Александра Лейн РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение
«ЛАНЬ». Автор: Дмитрий Соколов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=379739&pid=0 Здравствуйте, Дмитрий.
Я впервые рецензирую произведение в проекте «Платон мне друг…», делаю это по приглашению координаторов, потому, возможно, не совсем впишусь в здешние правила: в какой именно форме положено высказывать свои критические мнения. Но сделаю это так, как привыкла при судействе конкурсных работ на ряде сайтов.
1. Мне не понятно, Дмитрий, почему в качестве жанровой принадлежности выбрана именно эта: «Циклы стихов и поэмы». Насколько я понимаю, здесь одно небольшое лирическое стихотворение – пейзажно-лирическая зарисовка.
2. В основу фабулы положено
таинство рожденья лани в лесу. Сама идея о непосредственном единении флоры и фауны мне понравилась. Ареал «природы» простирается вплоть до
далёких недоступных звёзд – это выглядит символичным.
3. То, что есть некоторое олицетворение поведения отдельных представителей флоры, выглядит вполне органично – это хорошо увязывается с рождением детёныша. Метафоры
распахнутый восторг небес и
шептал, волнуясь, старый лес выразительны, живописны. Первая мне показалась особенно удачной.
4. О синтаксической структуре построения текста.
4.1 Двенадцатистрочное стихотворение выражено тремя предложениями, каждое из которых сюжетно завершается вполне логично. Да и начатое упоминанием лесных дебрей, оно заканчивается как бы впечатлением леса от свершившегося чуда. Это своеобразный логический анадиплозис, дающий сюжетную закольцованность, что обеспечило целостность стихотворения.
4.2 В первом предложении я отмечаю перегруженность дополнениями в придаточном предложении.
Вот смотрите, Дмитрий, главное предложение у вас такое
В дебрях девственных и непорочных, …..
Свершалось таинство рожденья.
А придаточное
Где чист и свеж ночной туман,
В лучах рассвета осторожных,
Росою на листы упал.
Здесь краткие прилагательные
чист и свеж создают впечатление о завершённости образа тумана, то есть последующее
В лучах рассвета осторожных уже слышится началом нового образа. Но у вас далее продолжение «действия» тумана. Поясню: или нужна полная форма прилагательных –
чистый и свежий – или после слов
ночной туман для синтаксической связанности требуется местоимение «который».
4.3 Второе предложение
Когда казалось наважденье,
Далёких недоступных звёзд,
Ещё не отпускало ночь,
Но и заря втекала плавно,
В распахнутый восторг небес -
Лань родилась.
В этом фрагменте путаницу внесли знаки препинания: некоторые лишние, некоторые опущены.
Первая строка заканчивается запятой. Потому
казалось воспринимается обычным глаголом в прошедшем времени. И только третья строка показывает, что вся эта конструкция должна быть прочитана иначе.
Дмитрий. Я вам даю своё написание этого сложносочинённого предложения – у вас, по смыслу,
казалось это вводное слово. То есть так:
Когда, казалось, наважденье
Далёких недоступных звёзд
Ещё не отпускало ночь,
Но и заря втекала плавно
В распахнутый восторг небес –
Лань родилась.
4.4 Третье предложение. Здесь у вас, Дмитрий, лишняя запятая, что побуждает при чтении думать, будто дальше пойдёт дополнение к этой поляне. Опять просто исправлю
Вокруг поляны
Шептал, волнуясь, старый лес.
5. Техника стихосложения.
5.1 Первая строчка с хореем резко выпадает из ритмики, потому что дальше почти везде ямбовые начала строк.
Смотрите:
В де’брях…..
А следом
Где чист’….. Не вдаваясь в терминологию, отмечу, что строчка с нарушением ямбического начала прочитываются нормально
Но и заря втекала плавно.
5.2 Рифмы, кроме двух, мне не понравились совсем.
Вот эти две:
плавно и
поляны, хоть и приблизительная, но допустима,
рожденья и
наважденья – пусть, хотя она и слишком точная.
Непорочных и
осторожных. Грамматическая – только окончания.
Туман и
упал – очень слабая.
Звёзд и
ночь – слова совсем вне поля рифм.
Небес и
лес – очень уж известна.
Дмитрий. Мне кажется, что к рифмам вам надо бы относиться строже.
6. Не знаю, в том ли ключе я провела разбор этого стихотворения или нет – это решат координаторы, а полезны ли мои советы или нет – это решит автор, Дмитрий Соколов.
С большим уважением к автору стихотворения «Лань» и ко всему проекту критики «Платон мне друг…»
Александра Лейн ,
/Приглашённый рецензент проекта «Платон мне друг…»/