Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Сагидаш Зулкарнаева Три стихотворения ПоэзияОтветить
   Сагидаш Зулкарнаева
    •
    Окольцована тревогой, на душе тоска и сталь,
    Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль.
    Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
    Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.
   
    Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре,
    От шагов слепого снега просыпаюсь на заре.
    Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки.
    Растечётся ль запятая на краю шальной строки...
    23 февраля в 03:17
   
    ***
    •
    Когда слова и дни глухи,
    И на душе такая скука,
    В соседнем доме воет сука…
    Совсем не пишутся стихи.
    Хоть треснись об пол, как часы,
    Сбив в кучу стрелки, словно шпаги,
    В одном коротком, долгом шаге
    От края чёрной полосы...
    Хоть пой тоске в противовес,
    Как этот дождь слепой, последний
    Кружится сам с собой по снегу,
    Читая рэп под бит небес.
    Хоть что ты делай! данный бунт
    Напрасен будет – слово в клетке.
    Пока тоска, раскинув ветки,
    Не улетит куда-нибудь.
   
    14 февраля в 15:26
   
    ***
    Я здесь живу - темна, безкожна,
    Где даже в снах болит строка.
    Всё оттого, что заполошно
    Запорошила путь пурга.
    Всё от того, что раз за разом
    Гоню стихи во весь опор!
    Где ночь степная рыбьим глазом
    Меня сканирует в упор.
    Где я теряю в междустрочье,
    И в межсезонье верный след…
    Я – помесь птицы с дикой ночью,
    Я – та, которой вовсе нет...

 1   2 

Галина Пиастро[04.03.2019 17:57:31]
   Николай Бурмистров
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на подборку «Три стихотворения». Автор: Сагидаш Зулкарнаева
   http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=548941&project=692&seek=549317#549317
   
   С творчеством Сагидаш я знаком с её первых шагов на Литпортале. Почти десять лет прошло. Она тогда назвалась казенно, не по-литературному – Зулкарнаева Сагидаш. Вместе с Ильёй Майзельсом, мы помогли ей поправить имя на звучное нынешнее. Так что, можем считать себя сетевыми крёстными поэтессы.
   
   О себе Сагидаш заявила ясно и определенно:
   Кровь степная в жилах - степи от порога,
   Сердцем принимаю соль и боль села.
   Не сойти с дороги, если ты – дорога,
   Не попасть под стрелы, если ты - стрела.
   Мне не надо моря и чужого лета,
   Здесь живу открыто, душу не тая.
   И на кромке Света есть соломка света,
   На которой всё же можно устоять.
   
   Такая она и есть, наша степная сказительница, – в жилах у нее не водица – кровь степей; она и дорога, и стрела, но и слабая женщина, которая держится за соломинку света…чтобы устоять.
   Эта искренность подкупает в стихах Сагидаш. Но стоп… Критику, не должно увлекаться хвалебными речами. Свой «прокурорский вердикт» я еще оглашу. Однако не удержусь, чтобы предоставить слово писателю, автору более, чем 30 книг, заслуженному деятелю искусств Раулю Мир-Хайдарову:
    «У Сагидаш свой голос, свой слог, своя интонация, своя судьба, необходимо добавить — не из легких. Уверен, что только поэзия помогла ей выжить в трудное время, я не говорю — состояться в литературе, она родилась с поэтической отметиной в сердце, и если есть поэтический Олимп, то место ей Всевышний уже там зарезервировал. Думаю, Сагидаш Зулкарнаева — национальное достояние России и Казахстана, с этой меркой и надо подходить к ней, к ее непростой жизни, ее проблемам. Слишком много талантов мы загубили в последние тридцать лет, пора бы поддержать хотя бы очевидные из них».
   
   Родилась и живет Сагидаш в Самарской области, в селе Новопавловка. О своем образовании она говорит так: «Десять классов советской сельской школы, да и степь-матушка — все мои университеты». С первых сознательных лет она помнит, как жили в степи, пасли скот, мать одна поднимала четверых детей. Помнит, как в шесть лет ее впервые посадили на лошадь, нет, не для забавы, а пасти отару овец. Однажды, во взрослой жизни, в степи её ударила молния. Какое-то время не разговаривала, позже пошли стихи…
   …Поэзия для Сагидаш всегда была способом выживания, отдушиной, каналом получения жизненных сил».
   Верю, что через удар молнии у человека могут открыться чудесные способности. Суровое это испытание и нелегкий дар. Впрочем, у каждого талантливого литератора есть своя «особая мета». Но к ней лавры славы не прилагаются. Мастера предупреждают:
   Не позволяй душе лениться!
   Чтоб в ступе воду не толочь,
   Душа обязана трудиться
   И день и ночь, и день и ночь!
   …
   Автор: Н. А. Заболоцкий
   
   Мне хорошо известно из общения с Сагидаш, как она взыскательна к своим стихам. Советы критиков, рецензентов она умеет услышать и воспринять. При подготовке первой книги она плотно поработала с редактором и многому научилась. Она стала мастером, и в её зрелых стихах мы ищем и находим неподдельные чувства, яркие образы. И редко-редко встретишь в строчках техническую недоработку или стилистический брачок.
   Однако в «Платон…» Сагидаш пришла не за дифирамбами. Она не кокетничает, когда пишет в заявке: «Я пришла за конструктивной критикой. Без критики рост мастерства случается только у гениев - кто-то правильно сказал. Так что - ругайте, если есть за что. Чувствую, ох, есть. Всё приму к сведению, потому что быстро написались, явно что-то не так».
   Пишущие люди знают, что порой глаз автора «замыливается», ему трудно оценить свое творение. Нередко и мастера не видели в своих строках явных «ляпов». Таковы психологические нюансы творческого процесса. Тогда и нужен «свежий глаз» рецензента или редактора.
   Но обратимся к стихам нашей подзащитной. В первом прочтении они передают нам настроение литературной героини (у Сагидаш всегда неотделимой от автора), вызывают сопереживание тревоги женщины, живущей в холодном и отдаленном краю.
   В стихах этих мы можем утолить голод на метафоричную образность поэтического языка:
    ● Окольцована тревогой,
   ● фиолетовый февраль.
    ● Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
    ● Застываю в льдине неба,
   ● От шагов слепого снега просыпаюсь на заре.
    ● Растечётся ль запятая на краю шальной строки...
    ***
    ● Хоть треснись об пол, как часы,
    Сбив в кучу стрелки, словно шпаги,
    ● Читая рэп под бит небес.
    ● Пока тоска, раскинув ветки,
    Не улетит куда-нибудь.
   
    ***
    ● Я здесь живу - темна, безкожна,
    ● Где ночь степная рыбьим глазом
    Меня сканирует в упор.
    ● Я – помесь птицы с дикой ночью,
    Я – та, которой вовсе нет...
   
   Казалось бы, стихи щедро усыпаны не фальшивыми перлами. Но что же не устраивает автора?
   Более внимательное прочтение позволяет увидеть недоработки в некоторых строках.
   Вот в первом стихотворении слышим весьма звонкое начало:
   Окольцована тревогой…
   Но «окольцована» – слово не точное и употреблено в значении «скованна тревогой». Есть «заусенцы» и в других строчках:
    Окольцована (?) тревогой, на душе тоска и сталь,
    Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль. – звучная аллитерация!
    Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.-– великая строка!
    Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.-- образно, но не точно. Не плоть, а людские души ждут небеса.
   
    Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре, – льдина и янтарь по цветам разнятся
    От шагов слепого снега просыпаюсь на заре.
    Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки. – не очень понятно, просится: черный лед строки
    Растечётся ль запятая на краю шальной строки... – хороший образ!
   На мой взгляд, стихи «сырые», надо поработать.
   
   Во втором произведении всё будет отлично, если начать так:
   Когда слова и дни глухи,
    В соседнем доме воет сука,
    И на душе такая скука,
   Совсем не пишутся стихи.
   
   И немного казенно (канцеляризм) звучит «данный бунт».
   
   Третье стихотворение открывается великой строкой:
   
    Я здесь живу - темна, безкожна, –
   
   Это ли не поэтический портрет! Такая строка и есть законченный стих.
   Однако «я здесь» требует пояснения: где здесь? Ответ может дать заголовок: «В селе», «В степи», или «Селянка», или, как автор скажет.
   
   На мнение наших филологов выношу строки:
    Всё оттого, что заполошно
    Запорошила путь пурга. –
   Не перебор ли здесь с аллитерациями «заполошно / Запорошила путь пурга»?
   Мне кажется, пока нормально. Но меру в звукописи знать следует.
   
   Далее идет очень эмоциональный и драматичный рассказ. Но его нужно немного «причесать». Нарушена логическая связь в строках:
    Гоню стихи во весь опор!
    Где ночь степная рыбьим глазом
   
   Поправить легко, изменив пунктуацию:
    Гоню стихи во весь опор(!),
    Где ночь степная рыбьим глазом
   
   В итоге имеем законченное стихотворение:
   
   В степи
   
   Я здесь живу – темна, безкожна,
   Где даже в снах болит строка.
    Всё оттого, что заполошно
    Запорошила путь пурга.
    Всё от того, что раз за разом
    Гоню стихи во весь опор,
    Где ночь степная рыбьим глазом
    Меня сканирует в упор.
    Где я теряю в междустрочье,
    И в межсезонье верный след…
    Я – помесь птицы с дикой ночью,
    Я – та, которой вовсе нет...
   --------------------­--------------------­-----­
   
   Вместо вердикта оглашу эти стихи Сагидаш
   
   Надпись на кольце царя Соломона:
   "Omnia transeunt et id qouque – Etiam transeat"

   ***
   Просто жить и не думать о смерти,
   Просто верить всему вопреки,
   Что дождей беспросветные плети
   Унесутся с теченьем реки.
   Просто знать, что зима ненадолго –
   Всё проходит, отколется лёд.
   Осень жизни! – ударит, как током...
   Не смертельно. Нормальный полёт.
   Просто помнить, что нам изначально
   Бог даёт лишь на время весло –
   Оттого так на сердце печально,
   Оттого так на сердце светло...
   
   Дорогая Сагидаш! Буду повторять эти стихи, желая тебе самого доброго. И давай чаще вспоминать мудрые слова: «Все проходит, и это пройдет».
   
    Николай Бурмистров,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Галина Пиастро[04.03.2019 18:02:20]
   Людмила Клёнова
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на подборку «Три стихотворения». Автор: Сагидаш Зулкарнаева
   http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=548941&project=692&seek=549317#549317
   
   Принято здесь, как я знаю, в начале рецензии оставлять ссылку на страничку, где опубликованы представленные к рецензированию стихи автора.
   Но, увы, не нашла их на страничке Сагидаш.
   
   Но вот ссылка на её страничку:
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=347829&pid=0
   
   Не могу сказать, что моя рецензия будет глубоко обоснована литературоведчески.
    Нет, это будут просто впечатления от прочитанного, и, в меру моих личных поэтических ощущений, будут высказаны какие-то предложения, подсказки, сомнения
   .
    Сагидаш Зулкарнаева
   
    •
    Окольцована тревогой, на душе тоска и сталь,
    Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль.
    Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
    Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.
   
    Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре,
    От шагов слепого снега просыпаюсь на заре.
    Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки.
    Растечётся ль запятая на краю шальной строки...
    23 февраля в 03:17
   
   «…на душе тоска» – понятный, хотя и очень привычный, как мы говорим, образный штамп. А вот «на душе…сталь» – это как-то вовсе вроде из другой оперы. :) Просто не состыкующиеся в образном ряду слова, на мой взгляд.
   «Закружил пургой дорогу» – любопытно. Однако, пурга может кружить ПО дороге, НА дороге. Но «закружить» саму дорогу? Очень сомнительно. Как и цвет февраля – у Вас никак не оправдано то, что он фиолетовый. А цвет для зимнего месяца не очень подходящий – это цвет, скорее, весенний, когда цветут цикламены или сирень. Вот если бы речь шла о февральских сумерках, скажем, слово «фиолетовый» можно было бы принять.
   Хороший образ « Снова временем зажата». Но объяснение – «справа – топка, слева – топь» опять же, словно выпадает из выбранного Вами образного ряда.
   «Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть» – очень спорное утверждение. Если уж Небеса – то им всё же души обычно нужны – плоть людскую небеса как бы не приемлют – плоть всегда остаётся на земле – или в земле…
   
   Две последние строки стихотворения по смыслу никак не связаны с удачными, лиричными первыми двумя строками второго катрена.
   Возможно, поэтому стихотворение в целом воспринимается как набор более или менее красивых фраз, никак не связанных по смыслу, композиционно, друг с другом. А вот последняя строка – сама по себе – хороша.
   
   Что касается рифм. Есть очень интересные и нестандартные (зажата-жаден, тает-запятая). А есть предельно простые (янтаре-заре, реки-строки.) А вот «топь-плоть», на мой взгляд, просто неудачна, ибо нет здесь созвучия, даже отдалённого. А это – основа рифмы.
    ********************­********************­********************­****­
    •
    Когда слова и дни глухи,
    И на душе такая скука,
    В соседнем доме воет сука…
    Совсем не пишутся стихи.
    Хоть треснись об пол, как часы,
    Сбив в кучу стрелки, словно шпаги,
    В одном коротком, долгом шаге
    От края чёрной полосы...
    Хоть пой тоске в противовес,
    Как этот дождь слепой, последний
    Кружится сам с собой по снегу,
    Читая рэп под бит небес.
    Хоть что ты делай! данный бунт
    Напрасен будет – слово в клетке.
    Пока тоска, раскинув ветки,
    Не улетит куда-нибудь.
    14 февраля в 15:26
   
   Если в предложении есть «когда», то нужен и ответ: «тогда». У Вас есть вопрос – но ответа нет. По смыслу же здесь: КОГДА слова глухи, и на душе скука, и воет соседская сука (простите, но вот просто не терплю модное нынче в стихах слово это), вот ТОГДА стихи и не пишутся. Так ведь?
   Но получается у Вас, что, когда дни глухи и на душе тоска, то в соседнем доме воет сука. Не думаю, честно говоря, что собаке этой грустной есть дело до Вашего настроения – она же не Ваша, а соседская. :)
   
   Смысловая нестыковка и здесь:
   «Хоть пой тоске в противовес,
    Как этот дождь слепой, последний
    Кружится сам с собой по снегу,
    Читая рэп под бит небес».
   Слепой дождь – это всегда дождь летный. А у Вас он почему-то последний из тех, что падает на снег (?) Первый весенний дождь ещё может падать на зимний оставшийся снег. Но слепой, да ещё и последний? Ну, никак!
    Петь, как дождь, и вправду можно, если слышишь музыку дождя.
    Но вот петь ТАК, как дождь «кружится» – это вряд ли возможно. А у Вас написано именно так по смыслу. Да и петь так, как дождь читает рэп – трудновато. Ибо рэп жанр совершенно иной, нежели песня. В песне – мелодия, в рэпе – ритм.
   
    •
    Я здесь живу - темна, безкожна,
    Где даже в снах болит строка.
    Всё оттого, что заполошно
    Запорошила путь пурга.
    Всё от того, что раз за разом
    Гоню стихи во весь опор!
    Где ночь степная рыбьим глазом
    Меня сканирует в упор.
    Где я теряю в междустрочье,
    И в межсезонье верный след…
    Я – помесь птицы с дикой ночью,
    Я – та, которой вовсе нет...
   
   Больше всего понравилось это Ваше стихотворение. Здесь и в логику всё укладывается, и образный ряд достаточно интересен.
   Есть только вопрос: почему ночь степная, а глаз у неё рыбий? Если бы ночь была морская, вопроса бы не возникло. А для глаза ночи степной я бы поискала другое прилагательное, более близкое ей по смыслу. Может быть, «лунным, чутким, зорким, мутным, синим» и т.д…
   
   Я помню Вас, Сагшидаш, по конкурсам ВКР прошлых лет. И с удовольствием могу сказать, что вижу Ваш несомненный поэтический рост!
   Вдохновения Вам и удачи!
   
    Людмила Клёнова,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Галина Пиастро[04.03.2019 18:49:21]
    Саги Сагидаш
   27 февраля в 23:16
   
    Ссылка на фото
    https://yadi.sk/i/s8cpRsZVbzyZjw
    --------------------­--------------------­------------­
    **
   ТВ. Программа «Вечерние стихи», 17 декабря 2014 г. Время – 33.20
   https://vm.ru/tv/2014/12/19/vechernie-stihi-17-dekabrya-274190.html#player
   
    **
    «Литературная газета», 2013 г., № 31
    Письмо Мураками
    Литература / Поэзия / Впервые в "ЛГ"
    Сагидаш ЗУЛКАРНАЕВА
    http://lgz.ru/article/-31-6425-31-07-2013/pismo-murakami/?sphrase_id=2408067
   
    **
    «Российский писатель» • Союз писателей России
    http://rospisatel.ru/zulkarnajeva.htm
   
    **
    «Сибирские огни»
    Главная. Поэзия», №03 - март 2018
    Прощание с пернатыми
    Зулкарнаева Сагидаш
    http://сибирскиеогни­.рф/content/proshcha­nie-s-pernatymi?fbcl­id=IwAR3VgcI0GpNlaAn­W4TWC81XeK4krUXCbaZ4­HsEtSi_aQwoqR_JV098a­1-Io­
   
    **
    «Чайка» (Seagull magazine) – американский журнал на русском языке
    Три стихотворения
    Опубликовано: 2 января 2017 г.
    https://www.chayka.org/node/7775
Сагидаш Зулкарнаева[05.03.2019 01:02:29]
   Здравствуйте всегда! Спасибо большое, всё прочла, многое из критики принимаю. Тараканов меж строк хватает, надо выловить) Не скажу что всё приняла, не буду обманывать. Но мне нра) критиковать ведь можно по разному, а вот так - полезно и не обидно. Вообще, пишущим пользительно посмотреть на свои произведения со стороны. Особенно начинающим. Но и состоявшимся стоит заглянуть - не пожалеете! Ведь и вправду: рост мастерства без критики случается только у гениев. Да и глаз ещё как замыливается! И не надо стесняться (ой, я супе-пупер поэт, и зачем мне критика и т.д.) Процветания и новых и новых авторов этому синему порталу! Всем спасибо! ещё приду. Совсем-совсем новое что-нить принесу на препарирование. Всех женщин - с наступающим!
Николай Бурмистров[05.03.2019 14:42:19]
   О праве на жизнь ассонансов и диссонансов в рифмах спорят и сегодня. В стихах Сагидаш нам встретились строки:
   
   Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
   Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.

   
   Мнения двух рецензентов разделились на противоположные. Один воскликнул:
   
   Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь. – великая строка!
   
   Вторая ворчит:
   Хороший образ «Снова временем зажата». Но объяснение – «справа – топка, слева – топь» опять же, словно выпадает из выбранного Вами образного ряда.
   Что касается рифмы... «топь-плоть», на мой взгляд, просто неудачна , ибо нет здесь созвучия, даже отдалённого. А это – основа рифмы.
   
   Может быть, почтенная публика разрешит спор рецензентов?
Николай Бурмистров[05.03.2019 17:15:09]
   Некто Антиквар со Стихи.ру только добавил тумана в тему:
   
   "Топь - плоть. Близко к анаграммной рифме. Но лишь близко. Такую рифму я бы не использовал.
   
   Антиквар 05.03.2019 16:47"
   
   Наверняка, кто-то из наших мастеров.
Светлана Илларионова[06.03.2019 13:59:52]
   Николай, Антиквар - это Никита Брагин:)
Николай Бурмистров[06.03.2019 14:56:46]
   Светлана,
   
   Да ты шо!
   Видна школа ЧХА.
Алла Райц[05.03.2019 17:27:41]
   Роскошные рецензии для удивительной поэзии Сагидаш Зулкарнаевой!
   Что может быть лучше в холодный вторник начала марта?
    "Платон...."как истинный друг портала устроил настоящее пиршество в честь начала весны!)
   
   Действительно, всегда остро стоит вопрос рифмы, и неудивительно - поэтический текст подчиняется определенным законам.
   
   Но лично я всегда предпочту поэзию смыслов поэзии "рифмов". На мой взгляд допустимы и ассонансы, и диссонансы, если точнее, в каждом конкретном случае имею в виду, не скажешь. Иногда сколько приходится читать затертых, "ни о чем" штампиков, но со звучными рифмами. Считать ли такие стихи проявлением поэтического мастерства? Не думаю.
   
   В то же время - нарочитое упрощение до складушек-невладушек­,­ или отсутствие желания хотя бы мало-мальски соблюдать правила версификации (с её дальнейшим истреблением), порождает еще большие курьёзы.
   
   Скажу просто: если ассонансы не "выпирают", не нарочиты и полностью ложатся в передачу эмоционального и смыслового содержания стихов, они - на месте.
   
   Еще мне не очень понятно, почему анафеме преданы глагольные рифмы (понимаю, как кощунственно звучит мой вопрос)) и тем не менее задаю. Доходит до смешного на конкурсах или при обсуждении поэтических текстов: среди двадцати-тридцати нормальных или хороших рифм кто-то находит одну глагольную - и сразу ставит "на вид", вроде автор сделал что-то неприличное - язык показал или еще что...))
   
   Современным теоретикам поэтических приемов надо все же постараться и вносить новшества в теорию.
   
   Что касается поэзии Сагидаш - она впечатляет, не оставляет равнодушным, мне кажется, ни одного читателя. Образы необыкновенные, нестандартные, ёмкие. Действительно утоляют метафорический голод.:)
   
   Спасибо, Сагидаш, спасибо "Платону", который уж точно многим кому друг.
Галина Пиастро[05.03.2019 17:49:09]
   А Баба-Яга тоже против диссонансной рифмы "топь - плоть", если она в гордом одиночестве в стихе.
   То есть и я бы отметила, что мне не очень вкусно её прочитать.
   
   Вот всё стихотворение с такими анаграммными созвучиями - это да, это нормально
   (сама такое писала)).
   
   А... Предыдущий оратор пустил камешек в огород "противников" глагольных рифм - я из этого огорода)).
   Ну... одну ещё, да особо созвучную, а не просто грамматическую,
   ещё приму (так и быть))).
   Но это уже другая история, как я понимаю.
Алла Райц[05.03.2019 18:05:54]
   Добираемся до сути..., что же все-таки неудобного в рифме "топь-плоть" и рифма ли виновата?
   
   Если вникнуть в смысл этих двух стихов,
   
    Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
    Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.
   
   то станет понятно, что дело все-таки не в рифме, в чем-то другом, поэтому и "спотык". Сама вот эта строка мне кажется сыровата, выражаясь языком Николая Бурмистрова:
   
   Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.
   
   вернее, она - из "другой оперы", особенно с залихватским "подавай"...
   
   В предыдущей речь шла о времени: оно и топка (во времени все сгорает), оно и топь - блестящая метафора.
   а дальше - с чего вдруг синий рот появился. Небеса в общем смысле все равно не явно соотносятся со временем. Может было проще завершить мысль предыдущей строки, тогда и иное слово появится (?) для рифмы, например топь-оторопь (пример - явно не идеал, со смещенным ударением)
   Но мне кажется, что дело именно в этом, в этом направлении надо и доработать строку.
   
   На мой взгляд, в этом произведении есть две главные супер. строки:
   
   /Снова временем зажата.../
   и
   /От шагов слепого снега.../
   
   этим строкам и стоит, как мне представляется, подчинить содержание строф. Но это мне так видится, автору все равно всегда виднее. )
   
   
   По поводу глагольных - я против анафем всякого рода, будем толерантны))).
   Конечно, без фанатизма.
Галина Пиастро[05.03.2019 18:12:26]
   Стихи Сагидаш.
   Некоторые впечатления.
   Свой голос. Свой почерк. Написано... без оглядки на то, что скажут, как воспримут - я такие называю "написаны для себя" в самом хорошем смысле этого слова. В них те образы, такие образы, которые понятны автору - а поймут ли другие, не столь важно.
   /Ой! К "Платону.." это не относится)))/
   
   Мне слышится в них - сквозь непростую долю ЛГ - что-то и отчаянно-девчоночье.­
   И уж точно, это не "дамские стихи".
   Хотя, частое употребление слова "тоска" (я не против самой тоски - это она часто против меня))) мне не нрав. Не очень нрав.
   
   И мне кажется, что Сагидаш - сквозь запорошенную дорогу, завесы дождя и проч. - посмотрит в дали далёкие, увидит темы ещё более оригинальные и вдохновится ими.
   
   Удачи тебе, настоящий Поэт!!
Николай Бурмистров[05.03.2019 18:43:31]
   Мне образ
   ...справа - топка, слева - топь. -
   сразу лег на душу. Чтобы понять Саги, нужно знать, что она говорит о своем быте в деревенском домишке с печкой. И день ее начинается от печи (и до порога, как говорится). А за порогом - раскисшая февральская степь - топь.
Людмила Клёнова[05.03.2019 19:38:31]
   Уж простите меня - и Сагидаш, и Коля...
   
   Откуда мне знать местоположение и место проживания нашей героини? тем более, условия её проживания...
   
   Я читаю СТИХИ.
   И воспринимаю их именно как стихи, то-есть, образность, ритм, рифма, настроение, композиция, содержание.
   То, что кажется мне диссонансным, я и отмечаю в своих поэтических впечатлениях и ощущениях.
   
   А это значит (я для себя ТАК всегда считаю, когда сама пишу что-то, где есть какие-то намёки на моё местоположение, на то, что меня окружает), что задача поэта написать ТАК, чтобы у читателей не возникло вопросов.
   
   Я не права?
   Для меня это так...
Алла Райц[05.03.2019 19:08:30]
   Так уж принято, что поэт говорит с читателем закодированными словами - образами, которые не всегда могут быть приняты или поняты дословно, иногда наоборот, могут вызвать совсем иные ассоциации, отличные от поэтической задумки.
   
   Это и хорошо, чем больше поэт, тем больше может быть ассоциаций - самых разных. Чем-то похоже на шахматную партию - продумывать многоходовость ).
   
   Вот я и увидела Время - настолько сильный образ "справа - топка, слева - топь", а не просто хлопочащую хозяюшку у печи, потому что ёмко, без повествовательности,­ отсюда и другие ощущения, может быть совсем не те, которые подразумевал автор...
   
   Кстати сказать - и шаги снега из следующей строфы как нельзя лучше гармонируют со Временем, а вот "шальная строка" мне кажется не оч. скорее -
   запятая растечется на краю полынь-строки..., имхо.
   
   Еще раз убеждаюсь - сколько читателей, столько и мнений, так же и в отношении критиков)).
   Чем образней и своеобразней стихи, тем больше мнений, которые все же сходятся в одном: поэту - поэтов труд.
Николай Бурмистров[05.03.2019 21:22:27]
   Людмила,
   
   требовать от привлеченного рецензента по трем работам вникнуть в творческую кухню автора - это, конечно, неправильно.
   Но, согласись, что в идеале критик не должен быть близоруким начетчиком. Тем более, когда он видит, что стихи неординарные, автор довольно популярный в печатной и в сетевой литературе поэт.
   Об этом говорит список публикаций, представленный в этой теме.
   Зайдите на страничку Сагидаш в Фейсбуке - на каждое стихотворение она получает до 200 отзывов. Все восторженные.
    Люда, наши с тобой рецензии не хвалебные, критические, разборку мы устроили автору по полной программе. (Сагидаш, милая, ты уж меня не брани). Девиз "Платона" соблюден - истина дороже.
   Меня ободряет то, что кроме этих трех стишат у Сагидаш вряд ли найдешь ещё пару "сырых". Она всё "дожаривает" до кондиции.
   Проект "Платон..." - это школа не только для авторов, но и для критиков-рецензентов­.­ Если не хотим выглядеть дилетантами, нужно работать на профессиональном уровне.
   Тщательнее, понимаешь, надо.
   
   Людмила, это не значит, что хочу умалить достоинства твоей рецензии. Есть в ней спорные тезисы. Но и площадка у нас дискуссионная. Обсудим.
Николай Бурмистров[05.03.2019 22:32:38]
   На одно замечание рецензента нам поможет ответить знаменитый "поэт деревни":
   
   Песнь о собаке
   
   Утром в ржаном закуте,
   Где златятся рогожи в ряд,
   Семерых ощенила сука,
   Рыжих семерых щенят.
   …
   Автор: С. А. Есенин
   
   Вот и в строке:
   В соседнем доме воет сука -
   
   это отзвук есенинских строк. В деревне (да и у гламурных заводчиц собачек) это слово обычное, термин даже.
   Да, звучит грубовато. Но и стихи о безысходной тоске. Не до нежностей.
   ***
   Обратите внимание на рифму у Сергея Есенина.
Сагидаш Зулкарнаева[05.03.2019 22:57:44]
   Уважаемые критики проекта, спасибо за добрые слова в адрес моего творчества, и большое спасибо за конструктивный разбор! Я же сразу написала в первом обращении к проекту - посмотрите, знаю - сырые и т.д. Так что, Николай, не переживайте) Я же за критикой пришла. Хорошие стороны стихов я и сама знаю. Избранные стихи на разбор не подаю. А на фейсбуке, Николай, ты же знаешь, я размещаю всё подряд))) Это же не литературный портал, больше, сайт для общения по интересам. На явные ляпы реагируют, естественно) Я вообще принимаю дельные подсказки спокойно. Значит, читают внимательно, и это главное. В "тымнеятебе" не играю нигде, может, поэтому меня нкоторые недолюбливают. Я всем рада и благодарна. Да и здесь было почти тоже самое. Везде люди одинаковые, начинать нужно с себя. И, если честно, некогда - кинула стихи и убежала в свою степь) Скоро перееду в Самару, будет времени больше. А критики здесь, Николай, далеко не дилетанты, это и радует. Новые рецензии копирую и уношу. Просмотрю ещё раз. С рифмой топь и плоть даже не знаю что делать... Подумкаю, Людмила, спасибо. Николай, плоть небу действительно не нужна. Алла правильно подметила - брала всеобщую картину действительности. И писалось да, как-то само собою, без напряжения и т.д. В этом Галина права. Попала в точку. Такому разбору, да ещё бесплатному радоваться надо. А там моё дело - принять иль нет. Это я раньше могла из-за всякой критики или словесного "крючка" здесь устраивать смешные бодания, сейчас только улыбаюсь и попиваю чаёк) Стара стала) На этом проекте, слава Богу, никаких отступлений от темы, всё достойно. Есть у меня поинтересней стихи, поглубже, но концовка такая бяка. Вот с ними приду, если позволите. Ещё жду новых высказываний, вариантов выхода из топи-плоти) Ушла, вернусь

 1   2 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта