Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Вадим Сазонов, "Город двух вокзалов", прозаОтветить
   Жанр: Рассказ Автор: Вадим Сазонов
   Объем: 17728 [ символов ]
   
   Город двух вокзалов
   
   1.
   Впервые о Городе двух вокзалов я услышал много десятилетий назад от своего прадеда.
   Да, именно тогда.
   Но вот что удивительно, вспомнил это только теперь, вернее вчера вечером, когда, засыпая, очень отчетливо обнаружил себя в этом Городе. От неожиданности, точнее, от яркости картинки сразу проснулся, открыл глаза, увидел все тот же подсвеченный пробивавшимся сквозь жалюзи окон светом уличных фонарей потолок больничной палаты, услышал похрапывание знаменитого соседа и отчетливо вспомнил тот давний-давний день, когда меня – маленького мальчишку – привели в клинику Академии наук.
   Прадед дожил до очень почтенного возраста, был деятелен почти до конца, но больничной койки не избежал, как и я теперь.
   Когда меня родители подвели к нему, он лежал с закрытыми глазами, потом вздрогнул и сначала повернул голову в мою сторону, а потом уже поднял веки:
   - Ой, какой у меня сегодня гость! – голос у него немного дребезжал. – Здравствуй, мой родной! Как твои дела?
   - Хорошо, - я был растерян и слегка напуган незнакомой обстановкой, непривычной слабостью голоса прадеда. – Ты спал?
   - Нет. Я был в Городе двух вокзалов.
   - Где это?
   - Когда-нибудь узнаешь. Главное, чтобы очень-очень нескоро.
   - А это красивый город?
   - Он у каждого свой… Но для каждого прекрасен и неповторим, точнее, должен быть для каждого таким, иначе…
   Этот эпизод из далекого детства почти стерся из памяти, я никогда не вспоминал о нем, но вчера, стоя на центральной площади Города, отчетливо вспомнил слова своего предка.
   
   2.
   Мою утреннюю дрему нарушила медсестра:
   - К вам сын пришел.
   Я открыл глаза, увидел за ее спиной Егора в накинутом на плечи белом халате:
   - Здравствуй.
   - Здравствуй, папа. Как ты?
   - Спасибо. Все хорошо.
   - Я вот тут фруктов принес.
   - Спасибо. Положи на тумбочку. Рад тебя видеть.
   Он неопределенно пожал плечами. Спросил:
   - Тебе надо что-нибудь?
   - Нет. Как мама?
   - Спасибо, нормально.
   Он явно маялся, стоя здесь.
   - Ты иди, - сказал я, - торопишься, наверное.
   - Да, еще на работу надо.
   - Пока.
   - До свиданья, - он развернулся, обошел соседнюю кровать и скрылся за дверью.
   - Сын? - спросил Николай – мой сосед по палате.
   - Да.
   - Что-то вас не сильно часто навещают. У вас только сын?
   - Нет, есть еще и внуки. Взрослые. Со дня на день правнуки пойдут. Но я фигура – самодостаточная, - усмехнулся я.
   К соседу поток посетителей был неиссякаем. Он несколько лет назад являлся одной из звезд бесконечных сериалов про милицию или полицию, короче, о ментах. Многих из тех, кого привык видеть на экране, имел я возможность теперь лицезреть вживую. Не радовал меня их вид, в фильме все было намного краше, да и речь их по сценариям казалась определенно приятнее и правильнее, чем естественная, им самим свойственная.
   Я закрыл глаза, отключился, перестал быть здесь…
   
   3.
   На центральной площади Города двух вокзалов было многолюдно, все куда-то спешили, казалось, только я растерянно стою в этой снующей толпе, озираюсь, пытаюсь понять, зачем, почему я здесь?
   Оба вокзала своими фасадами выходили на площадь.
   Понимал, не знаю как, но отчетливо понимал, мне надо пойти к одному из них. Но как выбрать? Что выбрать? И должен ли я выбирать? Может лучше просто дождаться, когда медсестра дотронется до меня, заберет отсюда…
   Почувствовал легкое прикосновение к плечу, обернулся.
   Предо мной стоял молодой человек в незнакомой униформе и фуражке, на кокарде которой я разглядел два скрещенных молотка.
   - Вадим? – голос у незнакомца был тихий, но отчетливо слышимый в окружающем гудении и шуме.
   - Да.
   - Я за вами, нам туда, - он указал на один из вокзалов, - наш поезд скоро отходит.
   Мягко взял меня под руку и увлек за собой, умело лавируя между людьми.
   Зал вокзала был высок и монументален, пройдя через него, вышли к платформам, их было не счесть, у каждой мерцали электронные табло с расписанием прибытия и отбытия.
   Мой провожатый уверенно направился к одному из перронов, помог мне подняться в вагон, где уже сидели несколько десятков пассажиров разного возраста, не было только детей.
   Поезд вздрогнул и тронулся.
   За окном потянулись достаточно современные городские районы, но постепенно в их облике что-то стало меняться, не резко, но заметно.
   На первой станции сошли несколько молодых людей.
   - Нам долго? – спросил я.
   - Не очень. Поезд быстрый, - ответил мужчина в униформе.
   - Как вас зовут?
   - Я просто сопровождающий. Я назначен ответственным за ваше пребывание здесь. Имя не имеет значения. Зовите меня, например, Иван.
   Я опять посмотрел в окно. Картина изменилось. Исчезли небоскребы, да и просто высокие дома, архитектура стала более однообразной, все больше напоминавшей то, к чему я привык в молодости, да и машины на улицах явно тянули на звание - ретро.
   Количество пассажиров с каждой остановкой уменьшалось.
   Вскоре в вагоне остались только я с Иваном и еще несколько человек на вид старше меня.
   - Нам пора, - провожатый встал, - следующая станция ваша. Дальше нельзя.
   - Почему? – удивился я.
   - Таков порядок. Дальше вам никак, поезд не тронется, пока вы не выйдите. Извините, порядок.
   Я послушно прошел в тамбур, а когда со вздохом открылись двери, ступил на платформу.
   Дыхание перехватило, Боже мой!
   Вдаль от станции уходила улица моего детства: мокрый после дождя асфальт, на тротуаре расчерчены «классики», вот и продуктовый магазин номер три, за ним бочка с квасом – крупные красные буквы, липы шуршали листвой, медленно полз львовский автобус, где-то репродуктор объявлял, что с нами опять программа «В рабочий полдень», потом голос Трошина пел о Подмосковных вечерах…
   Я стоял не в силах сделать шаг, чувствуя, что по щекам сбегают слезы.
   В сознание ворвался вкрадчивый голос Ивана:
   - Для каждого возраста своя конечная станция, нельзя уехать за пределы воспоминаний. Таков порядок. Я вас оставлю, вы можете идти, можете делать, что хотите. Если понадобится я вас найду.
   - Почему понадобится? – я обернулся к нему, стерев ладонью непрошенные слезы.
   - К вам могут приехать. Могут приехать те, кто не имеет возможности добраться до этой станции. Нам придется вернуться на какое-то время… расстояние назад, в сторону вокзала. Чтобы вы могли встретиться.
   - Понятно, - хотя мне было совершенно не понятно.
   Он ушел, а я, аккуратно ставя ноги на стертые, сбитые ступени старой лестницы, спустился с платформы.
   - Вадик! Ты?
   Обернулся.
   Ко мне шел старый мужчина в соломенной шляпе, тяжело опираясь на трость.
   - Не узнаешь?
   - Нет, - честно признался я.
   Он рассмеялся:
   - Так и знал, - взял трость подмышку, порылся в кармане пиджака, вытащил сложенную фотографию, расправил ее и ткнул пальцем в верхний левый угол, - смотри, теперь узнаешь.
   Опустив глаза, увидел снимок нашего шестого «а», палец мужчины указывал на веселую физиономию Федьки Осипова.
   - Федор? – я оторвал взгляд от фотографии и посмотрел в морщинистое улыбающееся лицо собеседника.
   - Ага! Поди, изменился немного? Ха! Поэтому и таскаю с собой фото. А то встретишь кого из наших, долго объяснять, кто я есть. Ты давно сюда наведываешься?
   - Первый раз.
   - Понятно. Не пугайся. Все мы изменились. Ты тоже не… Короче тоже изменился. Я тебя больше по общему облику узнал, да и по шраму, - он кивнул на след моих подвигов юности, так и оставшийся на лбу на всю жизнь. – Какие планы?
   - Никаких, - честно ответил я.
   - Понятно. Ладно, поброди, осмотрись, обвыкни. Если что, меня можно на школьном стадионе найти, люблю там сидеть. Помнишь же?
   - Что? - я никак не мог сосредоточиться, до конца поверить в то, что происходило.
   - Ну ты даешь! Не помнишь? Я же был баскетбольной звездой нашей школы!
   - Точно! Я и забыл. И как?
   - Что?
   - Чего добился?
   Он поморщился, тяжело вздохнул, опять оперся на трость, опустил лицо, спрятав его под полями шляпы:
   - Ничего. Так просто сижу там. Все, пошел. Бывай! Заходи, - и он, сильно хромая, ушел во двор седьмого дома – самая короткая дорога к школе.
   А я побрел по улице, всматриваясь в лица редких прохожих, но никого не узнавая, хотя может и знавал когда-то.
   Заглянул в продуктовый, не смог себе отказать, попросил булочку в виде сердечка за двенадцать копеек, по привычке полез в карман, но продавщица рассмеялась:
   - Не надо. Ешьте на здоровье.
   Бабка в белом халате у бочки протянула мне маленькую кружку, ту, что за три копейки.
   Я сделал глоток и чуть не закричал от восторга – вкус детства, он ни с чем не сравним!
   - Вадик?
   Сухая, сгорбленная женщина с аккуратно подстриженными и уложенными седыми волосами стояла напротив меня:
   - Не узнаешь?
   - Марина? – мелькнуло неожиданное озарение.
   - Да.
   Я поставил кружку на черное металлическое крыло над большим колесом бочки, туда же положил булочку, сделал нерешительный шаг вперед:
   - Как? Ты здесь?
   - Ты же тоже здесь. Почему удивляешься. Мы все возвращаемся в Город двух вокзалов, возвращаемся в надежде...
   - Но ты же тогда уехала. Совсем уехала…
   - Да, так я и сейчас там живу.
   - С Серегой?
   - Да, мы там, на Дальнем востоке так и остались. Прижились. Как ты?
   - Хорошо.
   - Дети? Внуки?
   - Да. Сын, два внука, уже большие. А ты… а вы?
   - Не сложилось. Одни.
   Она уже несколько раз будто пыталась шагнуть ко мне, но получались только неуверенные движения, наконец решилась, сделал шаг и обняла, припала щекой к моей груди, мои руки сами, без команды, обняли ее, прижали, задрожали…
   Я не знаю, сколько времени мы так простояли, чувствуя друг друга, как тогда…
   
   … - Вадик, что ты так губы сжимаешь, когда целуешься? – смеялась Марина.
   - А как?
   - Глупый!
   Я обнимал ее, прижимая к себе…
   
   - Пойдем, - Марина взяла меня за руку, - я уже не наделась. Столько времени тебя тут ждала.
   - Я первый раз здесь.
   - Вижу. Вижу, что еще не привык. Я уже давно сюда приезжаю. Уже даже без провожатого отпускают. Привыкла. Я уже полгода в реанимации. Все боялась, что тебя не дождусь, или что опоздала.
   - Куда опоздала?
   - Сюда. Вдруг ты уже…, уже не придешь.
   - Я Федора встретил, он то же здесь, - зачем-то объяснил я.
   - Я знаю, видела. Был еще Толик, но уже нет, мы его на второй вокзал проводили.
   - Зачем?
   - Так сложилось. Сердце у него остановилось. Это еще месяц назад было. Ну идем же, что ты так медленно?
   - Куда мы?
   - Ко мне.
   Вот и ее дом, почти в притирку к спортзалу школы. Ничего не изменилось, та же скрипучая, расхлябанная дверь парадной, та же обтянутая металлической сеткой шахта лифта, та же синяя с желтыми цифрами бирка с номером на квартире тридцать пятой…
   Марина провела меня в свою комнату, указала на кровать:
   - Ляг.
   Я послушался, аккуратно, чтобы не вызывать боли в спине лег поверх покрывала, она легла рядом, положила мне руку на грудь, прижалась, уткнувшись лицом в шею:
   - Все, свершилось. Мы здесь, мы одни. Теперь уже ничто не важно…
   - Но…
   - Молчи, просто лежи и молчи. Ты мой, только мой. Ты не понимаешь. Это мечта, она сбывается…
   - Ты мне тогда ничего не позволяла…
   - Какой ты тупой! Как и все вы! Ты не поймешь! Никакой оргазм не сравнится с этим… С этим, как помнишь, в детстве говорили, с кайфом! Нет ничего прекраснее просто чувствовать тебя рядом, просто чувствовать, просто… Я так и любила тебя всю жизнь. Теперь об этом можно просто сказать. Я так мечтала об этом моменте, хотя, конечно, мечтала, чтобы он случился не в Городе двух вокзалов. Но хотя бы так…
   - Ты же сама Серегу выбрала.
   - Я отдала долг. Я всю жизнь об этом думаю. Он пожертвовал собой ради меня, он сломал себе жизнь… Я была обязана… Но я верю, что там… в вечности никто нас с тобой не разлучит.
   Я лежал и молчал, хотя хотелось во всю мощь заорать: «Это я сломал ему жизнь! Я сломал ему жизнь, чтобы остаться с тобой! Я сломал наши жизни!»
   Вспомнились слова прадеда о Городе: «…для каждого прекрасен и неповторим, точнее, должен быть для каждого таким, иначе…». Очень похоже, что в моем случае оказалось «иначе», хотя нет, чувствовать Марину рядом, обнимать ее, как тогда – это прекрасно и неповторимо…
   
   … Серега появился в нашей школе уже в выпускном классе, их семья переехала из другого города. Он сразу же свел с ума всех девчонок – высокий спортсмен с великолепной фигурой, красивым лицом, чем-то похож на Алена Делона, по которому в те годы все одноклассницы сходили с ума.
   Но он выбрал только Марину, явно начал за ней ухаживать.
   Мой мир пошатнулся, я испугался так сильно, что ночами не спал.
   Я тогда еще не мог представить своей дальнейшей жизни без нее. Я и теперь ее не представляю, просто уже прожил ее.
   Тогда я стал мнительным, постоянно казалось, что Марина отвечает взаимностью неожиданно появившемуся сопернику, хотя сейчас, оглядываясь назад, понимаю – это только мои фантазии были.
   Но в то время я был готов на все, чтобы отстоять свою любовь…
   Случай подвернулся неожиданно.
   Наша школа находилась на стыке интересов двух, как это теперь называется, хулиганских группировок, носивших название в честь улиц, на которых они главенствовали – Шателеновских и Пархоменских. Большинство последних учились в нашей школе, поэтому мы больше опасались встреч с жителями улицы Шателена.
   Одна из таких встреч состоялась, когда я, Марина, Сергей и еще несколько наших одноклассников и одноклассниц возвращались поздно вечером из кинотеатра, куда удалось попасть на поздний сеанс фестивальных французских фильмов.
   Драка была неминуема, сомнений не было. Кое-кто из наших будто растворились в темноте, сбежав не стесняясь. Первым бой принял Серега, вмешался и я, крикнув Федьке, чтобы уводил девчонок.
   Тогда я и заработал свой шрам на лбу.
   Но шрам – это шуточки, а вот дело могло закончиться для нас совсем плохо, Шателеновские были в подпитии, настроены серьезно.
   Ситуация переломилась, когда Серегу сбили с ног и под руку ему попался длинный кусок арматуры, которым он и вырубил главаря нападавших, сломав тем самым боевой настрой двух других, бросился даже их преследовать, а я остался один на один с лежавшим противником, с ужасом глядя на него, понимая, что он уже не живой.
   Дальше все произошло, кажется, без вмешательства моего сознания.
   Отчетливо вспомнил, как, глядя вслед Сереге, увидел, что тот, не догнав преследуемых, широко размахнулся и закинул арматурину в густой кустарник, а сам убежал в сторону дома.
   Долго я в темноте шарил в кустах, пока не нашел то, что искал. Натянул на ладонь рукав куртки, схватил металлический прут, вернулся и бросил орудие убийства рядом с бездыханным телом недавнего противника.
   На суде Сергей про меня не упомянул, сказал, что все тогда, кроме него, сбежали.
   Марина уехала за ним…
   
   …В дверь позвонили.
   - Лежи, я открою, - Марина встала и вышла, вскоре вернулась, - Это к тебе.
   В прихожей увидел Ивана:
   - Вадим, к вам приехали. Придется вернуться на пару десятилетий к вокзалу…
   
   4.
   Пока мы ехали я поинтересовался:
   - А что происходит с теми районами, в которые уже некому вернуться, куда уже никому не полагается попасть?
   - Все просто, они исчезают за невостребованностью.­ Город двух вокзалов постоянно как бы расползается, стирает невостребованные районы-времена, их замещают более поздние и так постоянно. Как в жизни. Все естественно.
   На платформе в моем районе Города времен, когда я окончил Университет меня поджидал Егор.
   - Здравствуй.
   - Здравствуй, папа. Вот, ты хотел встретиться.
   - Я?
   - Да. Так сказали. Нет? Тогда я пойду.
   - Подожди. Что ты все время торопишься. Здесь-то нет смысла торопиться.
   - Ты что-то хотел?
   Я помолчал, внимательно глядя ему в глаза, потом решился, что же стесняться – это же Город двух вокзалов:
   - Я тебя чем-то обидел?
   - Нет. С чего ты взял?
   - Ты со мной, как со случайным прохожим.
   - А ты не случайный?
   - Ты о чем?
   - О жизни вашей с мамой. Ты же ее никогда не любил. Разве нет?
   - Мы хорошо прожили почти всю жизнь…
   - Хорошо – это не ответ. Хорошо живут с соседями. Хорошо - с коллегами. Хорошо… Ну не знаю. Ты как будто не понимаешь, о чем я.
   - Но…
   - Не надо, я же живой человек. Я прожил с вами, я же видел. Давай по-честному, напрямую?
   - Давай.
   - Мама любила… любит тебя, это видно невооруженным взглядом. А ты? Знаешь, что я думаю, ты позволял себя любить. Нет, никаких претензий. Ты честно исполнял роль мужа и отца. Я про то, что ты нас содержал, выполнял свои обязанности, но… Знаешь, ты никогда не любил меня, потому что не любил женщину, которая меня родила. Есть мужчины, которые любят детей, как продолжение любимых женщин. Я же стал тем, чем тебя привязали к этому дому. Надолго… Но я же вижу, как ты расцвел, если можно так сказать, когда ушел… Как я тянулся к тебе, но не было ответного тепла, души не было. Формально у меня нет к тебе претензий, я благодарен тебе за обеспеченность, за образование, за поездки на море, за все, кроме того, что ты так и не смог мне дать… А именно это наиболее важно. Но это мое личное мнение. Я не обижен на тебя, я просто всегда был лишен… Не знаю, смог ли объяснить. Ты же за этим меня сюда вызвал. Ну все, мне пора, да и у тебя, наверное, есть более важные дела, ты же хочешь в чем-то разобраться раз забрался в Город двух вокзалов. Телефон мой есть. Если что-то понадобится, звони, я не откажу тебе в каких-то делах, помощи, как и ты не отказывал мне. Но не больше, ты так приучил. Пока.
   Он вошел в вагон поезда, направлявшегося в сторону вокзала.
   
   5.
   Я вдруг почувствовал, что мне не хватает воздуха, тяжело опустился на скамейку.
   Подскочил Иван:
   - Пора.
   Он почти втащил меня в очередной поезд.
   На вокзале появились еще пара человек в униформе, перевели меня через центральную площадь во второй вокзал, где была всего одна платформа и одно табло, только с информацией об отправлении.
   Они не сели со мной в поезд.
   Я ехал в вагоне один, довольно быстро за окнами исчез город, все вокруг заполнила темнота, приближалась пустота, но сознание успело нашептать: «Не будет никакой вечности, не будет там Марины, Егора, друзей…, ничего не будет, все надо было успевать здесь, ты упустил свой шанс, который был дан однажды, единожды…»
   
   12 апреля 2019 года.
Галина Пиастро[31.10.2019 08:14:47]
   Большой Иван
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Город двух вокзалов». Автор: Вадим Сазонов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382580&pid=0
   
    Город двух вокзалов в понятии человека, стоящего перед вторым
   
    Я не понимаю, почему автор поставил рассказ для рассмотрения работниками «Платона». Он знаком давно нам. Вадим добился успехов в грамотности, успешно пишет рассказы.
    Что нового хочет он услышать? – я задал себе этот вопрос, когда мне предложили составить о работе своё мнение.
   
    Тема путешествия в потусторонний мир довольно притягательная и частая в работах авторов.
   
    Многие люди верят, что наша действительность не единственная во Вселенной. Что помимо нашей планеты есть мир по другую сторону нашего. Он начинается сразу за порогом смерти. Литература и кино эту благодатную тему эксплуатируют уже давно. Извечный страх людей перед неизвестным и огромное желание узнать, что или кто скрывается там. Это подталкивает нас исправить ошибки, допущение в общении c родными и знакомыми при жизни. На чем только не добирались в романах в мир мертвецов – поездах, лодках, пешком.
   
    Вот и героя рассказа пригласили на одном из вокзалов города прокатиться до станции Юность.
   
    Подача средства передвижения из начальной точки жизни к ее завершению довольна интересна. Прадед героя побывал в городе двух вокзалов и рассказал об этом правнуку. Жаль только, что не узнали, с кем встречался он и что сказал своим родным.
   
    Все люди, приближаясь к «судному дню», вспоминают свои ошибки и неприятные моменты в жизни. Что и случилось с героем рассказа. Если его встречу с одноклассником Федей можно было и опустить (она не играла никой роли), то вышедшая на сцену Марина вполне закономерна и востребована для переживающего, как мне по началу показалось, за свои поступки человека. Их встреча завершилась виртуальной близостью. Она в реальности не состоялась в молодые годы из-за подлости любимого парня.
   
   А вот встреча нашего героя с сыном выглядит не совсем правдиво. С возрастом люди прощают обиды своим родным и знакомым. И, как правило, с удовольствием и радостью общаются снова без обид, которые со временем прошли или притупились. Но не таков Егор, похоже, прочно усвоивший стиль общения, тональность своего отца: он упорно и жестко выставляет претензии родному человеку.
   
   Но, видимо, и нашего героя не исправит даже приближение смерти. Он не может даже сейчас найти тёплые слова в разговоре с сыном. Хотя это, возможно, уже не имело никакого смысла… Почти никакого!
   
    Герой выглядит махровым негодяем. Он не особо раскаивался в том, что подставил Сергея и тем самым отгородил от себя навсегда любимого человека, Марину.
   
    Герой очень сожалел, что ничего не позволил себе с Мариной в свое время, поэтому в виртуальных мечтах он удовлетворил свое самолюбие постельной сценой и даже потешил себя тем, что в городе двух вокзалов это происходит ярче и неповторимее.
   
    Ну, а концовка рассказа провалена автором начисто, в моём понятии, конечно. Ему прискучила эта непростая и интересная история.
   
    Он отправил своего героя на второй вокзал, задумав очень пессимистичную концовку для него. Итак, в пути по последнему отрезку земного существования герой пришёл к выводу, что нет никакой вечности, все нужно успевать при жизни. Я согласен с ним полностью, но тогда к чему весь сыр-бор был затеян с вокзалами? Если нет веры в вечность, то и вокзалов не было, как и встречи с Мариной, сыном. А жаль! Хороший получился бы рассказ, если продумать последний путь по-иному.
   
    Я желаю автору успехов и удачи в реальной литературной жизни.
   
    С уважением,
    Большой Иван,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Вадим Сазонов[31.10.2019 17:41:17]
   Большой Иван, огромное спасибо Вам за Ваше мнение!
   Что касается "Я не понимаю, почему автор поставил рассказ для рассмотрения работниками «Платона».", то я всегда выставляю на обсуждение свои рассказы с единственной целью - узнать о них чужое мнение, понять, что читатели видят в них.
   
   "Прадед героя побывал в городе двух вокзалов и рассказал об этом правнуку. Жаль только, что не узнали, с кем встречался он и что сказал своим родным."
   
   Никто никогда уже не узнает, что прадед называл Городом двух вокзалов, не узнает, кого и что он там видел, встречался ли с кем-то. Герою в его сне (бреду) привиделся его Город двух вокзалов, я думаю, что на этот сон натолкнуло случайное воспоминание о словах прадеда, не более того.
   
   С уважением
   Вадим
Галина Пиастро[31.10.2019 08:18:08]
   БортПроводНик
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Город двух вокзалов». Автор: Вадим Сазонов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382580&pid=0
   
   
   «Вокзал – несгораемый ящик, разлук моих встреч и разлук…»
   
   Название: «Город двух вокзалов»
   Неоригинально… вторично… связано с реальной топонимикой: существуют устойчивые словосочетания: Площадь Трёх Вокзалов… Город 9-ти вокзалов и порт 5-ти морей – Москва;
   Питер – Город 5-ти вокзалов… в каждом городе есть один или два вокзала в зависимости от масштаба… название не интригующее… подумаешь, два вокзала… и что… из содержания понимаешь, что у каждого человека «свой вокзал» (станция) прибытия и «свой вокзал» (станция) отбытия (отправления)…
   Вывод: существует масса оригинальных названий, вот только некоторые: «Город тысяч вокзалов» или «Город вокзалов» (варианты)…
   
   Тема: есть ли жизнь после жизни?
   Автору можно мысленно пожать руку – взялся за тему из разряда «вечных». А вот волнует ли она автора, мешая ему спать по ночам… Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Похоже, и да и нет. Не настолько, чтобы в итоге после прочтения рассказа, люди захотели его перечитать, ходили под впечатлением, обдумывали, размышляли о нём... Произведения такой темы должны потрясать, заставлять что-то переосмыслить…
   Такова классическая литература, но таков ли рассказ «Город двух вокзалов» (ГДВ).
   Увы, нет… О чём он. Автор лукавит, понимая, что никто не знает – что «там»… ведь, никто не возвращался «оттуда» с готовым ответом. Поэтому каждый отвечает на этот вопрос сам и сам сможет (потом) убедиться, в чём был не прав. Есть лишь перепевы темы с чужих слов, не более того…
   Что ж, автор рассказа ответил на этот вопрос однозначно и безальтернативно.
   Вывод: несмотря на то, что тема из разряда "вечных", и писали о ней великие и будут ещё не раз к ней возвращаться во все времена, автор безнадёжно остался в прошлом… там, где «булочка сердечком и квас по три копейки за маленькую»… от того времени у многих осталась только ностальгия и эта финальная безнадёга: помрёшь, в землю закопают… только трава вырастет…
   
   Краткий пересказ (фабула): слова деда «о прекрасном городе двух вокзалов» реализуются во сне как путешествие в прошлое… улица детства и слёзы безотчетного счастья «в пределах воспоминаний» … как в «стране невыученных уроков» и грехах молодости: предательство дружбы и первой любви… за что неминуемо следует расплата – угрызение совести, несчастливая семейная жизнь, неуважение сына и финал: «все вокруг заполнила темнота, приближалась пустота, но сознание успело нашептать: «Не будет никакой вечности, не будет там Марины, Егора, друзей…, ничего не будет, все надо было успевать здесь, ты упустил свой шанс, который был дан однажды, единожды…»
   
   Сюжет: он есть.
   Структурирован на эпизоды, в виде ретроспективы (флешбэк). К флешбэку часто прибегают для объяснения поступков героев повествования, для раскрытия их чувств и мыслей.
   1) экспозиция – откровение деда на смертном одре о ГДВ (прошлое);
   2) завязка – ЛГ на больничной койке (пришла пора самому узнать о ГДВ) – настоящее;
   3) развитие действия – возвращение в прошлое (сон о ГДВ): улица детства, школьные годы, первая любовь, ошибки юности, ревность, предательство, утрата первой любви;
   4) кульминация – одиночество (самодостаточность),­ брак без взаимной любви, развод, прозрение и упрёки сына… угрызение совести ЛГ;
   5) развязка – темнота и пустота как расплата за прожитую жизнь без любви – что ж, увы, «вечности… не будет… ты упустил свой шанс…»
   
   Композиция: слабая (аскетичная).
   Внешняя – рассказ разбит на пять эпизодов в соответствии с обычной сюжетной структурой.
   Внутренняя – схематичные портреты персонажей, блёклые описания природы и урбанистических пейзажей в ретроспекции. Аскетичность описания или полное отсутствие характеров, ярких деталей, динамики событий, характеристик личностей и авторских отступлений.
   Такое композиционно слабое произведение не может в полной мере донести до читателя идею рассказа. Читатель не понимает (до конца), что же ему хотел поведать автор.
   
   Конфликт:
   Внешний – предательство (дружбы) ради любви (из ревности);
   Внутренний – несчастливый брак, упрёки сына, угрызение совести.
   
   ЛГ: автор в некоторой мере идентифицирует себя с ЛГ, о чем свидетельствует его имя – Вадим – от древнерусского слова вадити, что значит обвинять, клеветать, сеять смуту… эти характеристики проявились в повествовании и повлияли на сюжетную линию рассказа.
   
   Финал: не хеппи энд («А счастье было так возможно, так близко!..»)
   
   Впечатление от прочитанного: сюжет банальный, слог кондовый.
   Написано топорным слогом: неидеально, хотя аккуратно-робко, но обыденно-голо… не за что зацепиться эмоционально (мертвенно-блёклое содержание), отсутствие красок – жизни и привычного (непривычного) набора естественных (неестественных) обыденных бытовых раздражителей:
   – «достаточно современные городские районы», потом «что-то стало меняться, не резко, но заметно» очень обнадёжило… однако не состоялось, хотя надежда умирает последней…
   - «в незнакомой униформе и фуражке, на кокарде которой я разглядел два скрещенных молотка» из всей «незнакомой униформы» Вадим выделил лишь два обычных молотка на кокарде – традиционная инженерная символика – однако он не «инженер» человеческих душ, «просто сопровождающий»;
   - «Поезд быстрый» – вообще поезда бывают «скорыми», быстрый он по сути… и внезапно «молодой человек» превратился в «мужчину» – первое превращение…
   - «Картина изменилось. Исчезли небоскребы, да и просто высокие дома, архитектура стала более однообразной» – что может быть однообразней просто высоких домов и небоскрёбов…
   - «машины на улицах явно тянули на звание» – корявая двусмысленная фраза…
   - «Количество пассажиров с каждой остановкой уменьшалось. Вскоре в вагоне остались только я с Иваном и еще несколько человек на вид старше меня». Поскольку автор заметно стремится к простоте, то можно ещё проще (Скоро вагон опустел. Остались несколько пассажиров… и я с Сопровождающим) – упоминание его как Ивана…неоправданно обстоятельствами… он мог его назвать и Василием, ведь тот не возражал…
   - «Я послушно прошел в тамбур, а когда со вздохом открылись двери, ступил на платформу». В поезде дверь открывает проводник… тем более, если со вздохом… в электричке есть пневмопривод и там двери открываются автоматически, издавая звуки… но Вадим едет в поезде, значит, это он (вздохнул), озвучив процесс их открытия… или это был «Сапсан» …)))
   - «Вдаль от станции уходила улица моего детства: мокрый после дождя асфальт, на тротуаре расчерчены «классики», вот и продуктовый магазин номер три, за ним бочка с квасом – крупные красные буквы, липы шуршали листвой, медленно полз львовский автобус, где-то репродуктор объявлял, что с нами опять программа «В рабочий полдень», потом голос Трошина пел о Подмосковных вечерах»… – набор стереотипных «ностальгических» картинок, неэмоциональных и иллюстративных, как из любого советского кинофильма 60-х - 70-х годов (видеоряд с привычным совсинхроном);
   - «ты же хочешь в чем-то разобраться раз забрался…» корявая фраза… «в Город двух вокзалов» – откуда сын ЛГ знает о «Городе двух вокзалов» – это непонятно. Получается так, что всё уже знают о «ГДВ» и в этом нет ничего необычного, посетить его как сходить в булочную за хлебом.
   
   Незавершенности, как нереализованная попытка сказать что-то большее:
   - «Он у каждого свой… Но для каждого прекрасен и неповторим, точнее, должен быть для каждого таким, иначе…». Иначе – что?
   - Мы все возвращаемся в Город двух вокзалов, возвращаемся в надежде... В надежде – на что?
   - Я так мечтала об этом моменте, хотя, конечно, мечтала, чтобы он случился не в Городе двух вокзалов. Но хотя бы так… Как так?
   
   Текст изобилует словами паразитами (сорняками):
   - Вспомнились слова прадеда о Городе…
   - Серега появился в нашей школе уже в выпускном классе…
   - Он сразу же свел с ума всех девчонок
   - чем-то похож на Алена Делона
   - Но он выбрал только Марину, явно начал за ней ухаживать.
   - Мой мир пошатнулся, я испугался так сильно, что ночами не спал.
   - А именно это наиболее важно
   - Я не обижен на тебя, я просто всегда был лишен…
   - и др.
   
   Рекомендации:
   Дополнить «незавершенности» в рассказе авторскими отступлениями (ремарками).
   Очистить текст от слов паразитов (прополоть сорняки): по смыслу он не изменится, но престанет быть рыхлым.
   
   Послесловие: (о псевдофилософии рассказа «ГДВ»)
   В чём основная мысль рассказа (идея), если её вообще можно сформулировать:
   как в песни поётся «Под небом голубым есть город золотой, с прозрачными воротами и яркою звездой...» – у автора это Город двух вокзалов… у каждого свой… для каждого прекрасен и неповторим, точнее, должен быть для каждого таким…
   И как антитеза финал: «Не будет никакой вечности, не будет там Марины, Егора, друзей…, ничего не будет, все надо было успевать здесь, ты упустил свой шанс, который был дан однажды, единожды…»
   Всё достаточно предсказуемо и безрадостно… серая колхозно-совхозная жизнь совка без перспектив и глубинного смысла существования человеческой сущности или …
   это неутешительный диагноз порождённого безверием общества «развитого социализма», общности или группы людей с названием советский человек, советский народ. Бессмыслице, приводящей к отрицанию реальности всего, кроме собственного сознания, и как результат – эгоцентризму. И как безальтернативное следствие рассказа: «все вокруг заполнила темнота, приближалась пустота…»
   
   Агностицизм, как альтернатива «атеизма и солипсизма»
   Агностицизм – философская позиция, утверждающая невозможность абсолютного или достоверного знания. Познаваем ли мир? Агностик говорит: не познаваем. Наше знание субъективно, у каждого свое. Поскольку объективного критерия истины нет – то никто никогда не определит истинность нашего знания.
   Агностика нельзя назвать атеистом, как и нельзя назвать верующим. Это тот, кто допускает бытие бога, но знает, что его может и не быть. Подтверждения нет и быть не может. Мир непознаваем.
   А вот неутешительный вывод Толстого Л.Н.: «Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни».
   Эйнштейн после смерти друга сказал: «(Он) покинул этот странный мир, немного опередив меня. Но это ничего не значит. Такие люди, как мы, знают, что различие между прошлым, настоящим и будущим — лишь упрямая непреходящая иллюзия».
   В завершение философского отступления: зная пристрастие автора к музыкальному сопровождению текста, поставлю эту известную композицию Эми Уайнхаус «Back to Black».
   Надеюсь, в отличие от финала рассказа в финале рецензии будет больше позитива.
   
    БортПроводНик,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Вадим Сазонов[31.10.2019 17:55:58]
   Спасибо, БортПроводНик, за Ваше мнение!
   С интересом с ним ознакомился.
   
   Что касается названия – не планировалось никакой интриги – констатация факта.
   Про тему не соглашусь («есть ли жизнь после жизни?»), в рассказе ничего не говориться про то, что после смерти. Сон герою снится при жизни, не факт, что приснившаяся поездка со второго вокзала закончилась для него смертью.
   
   ««Я послушно прошел в тамбур, а когда со вздохом открылись двери, ступил на платформу». В поезде дверь открывает проводник… тем более, если со вздохом… в электричке есть пневмопривод и там двери открываются автоматически, издавая звуки… но Вадим едет в поезде, значит, это он (вздохнул), озвучив процесс их открытия… или это был «Сапсан» …)))»
   
   В данном случае поезд и был электричкой – обычный вид пригородных поездов.
   
   «- «ты же хочешь в чем-то разобраться раз забрался…» корявая фраза… «в Город двух вокзалов» – откуда сын ЛГ знает о «Городе двух вокзалов» – это непонятно. Получается так, что всё уже знают о «ГДВ» и в этом нет ничего необычного, посетить его как сходить в булочную за хлебом.»
   
   В свой сон герой может затащить кого угодно.
   
   «- «Он у каждого свой… Но для каждого прекрасен и неповторим, точнее, должен быть для каждого таким, иначе…». Иначе – что?»
   
   Герой отвечает на этот вопрос.
   
   «- Мы все возвращаемся в Город двух вокзалов, возвращаемся в надежде... В надежде – на что?»
   
   В надежде что-то переосмыслить.
   
   «- Я так мечтала об этом моменте, хотя, конечно, мечтала, чтобы он случился не в Городе двух вокзалов. Но хотя бы так… Как так?»
   
   Хотя бы во сне.
   
   P.S. Не сказал бы, что текст «Back to Black» является позитивным, вызывает оптимизм, по крайней мере, у меня.
   
   С уважением
   Вадим
Галина Пиастро[02.11.2019 15:09:43]
    Вадиму Сазонову от рецензента БортПроводНик
   
   
   Несколько дополнительных ремарок:
   
   1) Что касается названия – не планировалось никакой интриги – констатация факта.
   
   - Ну, да, конечно, город двух вокзалов шесть букв первая «б» — это как текстовое определение для кроссворда, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом…
   
   2) Про тему не соглашусь («есть ли жизнь после жизни?»), в рассказе ничего не говорится про то, что после смерти. Сон герою снится при жизни, не факт, что приснившаяся поездка со второго вокзала закончилась для него смертью.
   
   - Я не формулировал тему, как жизнь после смерти. Жизнь после жизни более широкое понятие, включающее и возможное её завершение («вторая молодость приходит к тому, кто первую сберёг»), хотя в рассказе о ГДВ говорится и о несостоявшейся вечности «Не будет никакой вечности…», а что такое вечность, как нечто после жизни во времени … да, и кое у кого ещё и сердце остановилось… «Был еще Толик, но уже нет…», но может быть, сердце постояло, постояло и пошло… но об этом в рассказа ничего нет…может быть, и прадед полежал, полежал да и пошёл восвояси… поди и сейчас ещё бодрячком (дай Бог), тогда это уже другой рассказ…
   
   
   3) В данном случае поезд и был электричкой – обычный вид пригородных поездов.
   
   - Но об электричке в рассказе ни полслова… гражданин, вам на электричку? так это с другого пути, а здесь поезда дальнего следования, товарищ…. Сопровождающий в униформе с молотками на кокарде очень похож на проводника поезда дальнего следования… в электричке возможны только контролёры… гражданин, предъявите ваш билет…
   
   
   4) P.S. Не сказал бы, что текст «Back to Black» является позитивным, вызывает оптимизм, по крайней мере, у меня.
   
   - В отличии от подстрочника, фраза «I'll go back to black…» имеет не явный (скрытый) смысл …
   - выражение 'to be in (the) black' – можно перевести как "быть в плюсе, иметь прибыль, положительное сальдо",
   - 'to be in (the) red' – "быть в минусе, иметь задолженность, нести убытки".
   Смысловой подтекст берёт своё начало из финансовой отчетности, в ней записывались расходы и фиксировались убытки красными чернилами, а доходы и прибыль – чёрными.
   Таким образом, финальные строчки могут иметь следующий смысловой подтекст:
   You go back to her – Ты возвращаешься к другой
   And I go back to black – А я возвращаюсь к новой (нормальной) жизни...
Вадим Сазонов[02.11.2019 15:50:16]
   Спасибо, я знаю разницу между этими значениями слов "black" и "red".
   С красным сальдо я на работе каждый день сталкиваюсь.))
   Будет ли ее жизнь нормальной? Никто не знает.
Ол Томский[04.11.2019 18:10:40]
   да... но это как раз ваша тема... ))
Вадим Сазонов[02.11.2019 19:47:28]
   Уважаемый БортПроводНик.
   Что касается остальных пунктов (прошу прощения, что не сразу ответил на все, писал с телефона, а это не удобно, пальцы толстые, попадают мимо букв:) ):
   
   1. У каждого свое мнение, на мой взгляд, название не обязательно должно интриговать.
   
   2. "хотя в рассказе о ГДВ говорится и о несостоявшейся вечности «Не будет никакой вечности…», а что такое вечность, как нечто после жизни во времени … "
   
   Говорится не о несостоявшейся вечности, а о мыслях героя о том, что вечности нет - в этом есть разница.
   
   "и кое у кого ещё и сердце остановилось…" - во сне и не то бывает.
   "может быть, и прадед полежал, полежал да и пошёл восвояси…" - конечно нет, смерть я не отрицал, но и не писал про то, что будет после нее.
   
   3. Да, я не упомянул название "электричка", обошелся более общим понятием - поезд. Но поезд, который идет по городу, у которого со вздохом открываются двери, я думал, что этого достаточно, чтобы представить электричку.
   Сопровождающий - атрибут героя, а не атрибут поезда.
Галина Пиастро[31.10.2019 08:25:12]
   Галина Пиастро
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Город двух вокзалов». Автор: Вадим Сазонов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382580&pid=0
   
   Впечатления от рассказа – а они разнообразные – немного отталкивают друг друга: хотят побыстрее появиться на листе в чётко сформулированном виде. С этого ли мне начать, с этого ли… Начну так.
   
   Маршруты
   Сначала несколько общих моментов о «Городе двух вокзалов» как о месте действия. Упоминаются несколько таких городов – Он у каждого свой (так говорил прадед героя).
   Герой попадает сначала в город (как – неважно), а уже там два вокзала. Выбор исключён – некий провожатый сам указывает на нужный, а там и на платформу, сажает в нужный поезд.
   В этом поезде, в вагоне, едут многие, но каждый выходит на своей станции. Это вполне понятно.
   Герой должен выйти именно на некой своей – но уже в Городе своего детства. Всё ли детство героя там прошло – не уточняется, но именно там случилось очень важное, похоже, даже два самых важных события: первая любовь и связанное с ней его предательство.
   
   Здесь я не совсем поняла: ведь поезд отправился именно из Города двух вокзалов, какое-то время двигался, потом и станция (термин вполне железнодорожный, т.е. поезд идёт и по городу/?/ – желательно это пояснить бы). А уже от неё…
   Вдаль от станции уходила улица моего детства.
   Марина говорит:
   «Мы все возвращаемся в Город двух вокзалов…» (узловую станцию).
   
   Вот слова Ивана:
   «- Для каждого возраста своя конечная станция, нельзя уехать за пределы воспоминаний».
   Первая часть фразы.
   «Конечная станция» это всё же последний “пункт” жизни человека, некий последний отрезок времени его бытия.
   И у всех они разные, вовсе не определяемые возрастом.
   Но даже если это о точке воспоминаний, то опять же: при чём тут возраст?
   
   Вторая часть фразы.
   Здесь пока речь о врéменном пребывании в месте, с которым связаны воспоминания. Значит ли сказанное Иваном, что герой ничего не помнит, не должен помнить, что с ним было раньше, до выпускного класса? Я только о толковании фразы Ивана.
   
   Вот опять Иван:
   «Придется вернуться на пару десятилетий к вокзалу… »
   Сама фраза чуть двусмысленна. Может быть так: «Придется вернуться на пару десятилетий назад – нам нужно ехать в сторону вокзала»?
   Написала и… обнаружила, что ранее Иван так и говорил, примерно:
   «… Нам придется вернуться на какое-то время… расстояние назад, в сторону вокзала».
   
   На платформе в моем районе ГородаЗПТ времен, когда я окончил УниверситетЗПТ меня поджидал Егор.
   Без первой ЗПТ явно читается «Город времён» (иной смысл).
   
   Общая идея о Городе двух вокзалов
   Это интересно, оригинально.
   Жанр произведения определён как рассказ. Нет упоминания «фантастика».
   
   Небольшое отступление.
   В качестве жанров в справочной литературе рассматриваются роман, мемуары, рассказ, новелла и др.
   В то же время есть и такое определение:
   «Фантастика — жанр и творческий метод в художественной литературе…»
   Как же определяется фантастический рассказ? Жанр в жанре?
   Я никак не претендую на правильность своей классификации, но по мне лучше бы так: жанр – фантастика, форма – рассказ. Ведь есть и такое определение: «Рассказ – малая эпическая форма».
   
   Вообще говоря, я не настаиваю, что здесь это чистая фантастика, так сказать. Очень возможно, что вся фабула основывается на воображении героя, подспудно вызванном некоторыми терзаниями его совести (хотя об этом до попадания в Город ничего не сказано). Есть и другое: подобное вполне “ложится” на запланированные встречи одноклассников, осознавших, наконец, что жизнь – увы – конечна…
   То есть факт того, что в старости многие стремятся воочию увидеться с однокашниками, с предметом первой любви, посетить места, где прошло детство и проч. – это известно. Иногда это просто становящиеся ярче воспоминания, мысленные беседы “с прошлым”.
   В рассказе подобное решено необычно. Замечу, что Вадим как будто и не стремился посетить прошлое – некие “силы” его вели за ручку, что называется. А вот друзья его детства, похоже, были более настроены на подобный процесс.
   
   Второстепенные герои
   Прадед. Намёком, что это был учёный, «деятелен почти до конца». Несколько слов, сказанных им, весьма живые, выразительные.
   
   Фёдор. /Я предпочитаю не игнорировать букву «ё», потому так пишу это имя./ Очень зримый образ. Натурально, небанальным языком описан он, скажу так.
   
   Марина. Старушка Марина. Нормально.
   Её слова: «Я уже давно сюда приезжаю…. Я уже полгода в реанимации». Отлично это написано (грустно читать).
   Кстати – до дрожи – спокойствие, с каким она упоминает Толика, уже уехавшего со второго вокзала… Это удачно у автора.
   Небольшой экскурс в далёкое прошлое: эпизод с их поцелуем в юности (чуть опытнее Вадика в подобных нежностях была Марина – но это я просто отметила).
   Сценка про старичков, улёгшихся в кровать… Это мне не показалось хорошим вкусом.
   Особенно слова Марины про… любовный экстаз. Ни в коей мере не вздрагиваю (не закатываю в возмущении глаза) от откровенных терминов, но мне в этом эпизоде она показалась этакой разбитной старушонкой – впрочем, такая же тень отброшена и на её юность.
   Ну, просто это не выглядит органичным, ведь она произносит потом:
   «Нет ничего прекраснее просто чувствовать тебя рядом, просто чувствовать, просто…»
    Да и герой употребляет возвышенные определения «прекрасно и неповторимо». Конечно, у любви бывают разные оттенки, это так.
   
   Егор. Прикинула возрастные категории. Главному герою, Вадиму, никак не менее шестидесяти, учитывая взрослых внуков (уже и правнуки на горизонте)).) Хотя, наверное, побольше – учитывая, что его ровесница Марина описана сгорбленной старушкой.
   Егору … “в районе” от сорока до пятидесяти в момент его прихода в больницу к отцу. Да уж: ни тепла, ни сочувствия к больному родителю. “Деревянный” разговор)). Автор, возможно, так и задумал, но всё же это не слишком естественный диалог двух взрослых людей.
   
   Вот потом (выделю три фразы):
   - «Придется вернуться на пару десятилетий к вокзалу…» (Иван).
   - На платформе в моем районе ГородаЗПТ времен, когда я окончил УниверситетЗПТ меня поджидал Егор.
   - «Формально у меня нет к тебе претензий, я благодарен тебе за обеспеченность, за образование…
» (Егор).
   Когда говорят, что кому-то дали образование, то это всё же о высшем. То есть отец и сын одновременно закончили ВУЗы. Бывает. Молодец Вадим: и работал, и учился, и сыну обеспечил возможность получения диплома.
   Но сын не просто переживает, что недополучил отцовского тепла – он в претензии, что его мало любили. И ни слова сочувствия отцу: мало ли почему тот оказался в браке с нелюбимой женщиной. Не мальчик ведь уже сын – мог бы и попытаться понять некоторую жертвенность в поведении отца.
   Не скажу, что образ Егора представлен утрированно, но педалирование в его речах душевной тупости по отношению к отцу – налицо.
   
   Слова Егора:
   «…я не откажу тебе в каких-то делах, помощи, как и ты не отказывал мне. Но не больше, ты так приучил. Пока».
   Не думаю, что подобная реакция говорит именно о внушённом ему отцом. Может быть, и мать посодействовала такому отношению сына к отцу… Всякое бывает. На взаимоотношения людей влияет много факторов.
   
   Главный герой
   Я не ставила перед собой задачу как можно точнее обрисовать себе портрет Вадима, его характер – да это и невозможно, как мне кажется. Что поняла – так то, что он довольно сух в проявлении эмоций (и в их ощущении, похоже), занят, в основном, собой. Ставить ли это ему в вину – не уверена.
   О себе он: «…я фигура – самодостаточная». Подобное качество мне очень нравится (человек не “виснет” на других людях).
   Однако это вовсе не должно исключать внимания к окружающим. Вадим и не исключил, правда, проявлял это не слишком бурно.
   Наверное, только при встрече с одноклассником, Фёдором, он совсем уж не выказал не только радости, но простого внимания. Более того, этот вопрос бывшей школьной звезде баскетбола «Чего добился?» бестактен: Фёдор ведь шёл с тростью (с палочкой, попросту говоря).
   Разве что с Мариной: «мои руки сами, без команды, обняли ее, прижали, задрожали…»
   Потом, в странной “постельной сцене”, он не слишком ни нежен, ни откровенен. Хотя внутри, что называется, вновь пережил прекрасные моменты юношеской любви.
   
   Совершённая в те далёкие годы подлость в отношении Серёги, похоже, не слишком мучила Вадима всё последующее время. Да и сейчас он не покаялся перед Мариной (а через неё и перед Сергеем). Благородство же Сергея, который не рассказал даже своей жене, Марине, как было дело – это да, это высоко. Но и об этом наш герой не подумал. Прикреплю к нему бирку: плохой человек.
   Но и к Сергею – убил безоружного, орудие преступления хотел скрыть – к нему особого пиетета не испытываю тоже.
   
   Не буду давать ретро-подсказку юному подлецу Вадиму: ту злополучную «арматурину» с отпечатками пальцев и так бы наверняка нашли оперативные работники… хоть грех на совесть не взял бы.
   
   …И сколько же подобных “скелетов в шкафах” увозят с собой люди, как и Вадим, отправляясь со своих “вторых вокзалов” – кто знает… кто знает…
   
   Структура рассказа
   Ход сюжетной линии логичен: текущий момент, первое упоминание Города, небольшой экскурс в воспоминание о прадеде – опять Город – интерес к дальнейшему прочтению уже организован.
   Первое появление Егора – это начало раскрытия образа Вадима (пока только мелкие штрихи).
   Дальше перенос главного героя и действия в основное место событий – интерес не ослабевает (у меня, по крайней мере).
   Здесь постепенный и оправданный ввод других, второстепенных участников – успеваешь понять, кто они, зачем, почему. Личность Вадима становится яснее. Хорошо!
   Довольно большой экскурс в юность, в основной, самый позорный его проступок – об этом чётко, понятно.
   Предваряя эти воспоминания, крик души Вадима:
   Я лежал и молчал, хотя хотелось во всю мощь заорать: «Это я сломал ему жизнь! Я сломал ему жизнь, чтобы остаться с тобой! Я сломал наши жизни! »
   
   Выше я несколько осудила Вадима за то, что он не покаялся перед Мариной.
   Если представить подобное в жизни, то ведь правильно, наверное, что он не вскричал это вслух: признание, возможно, облегчило бы его душу, но принесло ли бы это облегчение Марине. Ведь это разрушило бы её самоуважение, в каком-то смысле, её жизненный подвиг…
   Неоднозначно оно мне.
   Вот и нас, читателей, автор поставил перед выбором – очень и очень непростым. Вот и раздумываю всё… Ай да автор, ай да… !!))
   
   Ну и наконец, второй вокзал, где была всего одна платформа и одно табло, только с информацией об отправлении.
   Строго и со вкусом – если можно так сказать по такому горестному случаю.
   
   Не со вкусом и с ним
   Конечно, это о несовпадении – полном или частичном – с моим вкусом, с моим представлением о корректности фраз и другие придиры.
   Мои отдельные НЕ, но и отдельные ДА!)).
   
   - Впервые о Городе двух вокзалов я услышал много десятилетий назад
   Это «много» тянет уже на чуть ли не на столетие.
   
   - Он неопределенно пожал плечами
   Устойчивое выражение “Пожать плечами”: выражать недоумение, раздумье, пренебрежение, удивление.
   А что здесь должно подсказать наречие неопределённо?
   
   - Вставка о соседе по палате, его посетителях – знаменитых актёрах из сериалов. Вдруг Вадим о них говорит горячо, заинтересованно. Больше такого уровня оценки кого-либо я не наблюдала. Странно это, господа)).
   
   - Я закрыл глаза, отключился, перестал быть здесь
   Хорошо сказано!
   
   - Вскоре в вагоне остались только я с Иваном и еще несколько человек на вид старше меня.
   Явный возрастной ранжир, кому уже пора… В жизни не всегда так, увы.
   
   - Я помолчал, внимательно глядя ему в глаза, потом решился, что же стесняться – это же Город двух вокзалов:
   – Я тебя чем-то обидел?

   Почему глагол «стесняться»?
   
   - «–Не надо, я же живой человек. Я прожил с вами, я же видел» . //… / фраза жужжит))/.
   
   - Давай по-честному, напрямую? //…/ немного по-детски это/.
   
   - Мама любила… любит тебя, это видно невооруженным взглядом. //вычурно, по-моему/.
   
   - Формально у меня нет к тебе претензий… Но это мое личное мнение. … я не откажу тебе в каких-то делах //…/казённо/.
   
   - Подскочил Иван:
   - Пора.
   Он почти втащил меня в очередной поезд
. //…/двусмысленно: наполовину втащил или больше…))/.
   И следом:
   На вокзале появились еще пара человек в униформе, перевели меня через центральную площадь во второй вокзал
   Можно подумать, что сначала втащили в очередной (??) поезд, а потом перевели через площадь…
   Между двумя фразами вставить бы, мол, поезд пошёл … потом пришёл на вокзал…
   
   - …во второй вокзал, где была всего одна платформа и одно табло, только с информацией об отправлении. //…/очень хорошо выражена мысль!/
   - Я ехал в вагоне один, довольно быстро за окнами исчез город, все вокруг заполнила темнота, приближалась пустота, но сознание успело нашептать… //…/трудно описать подобный момент, но здесь это сделано простыми словами и очень выразительно, тонко/
   
   - Подборка клише. Но самые страшные)), но всё же.
   • Дыхание перехватило…
   • непрошенные слезы
   • припала щекой к моей груди
   • Я вдруг почувствовал, что мне не хватает воздуха…

   
   - Ошибочки вышли…
   • Понятно, - хотя мне было совершенно не понятно . //…/непонятно. Слитно – нет противопоставления./­
   • почти в притирку к спортзалу школы //…/впритирку. Наречие/.
   • Кое-кто из наших будто растворились в темноте //…/кое-кто из наших будто растворился…/. (правила не помню и не нашла)), но слышу именно так).
   • Вот ещё совет: перед прямой речью ставить всё же тире, а не дефис.
   
   - Мелочи, но…
   • Пока мы ехалиЗПТ я поинтересовался:
   • Если понадобитсяЗПТ я вас найду.
   • На платформе в моем районе ГородаЗПТ времен, когда я окончил УниверситетЗПТ меня поджидал Егор
. (было выше),
   • ты же хочешь в чем-то разобратьсяЗПТ раз забрался в Город двух вокзалов.
   
   Некоторые ретро-фрагменты
   - Вдаль от станции уходила улица моего детства
   Чуть выше (вид из окна вагона):
   Исчезли небоскребы, да и просто высокие дома.
   Насчёт небоскрёбов – возможно. Но просто высокие дома (??)
   Конечно, «высокий» это не слишком чёткая характеристика этажности, но всё же… /прямо-таки “одноэтажная Америка”))/.
   Ладно, хоть не мазанки, соломой крытые.
   А ведь Серёга к ним переехал из другого города. Значит, юность героев прошла в городе, пусть и не в самом крупном.
   Да ещё и фестивальные французские фильмы там шли в кинотеатрах…
   
   архитектура стала более однообразной – вот это вполне.
   
   Уличные репродукторы… Не знаю, не настаиваю, но мне кажется, что это из довоенного, военного или чуть послевоенного прошлого.
   Вид булочек, вкус кваса, как это запомнилось герою – трогательно, вполне реально.
   
   Возможно, для жанра фантастики несущественны приметы времени, но мне показалось, что автор стремился к фактографической реальности в описании антуража тех давних лет.
   
   Конец рассказа и сказке конец
   Герой – человек образованный, потому понимает, что никакого продолжения (или возобновления) жизни, похожей на земную, ни ему, ни другим не предоставится после смерти.
   Даже если он глубоко верующий христианин.
   (Вот рай для правоверных мусульман обещает им там наслаждения и для тела, и для души…)
   Потому он не откликается на экзальтированные слова Марины:
   «Но я верю, что там… в вечности никто нас с тобой не разлучит».
   Поэтому тот вывод, который ему сознание успело нашептать, вполне здравый.
   
   Но не понравился мне кусочек: все надо было успевать здесь.
   Во-первых, выполнить «всё» из задуманного, из желаемого ещё никому не удавалось, как мне кажется.
   Во-вторых, никаких задумок Вадима нам не показано, нет и дел, которые не успел довершить – жил, как мог, как получалось (плохо ли, хорошо – это другой разговор).
   
   Теперь это – последний его укор себе: «…ты упустил свой шанс, который был дан однажды, единожды…»
   Это всё так… Но зачем автор решил нам разжевать – простите за шутливый тон – “соль анекдота”, хотя и немного бородатого?
   
   Как же быть с итоговой оценкой рассказа «Город двух вокзалов»?
   Нет у меня итоговой – разные оценочные бирки я прикрепляла по ходу рассмотрения к разным аспектам этого весьма примечательного произведения.
   
    Галина Пиастро,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Вадим Сазонов[31.10.2019 18:26:47]
   Галина, спасибо большое за Ваше мнение!
   Не ожидал такого количества отзывов. Круто! )))
   
   Некоторые ответы и пояснения:
   «Герой должен выйти именно на некой своей – но уже в Городе своего детства»
   Нет, Город один, просто они доезжают до района соответствующего детству героя.
   По поводу станций: например, в Питере, который не является огромным, если поехать, к примеру, с Финляндского вокзала, то первые десять-двенадцать станций будут в черте города. Также и в рассказе – поезд идет по городу, делая остановки в разных районах (временах). Провожатый же объясняет принцип устройства Города, как он расползается, стирая уже никем невостребованные районы-времена.
   
   «Вот слова Ивана:
    «- Для каждого возраста своя конечная станция, нельзя уехать за пределы воспоминаний».
   
   По-моему, очевидно – человек имеет личные воспоминания только о том времени, в которое он жил, поэтому и путь от вокзала ограничен годом рождения героя, годом, начиная с которого он себя помнит.
   Поэтому Иван и привез героя во времена его детства, но не дальше.
   
   «Вот опять Иван:
    «Придется вернуться на пару десятилетий к вокзалу… »
   
   Да, на пару десятилетий в сторону нынешнего дня (Вокзала), в то время, которое может посетить и сын героя, в то время, когда он (сын) уже жил.
   
   «Жанр произведения определён как рассказ. Нет упоминания «фантастика».
   
   В рассказе нет ничего фантастического. Я всегда исхожу из того, что фантастикой (мистикой) называю только то, что не имеет реалистичного объяснения.
   
   «Очень возможно, что вся фабула основывается на воображении героя, подспудно вызванном некоторыми терзаниями его совести (хотя об этом до попадания в Город ничего не сказано).»
   
   Сказано: «Но вот что удивительно, вспомнил об этом только теперь, точнее вчера вечером, когда, засыпая, очень отчетливо обнаружил себя в этом Городе. От неожиданности, точнее, от яркости картинки сразу проснулся…»
   
   «То есть отец и сын одновременно закончили ВУЗы.»
   
   Почему Вы так решили? Герой приехал во времена, когда учился в универе, когда у него был маленький сын – т.е. это то время, которое и сын и отец могут вспоминать, значит (по законам Города) именно на этой станции-времени они могут встретиться.
   
   «вопрос бывшей школьной звезде баскетбола «Чего добился?» бестактен»
   
   Да не помнил Вадим этих деталей, это его не касалось, плевать…
   
   «Не буду давать ретро-подсказку юному подлецу Вадиму: ту злополучную «арматурину» с отпечатками пальцев и так бы наверняка нашли оперативные работники… хоть грех на совесть не взял бы.»
   
   Конечно, нашли бы, но Вадим об этом не думал, не до размышлений и взвешивания возможностей было, надо было наверняка.
   
   «Если представить подобное в жизни, то ведь правильно, наверное, что он не вскричал это вслух: признание, возможно, облегчило бы его душу, но принесло ли бы это облегчение Марине. Ведь это разрушило бы её самоуважение, в каком-то смысле, её жизненный подвиг…»
   
   Скорее он думал не о Марине, а о том, как он будет после этого выглядеть в глазах окружающих. Помните про артистов из сериалов в начале (для чего и был введен в рассказ сосед по палате): «Не радовал меня их вид, на экране все было намного краше, да и речь их по сценариям была намного приятнее и правильнее, чем естественная, им самим свойственная.»
   
   «Я помолчал, внимательно глядя ему в глаза, потом решился, что же стесняться – это же Город двух вокзалов:
    – Я тебя чем-то обидел?
    Почему глагол «стесняться»?
   
   Стесняться изменить себе - что-то сказать, спросить впрямую.
   
   «и просто высокие дома» - в его детстве девять-двенадцать этажей – предел.
   «Уличные репродукторы…» - помню по своему детству.
   
   С уважением
   Вадим
Галина Пиастро[01.11.2019 14:04:15]
   Вадим.
   Я тронута Вашей благодарностью за то, что я изложила в рецензии своё мнение о Вашем рассказе. ))
   Полагаю, что в благодарность Вы вложили и реакцию на моё “мнение” о замеченных мной орфографических и пунктуационных ошибках и др. и пр.))
   С быстротой и ловкостью Вы отбили и несколько моих мячиков, на мой взгляд, не слишком вникнув в суть некоторых замечаний.
   
   Отодвину первый порыв: «А оно мне надо?»))
   /Спокойно, Ипполит, спокойно))/
   
   1. Впечатление о том, что герой попадает в свой «Город детства» (пусть район этого города) возникло потому, что вот слова прадеда:
   - Я был в Городе двух вокзалов….
   - Он у каждого свой…

   
   Но почему-то, как только поезд тронулся, из окна стала видна одна для всех картина:
   За окном потянулись достаточно современные городские районы, но постепенно в их облике что-то стало меняться, не резко, но заметно.
   Конечно, можно возразить: каждый видел свою картину за окном…
   
   Кстати, в своём ответе мне Вы написали:
    “Нет, Город один, просто они доезжают до района соответствующего детству героя”.
   
   То есть другие просто проезжают станции внутри этого же Города...
   Ну-ну.
   
   2. Насчёт этого моего
    «Вот слова Ивана:
    «- Для каждого возраста своя конечная станция, нельзя уехать за пределы воспоминаний».
   
   Ваш ответ:
    “По-моему, очевидно – человек имеет личные воспоминания только о том времени, в которое он жил,…”
   
   Вы трактуете банально: нельзя ничего вспомнить, что было до момента рождения человека.
   Но ведь Иван это говорит уже на улице детства героя. То есть подразумевает, как мне кажется, мол, вспоминали именно этот период детства (юности), захотели попасть именно в него – вот вас и доставили.
   
   Добавлю. Вот было
   Вскоре в вагоне остались только я с Иваном и еще несколько человек на вид старше меня.
   
   Ни из чего не следует в рассказе, что все едущие обязательно возвращаются именно в период своего детства. Да и этот период довольно-таки растяжим. Может быть, у кого-то из тех, кто «старше», воспоминания (нехорошие, мучившие всю жизнь потом) связаны с… начальной школой (дёргал кошек за хвосты, а то и похуже что: бросил нечаянно кирпич с балкона на прохожего и тот…). Почему же они все едут дальше героя?
   Ещё раз: кто на какой станции выходит – это вовсе не прямая связь с возрастом.
   
   3. Цитируете мою рецензию: «Вот опять Иван:
   «Придется вернуться на пару десятилетий к вокзалу… »
   Отвечаете:
    “Да, на пару десятилетий в сторону нынешнего дня (Вокзала), в то время, которое может посетить и сын героя, в то время, когда он (сын) уже жил”.
   
   И ниже моё:
    «То есть отец и сын одновременно закончили ВУЗы.»
    Отвечаете:
    “Почему Вы так решили? Герой приехал во времена, когда учился в универе, когда у него был маленький сын – т.е. это то время, которое и сын и отец могут вспоминать, значит (по законам Города) именно на этой станции-времени они могут встретиться”.
   
   Но ведь вот из беседы папы и МАЛЕНЬКОГО сына возле «универа»:
   …О жизни вашей с мамой. Ты же ее никогда не любил….
   …Формально у меня нет к тебе претензий, я благодарен тебе за обеспеченность, за образование…

   
   Да уж: малыш образован что надо!))
   
   4. А это Вы о чём – что мне захотели растолковать?
   Цитируете рецу:
    «вопрос бывшей школьной звезде баскетбола «Чего добился?» бестактен»
   
   Вы:
    “Да не помнил Вадим этих деталей, это его не касалось, плевать…”
   
   Мой вопрос тогда:
   А для чего весь довольно большой эпизод с Фёдором?
   И этот в нём диалог, в настоящем, так сказать, времени:
   - Ну ты даешь! Не помнишь? Я же был баскетбольной звездой нашей школы!
   - Точно! Я и забыл. И как?
   - Что?
   - Чего добился?...

   
   5. А это Вы для чего?
   Я писала:
    «Если представить подобное в жизни, то ведь правильно, наверное, что он не вскричал это вслух: признание, возможно, облегчило бы его душу, но принесло ли бы это облегчение Марине. Ведь это разрушило бы её самоуважение, в каком-то смысле, её жизненный подвиг…»
   
   Ваше из ответа:
    “Скорее он думал не о Марине, а о том, как он будет после этого выглядеть в глазах окружающих. Помните про артистов из сериалов в начале (для чего и был введен в рассказ сосед по палате): «Не радовал меня их вид, на экране все было намного краше, да и речь их по сценариям была намного приятнее и правильнее, чем естественная, им самим свойственная.» “
   
   Это о каких окружающих думал герой? Кто их с Мариной окружал? К чему здесь про… соседа из сериалов? Он опасался его мнения? Выше Вы поясняли, что герою “плевать…”
   Вот уж точно мистика пошла…
   
   6. Цитируете мою рецу:
   «Очень возможно, что вся фабула основывается на воображении героя, подспудно вызванном некоторыми терзаниями его совести (хотя об этом до попадания в Город ничего не сказано).»
   
   Ваш ответ …
    “Сказано: «Но вот что удивительно, вспомнил об этом только теперь, точнее вчера вечером, когда, засыпая, очень отчетливо обнаружил себя в этом Городе. От неожиданности, точнее, от яркости картинки сразу проснулся…»”
   
   То есть я про возможные терзания совести героя…
    А что Ваша цитата из рассказа мне должна пояснить, растолковать – этого я не уловила.
   
   7. Опять мелькнуло: «А оно мне надо?»
   :)
Вадим Сазонов[01.11.2019 14:51:45]
   Галина:
   1. Картина одна - потому что соответствует тому времени, которое проезжают. У каждого Город свой - потому что каждый там встречает своих знакомых, у каждого свои воспоминания, у каждого свои чувства вызывает Город.
   
   2. "Вы трактуете банально: нельзя ничего вспомнить, что было до момента рождения человека.
    Но ведь Иван это говорит уже на улице детства героя. То есть подразумевает, как мне кажется, мол, вспоминали именно этот период детства (юности), захотели попасть именно в него – вот вас и доставили."
   
   Это не банально, а реально. А в том, что доставили в тот период, в который хотел герой - Вы совершенно правы.
   
   3. "Но ведь вот из беседы папы и МАЛЕНЬКОГО сына возле «универа»"
   
   Отнюдь, папа же в нынешнем возрасте, как и сын в своем нынешнем возрасте. Никто из посетителей Города не помолодел, как Вы заметили. Сын не исключение. Просто он не может попасть за временные границы личных воспоминаний.
   
   4. Эпизод с Федором - для характеристики героя, как человека не особо внимательного к друзьям.
   
   5. В данном случае окружающим была Марина. Про соседа, я уже писал, это о том, что мы не такие, какими стараемся выглядеть.
   
   6. Цитата о том, что до посещения города было сказано, что все происходит во сне, т.е. "вся фабула основывается на воображении героя"
   
   
   5.
Галина Пиастро[02.11.2019 10:36:32]
   Вадим.
   Ваши ответы (отпихизмы, как у нас в коллективе говорят) прочитываются так: "Отстаньте же от меня, отстаньте!"))
   Что я и делаю.
   :)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта