Обзоры и итоги конкурсов | На ежегодный конкурс «Мы помним всё-2019», посвящённый победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., в номинации «Поэзия» было подано и опубликовано 26 стихотворений от 24 авторов. Надо отметить, что 5 произведений уже принимали участие в прошлогоднем конкурсе. Учитывая вышеперечисленную статистику, можно было бы предполагать, что конкурс мог бы и не состояться. Но, так или иначе, мы пришли к финалу, а вы, дорогие авторы, написали стихи, которые свидетельствуют о вашем неравнодушии к объявленной, чрезвычайно сложной теме, о желании выразить своё к ней отношение, хотя уже 78 лет поэты и писатели, представители ни одного поколения, пишут свои произведения о той великой войне и Великой победе. Благодарю все авторов, принявших участие в этом конкурсе. В данном обзоре первый абзац – моё мнение о прочитанном произведении автора, далее – краткий комментарий Председателя жюри Эдуарда Филя (Э.Ф). Рассказ ветерана при открытии обелиска Автор: Павел Мухин http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383376&pid=277&nom_id=776 Взгляд ветерана из сегодняшнего дня в один из дней войны, когда была битва, предрешившая участь многих солдат, погибших на Родину. Мне показалось решение несколько схематичным и не лишённым штампов, какими забита эта тема. Хотя понравились рифмы. Спряжение глагола «резало» в третьем катрене не соответствует существительному «рой». Пожалуй, понравился последний катрен. В нём присутствует, на мой взгляд, сила правды, той, что донёс ветеран. Э.Ф. Нет, нет и - нет. Слабо и натянуто. Кинжально били с флангов пулеметы Автор: Константин Евдокимов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383235&pid=277&nom_id=776 Стихотворение написано в стиле песенной лирики о войне. Версификация событий, когда автор становится на некоторое время самим ЛГ, разделяя и время, и подвиг. Э.Ф. Первая строка заинтриговала. Ритмический рисунок уместен, но картинки полной нет На эстраде танго Автор: Владимир Фурчев http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383218&pid=277&nom_id=776 Стихотворение из рубрики «Любовная лирика» явно не задалось по причине отсутствия слуха и азов стихосложения у автора. Вероятно была задумана красивая история встречи после войны, но она нашла принятие и отражение только в авторских мыслях. Оценка только за участие в конкурсе. Э.Ф. Мимо темы. Голубиная пара Автор: Валеев Равиль http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383206&pid=277&nom_id=776 Страшная история гибели еврейской семьи и ужасов войны в концлагере. Не могу понять удивительную тягу автора к твёрдым формам в стихосложении, особенно к ронделям, несмотря на темы и сюжеты. То, о чём он пытался написать, нельзя рифмовать согласно правилам твёрдых форм, потому что это очень больно и серьёзно Здесь нельзя, просто кощунственно зарифмовать эти чувства в: дары, пары и удары… Прошу меня понять и извинить. Э.Ф. За верность формам Дождалась Автор: Ирина Сюткина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382969&pid=277&nom_id=776 Стихотворение о долгожданной встрече матери и сына после войны. Не совсем гладко в техническом плане. В самом начале «ты ждала этот поезд с какой-то неистовой силой». «Ждать с силой» звучит несопоставимо грамматически. Само понятие силы звучит во фразе неуместно. Тут же… «слегка издеваясь». Но, почему же слегка, если такая неистовая сила ожидания? «Захлебнулись чтоб тишью дожди автоматные, злые» и эта строка звучит с инверсией неубедительно со всеми этими дождями автоматными… Извините. Здесь эти образные красоты ни к чему. Сама по себе история хороша, но рассказать её следовало бы как-то иначе… Э.Ф. Стихотворение не без недостатков, но с сюжетом и автор имеет божью искру таланта Единственная ночь Автор: Галина Димитрова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=373364&pid=277&nom_id=776 Возможно, что истории такие бывают, но в моём понимании есть надуманность ради красного словца. Всё ж таки время стирает остроту восприятия. Это, что называется: жизнь идёт и продолжается. В отношении техники. Я бы обошлась без «ужей», «к месту службы» (так правильно). Штампы: сладкое забвенье, дурные вести. Э.Ф. Тронуло. И к месту службы правильнее. Ты умер вчера Автор: Наталья Колмогорова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383060&pid=277&nom_id=776 Мне стихотворение понравилось. В нём хорошая ритмика, романтические оттенки без патетики. Последние секунды жизни сплавились в единый миг. Посвящение всем павшим за Родину и жизнь на земле. Э.Ф. В сердцах они живы На безымянной сопке Автор: Сергей Ворошилов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383054&pid=277&nom_id=776 Стихотворение представлено на ярком контрасте война-мир. Причём о войне достаточно скупо. Остальное дорисует воображение. О мире - прекрасно и образно, мастерски. Э.Ф. Хорошая зарисовка. Многогранная 10 мая Автор: Поваляев Валерий Сергеевич http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383041&pid=277&nom_id=776 Задумчивые строки о завершении войны с философскими нотками. В стихотворении есть и лирическое, и пейзажное и гражданское звучание . Очень неплохо. Э.Ф. Не впечатлило Великая Победа. Автор: Юрий Юркий http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375420&pid=277&nom_id=776 Стихотворение принимало участие в прошлогоднем конкурсе. Кажется, что ничего нового и не сообщил автор, но мне понравилось это стихотворение своей художественной простотой языка и образностью. Как-то очень трогательно звучат последние два катрена, они подкупают своей живостью и образностью. Автор очеловечивает образ Великой победы, приближая его к душе и душам многих людей, которым дорог этот миг. Э.Ф. Победа девчонка? Интересно… к концу больше трогает душу ХОТЕЛОСЬ ЖИТЬ И ПЕТЬ СОЛДАТУ... Автор: Валентина Кайль http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303719&pid=277&nom_id=776 Стихотворение принимало участие в прошлогоднем конкурсе. Поэтому пишу то, что уже написала ранее: В общем и целом достаточно искреннее авторское стихотворение. Мне понравился финал. Хорошо прописаны строки о самой войне и, как противоположность смерти, - весенние сады, мир. Что режет слух? «Ощерил бешенный оскал». Я так понимаю, что когда ощерился, то уже и оскалился. Поэтому какое-то слово тут, явно, лишнее. Однокоренное –накал – не стоило бы употреблять наряду с оскалом. Ну, и клише: «день весенний», «мечты крылатой», «светлый май». Э.Ф. Ощерил( раздвинув губы, показать зубы) оскал (приоткрытый рот, пасть с виднеющимися зубами) в остальном достойная работа Танкисту из Сергушкино Автор: Валерий Панфилов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382984&pid=277&nom_id=776 Возможно, автору дорога эта песня, но мне пришлись по душе только первый и последний куплеты. Остальное запето. Хотелось бы спросить: слеза бежала по одной щеке на всех? Когда вам хочется таких красивостей, проверьте и перечитайте свои строки десятки раз. Не обесценивайте такими словами реалии жизни. Спокоен мирный небосвод Автор: Владимир Бобов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382824&pid=277&nom_id=776 Много штампов, общая тема вторична и третична в исполнении. С 3-го катрена автор меняет ритмику строк. Сыро и по-школьному. Э.Ф. Располосывают – неуместно. Кто мы? Ветераны или их потомки? Слабо. Бессмертный полк Автор: Владимир Шишков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382963&pid=277&nom_id=776 Много патетики и уже не единожды сказанного в других произведениях. Песенный вариант, но мне он не показался слишком нарочитым. Э.Ф. Начало понравилось. А потом впечатление ушло. Героизм Автор: Евгений Агуф http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=354400&pid=277&nom_id=776 Хорошая работа. Поэтическая интерпретация были, рассказанная очевидцем событий и подвига на войне. Без патетики, без прикрас. Очень интересная история. Не очень пришлось по душе отрицание «НЕ дал», может быть тут бы как-то покрутить можно было…) Э.Ф. Хорошее стихотворение. И именно в тему проекта Тобольск в георгиевских лентах Автор: Виктор Курильчук http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=327429&pid=277&nom_id=776 Очень эмоционально выразил автор своё отношение к празднику Победы и ветеранам в городе Тобольске. Последний катрен ярко свидетельствует об этом, как впрочем, и гармонь, и гвоздики и каша с тушонкой… Но если говорить о технической стороне произведения, то не очень хороши рифмы: дымок-гармонь, посту - драматург, на мой взгляд. Э.Ф. Технически весьма слабое стихотворение СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ НАШУ! Автор: Ирина Милошевич http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382925&pid=277&nom_id=776 Здесь автор постарался собрать всё от минут войны до шествия Бессмертного полка. Сумбурность мыслей. Единственное, за что могу похвалить – это образ старушки с кружкою воды. Ещё неплохая рифма: фильмы - быль мы. В остальном много вторичности и заезженности. Э.Ф. Слабо. Вечная память…. – Твой Подвиг остался. Автор: Ирина Милошевич http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382924&pid=277&nom_id=776 Очень слабое стихотворение по всем статьям. Нечётко выраженные мысли чувства. Обрывки фраз, притянутые рифмы. Авторские эмоции не укладываются в строки. Надо много работать. Э.Ф. Слабо. У памяти войны Автор: Галина Радина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=355150&pid=277&nom_id=776 Пронзительные строки о цене Великой победы. Ничего наносного и пафосного. Чувствуется авторское отношение к событиям. Техника хорошая. Э.Ф. Понравилось. Эмоционально и технично. СТИХИ ВЕТЕРАНАМ ВОЙНЫ Автор: Наталья Ланге (ПЕГАС) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382903&pid=277&nom_id=776 Это стихотворение немного лучше опубликованного ниже. Тут, всё-таки, есть что-то своё личное, своё отношение к ветеранам войны и эмоциональный настрой, что передают строки о седых волосах. «Посредине» вместо посередине немного омрачают восприятие. Э.Ф. Человечное. "БЕССМЕРТНЫЙ БАТАЛЬОН" Автор: Наталья Ланге (ПЕГАС) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375716&pid=277&nom_id=776 Стихотворение написано в возвышенно-пафосном тоне, где ещё и присутствуют штамп на штампе. Ничего личного, авторского я здесь не нашла. Всё вторично, как перепевка. Э.Ф. Требует доработки. Есть боль и Победа Автор: Галина Радина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=366276&pid=277&nom_id=776 Это стихотворение уже принимало участие в прошлогоднем конкурсе. Мои вопросы остались неразрешёнными. Ничего нового не могу добавить. Автор жёсткой, рваной строкой предлагает читателю совершить экскурс в «утробу» войны, по ходу вырисовывая мрачные атрибуты – свидетелей грозных лет: вечные сны, земля на дыбы, что есть - на куски, звезда в пепелище и пр. Из всего написанного и перечисленного мне до конца не понятны строки: 1. Почему на вечные сны смерть ждёт с реверансом? Было ли время для этих самых реверансов? 2. Что имеется ввиду в строке «знакомо - не наше». О чём это? 3. О какой строке уголька пишет автор? Про деды - победы уже писать не буду. Найдётся, кому- то тоже покритиковать. Э.Ф. Мне понравилось, но соотносится ли оно с нашей темой на 100%? Памяти Льва Доватора Автор: Геннадий Розенталь http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=327644&pid=277&nom_id=776 О войне с романтическим оттенком в стиле «красное - чёрное». Нет, есть ещё белый конь и зелёное поле. Дышат светловские и эпштейновские мотивы, когда не пафосно, но красиво, возвышенно о крови, о боли, о смерти. Без штампов не обошлось. Тут и шашки лихие, и лихой командир и звонкие трели… Мне отчего-то импонирует авторский стиль. Возможно из-за необычной поэтической колористики. Э.Ф. Подкупает простотой. Местами несогласованное, но это не то, что ставить как образец. Поговори, мой друг, со мною... Автор: Ян Кауфман http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=372202&pid=277&nom_id=776 Стихотворение принимало участие в прошлогоднем конкурсе. В его содержании много недосказанности, о которой приходится додумывать. Оно, скорее, психологической направленности. В нём нет ни звонкой строки, ни пафоса… Остальное я уже написала ранее. Память о войне, которая давно закончилась, но до сих пор живёт в сердцах тех, кто пережил её когда-то. Стихотворение-размышление, приглашающее читателя к минуте молчания… Рифмы просты, есть и повторяющееся, что несколько упрощает произведение. Хороший слог, ненавязчивый рефрен. Э.Ф. Не совсем понятно мне шептание дыма… и не раскрыта тема. ВОЙНА ДОНЫНЕ ЦЕЛИТСЯ В ЛЮДЕЙ Автор: Александр Перчиков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382877&pid=277&nom_id=776 В восьми строках автор написал много… Это, конечно, не откровение, но сожаление о том, что не всё сделано для тех, кто выжил и достоин лучшей участи в мирной жизни. Написано ровно. Рифмы простые. Э.Ф. Короткая зарисовка похожая на экспромт Победа с нами... Автор: Николай Вуколов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=254555&pid=277&nom_id=776 Это стихотворение уже принимало участие в прошлогоднем конкурсе. На него была мной написана краткая рецензия. Ничего нового добавить не могу. В стихотворении перечисляются факты войны. Ничего нового или переосмысленного автором я не услышала. Если говорить о самом тексте, то технически он крайне слаб. Ритмика просто ужасна. Ещё больше изумляет тот факт, что авторы, оставляющие хвалебные отзывы не замечают этого. Изумляет и авторский взгляд на молодых и седых солдат, как - будто все, кто сидят в окопах мгновенно поседели. Впрочем, весь текст притянут за уши по рифмам и слишком пафосный. Э.Ф. Сбой ритма. Слабые рифмы. Не цепляет. |
| Меня в Вашем стихотворении удивила одна строчка: "Муж отправлен в концлагерь с еврейской ОТАРОЙ". Отара, насколько я знаю, бывает только овец, евреев обычно считают иначе — или здесь есть какой-то от меня ускользнувший особый смысл? |
| А это, Мария, и есть тот самый "конёк", когда рифму надо было как-то пристроить и узаконить. Сейчас автор будет говорить, что он это слово употребил в другом смысле... |
| Мария, дело в том, что лагерь во Франции практически не охранялся и Михаил Горлин из-за своей лени не покинул его, хотя мог. |
| Уважаемые авторы! Я такой же автор этого литературного портала, пишу стихи, имею многолетний опыт судейства в СК , а также право на ошибку. Но прежде всего хочу сказать, что литпортал -это не психиатрический диспансер, где занимаются лечением, а уж, тем более, навязыванием каких-то форм и травлей. Конкретно Валееву Равилю отвечаю, что произведения не получилось.Тому, кто сомневается вместе с Равилем, советую прочитать его стихотворение и высказаться здесь. Причину я увидела в форме и указала на это. Потому что войну, кровь, смерть миллионов, подвиг нельзя заключить в жёсткие рамки твёрдой формы, обозначенной 2-3 парами повторяющихся рифм. Возможно у кого -то это и получится, если автор будет думать о теме сюжета больше, чем о подборе рифм. Вы можете писать стихи, как Вам хочется. Никто такого права у Вас не отнимает, но твёрдая форма ко многому обязывает и не во всех случаях бывает уместна. Именно это я и хотела Вам сказать. И Марка, пожалуйста, не трогайте тут... И регалиями не трясите. Тут у многих авторов нет регалий, а Вам до них, как до звезды... |
| Ольга, отлично сказано! Уважаю смелость честно высказать свою позицию. |
| Браво, Ольга! Конечно тут им не психологический диспансер, но предварительный диагноз получить всегда могут. :))) |
| Надо так и назвать - сайт с литературно - психологическим диспансером ;) Представляешь сколько народу то придет сразу:) |
| Спряжение глагола «резало» в третьем катрене не соответствует существительному «рой». Вы правильно заметили что "рой" и "резало" синтаксически не согласованы , а вот "рой" и "помню" согласованы. Потому как это перечисление! С "роем полетевшего песка" ничего делать не нужно! рой и так согласован, с глаголом "помню" , а отнюдь не "с резало" . После фразы "я помню" идет перечисление того, что помнит ЛГ . Первый член этого перечисления "резало взрывом уши", второй через запятую (как и положено при перечислении) " рой полетевшего в нас песка. "Я помню резало взрывом уши, рой полетевшего в нас песка" Две эти фразы согласованы со словом "помню" и отвечают на один и тот же вопрос - что я помню? Как и положено для членов перечисления. Для проверки согласования после запятой, перед следующим членом перечисления вставьте "я помню" - все члены перечисления будут согласованы со словом "помню"! Я помню резало взрывом уши, я помню рой полетевшего в нас песка. Оля, теперь понятно? Можно объяснить и через присоединительные конструкции. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ — построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее паузой. При присоединительной конструкции паузы могут задавать переход со строки на строку, точки(как предлагала Мария), многоточия , тире. Можно и точки поставить - тоже будет правильно. Но сути это не меняет - это также будет перечисление того, что видел автор. |
| Павел, мне вполне понятна Ваша мысль. Всё дело в поэтическом неблагозвучии этих строк. Ну, хотя бы соединительный союз "и", либо другие знаки препинания... |
| Возможно все дело в индивидуальном восприятии - лично мне именно настоящий вариант слышится наиболее благозвучным и гармоничным. Если бы я услышал какую-то шероховатость, то безусловно заменил бы фразу. У меня был выбор. Это уже не первое наше разночтение. Я помню одно ваше детское стихотворение, где вам рифма понравилась, а мне нет. Хотя в целом стихотворение было неплохим. О чем я и написал. Помню и свое стихотворение "Кто жил в доме?" где вы почувствовали какую-то шероховатость, а я считал и считаю, что там все гармонично. А про призеров вы мне написали напрасно: "Что же тут поделаешь, если стихотворение не произвело должного впечатления. Общие фразы, штампы (предсмертный оскал, жаркий день июля, отчаянный рукопашный). Не хватило оригинальности и чёткости изложения. Прочитайте стихи призёров, оцените, сравните со своим произведением." Я же не требую пересмотра итогов и считаю, что вам действительно эти стихи понравились. Но это вовсе не означает, что наши восприятия совпадают и я не увидел тех ошибок которые вы Оля не заметили. Навязывать же свое мнение не стоит. Наши оценки совпадают примерно на 30- 40 процентов не более. Вы просите оценить. Я обычно не высказываюсь по поводу ошибок призеров ( если, конечно, не пишу обзор), но это не значит что я не заметил тех ошибок и шероховатостей, которые вы у них пропустили. Я могу написать и конкретнее. Могу и обзор, но он будет весомо отличаться от вашего. Вы действительно этого желаете? Я вот как-то написал свой индивидуальный обзор по детскому конкурсу и мне показалось, что Рустам на меня обиделся. Мне бы не хотелось, чтобы кто-то на меня обижался. Мое мнение - большинство стихов примерно одного уровня. Каких-то супер метафор или очень красивых рифм я не заметил. Мне не раз говорили - "Вот посмотри какая красивая метафора", а посмотришь в интернете она с большой бородой. Хорошие, свежие метафоры и рифмы - большая редкость. |
| Павел, в Ваших словах сквозит обида от непонимания. Но, чем Вас утешить? Я не одна ставила баллы за Ваше произведение, и мои выводы не были решающими. Однако, те произведения, что вышли в призёры, набрали большее количество баллов. Мнения своего я Вам не навязываю. Просто попросила прочитать лучшее и сравнить с Вашим. Хотя я понимаю, что для каждого автора, его произведение кажется самым лучшим, а для чужого он будет большим критиком)). Мне лично очень понравилось произведение одного автора, но оно не вошло в "пятёрку" лучших... Что же делать? Это конкурс... Никто не запрещает Вам написать личный обзор, Ваше видение. Почитаем- поспорим)) Ну, а поэзия состоит не из одних рифм и метафор. Это магия, если хотите, по большому счёту... |
| «Магия» — звучит, конечно, завораживающе, но на практике этот образ опасен. Да, стихи состоят не только из рифм и метафор ( метафоры я здесь рассматриваю в широком смысле этого слова), но если забыть про эти художественные тонкости тогда в рассуждениях о поэзии действительно может появиться «магия», но не светлая, а темная т. е. полное отсутствие всякой логики и науки. И это уже опасно, ведь бороться с этим злом почти невозможно, а «ведьм», пользующихся подобным колдовством с каждым днем все больше...))). Дурной пример, говорят, заразителен. Мне и другим авторам не раз снижали оценки за художественные приемы (за анафоры, за полиметрию, за неравные строки в дольниках, за неологизмы и сленг, за нерегламентированную пунктуацию, за плеоназмы, за элятивы и многое — многое другое). Апелляция к «магии» страшна тем, что на нее могут опираться те, кто не знает теорию, но тем не менее судит конкурсы. Даже вам мне было непросто доказывать. Но вы хоть с чем-то согласились, прежде чем на «магию» сослаться))). А есть и более тяжелые случаи. У нас же как - если чего-то не знают, то обязательно снизят оценку. Вот недавно, в детском конкурсе один очень уважаемый мной человек, лауреат Золотого Пера Руси, обладатель наград МСП написал мне, что я увлекся и не заметил неравных строк (и большинство судей (кстати о большинстве) высказались аналогично ). Он даже не подумал, что сделал это я вполне осознанно и законно. Я, конечно, возмутился, объяснил, что этот художественный прием называется полиметрией, привел примеры из творчества любимого ею Высоцкого, а что толку, конкурс-то закончился. По поводу обзора подумаю. |
| Спасибо, Ольга, на добром слове. |
| Э.Ф. - Наверно Вы правы. Не так выразил задуманное. Это была не встреча, а мысленный разговор с той, кого уже нет! |
|
|