Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Павел Мухин 
Тема:Индивидуальный обзор номинации "Поэзия для детей" ВКР -14 (1 - этап)Ответить
   В данном обзоре я решил предложить в чем-то альтернативную точку зрения (относительно той, которая была изложена в итоговом обзоре). Кое-что подправил, кое-что дополнил. Тексты некоторых небольших стихотворений для наглядности и удобства анализа привел полностью. Из рассмотрения были исключены работы, на которые мой взгляд полностью совпадал с судейским.
    Заранее извиняюсь за то, что некоторым стихам уделил мало внимания. Надеюсь, что мои рассуждения и замечания будут интересны авторам и судьям.
   
   Во избежание недоразумений сообщаю, что
   данный обзор представлен с разрешения руководства.
   
   1. Рррыцарь
    Автор: Кульков Михаил
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=366791&pid=247&nom_id=696
   
   Интересное, красивое стихотворение с грамотным использованием аллитераций. Автор применил модную в современной русской поэзии свободную цезуру. Такая цезура является не ошибкой, а развитием поэтической мысли!
   
   «Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к интонационно-ритмиче­ской­ раскованности стиха. Такая цезура не имеет определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.»
   
    Пример Квятковского А.П.
   
    Я говорю, | держа на сердце руку.
   Так на присяге, | может быть, стоят.
   Я говорю с тобой | перед разлукой,
   Страна моя, | прекрасная моя.
   Прозрачное | правдивейшее слово
   Ложится | на безмолвные листы.
   Как в юности, | молюсь тебе сурово
   И знаю: | свет и радость — это ты.
   (О. Берггольц)
   
   Как отмечают исследователи, не всегда придерживался четкой позиции цезуры в своих стихотворениях и А. Пушкин: «Скажем, однако, о том, что Пушкин хоть и писал: «При­знаться вам, я в пятистопной строчке люблю цезуру на вто­рой стопе: Иначе стих то в яме, то на кочке...», сам не все­гда придерживался этого правила». А после 1830 года, все больше стал отходить от канонической формы.
   
   На мой взгляд, еще более наглядным примером свободной цезуры могут служить стихи В. Маяковского, в которых интонационной паузой выделяются словесные структуры меньшие, чем полустишия (порой отдельные слова). Его лесенки из слов есть ни что иное, как маркеры свободной цезуры:
   
   Рубанок
    в руки -
   работа другая:
   сучки, закорюки
   рубанком стругаем.
   Хороши стружки -
   желтые игрушки.
   ……………………………
   
   Сдавайся, ветер вьюжный,
   сдавайся, буря скверная,
   открою
    полюс
    Южный,
   а Северный -
    наверное.
   
   («Кем быть?» В. Маяковский)
   
   Видим знакомую лесенку и нарушение части заповедей К.Чуковского!
   
   Но вернемся к М. Кулькову. На мой взгляд, его стихотворение является говорным (акцентным), а поэтому его преимущество в интонационной выразительности (а не в песенности) . В нем нет никаких сбоев ритма ( стих написан грамотно) и его желательно ( но не обязательно) отображать с помощью лесенки (так понятнее для чтеца):
   
   Рррыцарь
   
   Я настоящий
    дворовый
    ры_царь
   Собачей жизни
    и царь,
    и бог,
   На территории
    могут рыться
   
   Лишь мой хозяин
    и я –
    бульдог.
   
   
   Никто не вправе
    гулять,
    где хочет –
   Предупреждение для котов. (нет цезуры)
   
   В любое время
    средь дня
    и ночи
   Ввязаться в схватку –
    всегда готов.
   
   Запала в душу
    одна болонка…
   Ей позволяется
    иногда
   Из миски кости
    таскать
    в сторонку,
   Ведь даме сердца
    нужна еда.
   
   На мой взгляд, это лучший вариант, но возможны и другие способы прочтения. Тут воля автора и простор для его фантазии.
   
    Когда Чуковский писал о том, что дети предпочитают стихи песенные, думаю, что он высказывал сугубо личное мнение и был прав лишь отчасти. В. Маяковский тоже писал хорошие стихи для детей, и дети их воспринимали не хуже сказок К. Чуковского. Приведу еще один понравившийся отрывок:
   
   Все пошли походкой важной
   к фабрике писчебумажной.
   Рабочий спрашивать их стал!
   - Вам толстый
    или тонкий? -
   
   Спросил
    и вынес три листа
   отличнейшей картонки.
   - Кстати
    нате вам и клей.
   Чтобы склеить -
    клей налей.-
   
   Тот, кто ездил,
    знает сам,
   нет езды без колеса.
   
   (КОНЬ – ОГОНЬ)
   
   Писал стихи – декламации (не песенные!!!) и Сергей Михалков:
   
   Анна-Ванна бригадир
   
   
   — Анна-Ванна, наш отряд
   Хочет видеть поросят!
   Мы их не обидим:
   Поглядим и выйдем!
   ……………………………………….
   
   Это я к тому, что "говорные" детские стихи (как, например, стих, Кулькова или те, что я выставил в тексте выше), могут быть не менее красивы, чем стихи "песенные".
   
   
   3. СЛУЧАЙ В ПУТИ
    Автор: Валентина Кайль
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=366815&pid=247&nom_id=696
   
   Смышлёным мальчонка оказался. Стихотворение на тему морали. Таких мало. Будет с кого пример брать.
   
   Думаю, не стоило в произведении для детей использовать взрослые грубые слова и выражения:
   «Ах ты, щенок!»; «амбал», «Заткнись, не то прихлопну, как клопа!»; «Он дал пинка бесстыжему скотине» и т.п.
   
    Если учесть замечания, то стихотворение будет весьма полезным для детей.
   
   4. Яблоки
    Автор: Ольга Северинская
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=366826&pid=247&nom_id=696
   
   Весьма поучительная история для детей. Не многие обращают внимание на нравственность, что в преддверии Золотого века необходимо. В работе автор применяет интересный художественный прием – внутреннюю рифму. Умиляет и удивляет (в хорошем смысле) своей неожиданностью и оригинальностью концовка - все заканчивается миром и согласием.
   
   
    10. Сказка
    Автор: Уваркина Ольга
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=366054&pid=247&nom_id=696
   
   Сказка
   Там за морем да за лесом
   Спит прекрасная принцесса…
   Во гробу ли, на постели,
   Во хрустальной колыбели?..
   Пусть она поспит чуть – чуть.
   Я к ней после прилечу
   На коне с булатной шашкой
   И в рубахе нараспашку…
   Как с разбега поцелую
   И развею чару злую…
   А когда принцесса встанет,
   Увезу её я к маме…
   
   
   Рифмы простые, концовочная рифма «встанет – к маме» является бедноватой и звучит как-то не очень. Поскольку стих для маленьких (судя по тексту), то отдельная мысль должна укладываться в строку, макс. в две строки (рекомендация Чуковского). Каких-то особых художественных изысков (тропов, фигур, измов ) не заметил, но в детских стихах (для детей младшего возраста) это, возможно, и не столь важно. Тема не нова (явный ремейк), поэтому должна быть какая-то новизна, изюминка в трактовке. Думаю, что это «поцелуй с разбега» в хрустальном гробу. Довольно сложно исполнить, но если очень постараться, то почему бы и нет))).
   
   11. УЧИМ СЛОВО МАМА...
    Автор: Владимир Печников
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367171&pid=247&nom_id=696
   
   На мой взгляд, очень хорошее игровое стихотворение! Есть небольшие несуразности, но они игровые, а поэтому допустимы и приветствуются. Дети частенько играют и словами, и образами, да и не только дети. Например, С.Маршак в своих детских стихах баловался со словами, превращая их в смешные несуразицы:
   
   - Глубокоуважаемый
   Вагоноуважатый!
   Вагоноуважаемый
   Глубокоуважатый!
   Во что бы то ни стало
   Мне надо выходить.
   Нельзя ли у трамвала
   Вокзай остановить?
   Вожатый удивился -
   Трамвай остановился.
   
   А К.Чуковский, включал в свои стихи большую кучу курьезов. Вот, например, - «Эй, быки и носороги, выходите из берлоги». Но ни быки, ни носороги в берлогах не живут. Каракатицы и киты по суше тоже не ходят. Тем не менее в его Тараканище подобное происходит.
   Можно привести еще примеры нелогичностей, но главное в том, что Чуковский писал стихи веселые, с динамичным сюжетом, заканчивающиеся победой добра. В определенном смысле игровые.
   И присутствие в его тексте различных несуразиц и нелепиц были не случайностью, а специальным приемом!!! который раскрепощает сознание, способствуют полету фантазии!
   Относиться в игровых стихах к несуразицам и нелепицам (и единичным, и множественным), как к негативу не стоит – они элемент игры, ее антураж, атрибут!
   Если бы стихотворение имело бы другой акцент - в нем не было бы игровой составляющей, тогда его стоило бы сделать более строгим в смысловом аспекте. Стихотворение если и требует доработки, то в плане его художественности (т.е. его образности, рифмовки и т.п. ). Немного портит его, на мой взгляд, некоторая затянутость в середине:
   
   А теперь берем другие...
   - Они точно же такие?
   - Да, конечно, ты права.
   Эти буковки живые,
   для тебя они родные.
   Вот, смотри-ка,- раз и два.
   
   На этом участке почти нет интересных образов и событий в сюжете. Если его подсократить, то лаконичность бы улучшила качество! Чуковский, например, требовал, чтобы в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии был материал для художника! Здесь (в этом интервале) интересного материала для зарисовок нет! Он какой-то пустой и поэтому, возможно, лишний.
   
   Стихотворение мне понравилось.
   
   
   12. Путник тихий и простой
    Автор: Вацлав Пионтек
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367208&pid=247&nom_id=696
   
   
   Путник тихий и простой
   ***
   
   Путник тихий и простой
   Шел дорогою прямой.
   Коль случится поворот,
   Все равно идет вперед.
   По дорогам, по степям,
   По горам и по лесам
   Шел все время, не спеша,
   Нес в кармане два гроша.
   И дошел до края света.
   Вы не знаете где это?
   
   Довольно простое, стихотворение, но с очень хорошей, неожиданной концовкой! За что большой бонус автору! Есть в нем и материал для детских рисунков, что тоже очень хорошо. Фразу "Шел дорогою прямой" надо воспринимать не дословно ( т.е. по некой дороге, которая была прямой ), а как иносказание (троп) - т.е. шел всегда в одном выбранном направлении.
   
   13. Колыбельная
    Автор: Елена Крылова
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367226&pid=247&nom_id=696
   
   Колыбельная
   Речка шёлковая сонно
   Шевелит волну.
   Тучка одеялом словно
   Скутала луну.
   
   Покрывало темень стелет
   На ковры из трав.
   Задремали в дымке ели
   И листва дубрав.
   
   Спи, малыш, спокойной ночи,
   Сладкой до утра.
   Закрывай скорее очи,
   Спать давно пора.
   
   Ласково, динамично, сказочно. Чувствуется какая-то легкость, воздушность. Видно, что автор скрупулёзно подбирал образы. Ни один из них не случаен. Некоторая монотонность при прочтении – специальный психологический прием, способствующий засыпанию.
   
    Хорошо - больше и не скажешь. Для младшего возраста какие-то особые художественные приемы, возможно, были бы излишни. Так что - в самый раз! Безусловно не помешало бы нечто оригинальное, особенное (впрочем, это замечание относится абсолютно ко всем стихам).
   
   Скажу пару слов и о «детскости», раз уж этот критерий пытаются ввести. В данном стихотворении ее черты видим в последней строфе, что вполне органично. Намеки на детскость в каждой строфе были бы избыточными. В данной номинации есть произведения в которых и намека на детскость нет! Тем не менее они не сняты с дистанции.
    Я вовсе не против таких стихов, но правила должны вводится либо для всех стихов (критерий «детскости»), либо не вводится вообще! Кроме того должны быть разработаны какие-то критерии этой детскости. Но пока ничего этого нет. И стих не имеющий и намека на детскость может получить диплом.
   
    14. Колыбельная
    Автор: Людмила Царюк (Семёнова)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367290&pid=247&nom_id=696
   
   Красивое стихотворение. Оригинальная идея. Все в динамике, в движении – дети такое любят.
   Тема не истерта (не ремейк), свой сюжет, наряду с простыми рифмами есть и довольно интересные:
   вечерние – приключения, дельфинами – спины их. Хотя, дети, может быть, их и не оценят. Есть обширный материал и для художника ( обилие образов). Довольно цельная работа .
   
   
    18. Детские фантазии
    Автор: Иван Тернов
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367402&pid=247&nom_id=696
   
   Интересное динамичное стихотворение. Но не стоило строить сразу две сюжетные линии и в одной рассказывать про тучки и их приключения, а потом переходить к другой, и рассказывать про дождь и его последствия. Получилось два рассказа в одном флаконе. Распылять внимание в детских стихах не нужно. Если бы это была длинная сказка, тогда такое построение, возможно, было бы оправдано, но в небольшом стихотворении лучше этого не делать.
    Про дождь весело и интересно. Если оставить лишь последние две строфы, то стихотворение только выиграет от краткости изложения. Примером лаконичности может служить стихотворение №22 "Песочные пирожные" (автор: Юрий Юркий), в котором нет ничего лишнего.
   
   19. ЮЖНАЯ АМЕРИКА. Амазонка. (Из книги «Веселая география»)
    Автор: Владимир Безладнов
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367413&pid=247&nom_id=696
   
   
   Хорошее познавательное стихотворение. Сбоев ритма в нем нет!
   Изменение звучания при переходе к 5 и 8 строфам – это полиметрия в чистом виде. Особый художественный прем используемый чуть ли не с 18 века. Вот пример из Лермонтова:
   
    Он слышит райские напевы… (4-стопный ямб)
    Что жизни мелочные сны
    И стон и слезы бедной девы
    Для гостя райской стороны?
    <…>
   
    На воздушном океане, (4-стопный хорей)
    Без руля и без ветрил,
    Тихо плавают в тумане
    Хоры стройные светил…
    <…>
   
    (Лермонтов. Демон)
   
   У Владимира присутствуют преднамеренные двустопные хореические вставки, меняющие ритм. Изменение ритма обычно используется для выделения определенных строф, например, при переходе к другой теме, мысли, событию! Если бы подобный переход был бы внутри строфы, причем случайным образом, вот тогда бы это был сбой.
   
   
   Если это стихотворение для детей дошкольного возраста, то возможно, стоит доработать его так, чтобы каждая его строка имела бы синтаксическую законченность, мысль не растягивалась бы больше чем на пару строк. Данная рекомендация - одна из заповедей К.Чуковского. В этом стихотворении она не выполняется – мысль частенько растягивается на целую строфу. Повторю, что это правило предложено К. Чуковским, и он его жестко придерживался. Стоит ли его выполнять? - Думаю, это зависит от автора и его отношения (доверия) к детскому классику. Стихотворение изобилует интересными образами (материалом для художника), а это согласно первой заповеди Чуковского несомненный плюс.
   
   
   
   21. Между скалами
    Автор: Сергей Ворошилов
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367444&pid=247&nom_id=696
   
   Стихотворение хорошее. И если не налагать каких-либо дополнительных критериев, возникает только два вопроса. Первый – что такое танцующая тишина? Образ не вызывающий каких-то четких ассоциаций и аллюзий. Можно сравнить его, наверное, с веселящейся разогнутостью))). Второй – почему избушка тянется к соснам? Избушка стоит на поляне, и если она потянется к соснам ее окружающим, то может и разорваться))). Возможно, автор хотел сказать, что избушка, подобно соснам, тянется к небу или звездам?
    Я не против таких стихов, но я за то, чтобы правила были одинаковыми для всех! И если уж вводится какой-то критерий, он должен быть применен. И должна быть шкала!!! В данном же стихотворении нет и намека на «детскость» - значит и штраф должен быть максимален, если, конечно, вводить критерий!
   Или наоборот – уберите этот критерий и не снижайте за него оценки абсолютно всем! Думаю, что у многих есть неплохие стихи про природу, но они не выставляют их из-за соответствующей критики.
   
   
   
    22. Песочные пирожные. (до школьного возраста).
    Автор: Юрий Юркий
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367448&pid=247&nom_id=696
   
   Песочные пирожные. (до школьного возраста).
   Потрудилась я немало –
   Стряпала пирожные.
   И по формочкам стучала
   Очень осторожно я.
   
   А у мамы вышли комом,
   Так как стала сыпать их
   Не в песочнице, а дома
   Из сандаликов моих.
   
   Веселое, очень короткое и очень детское стихотворение. Свой интересный сюжет (не ремейк). Во второй строфе мысль растянута на всю ее длину (четыре строки) - Чуковский, возможно, этого бы не одобрил))).
   
    23. Лесные подснежники
    Автор: Ольга Королева
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=274993&pid=247&nom_id=696
   
   Стопроцентное детское стихотворение про похождения живого дождика! . В наших краях, в мае уже ландыши цветут, но это у нас. Много красочных образов, много динамики, много глаголов, что созвучно с заповедями Корнея Ивановича!!! Хорошая работа.
   
   Я бы назвал стих иначе – «Похождения дождика». В этом случае вопрос о детскости, возможно бы, и отпал.
   
   
   На этом обзор заканчиваю, но, может, в ближайшее время какие-то примеры и пояснения в него и добавлю. К сожалению, стихи представленные мной в виде лесенки при выкладке эту лесенку потеряли))).
   
   Буду рад, если мои замечания и дополнения принесут кому – то пользу.
   
   С уважением, Павел Мухин.
Уваркина Ольга[04.10.2017 14:44:50]
   Уважаемый Павел! Читаю Ваши рассуждения относительно своего стихотворения и не перестаю удивляться "широте" Ваших мыслей. Вы, собственно, повторяете то, о чём в предыдущем обзоре написали, вскладчину, ув. члены жюри данной номинации.
   Я со своей стороны не считаю и не считала такой уж бедной рифму: "встанет- маме". Последние звуки: ане-аме - прекрасно рифмуются и звучат.
   Если Вы заявляете, что моё стихотворение-ремейк­,­ то будьте вежливы к автору, назовите сам оригинал и время его написания. Иначе, Вами написанное, всё можно расценивать, как ремейк к предыдущему разбору, в котором авторы тоже не удосужились расшифровать свои мысли.
Павел Мухин[04.10.2017 16:25:04]
   Ольга, не обижайтесь. Личное восприятие, согласен, может отличаться. Но можно было и лучше написать.Это не самая лучшая рифма.
   
   Что касается оригинала сказки. Сказка опубликована в 1697г. Шарлем Перро под названием «Спящая красавица». У вас вариация на тему Шарля Перро, что и является ремейком. Написал я и про отличия в вашей трактовке (она по-своему оригинальна).
   
   По поводу уточнений. Согласен с вами. Если указываешь на ошибку или неточность, то необходимо разъяснять. А иначе зачем обзор. Я не против - задавайте вопросы, уточняйте. Но хотелось бы более точные ответы услышать и от вас ( не в обиду будет сказано).
   
   Дело прошлое, но все-таки.
   Вы, например, мне в прошлом году написали про какой-то сбой:
   
   " Достаточно забавно автор пишет об обитателях дома, но в технике что-то захромало в самом начале".
   
   По идее надо бы было написать не что-то захромало, а конкретно что и почему? Лично я сбоя не увидел. Это говорное, тоническое стихотворение ( спеть его нельзя).
Уваркина Ольга[04.10.2017 19:48:56]
   Вот уж никогда бы не подумала, что оригиналом послужила "Спящая красавица". С таким же успехом можно было бы говорить про "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях")).
Павел Мухин[05.10.2017 18:35:28]
   Наверное, с некой натяжкой можно))). Там и про хрустальный гроб есть, чего нет ни у Перро, ни у Гримм (в сказке Шиповничек). Раньше других был издан вариант сказки про спящую красавицу Шарлем Перро (в 1697г), затем был издан в сборнике (1812г.) вариант братьев Гримм - Шиповничек (Там есть про поцелуй). В этом же сборнике Гримм есть и сказка "Белоснежка"( там про хрустальный гроб есть, но нет поцелуя). За ними в 1833г. уведела свет Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.Пушкина (она похожа на Белоснежку. В ней тоже нет поцелуя и есть хрустальный гроб). Хронологически вроде так.
Елена Крылова[06.10.2017 13:24:29]
   Уважаемый Павел, большое спасибо за обзор и тёплый отзыв на моё стихотворение!
Юрий Юркий[05.11.2017 06:22:03]
   Спасибо, Павел, за интересный аналитический труд!
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта