше понравилось, что-то меньше, но в целом - очень интересно, остроумно и содержательно. Надежда Коган: « Все-таки, Сергею больше удаются стихи эмоциональные, трогающие душу. А в этих миниатюрах, лирически-философски¬х,¬ я не увидела открытий. Тепло, ласково, но не запоминается». Надежда Стрелкова: «Цикл часто коротких стихотворений мне понравился. Не сразу, но с каждым прочитанным становилось всё интереснее, что же ещё сумеет автор уложить в короткий стихотворный образ. А получается это у Сергея весьма удачно. Здесь и философская глубина есть и краткость, которая сестра таланта и образность. Вот это понравилось более остальных. Нож "Чем больше делаю, тем становлюсь тупее." Спичка "Гореть иль не гореть — решать не мне, Но не горюю. Судьбу не изменить: в своем огне Сгорю я." Пирамида "Вокруг, Вселенную дразня, Бушуют грозы, А тихой ночью на меня Ложатся звезды."» 21. Тейт Эш. Сон в змеиную ночь. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348558&pid=232&nom_id=650 Сочно, драматично, умело и с блеском… но, как обычно, не очень понятно. Надежда Стрелкова высказалась в том же духе: «Написано очень ярко, сочно, крупными поэтическими мазками. В этом цикле завораживает именно мастерство поэта, то, как он такое создал. Логика этих строчек не понятна: "Если кому-то узка постель, Змеи идут в расход."». Надежда Коган, высоко оценивая работу, тоже затруднилась в расшифровке сюжета: « Удивительная получилась баллада. Нетрадиционный взгляд на конфликт. Противостояние волхвов и князя, месть змеиной королевы. Хотела прояснить суть — но прототипа не нашла. Хотя благодаря мастерству автора недоговоренность и загадочность придают произведению особое очарование». 22. Людмила Клёнова. Как назвать это время? http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=327996&pid=232&nom_id=650 Вне конкурса. Гражданская лирика. Триптих посвященный киевскому майдану. Мудрый, глубокий, проникнутый болью и неприятием насилия и разрушения, которые несет с собой революция. Последнее стихотворение – молитва, обращенная в будущее с просьбой мира, добра, света. Написано, как всегда, мастерски. Произведение написано, судя по датировкам, по живым следам, прямо в процессе событий, что придает ему особый пафос. 23. Александр Дивеев. Кто-то будет опять выбран звёздами. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348739&pid=232&nom_id=650 Одиночество, душевная маята, неприкаянность, давняя незабытая неудачная любовь… Все это на фоне теплых и близких примет малой родины. Вечная тема. Написано умело, трогательно. Один момент меня, впрочем, смутил. В стихотворении «Береза» читаем: «Я нёс её сквозь снег и ветер Сторожко на исходе дня. …………………………………….. Воспринимал, поняв сполна, Прохожих лица в удивленье: Мол, зря, не примется она» До сих пор все понятно и логично, вдруг дальше: «…Закончил я работу поздно. Шепталась на ветру трава» - так снег или трава?.. И еще, показалось, что автор несколько злоупотребил «звездными» метафорами. Их, просто, слишком много. Надежда Коган: « Незамысловатые, но чистые и нежные стихи. С березой явно что-то не так — откуда бы трава, если деревце несли сквозь снег и ветер. Если это метафора, то она должна быть точной». «Хороший цикл любовной лирики, но без находок и открытий», - написала Надежда Стрелкова. 24. Ольга Немежикова. С обратной стороны Луны. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348753&pid=232&nom_id=650 Хорошая любовная лирика, но показалось мне, что подборка перегружена и, что это не столько цикл, сколько подборка. Если бы поработать над композицией, выбрать только те стихи, которые в нее бы вписались, было бы лучше. Надежда Стрелкова: «Цикл любовной лирики, на мой взгляд не очень ровный в смысле мастерства. Некоторые стихи более удачные, например "Пустынно на душе без слов твоих," некоторые содержать странные выражения: "В лужи падают ноги," Ощущение, что ноги оторваны от кого-то или чего-то и почему-то падают в лужи. ... " Золотая пыльца под бензином таится." О каком бензине идёт речь? При чём тут бензин? А когда читаешь: "душа — облак", то невольно вспоминаются строчки пародии Александра Иванова, как раз на эту тему:"весёлый птичк, помахивая хвостик, высвистывает мой стихотворень".» Надежда Коган: «Чувствуется подъем и вдохновение. Но многословно. Много повторений, слабые рифмы. Не поняла, как радуга становится репером — искодной точкой, чтобы подковать коней». 25. Александр Абрамов. Портреты. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348771&pid=232&nom_id=650 Четверостишья-портреты. Остроумно, умело. Прочитал с удовольствием. Надежда Коган: « Есть острые и точные эпиграммы, есть зарисовки послабее, но в целом оставляет хорошее впечатление». Надежда Стрелкова: « Юмористические стихи, но иногда им не хватает тактичности, даже нет, не тактичности, а тепла и любви к кому, о ком пишет, а значит и глубины, и соответственно качества: "АРТ-СТАРУХА О том, что было, как старела, Она часами говорит. И вспоминает артобстрелы, И переходит на артрит..." Строчки из стихотворения "СЛЕПЕЦ": "И ясно следует из взора, Что он уже чертою за... И, как стоячие озера, Его незрячие глаза». 26. Наталья Капустюк. Сиреневый триптих. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348828&pid=232&nom_id=650 Маленький теплый ироничный триптих о лете, цветах и любви. Надежда Стрелкова увидела тут «симпатичные акварельные стихи, напоминающие наивную живопись». Надежда Коган полагает, что объем слишком мал для данной номинации. 27. Сергей Ворошилов. Летний вечер. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348842&pid=232&nom_id=650 Надежда Коган: « Мир становится волшебным в свете этих поэтических откровений. Отличные стихи». Надежда Стрелкова: «Истинное наслаждение читать такие стихи. В них всё гармонично и поэтично связано между собою так, что воображение рисует соответствующие картины, наполненные живыми, дышащими чувствами». Ну, хорошо! Что тут скажешь? Какое богатство образов, какой стиль, какой язык! Все-таки придерусь. Чем очевиднее мастерство - тем обиднее огрехи. Вот здесь смещено ударение: "Окон под крышей Иконостас… Тих и неслышен Яблочный Спас". А тут, боюсь, что речь не о "зарнице" (всполохе от далекой грозы), а о заре: "..А ночь мадонною босою Сошла с небес, неся зарницу. Она серебряной росою Дитя поила у криницы" 28. Елена Долгих. Монологи вокруг нас. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348857&pid=232&nom_id=650 Идея хороша и воплощение достойное. Мнимые монологи окружающих нас неодушевленных предметов и неразумных существ. Надежда Стрелкова: « Очень приятный цикл стихо-монологов, в основном грустных, потому, что от состарившихся вещей или старой вороны, например. Он мне особенно понравился. Написано с пониманием старости с её примирительным отношением к неизбежным болячкам, светлой и тихой надежде перезимовать и дожить до новой весны, до нового тепла и мудрого и смиренного принятия закона жизни». Надежда Коган: « Теплые монологи. Благодаря этим строкам, по-другому открываешь мир вокруг нас. И вместе с вороной мечтаешь о переселении душ». 29. Шипошина Татьяна Владимировна. ПОМИЛУЙ, БОЖЕ, УЧАСТКОВОГО ВРАЧА. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348878&pid=232&nom_id=650 Оригинальная, не плохо выраженная идея. Хороший стиль, хорошая техника. Показалось, только, что «Рождество» и «Утро, или размышления у пункта сдачи стеклотары» выпадают из темы, заданной названием цикла. Надежда Коган: «Эти стихи открываются не сразу. В них нет переливов красок, бархатных обертонов, чарующих метафор. Весна здесь является слоями мусора, вытаивающего из-под снега. И дверь на лестничной плащадке — путь не к чуду, а к чужой боли, и Рождество — исцеление больной души, а многоцветной короной солнечного утра венчаются бомжи, расположившиеся под деревом. И вдруг из этих из этих повседневных осколков вырастает чудо истинной поэзии: «Я не завидую бомжу; Не презираю, не сужу, Я просто близко прохожу - В одной Вселенной. Ты знаешь, Боже…. ведь не вдруг… Всю жизнь я словно на пороге, Всю жизнь я кланяюсь дороге И миру, что лежит вокруг. А тем, кто сядет отдохнуть, Венчанный солнечной короной, Под деревом с ветвистой кроной - Всем, Боже, милостивый будь! Всем, Боже, милостивый будь.» Надежда Стрелкова: « Талантливые стихи, в них, как в жизни свет таланта поэта высвечивает и самое низкое:"Дерьма собачьего и пробок от бутылок." и самое высокое"Дай, Богородица, мне совесть не утратить," Взгляд автора внимателен и ироничен: "Помилуй, Боже, участкового врача, Сего страдальца здравоохраненья." и в то же время серьёзен,: Вот в этой строчке я не поняла логику: "Кто хочет обрести, тот учится стучать" А здесь не понятен смысл (как можно замешивать раны): " "и замешивать раны свои на крови". 30. Ольга Королева. Три стиха из цикла «Большие мелочи любви» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=348970&pid=232&nom_id=650 Триптих любовной лирики, светлый, радостный, без грусти и надрыва. «Очень позитивные солнечные стихи о любви! - пишет Надежда Стрелкова, - В них столько любви, что хватит на всех читающих! Замечательно». Надежда Коган: «Благодаря этим стихам понимаешь, что любовь складывается не из буйных гроз, не из океанских волн — а вот из таких мелочей — игры в снежки, перехваченного горла, взгляда в зеркало, и душа читателя улыбается и трепещет, возращаясь к своим счастливым мгновениям». |
| Благодарю всех судей номинации за мнения и оценку подборки. По мнению уважаемой Надежды Коган ("не дело поэзии – пересказывать старые анекдоты…"), вместо возражения, хотел бы опубликовать преамбулу к книге Лермонтова: Тамбовская казначейша М. Ю. Лермонтов, Год издания: 1978 Издательство: «Художник РСФСР» Повесть в стихах "Тамбовская казначейша" по жанру продолжает традицию шутливых реалистических поэм Пушкина - "Граф Нулин" и "Домик в Коломне". В основе сюжета - бытовой анекдот из провинциальной жизни. И вообще, возврат поэтов, прозаиков, композиторов, художников, да всех творческих людей, к сюжетам старых басен, былин, анекдотов, встречаются частенько. Чего стоит один образ Мефистофеля!? И каждый автор видит всё по-своему. А возьмите новые постановки Большого театра на старые сюжеты! Кстати, вот как об этом же толкует портал "ЛИКБЕЗ - литературный альманах": Соколов Владимир ВЕЧНЫЕ" СЮЖЕТЫ Есть произведения, поразившие шумом и блеском умы современников, и бесследно сгинувшие в безмолвии времен. А есть такие, которым уготована жизнь долгая, чтобы не сказать вечная. Их читают и перечитывают, обсуждают и комментируют, инсценируют и экранизируют. А помимо этого они живут своими персонажами, шутками, сюжетами. Живут в других произведениях, анекдотах и пересказах... |
| «Проповедь» - да. «Банально» - да. А какая проповедь небанальна?! Экспрессивно – да, ведь так и должно быть... Проповедь должна быть горячей, страстной, огненной, только тогда она настоящая и живая... а что еще надо в проповеди - только горячее сердце, тогда будет и горячий отклик! Любая проповедь банальна, а уникален – только сон, жизнь, как всегда оригинальна, с поэмой словом в унисон!.. С уважением, Ол. |
| Спасибо судьям за проделанную работу. Как ни странно, но от самого объемного отзыва возникло противоположное впечатление, что критик как раз наоборот не особо читал мое произведение. "Надежда Стрелкова: "прикрути мне говорить. В груди расшатанные чувства" Скорее всего опечатка "прекрати", но получилось забавно "прикрути расшатанные чувства. :)" На мой взгляд, предположение, что это опечатка, свидетельствует о том, что только первые 11 строк и были прочитаны. " " в мозгах назойливый мотив скандируется: от трех слов до пяти – десницы взмах." Очень глубоко спрятана мысль. :)" Вот честно, не знаю - плакать или смеяться такому замечанию. Ведь, по-моему, хоть сколько-нибудь осведомленный литератор в состоянии уловить здесь аллюзию. А следовательно, и не так однозначно воспринять эту фразу... Единственное замечание, которое можно было бы считать хоть в какой-то степени объективным: "К тому же скандировать можно текст, но не мотив." Но по мне, это из серии: ""Летающие слоны"? Я вас умоляю, летающими могут быть птицы, насекомые, тарелки.. но никак не слоны!" В любом случае, всем судьям спасибо за высказанные мнения. Было интересно узнать. |
| Э-хе-хе... Господа судьи, да Бог с ним, с сюжетом. Хоть бы с жанром для начала определились... То цикл, то баллада... А если этот обзор люди читать будут? :) И змей-то умудриться не считать - чуть ли не центральный образ русского символизма, присутствующий на четверти икон и на десятках памятников... Главный образ противоборства язычества и христианства, ибо основная тварь Библейская (да и не только)... Это надо было таки суметь. Прям реально восхищаюсь! Надежде Коган: Если захотите поискать прототип - наберите в яндексе "Восстания волхвов" и найдете много интересного. Крупнейших восстаний было три. Здешняя трактовка событий довольно вольная и даже (в некотором роде) собирательная, но если задаться целью - у каждого персонажа найдется реальный прототип. Даже у змейки (если учесть, что один из главных "усмирителей" впоследствии был предан своими же и убит чудью). Но это всё мелочи, рассказанная история вполне существует и без летописных источников. Вы правы: как сновидение, подглядывание из современного мира - в те времена. |
| Прочла стихотворения победителей. Это что-то! Потрясающие работы. Просто не представляю, как судьям удалось расставить их по местам( в смысле - выделить первое, второе и третье место)На мой взгляд, это просто невозможно! Мои поклоны и искренние поздравления победителям. Судьям - спасибо за титанический труд. Отдельное спасибо за то, что отметили мой цикл монологов тёплыми словами. Даже не ожидала! |
| Большое спасибо уважаемым судьям за работу и за несколько теплых слов о моих стихах. |
| Моя признательность за тёплые слова! Непременно почитаю победителей. |
| ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБЗОР РЕЦЕНЗИЙ Алексей Хазар: «Я полагаю, что перед нами полет фантазии в состоянии измененного сознания или, как сказал классик, «поэзии священный бред» под воздействием элементов программы средней школы, застрявших в подсознании автора на 56 лет... Надеюсь сей автопсихоаналитический опус благотворно сказался на состоянии здоровья уважаемого автора. Я же, лично, посмеялся от души. Радует авторский оптимизм и вера в высшую справедливость...» Семен Г.: «Спасибо, глубокоуважаемый Алексей Х.! Ведь главная фраза Вашей рецензии: «Я же, лично, посмеялся от души». Ведь, как известно уже многим, кредо Семена Г. таково: «МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОСИНАНТ — ВЫСОКИЙ ЮМОР. ОСЕДЛАВ ЭТОГО ПОЧИТАЕМОГО КОНЬКА, Я ЛЮБЛЮ СКАКАТЬ НА НЕМ ВО ВЕСЬ ОПОР, НЕ ВЗИРАЯ (СВЫСОКА) НА НАШ С НИМ ПОЧТЕННЫЙ ВОЗРАСТ». А сверхзадача Семена Г. всегда одна-единственная: «чуть-чуть продлить жизнь своему читателю, способствуя созданию (или сохранению) у него хорошего настроения. Если же оный пару дюжин раз улыбнется да еще пару раз рассмеется, непритязательный словатор [термин — мой!!] сочтет свою литературную миссию полностью выполненной». Таким образом, своей главной фразой Алексей Х. расписался в том, что указанная сверхзадача была Семеном Г. успешно решена, с чем себя и поздравляю! Предпоследнее. Высказывание «...полет фантазии в состоянии измененного сознания или, как сказал классик, «поэзии священный бред» под воздействием...», пожалуй, можно подсократить, но уточнить: «Невероятные полеты (взлеты!) фантазии» (обоснование в рифму см. ниже). Последнее. Кое-чего в Вашей рецензии Семену Г. не хватило... Ведь в рецензии прошлого года (ВКР-11, этап 2) Алексей Х. удостоил словатора лестным сравнением: «На что это похоже? Это живо напоминает опусы Льюиса Кэрролла. Очень, очень в его стиле». А опусы этого года Вам никого не напомнили? Очень жаль. (Точнее — очень хорошо. Стало быть, на этот раз «заехал» Семен Г. абсолютно по-новаторски!) Впрочем, указанное упущение — недосравнение! — Вы можете исправить и сегодня». :) Надежда Стрелкова: «Написано симпатично, энергично, иронично, с оттенками «капустника» и ностальгии по школьным годам». Семен Г.: «Спасибо, глубокоуважаемая Надежда С.! Рецензия написана «симпатично, энергично, иронично, с оттенками» понимания автора: его целей (они ясны), обычных литературных задач и сверхзадачи (они определены) и стиля (он неповторим). К рецензенту претензий нет». :) Надежда Коган: «Ироническая версификация». Семен Г.: «Спасибо и на том, глубокоуважаемая Надежда К.! К, так сказать, «рецензии» претензий нет, потому что это НЕ РЕЦЕНЗИЯ. А К РЕЦЕНЗЕНТУ ПРЕТЕНЗИИ ЕСТЬ. И еще какие! На мой огорченный взгляд, «так сказать, рецензии» Надежды К. на конкурсные измышления Семена Г., по которым она ВЫНУЖДЕНА хоть как-то высказаться, от полугодия к полугодию ДЕГРАДИРУЮТ. Для доказательства этого весьма жесткого заявления обратимся к Истории. ВКР-11 (этап 1) Надежда К.: «Я думала, что в спорте есть и красота, и азарт. А у автора одни термины». :) 15 слов и 1 смайлик — настоящее украшение рецензии! Рефлектируя, Семен Г. обнадежил: «Надежду К. обрадую [на втором этапе ВКР-11] отсутствием литературных терминов и присутствием великих имен и азарта». :) ВКР-11 (этап 2) Надежда К. («иронично заметила»): «Ну, очень эрудированный человек!» 4 слова и 0 смайликов. Огорченный Семен Г. тогда отрефлектировал: «И это все, что смогла (сумела) «заметить» (разглядеть) ироничная Надежда К.?! Не густо... А ведь я предупреждал ее об «отсутствии литературных терминов и присутствии великих имен и азарта». Видать, плоховато она подготовилась. Оттого и рецензия ее такая скудная (не щедрая)». :) ВКР-12 (этап 2) 2 слова («ироническая версификация») и 0 смайликов. Когда-то известный (многим) Всеволод К. публично высказался так: «Семен, вы украшение любого конкурса! Но, ей-богу, когда надо вас оценить, я впадаю в глубокий ступор - КАК это можно сделать? Позвольте ответить экспромтиком по мотивам Тютчева: Умом Семена не понять, Аршином баллов - не измерить... Но коль читаешь - будешь ржать! Уж мне вы можете поверить!» Похоже, что «глубокий ступор» возникает и у Надежды К. Иначе как объяснить ее уже многолетнее полумолчание (ягнят)? Подскажу: надобно писать рецензии так, чтобы автор смог извлечь из них ПОЛЬЗУ ЛИТЕРАТУРНУЮ. Иной раз это не так уж и легко сделать. Но ведь Вы не ищете легкой литературной жизни? Пожалуйста, изругайте, разгромите в пух и прах конкурсную работу Семена Г., разрежьте ее на жуткие кусочки БЕНЗОПИЛОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ (но обстоятельно и доказательно), и словатор Семен Г. низко (в пояс) поклонится Вам. Но не отделывайтесь одной пустой фразой, составленной из ДВУХ «богатых» слов, даже если одно из них... «версификация». Пожалуйста, пересильте себя и, пусть и с запозданием, выставьте на общее обозрение достойную Вас рецензию. А для облегчения Ваших трудов процитирую себя из своей же книги-бестселлера «Почти»: «Моим сатирико-юмористическим измышлениям в стихах и прозе присущи остроумие, фантазия, раскованность и САМОИРОНИЯ (с налетом интеллектуализма и авангардизма)». ХарАктерный пример (из свежего измышления «Стихи сочинять легко, или Самопознание словатора»). Всякая всячина рифмой охвачена: Штампик «уплачено», царская Гатчина, Жалкая пенсия, город Валенсия, К мэру претензия, кустик гортензии. Уши осла в безрукавной жилеточке, Белка, свисток, Фаберже, яйцеклеточка, Оси Декартовы, рельсы трамвайные, Шприцы, наследственность, воры карманные. Горы, буддисты, рассветы, пирожные, «Город Зеро», ожиданья тревожные, Мао Цзэдун, гепатит и амброзия, Кофе, аппендикс, село Новороссия... 1) Если вы сжились с идейной находкою, Нет раздраженья, а чтенье с охоткою, Вас ознакомим со свойствами автора, Старого телом, но с мозгом новатора. ЮМОР поэту присущ самобытнейший — «Въехать» возможно лишь стопочку выпивши: 2) «Ной в ноябре исправлял домофоны, Миллер к трубе подключил сЕксофоны»; «Кот-конкурент озадачен Корнеями Феня дружила и с Чуком, и с геями»; «Эдик Лимонов порвал с онанистами, Критик, читавший, был зело неистовым»; «Умная Лошадь сошлась с эскимосами И одарила их абрикокосами»; «Йорика череп томился реваншами, Крабы Ла-Манш запугали демаршами». 3) САМОИРОНИЕЙ брызжет он щедрою, И приправляет лимонною цедрою: «Друг — это книга, а знание — силище. Мой мозжечок для пословиц хранилище». Грешную крутит любовь с ИНТЕЛЛЕКТАМИ, Переплетая арго с диалектами: «Борхеса функция, Кафки индукция. Вышла из Джойса «Улисса» продукция». Невероятные взлеты ФАНТАЗИИ — Базис рекордов Европы и Азии. «Жизнь Фарисея», «Троцкист и Козлятушки», «Фитнес на Марсе»... — читайте, ребятушки! Срок подошел, и «на выход, с вещичками», Вместе со всеми своими кавычками. Фразой финальной внедряю понятие: СТИХОСЛОЖЕНЬЕ — ПРОСТОЕ ЗАНЯТИЕ. Как уже указывалось (Алексей Х. подтвердит), «самое интересное в моих СТИХО — это ПРОЗО-комментарии к ним». И поэтому... 1) «Село Новороссия» — гримаса на «победный» цикл стихов «Новороссия» одного автора портала ЧХА. 2) Аллюзия на две незабываемые фразы из рецензии глубокоуважаемого Карена А.: «На юмор от Семена Г. нужно основательно настроиться. А лучше махнуть стопочку, чтобы легче было удивляться». 3) Десять строк (начиная с Ноя) представляют собой россыпь аллюзий на более и менее известные измышления Семена Г. Да, Семен Г. большой любитель аллюзий. Между прочим, его конкурсный цикл называется «Школьный АЛЛЮЗИОН». Аллилуйя!» :) |
| Уважаемые судьи! Спасибо за комментарии! С уважением, Ольга. |
|
|