Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Архангельская Холодная бестактность рельс: Ты кто? Куда? Матрасов пыль болтает взвесь туда-сюда. В стакане ложка дребезжит, стоит волна. Как без тебя мне жить? Скажи, скажи, Моя звезда. Почти касаюсь губ… почти, почти... Вёрст, между нами, бесконечна тяжесть… Немного скомканное расставанье – Не то - прощай, не то - прости… К путям крадётся снег, берет в полон пути. Я сердце вырву из груди - ты к Ней веди Там, где качает корабли Двины волна Мой самый близкий человек - Моя звезда. Почти касаюсь губ… почти, почти... Вёрст, между нами, бесконечна тяжесть… Немного скомканное расставанье – Не то - прощай, не то - прости… Перрон, оставленный тобой вдали, укроет мрак. Ты вдруг поймешь: не объяснил! Нельзя же так… Но вот уж станция твоя, иди домой. Твой самый близкий человек, теперь не твой. Почти касаюсь губ… почти, почти... Вёрст, между нами, бесконечна тяжесть… Немного скомканное расставанье – Не то - прощай, не то - прости… Прости... |
| Гость РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение « Архангельская». Автор: Дмитрий Соколов http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=383044 О содержании Стихотворение отнесено к жанру «Любовная лирика». Это накладывает на автора сеьёзные обязательства, поскольку в этом жанре написано множество стихотворений. Лично моё мнение таково: - для себя, для своего любимого человека, пытаясь выразить свои чувства, эмоции, любовную лирику может и должен писать каждый влюблённый, если у него есть такая потребность; - если стихотворение пишется для опубликования, для читателей, по-моему, имеет смысл попробовать отстраниться, прочитать как бы со стороны и подумать: удалось ли сказать что-то своё, оригинальное, найти новые художественные средства, новые слова, которые не повторяют сказанное ранее многими и многими авторами. С этой точки зрения, ситуация, описанная в данном стихотворении, не представляется оригинальной: ЛГ уезжает от своей любимой, поняв, что ответные чувства остыли, и страдает в поезде. Посмотрим, удалось ли найти какие-то новые, удачные художественные средства для воплощения содержания и раскрытия чувств ЛГ. О художественных приёмах (образность, слог, лексика, размер, ритмика, рифмы) По прочтении стихотворения возникает недоумение – к кому ЛГ обращается в своём монологе? В первой строфе два обращения: 1. Холодная бестактность рельс: Ты кто? Куда? – Это «Холодная бестактность рельс» спрашивает у ЛГ? Или ЛГ спрашивает у «холодной бестактности рельс»? 2. Как без тебя мне жить? Скажи, скажи, Моя звезда. – Здесь, похоже, ЛГ уже обращается к любимой женщине. Но во второй строфе обращение явно к кому-то другому, не к себе, не к бестактности рельс и не к любимой: К путям крадётся снег, берет в полон пути. Я сердце вырву из груди - ты к Ней веди В третьей строфе всё же явное обращение к самому себе. Так кто же в стихотворении «ты»? Образы 1. «Холодная бестактность рельс». О грамотности – ниже. Слово «бестактность» здесь несколько двусмысленно: - в поведенческом смысле – в чём проявляется «бестактность» рельс по отношению к ЛГ? Они только выполняют свою обычную работу – для него, как и для всех; - вообще-то, колёса с рельсами стучат в такт. Если «бестактность» в смысле нарушения этого такта, то, по-видимому, что-то случилось либо с путями, либо с колёсными парами подвижного состава. Или «бестактность» означает отсутствие стука в такт? Тогда, наверное, ЛГ едет в поезде по Японии – там скоростные поезда едут совершенно без стука. 2. «Матрасов пыль болтает взвесь» Какую «взвесь» болтает «матрасов пыль»? «Матрасов пыль» – и есть взвесь частиц в воздухе. Получается – болтает сама себя? 3. «В стакане ложка дребезжит, стоит волна» Какая волна стоит? Чая в стакане? Если волна звука, то она не «стоит», а колеблется, что подчёркивается даже на уровне ощущений словом «дребезжит». 4. «Моя звезда» Не отнёс бы этот образ к свежим находкам... 5. «К путям крадётся снег, берет в полон пути» Одно из значений глагола «красться» - «неслышно приближаться». С этой точки зрения можно было бы использовать его применительно к снегу, но интуитивно трудно представить, что падающий сверху снег «крадётся». 6. «Я сердце вырву из груди» Как и «Моя звезда», не отнёс бы этот образ к свежим находкам... Размер, ритмика В нечётных строках строф выбранный размер – четырёхстопный ямб – нарушается двумя строками пятистопного ямба: Как без тебя мне жить? Скажи, скажи, и Перрон, оставленный тобой вдали В припеве ни размер, ни ритм не соблюдаются. Грамотность, оформление 1. «Холодная бестактность рельс» - должно быть «рельсов» http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&ro=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=80B5BB8C81 2. «Вёрст, между нами, бесконечна тяжесть» - не нужны запятые, которыми выделено «между нами». 3. Нужна точка после «Ты к Ней веди». 4. Нужна запятая после «Двины волна». 5. В предложении «Твой самый близкий человек, теперь не твой» не нужна запятая в середине. Можно поставить там тире, а можно ничего не ставить. Общее впечатление Автор поделился тем, что он предпочитает петь этот текст. И я думаю, что спетый в компании близких людей, он будет вполне уместным. Как стихотворное произведение для публикации, как мне представляется, текст пока не состоялся. Желаю автору вдохновения и множества новых хороших стихов и песен. Гость, / Приглашённый рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/ |
| Добрый день, спасибо)) Хочется вспомнить слова из Маугли - "Кто скажет слово в защиту детёныша?" Немного про образность: Холодная бестактность рельс: Ты кто? Куда? - да, это, именно, игра на двусмысленности - рельсы стучат в такт, холодно, и бесстрастно, и бестактно (не их дело, и на Ты спрашивают). И здесь через всё стихотворение Там-там там-там ритм их стучания (ты - кто.... ку - да). Матрасов пыль болтает взвесь - пыль болтает саму по себе в виде взвеси, как это всегда в вагонах где раскладывают постель ко сну или собирают после. И пылинки висят в воздухе... болтаются туда-сюда. В стакане ложка дребезжит, - один из образов поезда и от этой вибрации стоит волна. - Это физическое явление неподвижная волна в резонансе отражения от круга стакана (мудрёно, но понятно, мне кажется) Как без тебя мне жить? Скажи, скажи, Моя звезда. - не ново, конечно)) К путям крадётся снег, берет в полон пути. Если ехать на север, то снег постепенно подкрадывается к рельсам и вдруг всё вокруг становится захваченным им. Я сердце вырву из груди - ты к Ней веди И про сердце это из Данко, о стремлении к лучшему будущему. Там, где качает корабли Двины волна - Да, это укрупнение волны от стакана до реки и моря. Мой самый близкий человек - Моя звезда. Вполне последовательно человек от камерного мира вагона, переходит к виду за окном и мыслям о любимом человеке, к которому едет. Перрон, оставленный тобой вдали, укроет мрак. Мрак и ночи, и отчаяния... Ты вдруг поймешь: не объяснил! Нельзя же так… не объяснил как любит, как больно расставаться. Но вот уж станция твоя, иди домой. Твой самый близкий человек, теперь не твой. Финал грустный, и можно вернуться к началу, было ли оно началом... или можно повторить первое четверостишие и будет новое понимание ситуации. А припев, это "обычная" игра слов прости / прощай Но, раз это не понятно сразу, то стихи ещё не готовы. Спасибо. P.s подожду Балу с Багирой))) |
| Дмитрию Соколову от приглашённого Рецензента-инкогнито Гость Здравствуйте, уважаемый автор! Спасибо за подробный ответ с разъяснениями Ваших задумок и образов. Из этого ответа я сделал следующие выводы: 1. «Детёнышу» защита не нужна – он сам себя отлично защищает. И правильно делает! А то ведь сожрут злобные критиканы. :) 2. У Вас действительно было много хороших задумок. 3. К сожалению, большинство из них трудновато распознать по указанным мною в рецензии причинам. 4. Как я и понял сразу, Вы написали стихотворение (песню) для себя, Вы, естественно, понимаете и чувствуете, что хотите сказать. Но если Вы желаете, чтобы этот текст «пошёл в народ», осталась мелочь – донести то, что Вы хотите сказать, до читателей. Что касается Ваших разъяснений. Их ведь всё равно нельзя «приобщить к делу» :) – опубликовать вместе со стихотворением. Так что читатель останется в неведении. Я же мнением своим поделюсь 1. Отличная мысль – насчёт такта. Но не просматривается по тексту из-за невнятности образов («Холодная бестактность рельс», «матрасов пыль качает взвесь», «стоит волна») и сбоев ритма, о которых я писал в рецензии. 2. Мне не кажется, что упоминание физического явления – стоячей волны (которая ещё и требует разъяснений) – делает яснее чувтва ЛГ, добавляет что-либо к содержанию и к художественному впечатлению от стихотворения. 3. «И про сердце это из Данко, о стремлении к лучшему будущему» - это-то понятно, но образ уж слишком традиционный. Да и Данко, кстати, вырвал из груди сердце не для себя, не для своего лучшего будущего, а для людей. И умер. 4. И ошибки, конечно, нужно убрать. «Рельс» - в первую очередь. Моё видение данного стихотворения примерно такое (совершенно не образец, не претендую на выдачу образцов, только делюсь своим взглядом): Перестук Бестактный рельсов перестук: ты-кто, ку-да. Матрасов пыль летит вокруг – ту-да, сю-да. В стакане ложка дребезжит: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Ну как же без тебя мне жить, ска-жи, ска-жи? Почти касаюсь губ твоих, поч-ти, поч-ти... Пусть объяснит, не я, так стих, про-щай, про-сти... На север путь, и снег в полон бе-рёт пу-ти. На сердце давит сотня тонн, уй-ти, уй-ти. Там, где качает корабли Дви-ны вол-на, Мой самый близкий человек, и-чья ви-на? Почти касаюсь губ твоих, поч-ти, поч-ти... Пусть объяснит, не я, так стих, про-щай, про-сти... Перрон, оставленный вдали, ук-ро-ет-мрак. Не то сказал, не объяснил, не-так, не-так… Огни вокзальные сквозь снег – по-ра до-мой. Мой самый близкий человек те-перь чу-жой. Почти касаюсь губ твоих, поч-ти, поч-ти... Пусть объяснит, не я, так стих, про-щай, про-сти... Прости... Всего Вам доброго, успехов и вдохновения! |
| Добрый день. Часто рецензенты пишут рецензию в виде изложения/сатиры (стихотворных) на заданную тему, вместо подробного разбора. И это не всегда понятно - могли бы взяться тогда за "Войну и Мир", Пушкина)). И часто не очень удачных, что ещё печальнее. Но вам удалось и выразить своё отношение, и дать профессиональный разбор, и соединить в стихе авторский текст с подсознательными задумками автора. Спасибо)) Галина, Вам и мне очень повезло получить согласие у нашего инкогнито))) |
| Да, Дмитрий. Этот рецензент - Гость - мне тоже очень понравился. Рада за нас с Вами. Удачи Вам в творчестве! |
| И я возьму этого рецензента на заметочку ;)). |
|
|