Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Сагидаш Зулкарнаева • Окольцована тревогой, на душе тоска и сталь, Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль. Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь. Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть. Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре, От шагов слепого снега просыпаюсь на заре. Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки. Растечётся ль запятая на краю шальной строки... 23 февраля в 03:17 *** • Когда слова и дни глухи, И на душе такая скука, В соседнем доме воет сука… Совсем не пишутся стихи. Хоть треснись об пол, как часы, Сбив в кучу стрелки, словно шпаги, В одном коротком, долгом шаге От края чёрной полосы... Хоть пой тоске в противовес, Как этот дождь слепой, последний Кружится сам с собой по снегу, Читая рэп под бит небес. Хоть что ты делай! данный бунт Напрасен будет – слово в клетке. Пока тоска, раскинув ветки, Не улетит куда-нибудь. 14 февраля в 15:26 *** Я здесь живу - темна, безкожна, Где даже в снах болит строка. Всё оттого, что заполошно Запорошила путь пурга. Всё от того, что раз за разом Гоню стихи во весь опор! Где ночь степная рыбьим глазом Меня сканирует в упор. Где я теряю в междустрочье, И в межсезонье верный след… Я – помесь птицы с дикой ночью, Я – та, которой вовсе нет... |
| Сагидаш, Вам спасибо огромное! Есть претензии к мелочам, из которых состоит жизнь! Не претензии: Ваше видение против моего восприятия. Много холода, горечи, даже отчаянья. Все принимаю сердцем. Главное, искренность. Спасибо! |
| Сагидаш, даже не думай, в контексте твоих строк "топь - плоть" - ...диссонансно-ассонансная рифма. Во, новый вид изобрела, т.к. совпадают и ударные гласные, и набор согласных звуков. Другое дело, что будешь "плоть" править на "душу" или как-то так. А в общем, строка терпит и автор так видит. Тебе и решать. |
| И вот и хорошо, Сагидаш, обижаться - себе дороже))). Тем более, как ты правильно заметила, и рецензенты-критики, и переживающие читатели настроены на одно - на точное, емкое слово, смысл, ритм и рифму.)) Еще раз к нашей рифме возвращаясь, если пока отстраниться от смысла, почему все же она не оч.воспринимается даже как ассонанс или диссонанс? Может я не права, но если её рассмотреть, как составную справа топь - людскую плоть, то получится вдобавок "разностопие", может, кстати потому и спотыкает. (?) У меня такое предложение, по-другому взгляни на последнюю строку строфы, продолжив, логически закончив тему Времени, и: вместо /Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь. Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть./ например, так продолжить /Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь, Смотрит с неба равнодушно облаков витая сдобь. (?... или свитая сдобь, святая....и т.д.) поверти примерно в направлении еще и смысла, потому что рифма она и правда может загнать невесть куда, чаще всего - в тупик.)) Хотя, повторюсь я не фанат рифмы, но благозвучность всегда приветствую тем не менее))). По поводу спорной строки второго произведения. Здесь я тоже скорее согласилась бы с Людмилой, чем с Николаем. Объясню почему. Почему я не увидела отсыла к Есенину, а только лишь нарочито карябающее слово, почему оно задевает, ведь слово вполне литературное, да ведь и у Пушкина стихи с матерком воспринимаются, как с ветерком.)) Что здесь-то не так? На мой взгляд дело опять таки в образах и смыслах. ЛГ рассказывает в предыдущей строке о скуке, вот бы и продолжить, чтобы убедить читателя, ведь что-то ЛГ делает с этой скукой, как-то борется с ней, это всем интересно и еще интересно - а как ощущает скуку ЛГ, то есть недожата строфа по смыслу мне кажется. К примеру, Сагидаш, можно было бы так продолжить (поставлю рядом вариант перемен:)) надеюсь, не обидишься. Когда слова и дни глухи, И на душе такая скука, В соседнем доме воет сука… (которая пришла без стука Совсем не пишутся стихи. (и... не дает писать стихи. Хоть треснись об пол, как часы, (Когда на век замрут часы Сбив в кучу стрелки, словно шпаги, В одном коротком, долгом шаге (в одном последнем, долгом шаге) От края черной полосы... Сагидаш, надеюсь ты не обиделась.)) и там в двух последних строка - убрать бы клетку, а с ней и ветки, потому что как на ветках летать - не представляю. |
| добавка к продолжению стихов)) примерно, как я увидела переживания твоей ЛГ Хоть пой тоске в противовес, (Тогда пой песнь в противовес, Как этот дождь слепой, последний (а на подпевках - дождь последний Кружится сам с собой по снегу, (вскружится сам собой по снегу... Читая рэп под бит небес. Хоть что ты делай! данный бунт (Но и тогда невинный бунт Напрасен будет – слово в клетке. (напрасен будет и бессилен, Пока тоска, раскинув ветки, (пока тоска, раскинув крылья,....)? Не улетит куда-нибудь. |
| еще возвращаясь к первому стихтворению. Там в первой же строке второй строфы - противоречие: застывшая льдина и горячий янтарь, оплавивший муху, который лишь потом застывает обычно, мне показались не сравнимые понятия льдина и янтарь, которые и потянули за собой штампик "на заре". Вот посмотри, если вот так примерно : Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре, (словно щепка в ледостав) От шагов слепого снега просыпаюсь на заре. (под Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки. Растечётся ль запятая на краю шальной строки... Застываю в льдине неба, словно щепка в ледостав, Под шаги слепого снега и его глухих октав (можно дорабатывать здесь) Точка, палочка, кривая...крепок черный лед реки. (точка, точка, запятая...) Растечётся ль запятая на краю полынь-строки... А вообще стихи - великолепные. Совсем чуть нуждаются в правке и все будет просто оки-чпоки))) Почему свои стихи намного трудней править, не пойму...:)) Удачи, Сагидаш! |
| Некоторые разборы напоминают попытки перевода стихов Шекспира с английского на казахский, когда переводчик француз. Но, наверное, и для автора, и для всех нас полезно увидеть, насколько разнятся мнения читателей и какие неожиданные возникают у них ассоциации. |
| Когда-то человечество пыталось перейти на эсперанто в надежде лучше понимать друг друга.:) Но это мало помогло. Может ли критика или рецензия быть объективной и совершенной, как сама поэзия? Не есть ли она правда, помноженная на искусство? Вряд ли... Ведь как сказал поэт "Вот пример зависимости правды от искусства, а не искусства — от наличья правды." И если придумать условную формулу для поэтического произведения, как: (опыт+ фантазия+эмоция+умозаключение), помноженное на владение словом, то для критика формула может быть гораздо короче с абсолютным исключением некоторых величин. Поэтому недопонимания возможны, я бы даже их приветствовала, потому что, повторюсь, - чем интересней поэт и его творчество, тем больше "разноговорящих " и разно-воспринимающих. Но автор всегда должен знать только свою истину, искать её, помня о своем пути. Это нелегко, может быть иногда невыносимо и тут выбирать только автору - на что или куда смотреть, шествуя своим путём. |
| Буквально пара слов, не удержусь. Кратенько о немногом, очень бегло. (Начинала писать рецензию, но потом пришлось отложить, а тут уже столько сказали. Но какие-то пометки остались, чего им пропадать) Сначала такая ерундовина: а что, в слове «безкожна» никого ничего не смущает? Я про орфографию. А образ хорош. Фиолетовый февраль очаровал звучанием. Фи-фе, оле-аль, вый-вра – завораживающие звукосочетания, вообще-то, имеющие определенную магию. Что касается необычности цвета – думаю, он вполне передает оттенок тревожности и общей эээ... нестандартности мироощущения в конкретный период жизни ЛГ. Еще чуть о фонетике: «Застываю в льдине неба» - «вльд» - скорее, нехорошо И тут же следует «нене», тоже не очень. «Сбив в кучу» - та же история. «Всё оттого, что заполошно Запорошила путь пурга» - мне нравятся эти созвучия. «На душе тоска и...» Я уж напряглась, но – ура, нет привычных глазу тоски и боли, а есть сталь – и вышел узнаваемый мозгом, но совершенно обновленный эффект. От шагов слепого снега Когда слова и дни глухи Как этот дождь слепой Часто упоминаемые слепота и глухота окружающих явлений говорят о внутреннем одиночестве ЛГ. Но – часто! И снова черная полоса (был черный лед), слепой дождь (был слепой снег)... Слепота снега и дождя. Не очень-то говорящий троп, на мой взгляд. О чем он? О равнодушии этих природных явлений. Но затаскано же. Вероятно, поэтому эмоционально – ноль. Можно посмотреть на стихи еще вот под каким углом: эмоциональная динамика, удержание внимания, так сказать, подводные рычаги влияния. Обычно о таких вещах говорят мало, но здесь этот нюанс показался существенным. По первому стихотворению, например: Окольцована тревогой, на душе тоска и сталь – тревога и тоска Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль – действие плюс тревожный оттенок февраля (+) Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь – намек на безысходность (+) Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть. – даже и небо готово принять (+) Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре, - ЛГ поймана и обездвижена (+) От шагов слепого снега просыпаюсь на заре. – вдруг меняется смысловой вектор, явное снижение градуса (-) Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки – сомнение и скрытый вопрос (снова +) Растечётся ль запятая на краю шальной строки - логичный финальный + В связи с этим о строке «От шагов слепого снега просыпаюсь на заре». Очевидно, сыграло роль вот что: мутновато по смыслу, по логическим связям. Условно понимаю, что всё это звенья одной чувственной цепочки, однако – увы, не цепляет так, как могло бы при более явно угадываемой связи этой строки с предыдущими. Выпадает. Но, конечно же, надо учитывать субъективность восприятия. И вообще, не всегда есть смысл в таком подходе. Но тем не менее. «Растечётся ль запятая на краю шальной строки...» - Очевидно, это квинтэссенция, главный посыл, вопрос, который задаёт ЛГ: во что выльется безысходность? Будут ли еще стихи? Точка – или всё же запятая? В последних строках переплелись отчаяние, готовность уйти окончательно под черный лёд и – всё-таки надежда. Хорошая финальная строка. И общее краткое резюме: Три стихотворения, пронизанные одной идеей, одним настроением, одной болью. Любые стихи, о чём бы они ни рассказывали – это «я» поэта. Он обязательно преломляет через себя всё, что пишет. Не могут (и не должны) стихи не быть эхом мировосприятия автора. Всё равно в строчках - независимо от тематики - прозвучат нотки его души. А иначе это будет упражнением, кривлянием, но не поэзией. Здесь, в этой лирике, личностный момент сильно ощущается. И главное: здесь точно можно говорить о состоявшемся поэтическом нерве стихов. Остальное – дело техники. |
| Я не ищу рифму в стихах. Конечно, важно и рифма и ритм, они должна быть, но главное - смысл, где ритм не в состоянии его остановить. Поэзия в форме рассказа. Опять пришла зима и в окнах жёлтый свет, В такой же зимний вечер я минувшею зимою, Грустил под первый снег, спроси меня кто-либо, что с тобою? Так, пустяки, ему сказал бы я в ответ. Год миновал, к чему так мучили меня сомненья, Я грустил под первый снег, о чём? Что изменилось, вновь один в углу своём, Я с трубкою сижу и греюсь у огня. По-прежнему со мной дубовый прочный стол, Всё здесь, а я был глуп, не суетно ль желанье, Вмешаться в ход вещей, где есть предначертанья, Известные давно... скорей бы снег пошёл. ... и так далее |
| Эд. Очень хорошо, что Вы не прошли мимо. Но всё же, приведя отрывок из своего стихотворения, Вы хотели показать, чтО есть настоящий смысл в стихах? Или...? И в чём особое достоинство этого – "Я не ищу рифму в стихах" – если стихи не белые? |
| Галина. Главное - смысл на протяжении всего стиха. Вот в чём я вижу привилегию достоинства. Хотя, такое не всегда должно быть. Можно и так… когда кажущаяся простота внутри стихотворения готовит читателя к главной мысли, которая бьёт в самом его конце. Например: http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=326420&pid=0 Это и есть главный смысл - всегда и всюду! |
| Уважаемый Эд. Это всё очень хорошо, но Вы разговор о смыслах)) проводите с приведением одного своего стихотворение и ссылкой на другое в теме, где разбирается поэзия Сагидаш Зулкарнаевой. Если хотите, то поставьте свои размышления, стихи, ссылки в раздел "Платона..." "За углом истины" - там все желающие смогут высказаться. |
| Галина. Аааа, не понял я такого, извините. |
| Эд. Ничего особо страшного)). Ещё раз: у нас, в "Платоне..." есть площадка для любых дискуссий, тем более, если тема литературная: "За углом истины". Милости просим! |
|
|