Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Галина Димитрова, "Жёлтые хризантемы", прозаОтветить
   Жанр: Просто о жизни
   Автор: Галина Димитрова
   
   Объем: 16306 [ символов ]
   
   Жёлтые хризантемы
   
   Стас оставил машину около небольшой церквушки. Хотелось немного пройтись, размять ноги – почти сутки был за рулём. Октябрь выдался на удивление тёплым. Лето как будто не хотело уступать свои права осени. Лёгкий ветерок слегка шевелил цветы в его руках. Жёлтые хризантемы, игольчатые лепестки которых словно полоски тончайшего шёлка. Соня любила именно эти цветы с полупрозрачными изогнутыми кверху лепестками. Стас улыбнулся, вспомнив, как воровал для неё хризантемы на соседских дачных участках.
   - Почему жёлтые? – спрашивал Стас. – Это же цвет разлуки.
   - Ерунда какая… - смеялась Соня, утыкаясь носом в цветы. – Ты посмотри на них, они же как маленькие солнышки, и не хочется верить, что впереди зима.
   Он ничего не понимал в цветах. Ему просто нравилось, когда Сонин нос утопал в букете. И представлял, как глаза её улыбаются там, внутри букета. Улыбка у неё была такой же солнечной, как эти хризантемы.
   
   Соня пришла в их школу, когда он учился в девятом классе. Одноклассники приняли её холодно и как-то настороженно. А он сразу не то, что влюбился, но заинтересовался ею. Она сильно отличалась от других девчонок. Смуглая кожа, глаза как угольки под длинными тёмными ресницами, чёрные волосы, крупными кудрями спускающиеся до плеч, нос с горбинкой. Соня очень не любила свой нос, говорила, что он слишком большой. Стас так не думал.
   Сам удивлялся, почему Соня его зацепила. В восьмом классе, как и большинство мальчишек, добивался внимания голубоглазой красавицы Марины, даже дрался из-за неё с другом Никиткой. Портфель таскал симпатичной Леночке.
   Лишь в конце учебного года Стас осмелился пригласить Соню погулять…
   
   Он резко остановился. Как будто это были не воспоминания, а чёрно-белое кино. Хотелось курить. Стас увидел скамейку, присел. Наверное, все уже были на месте. А его ноги не несли. Решил немного посидеть. Накануне звонок Марины застал его врасплох.
   - Ты приедешь? – спросила она. – Сообщи номер рейса, тебя кто-нибудь встретит.
   - Обязательно приеду. Встречать не надо, я на машине, - выдохнул он. – Только скажи, где это.
   - Взморье. Знаешь, Соня же свою городскую квартиру продала – купила маленький домик у залива, говорила, рассветы встречать будет.
   И как стоп-кадр: трудовая практика, уборка моркови. Ночевали, как в казарме. Не спалось. Утром, взявшись за руки, побежали на залив и увидели такую красоту – солнце краешком выглянуло из воды. Оно было оранжевым, а небо – розовым. И это оранжевое чудо становилось всё больше, отражаясь в воде, а небо играло разными красками. И на заливе плясали сотни солнечных зайчиков.
   - Как красиво! – восторгалась Соня. – Стас, а давай, когда будем старенькими, купим маленький домик на берегу залива. Это же бесподобно – видеть такую красоту! Представляешь, будем каждый день рассветы встречать…
   Стас тяжело поднялся. Небольшую группку одноклассников заметил издалека, они его не видели. Он встал за деревом. Маринка, всё такая же красивая и деятельная, как будто до сих пор была старостой класса. Никитка, друг, с которым хулиганили когда-то, пожалуй, изменился: проглядывала проплешина среди седых волос, а над ремнём брюк навис солидный животик. Костя – большой начальник в области. Кто бы мог подумать, ведь в школе был одним из серой массы. Даже Леночка, чуть располневшая, но моложавая была здесь. Он разглядел всех. И только на Соню не мог взглянуть. Не мог – и всё тут. Мысли о ней не давали продыху. Ему казалось, что внутри живёт гнойник вины, который никак не может лопнуть.
   
   ***
   Последнее лето перед выпускным классом они проводили вместе: гуляли в парке, ходили в кино, ели мороженое, ездили на пляж. Тогда даже не подозревали, как были счастливы и что такого счастья у них не будет больше никогда и ни с кем. Они целовались, сидя на уединённой скамейке в парке. Иногда он приходил к Соне домой. Отец её - дядя Лазарь, работал зубным техником, мать – тётя Хая, занималась домом. Сколько он помнил тётю Хаю, она всё время что-то колдовала на кухне и каждый раз угощала его чем-нибудь. Дома мама таких блюд не готовила. Маца ему не нравилась, а форшмак имел необычный вкус. Ел из вежливости. Дяди Лазаря почти никогда дома не было – пропадал на работе. Его отец тоже пропадал на работе - трудился в обкоме партии. Мать была уверена, что сын проводит время с Леночкой – дочерью друзей. Соня не была у Стаса дома, и лучше бы он никогда её не приводил к себе.
   
   Это случилось ближе к окончанию школы. Стас уже не помнил, зачем они зашли к нему. Обычно в это время мать ходила по магазинам или салонам. А тут вдруг оказалась дома. Он подтолкнул Соню к матери:
   - Знакомься, ма, это Соня Либман, моя одноклассница. Мы в кино собираемся.
   Мать поджала губы и холодно кивнула. А вечером, когда он счастливый пришёл домой, резко спросила:
   - Я надеюсь, у тебя ничего нет с этой еврейкой?
   - Ты имеешь в виду Соню? – он напрягся. – У меня с ней ничего нет, просто я её люблю, и мы поженимся, как только я встану на ноги.
   - Этому не бывать никогда! – мать вдруг завизжала как в припадке. – Ты понимаешь, что из-за этой девчонки сломаешь отцу карьеру. Сейчас его переводят на более высокую должность, а потом возможен перевод в Ленинград. А ты хочешь всё разрушить! И ему, и себе.
   - О чём ты, мама? – Стас недоумевал. – Причём тут Соня и папина карьера?
   - Она еврейка.
   - И что из того? У нас в стране все национальности равны.
   - Это не национальность – это образ жизни. Я узнала, её отец работает зубным техником, а это значит, что у него махинации с золотом. Потом либо его посадят, либо они уедут в Израиль.
   - Не ожидал от тебя такого. Не надо уподобляться фашистам.
   - Как ты можешь обзывать меня фашисткой?! – заорала мать. – Не смей!
   Она заплакала. Слёзы на него подействовали больше, чем ор. Стас не стал спорить и ушёл в свою комнату.
   К этому разговору они не возвращались. Но мать старалась его чем-нибудь занять, чтобы не оставалось свободного времени для встреч с Соней. Чаще в доме стала появляться Леночка. На весенние каникулы его отправили к бабушке в Ярославль под предлогом, что та заболела. Потом подготовка к выпускным экзаменам. И неожиданное для родителей решение Стаса поступать в Ленинграде в военное училище.
   
   Они договорились с Соней уехать вместе. Вернее, ехали они как раз по отдельности, чтобы его родители ничего не заподозрили. У Сониной матери в Ленинграде жила какая-то дальняя родственница, которая их и впустила в маленькую комнатку на время вступительных экзаменов.
   Кольнуло сердце. Как будто только вчера Соня нежно обнимала его тонкими руками, а он целовал её губы в той маленькой комнатке на старом скрипучем диване. Эти новые чувства и взрослые отношения затмевали красоты города. Он пытался любоваться Питером, а видел только Соню. Им трудно было расстаться даже на минуту. А случилась разлука длиною в жизнь.
   Они готовились к вступительным экзаменам, когда почтальон принёс телеграмму. У Сони дрожали руки и губы. Стас прочитал. Всего лишь небольшой листок бумаги с лентой наклеенного текста без знаков препинания, текст, который он помнил слово в слово: «Сонечка срочно приезжай нас беда мама». Разве мог он подумать, что этот листок разлучит их навсегда?
   Сейчас, прислонившись к дереву, Стас думал, какое жестокое это слово – навсегда. Но тогда они верили, что расстаются ненадолго: всё образуется, и Соня приедет к нему. В этом году не успеет на экзамены в педагогический - поступит на следующий. Какими они были молодыми и наивными… Стас-то был уверен, что делает свою жизнь сам, преграды можно преодолеть, главное – любовь. Но оказалось всё не так просто. В судьбу вмешиваются непредвиденные обстоятельства и другие люди. И не всегда получается противостоять.
   
   ***
   Бывшие одноклассники что-то говорили, но ему не было слышно слов. Он всё ещё не мог взглянуть на Соню. Не видел её с того самого дня, когда они прощались в Пулково. Соня горько плакала, не стесняясь окружающих, он гладил её по волосам, пытаясь успокоить. А она всхлипывала горше, прижималась к нему и шептала: «Что бы ни случилось, я всегда буду тебя любить. Всегда, помни». А он молчал, только слизывал слёзы с её щёк. Сейчас ему показалось, что чувствует солоноватый вкус тех слёз. В июле ещё не было жёлтых хризантем. Стас представлял, как приедет за Соней с солнечным букетом, лишь только сдаст экзамены. Пожалуй, опоздал он с цветами - опоздал неотвратимо. Почти на полвека.
   По приезде Соня заказала междугородный разговор. Три минуты. С тех пор он не слышал её голос, так и запомнил:
   - Прости, Стас, я пока приехать не могу. Отца арестовали, мама заболела. Я должна быть с ними.
   - За что арестовали?
   - Говорят, что-то незаконное с золотом. Сама ничего не пойму.
   Минуту они молчали, он не знал, что говорят в таких случаях, потом пробормотал:
   - Всё образуется, Сонюшка, держись. Я люблю тебя.
   - Я тоже тебя очень люблю.
   И всё – три минуты кончились. Мелькнула предательская мысль: «Выходит, мать была права насчёт золота…»
   Понятно, Соне сначала было не до писем. Ему тоже: экзамены, первые дни в училище, жёсткая дисциплина. Вдруг неожиданно приехала мать. Отца переводили на работу в Смольный, и она приехала обустраивать служебную квартиру. Стаса отпустили в увольнение. Он соскучился по родителям. Но ещё больше хотелось узнать о Соне. Спрашивать боялся. Но мать обронила как бы между прочим:
   - Кстати, Либманы уехали в Израиль. Эти космополиты не имеют понятия родины. Видимо, давно документы собирали.
   - Как уехали? Этого не может быть. Дядя Лазарь же в СИЗО. Они не могли его оставить, - Стас почувствовал, как холодеют кончики пальцев.
   - Он умер. Их больше ничего не держало. Эти же всегда ищут, где лучше жить. Потом, наверное, в штаты подадутся, - равнодушно ответила мать.
   Она стала рассказывать что-то о новой работе отца, об одноклассниках, упомянула Леночку. Но Стас не слушал. Внутри у него всё перевернулось, казалось, тысячи бомб взорвались, разрывая сердце: «Как же так? Неужели жизнь там дороже нашей любви? Даже ничего не сказала, не написала… Так не похоже на мою Соню. Предательница…» Опять мать оказалась права. Потом пытался оправдать: «Наверное, тётя Хая сильно больна. Думает, что там её вылечат. Скоро сообщит. Моя Соня не может иначе…»
   Но время шло, а вестей от девушки не было. Боль переросла в тупую злость и острую обиду. Видимо, это было защитной реакцией, чтобы не свихнуться. Стас учился по инерции, вгрызаясь в науки, чтобы меньше думать о Соне. Тем временем в родительской квартире поселилась Леночка. Перед выпуском он женился. Ему было всё равно, на ком жениться. Если не Соня, то всё равно. И уехал служить на северный флот. Жизнь в Гремихе мёдом не казалась, и Леночка очень быстро сбежала.
   
   Стас не помнил даже, чем занимался вне службы, пока не встретил Надю. Хорошая женщина. Так сказать, крепкий тыл. Родила ему двух дочерей. Нормально жили: как поётся в песне «просто встретились два одиночества». Вот и сейчас без слов отпустила в родной город, хотя всегда знала, кто стоял между ними все годы совместной жизни.
   Стас сунул в рот сигарету, пожевал. Курить он начал с тех пор, как однажды совершенно случайно встретил Марину в Питере, когда уже уехал с севера. Сразу спросил:
   - Не знаешь, как там Соня в Израиле? Или в штаты подалась? – ждал ответ с нетерпением.
   - Ты о чём, Стас? – удивилась Марина. – Соня в городе. Окончила педучилище, работает в детдоме.
   - Когда вернулась? – почувствовал, как голос стал хриплым.
   - Она и не уезжала никуда, - пожала плечами Марина. – Не понимаю, с чего ты взял такое.
   - Мать сказала, что когда дядя Лазарь в СИЗО умер, Соня с матерью в Израиль уехали.
   - Бред какой-то, - Марина как-то странно посмотрела на него. – Так ты и про сына ничего не знаешь?
   - У Сони сын? Сколько лет? Кто отец? – выпалил Стас.
   - Был сын, думаю, твой. Стасиком звали. Тяжело болел и умер пять лет от роду. Денег больших на лечение не было, вот и угас. А Соня твоя в психушку загремела. Травилась, еле откачали. Неужели, правда, ничего не знал? Надо же, и мамаша твоя ничего не сказала, - Марина пожала плечами. – Твоего адреса ни у кого не было, даже у Соньки. Мы помогали, чем могли. Но…
   Стас, оглушённый, молчал. Он не мог поверить в то, что услышал.
   - У тебя нет сигаретки? – только и мог спросить он.
   - Э, дружок, тебе не курить - выпить надо, - Марина протянула сигарету. – Слышала, что твой папаша постарался, чтобы Либмана посадили.
   Стаса передёрнуло. Казалось, вся жизнь становилась с ног на голову.
   - Помогали… - протянул Стас. – Надо же, а ведь в школе не любили её. Презирали даже.
   - О чём ты, Стас? Сонька – хороший человек. Как до сих пор стыдно за те слова, что у меня на выпускном вырвались. Просто меня задевало тогда, что ты её предпочёл мне.
   Стас вспомнил: полумрак школьного коридора, он спешил в зал к Соне. Навстречу Марина, подошла вплотную, обняла за шею, подставила губы для поцелуя. Он осторожно отодвинул девушку, и та зло прошипела: «Ну и беги к своей жидовке!»
   - Ладно, проехали. Мне как-то надо переварить то, что ты мне рассказала.
   Он тогда кружил по барам, пил и не пьянел. С отца уже ничего спросить было невозможно. Если есть тот свет, может, там он вымаливает у внука прощенье. Стас пришёл к матери.
   - Ты знала, что у Сони мой сын?
   - Фу, несёт, как из бочки, - поморщилась мать. - Ну слышала, что ждала она ребёнка. А твой – не твой, кто знает.
   - Какая ж ты мать! Это ведь внук твой.
   - Перестань. Мы для тебя старались. Сейчас бы не в училище преподавал, а маялся без работы и денег. У меня вон внучка есть, скоро вторая будет, - мать была уверена в своей правоте. Что-то говорить, орать, доказывать бессмысленно. Родительница всё-таки.
   Он просто ушёл, громко хлопнув дверью. Долго не общался, пока мать не заболела. Тогда, после встречи с Мариной, хотел поехать к Соне, в ногах у неё валяться, чтобы простила. Но как раз жену увезли рожать. Роды были сложными, жена долго восстанавливалась. Девчонки были на нём.
   Потом инсульт у матери. Дежурства у постели, уколы. Похороны. Опять не поехал.
   Снова заела рутина. Теперь ему казалось, что он сам придумывал причины, лишь бы не увидеть Сониных глаз. Она должна его ненавидеть. Чего боялся: Сониной ненависти или себя самого? А годы летели и летели…
   И вот теперь он здесь. Стас подошёл к одноклассникам. Никита похлопал его по плечу, Леночка чуть посторонилась, опустив глаза, Костя пожал руку, Марина ободряюще кивнула. Наконец он осмелился взглянуть на Соню. Её черты заострились, от этого нос особенно выделялся. Смотреть на неё сейчас было выше его сил. Стас подошёл, взял холодную руку, слегка прикоснулся губами ко лбу. Положил хризантемы. Еле слышно прошептал: «Прости, Сонюшка… Прости».
   Он прикрыл глаза, чтобы не видеть, как забивают крышку гроба, как опускают Соню в её последнее пристанище. Одним махом выпил стакан водки, что заботливо поднёс Костя.
   - Ты побудь немного здесь, а мы тебя у церкви подождём, - пробасил Никита. – Домик Сонькин недалеко, пешком дойдём. Там её бывшие коллеги стол накрывают.
   - А у них тоже так? Крест, поминки… - спросил Стас, как будто это было сейчас самым важным.
   - Кто ж его знает, как у кого, - вмешалась Марина. – У неё же никого не осталось. Совсем. А мы уж организовали, как смогли. Перед Богом все равны. А это тебе от неё, - Марина протянула листок, исписанный неровным почерком, и пошла догонять одноклассников.
   Взгляд Стаса упал на соседнюю могилу. Он обомлел: на памятнике была фотография кучерявого мальчишки. Стасик Либман. Дрожащими пальцами Стас погладил фото. Сын, которого он не знал. И никогда не узнает, как это – иметь сына от любимой женщины.
   Он надел очки и стал читать письмо:
   «Стас, любимый! Я уверена, что ты приехал проводить меня туда. И принёс жёлтые хризантемы. Эта мысль согревает меня последние дни. Ты бы приехал и раньше, но я очень просила Маринку не звонить тебе – не хотела, чтобы ты видел меня такой. Наверное, тогда зря я не стала тебя искать. О Стасике не рассказала. Обида была сильнее.
   Может, встретимся где-нибудь в параллельном мире, и тогда всё будет по-другому. Прошу, не вини себя. И прости всех, как я простила, не держи зла. Дом я завещала тебе. Приезжай с дочками встречать рассвет. Он по-прежнему красив. Я хочу, чтобы ты был счастлив. Прощай. Твоя Соня».
   Стас не сразу понял, что из глаз текут слёзы. И стало легче, как будто всё-таки прорвало гнойник, что жил у него внутри. Завтра утром он пойдёт на залив – встречать рассвет. Прощай, Соня… Или до свидания… там?

 1   2   3 

Галина Пиастро[30.06.2019 15:39:14]
    Оленька Невская
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Желтые хризантемы …». Автор: Галина Димитрова
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=381552&pid=0
   
    Мне знаком рассказ «Жёлтые хризантемы» по прошедшему конкурсу «ВКР». Ещё тогда я обратила внимания на грамотную работу.
   Мне понравился динамичный сюжет. Правда, тема первой любви не новая. Но написана она довольно умело. Текст изобилует красивыми эпитетами, удачными сравнениями. Образ героини рассказа хорошо прописан. Соня симпатична читателю.
   
    Неточности в постановке знаков препинания и пара ошибок в стилистике не портят впечатления от работы.
   
    Например: небольшая группка одноклассников. Если бы это была небольшая группа, то вполне законный эпитет. Группку людей нельзя представить большой, значит, само слово подразумевает, что это маленькая группа, потому эпитет – небольшая – в данном случае неуместен.
   
    Как бы там ни было, но хорошая и удачная работа впечатлила остротой драмы. Здесь и арест отца Сони, невольная разлука влюблённых, смерть матери Сони, её сына, собственная смерть, подлость высокопоставленного отца Стаса, непорядочное поведение матери.
   
    У меня даже возник вопрос – не слишком ли много горя в жизни молодых людей? Как-то рассчитано всё на большие переживания читателей.
   
    Но, если предположить, что это собирательный образ жизни людей, то можно допустить подобное. Хотя негатива хватит на несколько рассказов.
   
    Кстати, недоброго отношения к евреям я не замечала в те времена. А вот обеспеченные мамы не хотели видеть рядом с сыновьями простых невест, поэтому шли на всё, чтобы противодействовать сомнительным с их точки зрения знакомствам. Особенно яростно защищали окружения детей ради их удачной карьеры. Всё это было тогда и есть, очевидно, сейчас.
    У каждого человека своя судьба, которая в основном заложена воспитанием в семье.
    Сонина жизнь вполне соответствует авторскому описанию. В еврейской семье прививают с детства самостоятельность и женскую гордость. Что и случилось с героиней. Она родила от любимого человека и не кинулась на поиски отца ребенка. Женщина ждала, что такие шаги предпримет Стас, как мужчина. Он разыщет свою любовь, но…
   
    Но этого не случилось, молодой человек копался в своих чувствах. «Как же так? Неужели жизнь там дороже нашей любви? Даже ничего не сказала, не написала… Так не похоже на мою Соню. Предательница…» Он не предпринимал ничего, чтобы найти Соню и выяснить, что же случилось с ней.
    Кроме того, меня поразил такой факт в рассказе: молодой человек «тогда кружил по барам, пил и не пьянел». Я считаю это штампом для российской жизни, рекламой образа жизни. Сейчас в любом фильме, романе, разговоре герои предаются пьянству, болтаются по ресторанам, напиваются до свинячьего визга. Это очень важно? Не пора бы найти другое утешение для обиженного героя?
   
    Общее поведение Стаса вполне закономерно для человека, воспитанного в обеспеченной семье, где ложь, как видим, не особенно угнетала сытое сознание. Это не раскрыто в рассказе вообще. Автор попытался необоснованно оправдать поведение героя. Мол, поверил матери, был уверен, что Соня с семьей покинула родину и т.д. Автором в работе показано отсутствие у Стаса мужского характера. Он плыл безвольно по жизни, не трудился выгребать к нужному берегу.
    На самом деле, Стас был очень избалован и привык, что девушки вешались ему на шею. Одноклассницы Леночка и Марина желали для себя жениха, у которого высокопоставленный отец хорошо обеспечивал семью.
   
    Герой женился на одной девушке, развёлся. Потом нашёл для себя кроткую женщину. Она нарожала ему детей. У него получилась вполне благополучная семья. Он прожил с ней не один десяток лет. Жаль, что этот период жизни Стаса не описан вообще. Надя заслуживает внимания к себе. Она находилась рядом с этим человеком. За такой продолжительный отрезок времени забываются юношеские увлечения, а работа и забота о семье поглощает всё.
    Поэтому настораживает его решение поехать на похороны Сони. Вернее, отдать последнюю почесть однокласснице и бывшей любви он вполне имел моральное право. Но так убиваться по первой девушке, вряд ли. Ведь за его спиной находилась незримо не только женщина, с которой прожил много лет, но и две уже взрослые дочери.
    Да, нахлынули воспоминания, был поражён, что у него был сын от Сони, но так быстро забыть свою родную семью и думать только о Соне, и пафосно пообещать, что «Завтра утром он пойдёт на залив – встречать рассвет. Прощай, Соня… Или до свидания… там?»
    Получается, что он обещает встретиться «там» с Соней? А что он скажет Наде, когда та тоже придет со временем туда же? А потом объяснит поступок своим девочкам.
    Как-то звучит не по-человечески это. Не правда ли?
    Ведь Соня подумала об этом и подарила домик Стасу и его девочкам. Она простила ему измену и не призывала его в прощальном письме к разлуке с семьёй.
   
    Ну и последняя ложка дёгтя в мёд произведения. Автор выбрал название рассказа «Жёлтые хризантемы». А какую важную роль они играют в повествовании? Соня любила эти цветы. Стас считал их цветами разлуки, значит, ему не нравились они. И что?
   
    Желаю благополучия и удачи автору.
   
    С уважением,
   Оленька Невская,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Алексей Тверской[30.06.2019 16:04:35]
   Оленька явно пожалела автора из женской солидарности, не всё высказала ему. Ох, эти женщины.
Галина Димитрова[01.07.2019 17:26:27]
   Огромное спасибо автору рецензии за внимательное прочтение и высказанное мнение.
   Самые интересные сюжеты придумывает жизнь. И негатив, к сожалению, не редкость. Образы героев не собирательные - это вполне реальные люди, которым выпал на долю вот такой сюжет. А желтые хризантемы как символ этой истории, поэтому и название у рассказа такое.
   Не так давно та, которую я назвала в рассказе Мариной, рассказала мне историю Сони. После окончания школы я сама с Соней не встречалась (это единственное имя, которое я сохранила). А с тем, которого назвала Стасом, как-то давно виделись в Питере (я тогда тоже там училась). Он с возмущением говорил о предательстве Сони, мол, не только его предала, но и Родину. Я после этого так и считала, что Соня уехала.
   Думаю, что ГГ не любил Соню, коль не пытался узнать, где она и что с ней, когда прошел юношеский максимализм. А после разговора с одноклассницей обзавелся чувством вины, поэтому и приехал на похороны. О Наде я в принципе ничего не знаю, думаю, что ГГ относился к ней как к необходимости: быт, дети.
   Я попыталась в рассказе влезть в шкуру того, кого назвала Стасом, чтобы понять, почему так получилось. Парочка была яркой.
   5 графа советского паспорта, когда евреи старались вписать туда другую национальность не от хорошей жизни. У меня много друзей евреев, умных, хороших людей. Как и среди любой национальности, люди разные. Но я очень хорошо помню настороженное отношение к ним, особенно когда началась эмиграция в Израиль.
   Полностью согласна с замечанием насчет группки, исправлю. Хотелось бы еще по знакам препинания, что не так.
Галина Пиастро[30.06.2019 15:39:58]
    Макс-Резус Фактор
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Желтые хризантемы …». Автор: Галина Димитрова
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=381552&pid=0
   
   Первое, с чего хочу начать, это с вопроса к координаторам проекта критики:
    «За что? За что оно мне…?»
   Их ответ (моё предположение):
   «А потому как выдавал уже этому автору рецензию на другой рассказ».
   Я: «На другой? Не на этот?»
   Они: «М-м-м-ммм»
   Я: «…….. ……..!!»
   Они: «Ну-ну….»
   Я: «А кого-нибудь из критиков, из женского пола, да посентиментальнее, никак не…?»
   Они: «Не».
   
   Можно бы, наверное, и ограничиться мне этим воображаемым диалогом, но раз уж поручено – изволю исполнять.
   
   Слезливая сентиментальность
   Она сопровождает весь рассказ: само изложение юношеской любви, мыслей Стаса, описание встреч-расставаний – последнее расставание героев в Ленинграде, как оказалось, навсегда. Причины разлуки – злобные внешние силы. Как и предвидел Стас:
   В судьбу вмешиваются непредвиденные обстоятельства и другие люди.
   
   Рассказ ведётся от лица главного героя. Но о нём как таковом позже.
   Всё повествование ведётся ради финала: приезд героя уже к гробу любимой.
   А тут ещё и могилка его давно умершего маленького сына.
   Да ещё и оставленное ему письмо от возлюбленной, в котором… в котором…
   Носовых платков не хватит, чтобы утереть все слёзы.
   Душераздирающая история. Могло ли быть такое – конечно. Только это по фабуле – жёсткая трагедия, а не … простите… сюжет для дамского романа (рассказа). Всё дело в нюансах. Всё дело в изложении подобного.
   
   Стас подошёл, взял холодную руку, слегка прикоснулся губами ко лбу. Положил хризантемы. Еле слышно прошептал: «Прости, Сонюшка… Прости».
   (И вы простите, автор: видели ли вы когда-нибудь, что … берут холодную руку лежащего в гробу?) Как вы это себе представляете?
    «Берут» чью-то руку с целью её перемещения, например, притягивания к себе.
   
   Излагать Сонино письмо уже нет сил. И про завещанный домик… и про рассветы…
   Впрочем. Впрочем, зря это я, наверное. Наверное, или наверняка даже, найдутся те читатели, кто … искренними слезами обольётся.
   
   Достоверность социально-политическ­ая­
   Еврейский вопрос в СССР.
   Сам я застал только последние два десятилетия этого периода. Моих личных наблюдений по этому поводу почти нет. Хотя «волну» эмиграции в Израиль (третью, вроде бы) я помню – уехал кое-кто из моего класса.
   А в армии со мной служил нормальный вполне парень с чисто еврейской фамилией – «деды» так и не забрали у него часы (подарок отца, говорил) – боксом он владел неплохо. Ну, а что на «губу» потом загремел – то это уж как положено:).
   Но по воспоминаниям моих близких было всякое. Только вот и в институтах учились евреи, да на престижных специальностях. И дружбы с «ними» никто не стыдился. И в браки вступали. Но в партию (понятно какую) принимали со… скрипом. Бытовой антисемитизм – а где его нет совсем, увы.
   Кстати вот: Соня спокойно едет поступать не куда-нибудь, а в ленинградский педвуз (им. Герцена, должно). И никаких опасений, что из-за «пятой графы» её могут и тормознуть.
   Итак: единственные злыдни – это родители Стаса. Достоверно? Вполне. Так что и в русских семьях не без уродов (взрослых).
   
   А это, скорее, из нашего настоящего, нежели из прошлого:
   Денег больших на лечение не было…
   
   Герои
   Живые герои. Самыми «живыми» мне показались едва упоминаемые и представленные школьные друзья: Марина и Никита – они хоть говорят… по-человечески:).
   
   Мать главного героя. Поступки и, особенно, речь матери Стаса – гротеск. Образ удался автору на славу!:)
   
   Соня. Внешность её представлена по всем канонам «жанра» описания семитской внешности. Всё, что хоть немного запомнилось мне – это её пристрастие к жёлтым цветам, хризантемам (ну, они и в название вынесены). Символичен цвет – таки да, к расставанию он. Девочка, девушка, а потом и пожилая женщина была и осталась романтиком. Вполне.
   Роль ей по рассказу дали тяжёлую, трагическую – она бегло пересказала её в записке. Что касается предполагаемой ею встречи где-нибудь в параллельном мире, это совсем не согласуется с иудейской верой. Но это для Сони, скорее, просто некий образ.
   В семействе Сони что-то часто мацу кушали – насколько мне известно, её всё же едят на еврейскую Пасху (Песах).
   
   Главный герой
   Тут-то я и вспомнил другой рассказ этого автора – опять инфантильный герой. Опять завёл с любимой дитя, да всё недосуг ему узнать: как там она…, мать его:). Описан он весьма ходульно.
   Ну, не верю я, что он Соню называет: Сонюшка (19-й век какой-то).
   
   Вот решение Стаса поступать в Ленинграде в военное училище.
   Это в какое же? В инженерно-строительн­ое,­ в военно-политическое,­ в…? А… неважно.
   Только потом появилась Гремиха, где Северный флот базируется. Да и там – мало ли кем работать можно. Короче: профессия человека это мелочь для героя (для автора, конечно).
   Потрясающая фраза:
   Стас не помнил даже, чем занимался вне службы, пока не встретил Надю.
   Тут и вспомнил сразу. А так: не ел не пил, в баню не ходил.
   
   На промежуточной встрече с Мариной, которая сообщила ему о жизни Сони, о её (его) ребёнке, он ничего лучше этого сказать не мог:
   - Ладно, проехали. Мне как-то надо переварить то, что ты мне рассказала.
   
   Иначе говоря, автор лепит нам отъявленного подлеца.
   В конце, у гроба той, которую он любил всю жизнь, как нам хотел, вероятно, внушить автор, сказано:
   Стас не сразу понял, что из глаз текут слёзы.
   Что ж, известно, что самые сентиментальные люди одновременно самые жестокосердные, жестокие – изверги, короче.
   
   Штамп соседствует с клише
   Написав это, я полез в интернет, чтобы найти точные определения.
   Вот – в назидание и себе, и другим:)
   
   «Речевое клише – стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях».
   
   • Лето как будто не хотело уступать свои права осени
   • (Стас) улыбнулся, вспомнив
   • крупными кудрями спускающиеся до плеч
   • голубоглазой красавицы
   • какая-то дальняя родственница
   • на старом скрипучем диване
   • чувствует солоноватый вкус тех слёз
   • Внутри у него всё перевернулось.

   Есть и ещё, ещё…
   
   «Речевые штампы – это слова и выражения, лишенные образности, эмоционально тусклые, значения которых затерты частым употреблением без учета контекста. Они обедняют речь, заполняют ее шаблонными оборотами, убивают живое изложение».
   
   гуляли в парке, ходили в кино, ели мороженое, ездили на пляж
   Можно бы добавить: читали вслух интересные книжки.
   
   Они целовались, сидя на уединённой скамейке в парке.
   Это существенно, что юноша и девушка не целовались, стоя посреди главной площади города.
   
   Но мать старалась его чем-нибудь занять, чтобы не оставалось свободного времени для встреч с Соней.
   Например, учила вышивать крестиком.
   
   Стас учился по инерции, вгрызаясь в науки, чтобы меньше думать о Соне.
   Если по инерции, то это как всегда, как раньше – но он раньше успевал и Соне думать. Вгрызаться в науки – о, боже, сколько же можно!
   
   Он просто ушёл, громко хлопнув дверью.
   Все хлопали в случаях ссоры – и он… хлопнул.
   
   Еле слышно прошептал: «Прости, Сонюшка… Прости» .
   Уж или молча бы, или заорал хоть.
   
   Эта мысль согревает меня последние дни.
   (До того: Я уверена, что ты приехал проводить меня туда. И принёс жёлтые хризантемы) .
   Без комментариев. (Или: это всё достаточно пОшло, если уж на то пошлО).
   
   Всё это примеры того, что в основном ввергло меня в состояние, когда хочется отвести глаза и не смотреть (здесь – не читать).
   
   Стилистические погрешности
   И представлял, как глаза её улыбаются там, внутри букета. Улыбка у неё была такой же солнечной, как эти хризантемы.
   Это улыбка… рта или глаз?
   
   Ночевали, как в казарме. Не спалось. Утром, взявшись за руки, побежали на залив…
   Так всей казармой и побежали, взявшись за руки…
   
   Маринка, всё такая же красивая и деятельная, как будто до сих пор была старостой класса.
   Такая же деятельная, как староста – нормально. А такая же красивая – это куда отнести? К должности старосты?
   
   Он пытался любоваться Питером, а видел только Соню.
   Впечатление, что она физически застила ему пейзаж.
   
   С тех пор он не слышал её голос, так и запомнил:
   - Прости, Стас,…

   В огороде бузина…
   
   Эти космополиты не имеют понятия родины.
   Впечатление от построения фразы, что это у матери, русской… иностранные генеалогические корни.
   
   Неужели жизнь там дороже нашей любви?
   Двусмысленность. Впечатление, что измерение идёт в шекелях:).
   
   почувствовал, как голос стал хриплым.
   Ну, хрип в горле можно почувствовать, а голос, даже свой, всё же только услышать.
   
   Да. Ещё вот это:
    Название США в просторечии всё же: Штаты (с заглавной), а не штаты.
   
   …умер пять лет от роду – пяти лет от роду.
   
   Есть и … мелочи, но опущу уж.
   
   В завершение
   Перечитал написанное. Не рецензия, а разгром.
   Знаю, что будет ещё один рецензент.
   Вполне возможно, даже надеюсь, что наши взгляды на прозу вообще, на содержание и стиль этого рассказа не совпадут. Да и в начале где-то я писал, что у такой литературы наверняка найдутся поклонники.
   
   А меня уж простите, автор.
   Если мои замечания и советы хоть немного покажутся полезными – внимайте им. А нет – и в голову их не берите.
   
    Макс-Резус Фактор,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Алексей Тверской[30.06.2019 16:03:17]
   Основательная рецензия, замечательная для автора, есть над чем подумать. Молодец неизвестный мне Макс-Резус Фактор.
Игорь Колесников[30.06.2019 18:06:40]
   Вот это я понимаю разбор!
   А мы в АК мяли-мяли этот рассказ, жамкали-жамкали, да ничего толком не выжали.
Галина Димитрова[01.07.2019 17:36:15]
   Игорь, что с Вами? Дайте, пожалуйста, ссылку, когда мы мяли-жамкали этот рассказ в АК? У кого из нас что-то с памятью?
Игорь Колесников[01.07.2019 19:30:01]
   Галина, видимо, так. С памятью у меня, и это что-то называется маразм.
   За последний год я прочёл и отрецензировал не меньше двухсот рассказов на разных сайтах, и Ваш рассказ показался мне столь знакомым, будто я его тоже рецензировал.
Ян Кауфман[30.06.2019 20:55:36]
   Не затрагивая сути всей рецензии уважаемого Макса-Резуса Фактора, коснусь лишь его анализа социально-политическ­ой­ достоверности.
   Макс! Делать какие-либо шапочные выводы по такому глубинному вопросу, исходя из ваших личных наблюдений как бы со стороны и в течение всего двух десятилетий Вашей жизни - неблагодарное занятие. И дело тут вовсе не в бытовом антисемитизме, а в государственном. Лично Вас, Макс, это не затрагивало, поэтому и делать какие-то выводы по этой проблеме не совсем корректно.
Галина Димитрова[01.07.2019 17:57:05]
   За разгром тоже спасибо, иногда интересно, тоже нужно знать
   Не знаю, стоит ли писать ответ, вернее, написать стоит, но нужен ли он автору рецензии?
   Просто о жизни - это тогда, когда в рассказе отражена жизнь. А здесь жизнь реальных людей. Вы не любите такую литературу, а я, например, не люблю фантастику и стрелялки, терпеть не могу поток сознания, даже если там нет штампов. Поэтому считаю, что рецензент должен отстраниться от того, какую литературу он любит, а какую нет.
   Что оказалось полезно - это Штаты, ведь знаю, что с прописной буквы, а поди ж ты, аж два раза с маленькой написала. Вот за это спасибо.
   В речи героев замечания не корректны, иначе это будет речь автора, а не персонажей.
   Пока все. Если рецензенту интересны мои мысли по поводу его замечаний, то я продолжу. Если нет, то за сим откланяюсь.
Галина Пиастро[02.07.2019 02:12:02]
   Макс-Резус Фактор просит передать Галине Димитровой
   
   Галина.
   Вот смотрите – вы написали в ответе:
   «Просто о жизни - это тогда, когда в рассказе отражена жизнь.»
   В моей рецензии сказано:
   «Могло ли быть такое – конечно. Только это по фабуле – жёсткая трагедия, а не … простите… сюжет для дамского романа (рассказа). Всё дело в нюансах. Всё дело в изложении подобного».
   
   Вы не поняли, какую литературу я не люблю (говоря вашими словами).
   Так вот, я не люблю «отражение жизни» ТАК описанное: ТАК преломленное и ТАКИМ стилем.
Галина Димитрова[02.07.2019 15:03:34]
   Коль автор рецензии откликнулся, тогда продолжу. Основная мысль рассказа, который, кстати, не от лица ГГ, а с фокала ГГ - осознание им вины перед девушкой, которую когда-то любил, желание избавиться от этой вины прощение получено, так что не зря приехал попрощаться.
   Да, я прекрасно представляю, как берут руку в ладони пожать, прикоснуться, просто подержать.
   Что поделать, если письмо было и про рассветы, и про домик. Кто-то, возможно, и слезу пустит, а кто-то просто поймет, кто есть кто: Соня с ее всепрощением, ГГ, который всю жизнь растил гнойник вины, а после прощения гнойник лопнул. Не считаю рассказ слезливой сентиментальностью.
   Достоверность социально-политическ­ая­ присутствует. Отец ГГ работает в обкоме партии, а это значит, что такой родни быть не должно, иначе крест на карьере. И это абсолютная реальность. А вот вдаваться в корни этого вопроса я не ставила перед собой такой задачи.
   ГГ не очень-то разбирался в блюдах, которыми его угощали. Не нравилось, но ел, чтобы угодить матери Сони.
   Про Сонюшку насмешили. Каждый волен называть имя, как ему нравится. Если меня называют Галенькой - это тоже позапрошлый век? А если Марго, то вообще времена Генриха Наваррского?
   Зачем нужна конкретика, что ГГ поступал в ВВМУРЭ? Достаточно того, что служил в Гремихе.
   ГГ все делал машинально, поэтому и не помнит, чем занимался. Надя его встряхнула.
   Автор не лепит подлеца, а считает, что тот, кого автор назвал Стасом, сам во всем виноват. Автор как раз не считает, что ГГ любил Соню всю жизнь (в отличие от нее). У гроба прототип действительно плакал. Первая любовь - это для каждого своя религия.
   Такие речевые штампы, которые Вы указали, присутствуют абсолютно в каждом рассказе у всех авторов. Вот та, которую я назвала Мариной - у нее глаза голубые и она красавица. А у Сони кудри до плеч. Мне интересно, как бы уважаемый рецензент описал эти детали, чтобы без штампов. Или родственница действительно дальняя, для ГГ она какая-то. Диван старый и скрипучий - другого не было.
   И скамейка была уединенной. А кто-то не стеснялся целоваться и не на уединенной.
   Так ли важно, чем мать старалась занять сына, чтобы он меньше встречался с Соней?
   Что следует писать, если ГГ ушел, хлопнув дверью. Жизнь это.
   Не считаю, что письмо Сони пОшло. Смертельно больная женщина пишет то, что у нее на душе. Правда, я подсократила немного, где она рассказывала про болезнь сына. Кстати, а с чего Вы решили, что в те времена для лечения не нужны были деньги? Еще как нужны.
   Вот написала бы я "лучезарная улыбка" - штамп, а солнечную Вы представить не можете. А я могу.
   Ночевали как в казарме. Дальше идут другие предложения,
   Марина деятельная и красивая, как было во времена, когда она была старостой класса. Очень странное замечание.
   В общем, не принимаются такие замечания.
   И в заключение: та, кого я назвала Мариной, читала и со всем согласна. Ей, кстати, очень понравился рассказ. Его же отобрали в региональный ежегодный сборник.
Галина Пиастро[01.07.2019 10:33:38]
   Макс-Резус Фактор просит передать Яну Кауфману
   
   Уважаемый Ян Кауфман.
   Я исходил только из того состояния «еврейского вопроса в СССР», которое было на момент середины-конца 60-х или начала 70-х годов – время некоторых событий в рассказе.
   
   Прикинул я так:
   Разговор матери с сыном о возможной эмиграции Сониной семьи произошёл, когда Стасу было лет 17-18 (окончание школы). А потом они с Соней расстаются «примерно на полвека». Пусть лет на 47-48.
   Значит, последний описанный возраст Стаса в 17 + 47 = 64 (или на пару лет больше).
   
   Государство Израиль создано, как известно, в 1948-м.
   Последнее «громкое» дело – так называемое «Дело врачей-отравителей» – закончилось в 1953-54г. Вряд ли о нём не упомянула бы мать Стаса, будь оно незадолго до её разговора с сыном. Значит, разговор был существенно позже.
   Так называемая «вторая волна» эмиграции евреев из Советского Союза происходила с 1968 по 1989гг. Вот её начало могло быть известно.
   Но разговор не мог быть позже 2018 – 47 = 1971 (2018-19 самые поздние даты написания рассказа, который не из жанра фантастики – не уводит в будущее:)).
   А сводки с фронта государственного антисемитизма ничего «существенного» в это время (середина-конец 60-х или начала 70-х годов) не сообщали.
Ян Кауфман[01.07.2019 11:43:45]
   "Моих личных наблюдений по этому поводу почти нет. Хотя «волну» эмиграции в Израиль (третью, вроде бы) я помню – уехал кое-кто из моего класса".
   Макс, уважаемый! Об этом я и сказал Вам. Да в то время Вас это не шибко интересовало - почему это всё происходит. Почему Сталин способствовал узакониванию Израиля, почему был уничтожен еврейских антифашистский комитет (Михоэлс), почему на УРА было подхвачено липовое дело врачей? И много ещё чего почему. Вас это не касалось. Но бытовой антисемитизм от всего этого только укреплялся. И ваши наблюдения на евреев благополучно служивших с Вами в армии, других - благополучно окончивших дефицитные вузы и т.п., ещё ничего не значат. Вы не знаете, как им это доставалось грызя из книг нужные знания, уезжая в Сибирь, или ещё дальше, чтобы куда-то поступить, Вы не знали, что иные Вузы и кафедры, были вообще закрыты для евреев..
   Я же заканчивал срочную службу ещё во времена Сталина. И своё становление быть человеком несмотря ни на что, прошёл на своей шкуре. Благодаря уиению и желанию достойно работать и не гнушаясь контактами от рабочих до министров, сумел благополучно работать и достигнуть чего-то стоящего. Но каждая ступенька стоила достаточно нервов.
   Ваш взгляд, Макс, на всё происходящее слишком поверхностный. Так - по верхам.
   Не обижайтесь. :)))
Галина Димитрова[01.07.2019 22:11:21]
   Ян, спасибо, что не промолчали. Я ведь тоже слова и сюжеты не с потолка беру.
Галина Пиастро[02.07.2019 01:15:09]
   Макс-Резус Фактор просит передать Яну Кауфману
   
   Уважаемый Ян Кауфман.
   
   Здесь мы рассматриваем только то, что связано с рассказом «Жёлтые хризантемы».
   Потому повторю:
   «Я исходил только из того состояния «еврейского вопроса в СССР», которое было на момент середины-конца 60-х или начала 70-х годов».
   «А сводки с фронта государственного антисемитизма ничего «существенного» в это время (середина-конец 60-х или начала 70-х годов) не сообщали».
   Всё другое по этому вопросу, упомянутое мной в рецензии, это дополнительные сведения.
   И начинать здесь дискуссию о «еврейском вопросе» от времени изгнания иудеев из Палестины римлянами, я уверен, никак не стоит.
Ян Кауфман[02.07.2019 08:47:23]
   Правда и я о "дополнительных сведениях" того времени, которые для меня совсем не были дополнительными.
   Спасибо и Вам, Макс-Резус Фактор и Галине Пиастро!
Галина Пиастро[03.07.2019 13:33:06]
   Здравствуйте, Галина.
   
   Из переписки с нашим рецензентом Макс-Резусом Фактором я поняла, что последнее слово он оставляет за Вами.))
   
   Но мне, как координатору проекта, захотелось сказать несколько слов о Вашем ответе от [02.07.2019 15:03:34].
   Я коснусь только некоторых моментов.
   1. Такие речевые штампы, которые Вы указали, присутствуют абсолютно в каждом рассказе у всех авторов.
   Это вызвало у меня очень большое сомнение.
   Но даже если Вы в этом уверены, то, как я полагаю, этим Вы сделали не самый лучший комплимент своему произведению.
   2. та, кого я назвала Мариной, читала и со всем согласна. Ей, кстати, очень понравился рассказ.
   Не думаю, что это очень веский аргумент в пользу доказательства высокого уровня стиля рассказа.
   3. Его же отобрали в региональный ежегодный сборник.
   Если Вы хотели этим сказать, что незримый знак качества – «Высокая литература» – уже безоговорочно поставлен на рассказ «Жёлтые хризантемы», то не очень понятно, для чего Вы его прислали нам на рецензирование.
   
   Впрочем, я вполне поддерживаю то, что написал рецензент:
    «Если мои замечания и советы хоть немного окажутся полезными – внимайте им. А нет – и в голову их не берите».
   
   С уважением,
   Галина
Галина Димитрова[03.07.2019 14:55:41]
   Спасибо, Галина, что отозвались.
   1. "Такие речевые штампы, которые Вы указали, присутствуют абсолютно в каждом рассказе у всех авторов". Я имела в виду, что в каждом рассказе можно найти нечто подобное, а не именно то, что написано у меня. Ну не могу я старый скрипучий диван назвать штампом. Конечно, можно было написать, на древнем диване, издающим неприятные звуки, но как-то это не вписывается в стиль рассказа. Мне было очень интересно, как назвать голубоглазую красавицу и спадающие до плеч темные волосы - красивая девушка с голубыми глазами - то же самое.
   2. Не знаю, считаю, что если рассказ понравился одной из его героинь, то это плюс рассказу.
   3. Как раз и прислала я рассказ для рецензирования, чтобы увидеть его глазами рецензентов и, возможно, получить ценные замечания, чтобы отредактировать перед окончательной отправкой в сборник. Я и отправила-то его редактору после довольно хорошей оценки на ВКР. Кстати, ошибку (штаты с маленькой буквы) исправила, за что очень благодарна рецензенту.
   А в голову я беру все, что касается моего творчества, - с чем-то соглашаюсь, с чем-то нет. После рецензии на прошлый рассказ кое-что поправила.
   Поэтому и поблагодарила рецензентов за труд. Разве и рецензентам не нужна обратная связь?

 1   2   3 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта