Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Дмитрий Соколов "ЖАРА" ПоэзияОтветить
   ЖАРА
   
   Ну и жара! И камень плачет в такую пору каменной слезой.
   А утром? Утром солнце прячет в туманных высях белое лицо.
   Ни облачка, ни вздоха ветерка, и это на умеренных широтах!
   Стоит усталая и вялая трава, и, пересохнув, шелестит лишь что-то.
   Перун, где твой громовый рог, огниво с кремнем, кубок али чаша!?
   Уж в поле дышит пылью колосок, и речка выкипает наша.
   Старушки, и пречистую припомнят, да, и нечистого, бывает, помянут.
   Всё реже печки, позаутре, топят, как вся природа, крестятся и ждут…
   Вот в мареве, паренье стихнет треск кузнечиков, и овода замолкнут.
   В глазах надежды заиграет блеск, блистаньем отдалённых молний.
   Пока ещё не видно, где-то там… за горизонтом, разбежавшись, тучи
   Вперёд пошлют, почти что, ураган и речку валунами вспучит.
   По небу, чёрною волной, громады долгожданные прокатят
   И скроют мир за белою стеной из крупных полновесных капель.
Галина Пиастро[24.02.2019 08:56:09]
   Евгения Валиева
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на стихотворение « ЖАРА». Автор: Дмитрий Соколов
   http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=373130&pid=0
   
   Здравствуйте, Дмитрий!
   
    Чтобы был понятен вектор нижеследующего анализа, сразу скажу, от чего в первую очередь отталкиваюсь при восприятии стихов. Америки не открою: мне важны красота и сила поэтического слова. Которые, в свою очередь, складываются из неких составляющих. И эти составляющие находятся или не находятся друг с другом в гармонии, от чего, конечно, зависит итог. Гармония – штука тонкая и субъективная. Отчасти.
   
    Ощущаю ли пресловутые силу и гармонию в стихотворении «Жара»? Скорее нет, чем да. Несмотря на отдельные вполне себе неплохие составляющие. Давайте просто смотреть на них и вместе разбираться, что хорошо, а что не очень. Условно. С моей точки зрения, конечно. :)
   
    Итак, какие же составляющие обратили на себя моё внимание в первую очередь.
    Идея хороша. Неожиданный ракурс пейзажной лирики: единство человека и природы в изнуряющей жажде избавления от жары. И подано это отнюдь не шаблонно.
    Очень логично выстроена композиция: описание страданий спёкшейся природы, переходящее к поведению в этих условиях людей; всё сделано яркими, существенными мазками. В ожидании объединилось всё и вся: камни, трава, люди, насекомые... ( «как вся природа, крестятся и ждут» ). Наконец, предощущение грозы, постепенное нагнетание, из отдаленного, зарождающегося гула переходящее к пришествию долгожданной влаги, и – вот она, кульминация: ( «крупные полновесные капли» ). Идея интересная, композиционная логика замечательная.
    Важная поэтическая составляющая – образность. Она, несомненно, присутствует:
    Камень плачет каменной слезой – ну да, неожиданно, по сути – оксюморон (не бывает у камня слёз), показывающий немыслимую степень жары. Правда, ощущается некое противоречие: слеза, хоть и каменная, всё равно ассоциируется с влагой, поэтому показывать, как все вокруг иссохло и нуждается во влаге, говоря о слезе – не самый удачный ход, наверно. С другой стороны, такая гиперболизация мне чем-то нравится: даже то, что во влаге не нуждалось по определению, уже тоже в ней нуждается и страдает;
   
    белое лицо солнца – благодаря этому отлично смогла представить и ощутить утреннее пекло;
   
    в туманных высях – вполне поэтичный перифраз;
   
    «Перун, где твой громовый рог, огниво с кремнем, кубок али чаша» – обращение к образу громовержца здесь смотрится органично. Перечисление его атрибутов, правда, несколько затянулось. С другой стороны, у каждого из атрибутов, видимо, имеется последовательное смысловое наполнение: протрубить, высечь молнию и вылить воду, вероятно. Правда, традиционно в руках Перуна изображались совсем другие предметы: секира, шит, меч, скипетр... Существует и легенда, по которой он был вооружен громовым луком (не рогом) и стрелами. Громовым каменным луком он разбивал тучи, и вода из туч лилась на землю. А стрелами-молниями он добивал разбежавшихся чертей, оберегая людей. Но все мои попытки отыскать какие-либо упоминания про огниво, кубок или чашу Перуна ни к чему не привели... Не сильна я в мифологии, поэтому приходится верить на слово автору.
    Устаревшее народно-поэтическое «али» немного выпадает из общего стиля, но всё же имеет здесь конкретно направленную стилистическую окраску, привнося дополнительную и, на мой взгляд, обоснованную экспрессию при обращении к старославянскому божеству.
    А вот, кстати, оправдать «умеренные широты», которые тоже выпадают, мне нечем – раз уж зашёл разговор о едином стиле;
   
    «Уж в поле дышит пылью колосок» – неплохо, этот несчастный колосок рождает эмоцию;
   
    «речка выкипает» – хорошая глагольная метафора;
   
    старушки «пречистую припомнят и нечистого помянут» – это супер, включая фонетический аспект; единственное – «припомнят» не очень точный по смыслу здесь глагол, на мой взгляд, логичнее бы «вспомнят»;
   
    «...за горизонтом разбежавшись, тучи Вперёд пошлют почти что ураган, и речку валунами вспучит» - эта нестандартная метафора ощутимо даёт представление о надвигающейся грозе;
   
    «черною волной – белою стеной» – так называемый синтаксический параллелизм, замечательный поэтический прием, но здесь он существенно ослаблен различным положением параллельных словосочетаний в строках;
   
    «И скроют мир за белою стеной из крупных полновесных капель» – очень неплохой с точки зрения реализации метафоры финальный аккорд;
   
    В общем-то, достаточно яркая получилась картинка.
    Здесь бы сказать: здорово! Поэзия! Хочется перечитывать!
    Нет. Не скажу, к сожалению.
    Чтобы понять причину этого «не здорово», вероятно, надо опять вспомнить известное и очевидное, вскользь упомянутое в начале: содержание и форма связаны между собой неразрывно, в итоге составляя неделимое целое. Они обогащают или обедняют друг друга, в их союзе рождается или не рождается гармония.
    Как мы выяснили, присутствует образность. Но ведь еще важно, каким слогом она подается.
   
    Слог. Местами, пардон, выпирает косноязычие:
   
    «Вот в мареве, паренье стихнет треск» – что здесь за «паренье стихнет», неясно. Если бы «в паренье», можно было бы понять, что речь о состоянии воздуха – пАрит, мол. Но «в» отсутствует, поэтому возникает амфиболия (двусмысленность), а результат – всё в совокупности видится бессмыслицей. Вчитываться, продираться, чтобы распознать смысл? Нет уж, извольте излагать внятно. :)
   
    «В глазах надежды заиграет блеск» – снова амфиболия. Построение фразы однозначно предполагает, что у надежды есть глаза, в них и заиграет блеск. Инверсия сыграла злую шутку со смыслом.
    Здесь же у меня общая претензия к уместности выбранной лексики. Блеск может заиграть в глазах при виде чего-то вожделенного, да. Большой пачки денежных купюр, например. Вот тогда подобная лексическая фигура очень даже уместна и красноречиво описывает чувства. Но в глазах, измученных долгим ожиданием избавления, явно происходит нечто другое. Если следовать контексту и отталкиваться от предчувствия, в них может просто рождаться или оживать эта надежда, отражая отдаленные вспышки молний, например...
    Вот так неточно подобранная лексика способна вдруг убить наметившийся эмоциональный резонанс.
   
    «заиграет блеск(,) блистаньем ...» – совершенно нехорошо, это ведь однокоренные слова;
   
    «Вперёд пошлют, почти что, ураган» – возможно, это моё субъективное восприятие: мне кажется, что использовать в поэтических строках «почти что» вместо «почти» следует крайне осторожно, чтобы не загубить чистоту и красоту слога. В стихах вообще не должно быть ни одной лишней буквы. Только те, которые работают на чистоту и красоту слога.
    А вообще, этот «почти что ураган» как-то скрадывает нарастающее крещендо развязки, по-моему. Чем был бы плох нормальный ураган, раз всё равно описаны сопутствующие симптомы? Так и хочется эту странную вставку «почти что» заменить на подходящее по смыслу, нагнетающее бурю прилагательное.
   
    «Стоит усталая и вялая трава, и, пересохнув, шелестит лишь что-то».
    Что же это «что-то», которое шелестит, пересохнув? Нелепость выходит, снова двусмысленность, не так ли? Синтаксическое построение фразы таково, что понимать можно и так, и сяк. Вероятно, имелось в виду «трава, пересохнув, что-то шелестит».
    Отмечу здесь же: «шелестит лишьчто-то» – фактически, звукопись, передающая шуршание-шелест с помощью шипящих, да ещё приятно разбавленная скоплением «ле-ли». НО. Эту [лишштоту] невозможно продекламировать с достоинством, не оконфузившись. :) Так потенциально удачная аллитерация превращается в провальное буквосочетание.
    «Пересохнув» . Форма слова указывает на законченное действие, необратимое, поэтому в какой-то степени противоречит тому, что трава все еще «стоит усталая и вялая». Можно, конечно, это сочетание понять и представить, но с натяжкой.
   
    Дальше разговор пойдёт еще об одном слабом, по моему мнению, месте в стихотворении. Ритм.
   
   Ну и жара! И камень плачет в такую пору каменной слезой.
   А утром? Утром солнце прячет в туманных высях белое лицо.

   ---/-/-/- -/-/-/---/
   -/-/-/-/- -/-/-/---/
   4-стопный ямб + 5-стопный ямб
   
   Ни облачка, ни вздоха ветерка, и это на умеренных широтах!
   Стоит усталая и вялая трава, и, пересохнув, шелестит лишь что-то.

   -/---/---/ 5-стопный…………………… -/---/---/- 5-стопный
   -/-/---/---/ 6-стопный…………………. ---/---/-/- 6-стопный
   
   Перун, где твой громовый рог, огниво с кремнем, кубок али чаша!?
   Уж в поле дышит пылью колосок, и речка выкипает наша.

   4-стопный + 5-стопный
   5-стопный + 4-стопный
    И т.д.
   Разностопность, разносложность, разноударность в строках в совокупности делает здесь ритмический рисунок не очень комфортным для слуха. Постепенно к ритму привыкаешь, его принимаешь, но он не завораживает – из-за преимущественного отсутствия в строчных окончаниях т.н. ритмической инерции. Разноударность то и дело провоцирует заметную смену ритма, что, кстати, приближает, хоть и не с первого прочтения, звучание стихов к разговорной речи, отдалённо возникает даже сказовая интонация. Сказовость эта дополнительно усилена и смежной рифмовкой, и встречающейся устаревшей лексикой ( позаутре, али).
   
    В середине каждой строки прослеживается четкая цезура, усиленная внутренней рифмовкой, что создает относительную четкость, насколько уместно говорить о четкости ритма в этом тексте. Казалось бы, цезуры эти безболезненно могли бы быть клаузулами, тем более, что внутри первой части строк, до большого словораздела, везде имеется своя выраженная малая цезура:
   
   Ну и жара! // И камень плачет//
   в такую пору каменной слезой.//
   А утром? // Утром солнце прячет//
   в туманных высях белое лицо.//

   
    Но, по большому счету, окончания строк почти везде совпадают и с интонационным, и с синтаксическим окончанием фраз. Исключения (перенос) – лишь в одиннадцатой и тринадцатой строках. Т.о., видимо, большое количество стоп в строках можно считать оправданным решением авторского замысла.
   
    Чередование женских и мужских клаузул в варианте удлинённых строк выглядит скорее неурегулированным, чем системным, что в свою очередь создает помехи при восприятии ритмического рисунка. Хотя некоторая очередность прослеживается:
   м-ж-ж-м-ж-ж-м – в клаузулах, и, что интересно, почти зеркально во внутренних рифмах:
   ж-м-м-ж-м-м-м
    Конечно, если разбить удлинённые строки на обычные, получится совершенно привычная глазу и слуху картинка перекрестной рифмовки. Что даёт основание подозревать: сначала так и было. :)
   
    Вероятно, стихотворение можно отнести к какой-то из модификаций силлабо-тоники – например, вольному ямбу. Правда, количество стоп в строках при таком оформлении превышает традиционное когда-то число 6, да и свойственного вольным стихам разрыва строк нет, но никто ведь не запрещал вариативность, а автор не обязан сидеть в рамках. Особенно, когда об их существовании не подозревает. :)
   
    Еще одна немаловажная составляющая поэтического «хорошо» или «плохо» – это рифмовка, о которой частично уже сказано выше. Полагаю, что очаровательно созвучные клаузулы могут стать причиной прекрасного звучания стихов и доставить читателю немалое удовольствие, как и наоборот, срифмованные бедно и криво, они способны значительно снизить положительный градус восприятия.
   
    Из рифм показались привлекательно звучащими лишь тучи/вспучит, замолкнут/молний. Интересна, в общем-то, широтах/лишь что-то, однако в это сдвоенное «ш» в [лишштото] легко провалиться и там застрять.
    Внутренняя рифмовка включает преимущественно грамматические рифмы, за исключением весьма приблизительной там/ураган и еще более субъективной ветерка/трава.
   
    Очевидно, что подбору рифм стоит уделять больше внимания.
   
    Второстепенный, казалось бы, аспект – неверная пунктуация кое-где мешает сосредоточиться на восприятии смысла и без помех пропускать через себя написанное.
    Старушки(,) и пречистую припомнят, да(,) и нечистого, бывает, помянут.
    Запятая после «Старушки» могла бы стоять в случае обращения к старушкам – но обращения здесь нет. Также могла бы стоять в случаях дальнейшего обособляемого оборота, уточнения, последующих перечислений – ничего этого нет. Старушки припомнят. Подлежащее-сказуемое­.­ На кой запятая, настраивающая восприятие читателя на что-то из вышеперечисленного?
    Обособленное запятой «да» приобретает смысл самостоятельного утверждения. Но по логике фразы это совсем не так, в данном случае «да и» - союз, неделимая конструкция.
   
    «Всё реже печки(,) позаутре(,) топят» - нет никаких причин для обособления этого наречия времени. Кстати, в словарях нашла только «позаутру». Но, возможно, авторский вариант – ещё более редкий диалектный, и мне он даже больше нравится. Своей мягкостью, так подходящей к старушкам. :)
   
    «Вперёд пошлют(,) почти что(, ) ураган( ) и речку валунами вспучит.
    Наречие «почти что» не выделяется запятыми. А вот вторую грамматическую основу следует отделить. Иначе получается, что ураган и речку вспучит, и еще что-то, а смысл фразы «тучи вперед пошлют почти что» остаётся непостижим.
   
    «По небу(,) чёрною волной(,) громады долгожданные прокатят»
    Причин для обособления «чёрною волной» здесь нет. Прокатят как? Чёрною волной. По смыслу, кстати, здесь уместнее бы «прокатятся».
    Ну, и еще одна пунктуационная ошибка: в двойном знаке ?! вопрос всегда ставится первым, так как в первую очередь предложение является вопросительным, а потом уже усиленным эмоционально. Знака !? в русском языке не существует.
   
    Уделив так много места пунктуационным ошибкам, я отдаю себе отчет, что запятые – не то, зачем автор приходит в поисках критики, да и пунктуационное чутье дано не всем. Тем не менее, думаю, лучше не забывать, что поэтическое произведение – единый организм, сочетающий в себе все элементы текста, до мельчайшего. И когда эти треклятые запятые торчат, словно пни на футбольном поле, не давая возможности двигаться по тексту без препятствий, сосредоточиться на образах – какое уж тут поэтическое удовольствие... У читателя, привыкшего воспринимать запятые как вспомогательное средство восприятия информации (а так и должно), взрывается мозг. Как не вспомнить Чехова, когда-то справедливо назвавшего запятые «нотами при чтении». Или Паустовского, не менее справедливо заявлявшего: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
   Как рассыпается текст от беспорядочной пунктуации, мы наглядно увидели.
   
    Пожалуй, на этом всё, спасибо за внимание. Надеюсь, анализ чем-то был полезен.
   
    Евгения Валиева,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Дмитрий Соколов[26.02.2019 14:27:30]
   Добрый день, Евгения.
   Невероятно ценная и прекрасная рецензия.
   Я прямо вырос в своих глазах, при этом осознал всё своё несовершенство.
   Ну, и слов новых узнал)))
   Не знаю отвечать ли по пунктам вашей рецензии, вы так детально и точно всё подметили, что только соглашусь и восхищенно вздохну.
   Спасибо.
   
   Стихотворение это люблю.
   Оно про мою деревню, про лето. И писалось с натуры, поэтому и образы получились своеобразные и иногда точные.
   И белое солнце утром высоко в тумане, который от земли до неба и не рассеивается,
   и как печки топят реже и реже,
   и ураган после затишья.
   
   А если любишь, сложно увидеть огрехи.
   Спасибо Вам за подробный и тщательный разбор.
   Постараюсь улучшить.
Евгения Валиева[26.02.2019 22:47:21]
   Дмитрий, спасибо за ответ, рада, если что-то сгодится.
Алексей Тверской[24.02.2019 17:38:50]
   Прекрасная рецензия, с удовольствием прочёл и поучился.
Галина Пиастро[25.02.2019 09:57:41]
    Светлана Илларионова
   
   Рецензия-пародия
   на стихотворение « ЖАРА». Автор: Дмитрий Соколов
   http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=373130&pid=0
   
   Ода умеренным широтам
   
   Умеренность широт не предсказать:
   Не север крайний и не южный полюс.
   И даже если ночью благодать,
   То утром жуть зловещая: по пояс
   Никто не оголяет торс, и в рог
   Не протрубит – Ярило всё в белилах.
   Забыл о нашем мире ветерок,
   И облачко куда-то упылило,
   Осыпав пылью жухлую траву…
   Но чую, где-то там, за горизонтом,
   Уже волною чёрною идут
   (Да что волною! Скажем прямо: фронтом!)
   Громады долгожданных перемен,
   Закрыв стеной и мир, да и надмирье.
   
   И встанет вся природа со колен,
   Дождавшися Перуна со огнивом.
   
    Светлана Илларионова,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Дмитрий Соколов[26.02.2019 14:59:01]
   Эпиграмма на рецензии-пародии.
   
   В пародии где истина сокрыта?
   Где солнца луч секущий тьму
   Невежества. Она как пицца сбита -
   на перекус - ни сердцу, ни уму.
   
   и тем не менее, спасибо.
Светлана Илларионова[26.02.2019 17:44:47]
   Коль Автор фишку "пиццы" не просек,
   Подкину новый я ему кусок
   Про век, давно ушедший в лету,
   Про архаизмы от Жуковского и Фета,
   Про то, что эпиграмма от поэта
   Грешна возвышенностью слога,
   "сбитой-скрытой"...
   А истина - она не лыком шита.
   Коль Автор вдумчив, сам поймет в итоге:
   Поэта кормит критик, а не ноги :)
Дмитрий Соколов[27.02.2019 22:37:10]
   Бежал за мыслью, убежала в ветки
   хвостом махнула, чары наведя.
   Орешки с изумрудом крепки.
   Смотрю... - красивы... Мне не по зубам.
Светлана Илларионова[01.03.2019 13:10:06]
   Ну, коль не по зубам - рахат-лукумьте:)
Галина Пиастро[27.02.2019 23:02:23]
   Светлана. Дмитрий.
   Прекрасный матч! Все стихотворные посылки мне очень понравились.
   Предлагаю объявить дружескую ничью)))
Дмитрий Соколов[28.02.2019 19:45:43]
   Я, конечно, за переигровку.
   Но ничья так ничья🤗
Светлана Илларионова[01.03.2019 13:09:13]
   Галина, соглашаюсь на ничью:
   мне донесли, сдана я с потрохами...)))
   Так что не быть два месяца мне с вами.
   Сижу вот перед компом, лью слезу:)
Галина Пиастро[01.03.2019 15:05:16]
   Светлана.
   
   В рецензии вы с автора успешно сняли стружку.
   Забудьте ж стиль Меркадера* – теперь живите дружно!
   ----
   * Меркадер – это который с ледорубом...
   :)
Светлана Илларионова[01.03.2019 18:01:24]
   Готовлюсь к новым я боям.
   Но верности "Платону" не продам :)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта