Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Виктор Шмелёв "Ток Весны", прозаОтветить
   Жанр: Рассказ Автор: Виктор Шмелёв
   Объем: 8430 [ символов ]
   
   Ток Весны
   
   Тихая, глубокая ночь до краев напоила темнотой бездонный колодец неба. Янтарными свечками молчали сосны, теплясь на маковках языками звезд. В коронованном ледком бочаге купалась луна. Прошлогодняя трава, освободившись, наконец, от надоевшей тяжести зимы, крепко обняла землю, посверкивая холодным серебром инея. Ни огонька вокруг, ни звука. Тихая, глубокая ночь.
   Но, вот вспыхнул, заметавшись, едва видимый в узком, запыленном оконце «зимовья» робкий светлячок лучины. Скрипнула, на миг, нарушая плывущую тишину, давно не смазываемыми петлями низенькая дверь и на пороге, приютившейся под соснами лесной избушки, появился темный силуэт. Вдохнул легкий весенний морозец, замер, всматриваясь в непроглядную, вязкую темь, словно не осмеливаясь переступить невидимую черту. Молча постоял и, будто решившись, человек закинул за спину ружье, сделал шаг, другой и окончательно растворился в дегте. Далеко еще до рассвета, всласть еще гуляет ночь. Охотник отправился на ток.
   
   Спала лесная опушка, крепко спал по ее краям молодой березняк, уныло свесив голые ветви. Безмолвной темной стеной спал поодаль лес, растекаясь куда-то дальше, за горизонт и, наверное, где-то там, в его дебрях досматривала сны заря. Казалось даже луна, запутавшись в тенетах дремы, лениво и сонно роняла скупой, неверный свет на широкую поляну.
   Но, вот что-то неуловимо нарушилось в этой темноте, будто сместилось что-то невидимое, предрекая конец ночного царства. Нет, рассвет еще не лизнул оранжевым языком по краю блюдца, хмарь утренних сумерек не закурилась над землей, однако тетерев-косач, словно уловив это неведомое, настороженно приоткрыл глаза, выныривая из сонной вязи. Замер, прислушиваясь. И словно в подтверждение не обманувших чувств с другого края поляны раздалось приглушенное: «чуф-фы», сменившееся булькающим бормотанием. Такое же «чуфыканье» эхом отозвалось и откуда-то сбоку. Просыпалась поляна, решительно прогоняя ночь. Заворковала, забулькала со всех сторон, захлопала крыльями. Гулко, казалось на всю опушку, бухнуло сердце, разгоняя кровь, враз сбрасывая остатки дремоты. Косач, «чуффыкнув» в ответ, сорвался с места. Тетерев отправился на ток.
   
   Тесный конус шалаша соломенной юбкой подпоясал стан молодой березки. Застыл, словно остров, посреди затерянной в лесной глуши старой вырубки. Щекочет ноздри пыльный запах жухлой травы, будит аромат рождающегося дня. Притаившийся внутри человек, замерев в волнительном чувстве ожидания, напряженно вглядывается в темноту сквозь узкую прорезь «бойницы».
   Едва различимой тенью промелькнул неясный силуэт и рядом, казалось, протяни руку, раздалось бормотание, а за ним и долгожданное «чуф-фы», заставив обжигающий холодок азарта пробежаться по телу. Появившийся из-за кулис токовик, важно расхаживая, словно конферансье, отдавал команду к началу представления. Провернулось незримое колесо, окончательно меняя стекла калейдоскопа на утренний орнамент, рассыпалась осколками ночь, а вокруг гомонящим морем зашумела перекличка. Замелькали по краям белые наряды подхвостий, полилось мелодичное бормотанье и все чаще разносилось задорное «чуффыканье». Вспыхнув от спички-токовика, ярким костром разгорался тетеревиный ток.
   Охотник ждал, внимательно вглядываясь в карусель смазанных белых пятен, разгораясь вместе с этим пожаром. Чувствовал, как отдается азартом каждый хлопок крыльев, все прибывающих на поляну косачей. Чувствовал, как замирает сердце и чуть подрагивает в руках ружье. Чувствовал, как пьянящим хмелем загулял по венам весенний ток.
   
   Робкий звон рассвета взбудоражил вырубку. Разбилась где-то наверху кринка и в черный, байховый чай ночи молоком пролилось утро. Попятилась темнота, укрываясь в лесу, наступал ее черед прятаться в глухих дебрях. Вся поляна зажила, задышала в унисон тетеревиной песне. И в самую ее середину, шумно разогнав крыльями воздух, плюхнулся тетерев-косач. Настороженно огляделся. Старый токовик уже крутился на месте. Вон он, выхаживает поодаль, гордо подняв голову. Косач с бормотаньем покосился в его сторону. Для молодого петуха подснежником расцветала вторая весна, и если первую он провел с самого края опушки, то в эту претендовал на ее сердце. И быть может на следующий круг уже он, на правах самого сильного объявит начало тока. От задорных мыслей заискрила азартом кровь. Развернув веер хвоста, надув шею, косач просеменил по кругу, явно показывая, что не собирается уступать облюбованное место.
   Как не собирался уступать его и соперник, возникший словно из ниоткуда, раздувшимся шаром, вкатившись на поляну. А скользнув взглядом дальше, петух заметил, как на самом краю опушки, на ветках берез пестрыми почками набухли тетерки-невесты. И с их появлением словно упала последняя, раскаленная капля – терпеть рядом с собой конкурента косач никак не мог. Тетерев опустил голову, вытягивая над землей шею, чувствуя, как налившись до краев, красным огнем загорелись брови. Чувствуя, как бешено заколотилось сердце и чуть подрагивали крылья.
   Готовясь дать отпор, зардел в ответ и оппонент. Два косача, два противника, распушив лиры перьев, будто увеличившись в размерах, застыли друг напротив друга.
   Ток заполыхал во всю силу. Ток весенним хмельным дурманом ударил в голову. Лихим азартом вскипела кровь и тетерев, не помня себя, бросился в драку.
   
   Нескончаемым, бурным потоком неслась тетеревиная песня, поднималась ввысь, растекалась далеко за края ставшей ей тесной опушки. Словно гимн самой Весне, глашатай ее расцвета. И в такт песне заходилось стуком сердце, разнося по венам искры тока. Ведь в плотном киселе сумрака, варившегося за узкой «бойницей», почти сошлись головами два петуха, рассеивая утренний полумрак красными маяками. Каждый удар крыльев, каждое паровозное «чуф-фы», только разжигало пыл охотничьей страсти. Мурашками озноба пробегал по коже переполнявший человека азарт, выметая все иные мысли, раскрашивая каждый миг самыми яркими красками.
   Охотник медленно поднял ружье, ловя мушкой черный тетеревиный силуэт. Замер, казалось даже забывая дышать. Вот, один из косачей подпрыгнул, грудью налетев на соперника, шумно ударил, отгоняя со своего места, сверкнул белым подхвостьем, повернулся, так удачно открывая выстрелу бок.
   Словно застыло мгновение, вскипела азартом кровь, и охотник плавно потянул спуск.
   
   Косач наскочил на конкурента, ударил всем телом, громко захлопав крыльями. Прошелся взад-вперед, низко опустив голову, красуясь перед невестами, показывая свою силу и удаль. В это мгновение тетерев жил особенно ярко, дышал жизнью, всеми ее красками, чувствовал теплое дыханье весны. Еще один рывок и противник будет с позором изгнан. Черныш подпрыгнул, отрываясь от земли.
   Но, что-то горячее вдруг обожгло бок, раскаленным шаром сбивая вниз. Косач дернулся, однако предательски подломилось крыло, и петух завалился на бок.
   Разбился калейдоскоп, заливая мир медью. Растворялась в ней и старая вырубка и теплое дыхание, и все краски, остывали угольки бровей. Смолкла и песня, утонув в медном море. Не искрил больше по венам ток. И лишь налетевший откуда-то ветерок погладил черный фрак петуха.
   
   Заметалось в тесноте шалаша эхо выстрела, завился голубоватый дымок, вплетая свой аромат в палитру запаха. Тишина сменила, только что журчавший ручей песни. Оборвался тетеревиный ток, разлетевшись вместе со свинцовыми каплями. Смолкла поляна, притаилась, напуганная чуждым ей аккордом. Черными пятнами порскнули певцы, разлетаясь в разные стороны, оставив на серебрящейся инеем сцене одного исполнителя. Безмолвие поплыло над затерянной в лесной глуши старой вырубкой. И в этом безмолвии, из-под самого купола трубным голосом словно отзвонил крик гусиной стаи.
   Охотник медленно опустил ружье, чувствуя, как утихает мгновением назад бушевавшая страсть, угасают искры тока. Эта весна вышла удачной. Прогулялась ветреная барышня, до краев напоив человека хмельным задором и оставив на память желанный трофей. Охотник аккуратно выбрался из укрытия, подобрал добытого косача и пошагал в сторону зимовья. Его Весна только начиналась. Еще не один концерт прогремит на старой вырубке.
   
   Медь растворялась в ярких красках наступающей Весны. Откуда-то сверху, где виднелись бескрайние луговые просторы, залитые теплым светом, послышалось задорное «чуффыканье». Взмахнув крыльями, с которых застывшими рубинами осыпалась кровь, подхваченный азартом, косач тенью устремился вверх. Его Весна только начиналась. Еще не один будет сыгран концерт.
Галина Пиастро[04.12.2019 19:18:03]
   Сергей Малашко
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Ток Весны». Автор: Виктор Шмелёв
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=386933&pid=0
   
   Когда мне предложили ознакомиться с работой и высказать свое мнение – о работе на очень близкую и любимую тему природы и охоты в ней – согласился без раздумий.
   Всегда интересно, как видит и какими словами описывает выше упомянутое твой собрат по оружию, ну и в силу обстоятельств, по перу. Мне, дальневосточнику, впервые получившему ружье от отца в 12 лет, всегда интересно узнавать о тех охотах, в которых не довелось участвовать лично. Оказалось, что это как раз такой случай: рассказ повествует об охоте из шалаша на тетеревином току.
   
   Первые строки сразили сразу и наповал. Дробинки фраз, слов, метафор сработали как заряд дроби номер 9 при выстреле по осеннему чирку на влете. У него не бывает шансов. Я оказался примерно в такой же ситуации. Дробинки летят раскаленными и поражают цель. Именно так меня поразила точность, яркость, новизна и необычность применяемых слов и определений.
   В подтверждение моих слов прочтите это:
   “Тихая, глубокая ночь до краев напоила темнотой бездонный колодец неба. Янтарными свечками молчали сосны, теплясь на маковках языками звезд. В коронованном ледком бочаге купалась луна. Прошлогодняя трава, освободившись, наконец, от надоевшей тяжести зимы, крепко обняла землю, посверкивая холодным серебром инея. Ни огонька вокруг, ни звука. Тихая, глубокая ночь”.
   
   Интересно, у читающего человека есть предположение, что так сочно, ярко, я бы даже сказал вкусно может начинаться охотничий, подчеркиваю – ОХОТНИЧИЙ – рассказ. Скорее, эти фразы эталон для студента литинститута которому нужно выполнить задачу по написанию пейзажной зарисовки. Возникают ассоциации с Паустовским, Бианки, Пришвиным.
   
   Следующий абзац выдержан в том же стиле, особенно легло на душу сравнение утренней темноты с дегтем. И опять – лишь легким колоритным мазком автор напоминает читателю, что это – Охотничий рассказ.
   “Спала лесная опушка, крепко спал по ее краям молодой березняк, уныло свесив голые ветви. Безмолвной темной стеной спал поодаль лес, растекаясь куда-то дальше, за горизонт и, наверное, где-то там, в его дебрях досматривала сны заря. Казалось даже луна, запутавшись в тенетах дремы, лениво и сонно роняла скупой, неверный свет на широкую поляну.
   Но, вот что-то неуловимо нарушилось в этой темноте, будто сместилось что-то невидимое, предрекая конец ночного царства. Нет, рассвет еще не лизнул оранжевым языком по краю блюдца, хмарь утренних сумерек не закурилась над землей, однако тетерев-косач, словно уловив это неведомое, настороженно приоткрыл глаза, выныривая из сонной вязи”.

   
   Прочтите выделенный выше абзац, и вам откроется картинка перехода одного времени суток в другое, нарисованная оригинально и мастерски. Для жителей мегаполиса это или совсем не знакомая, или, возможно, навсегда забытая картинка. Читатель, у тебя здесь есть шанс увидеть это!! Пользуйся благодаря автору.
   
   Дальше автор знакомит нас с предметом охотничьего вожделения – тетеревом-косачом. Внешний вид его описан мастерски, так же ярко и образно описаны те чувства и эмоции, которые испытывает сидящий в шалаше поклонник Богини Дианы и Святого Трифона. К счастью, цивилизация не смогла полностью вытравить или выжечь каленым железом древнейший охотничий инстинкт.
   Автор оказался в числе устоявших, и ему с блеском удается показать и эту сторону охоты и обеспечивает читателю эффект погружения в описываемое действо.
   Ну а дальше читателю остается только одно – переместиться к автору в шалаш и вместе с ним с кипящей от возбуждения кровью, горящими глазами слушать и смотреть бьющихся тетеревов, впитывая в себя впечатления от ристалища и сохраняя это в памяти. Читатель, делай это именно сейчас, ведь не каждый сможет описать сие действо, как Виктор – ярко, сочно, образно и вкусно.
   
   При всем прочем есть несколько неточностей, они несущественные и ни в коей мере не портят впечатления от работы. Выскажу их на уровне ИМХО. Право автора решать, что с ними делать, но у искушенного читателя остается безусловное право, недоверчиво прищурив глаза, так ненавязчиво сказать: «Да ну на фиг!!!»
   
   “ Два косача, два противника, распушив лиры перьев” – возможно, после слова “Лиры” есть смысл добавить слово ”хвостовых”. Не все перья у косача лирообразные.
   
   “ А скользнув взглядом дальше, петух заметил, как на самом краю опушки, на ветках берез пестрыми почками набухли тетерки-невесты” – а вот это, вероятно, не самое удачное сравнение пестрых молодых и очень мелких почек с тетерками–невестами.­ У них просто разные весовые категории и габариты. И вообще набухшие тетерки-невесты вызывают не совсем хорошие ассоциации.
   
   “Медь растворялась в ярких красках наступающей Весны. Откуда-то сверху, где виднелись бескрайние луговые просторы, залитые теплым светом, послышалось задорное «чуффыканье». Взмахнув крыльями, с которых застывшими рубинами осыпалась кровь, подхваченный азартом, косач тенью устремился вверх. Его Весна только начиналась. Еще не один будет сыгран концерт”.
    А вот по этой фразе есть вообще вопрос. Откуда взялась кровь на крыльях у улетевшего косача? Это подранок или задействована фантазия? Я предполагаю, что хотел сказать автор, но по итогу можно сейчас вспомнить Виктора Степановича Черномырдина. Это по поводу, мол, хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
   Думаю, автор внесет изменения в работ, и мы сможем понять ту глубину мысли, выразить которую у автора пока не получилось. Почему-то уверен, что он легко справится с этим.
   
   Но, несмотря на эти мелочи, впечатление от работы очень сильное. Здесь сама охота, процесс добычи органично вплетен в таинство наблюдения человеком за весенним пробуждением природы, охота не доминирует над созерцанием. Трофей – дар Бога охотнику за его честные труды, тем более что он взял от природы сущую малость.
   Не зря в Божьих скрижалях написано, что дни, проведенные человеком на охоте, им не засчитываются в счет прожитых.
   
   В заключение хочу пожелать автору творческих успехов, новых публикаций.
   Пользуясь случаем, поздравляю его с первой печатной публикацией в международной литературно–публицис­тической­ газете “Интеллигент-Магадан­”.­ По достоинству его работы оценила редакция одного из лучших журналов страны – “Северо-Муйские Огни”, поместив в соотвeтствующую рубрику “Рыбохотобзор”.
   
   С уважением
    Сергей Малашко,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Виктор Шмелёв[05.12.2019 21:36:45]
   Сергей, большое спасибо за предоставленную рецензию и высокую оценку рассказа. Вдвойне приятно получить и то и другое от состоявшегося писателя с богатейшим опытом за плечами, причем как в литературном, так и в охотничьем ремесле. Спасибо.
   Прокомментирую замечания:
    “ Два косача, два противника, распушив лиры перьев” – возможно, после слова “Лиры” есть смысл добавить слово ”хвостовых”. Не все перья у косача лирообразные. – Абсолютно верно, в первоначальном варианте рассказа примерно так и было, но потом слово где-то потерялось. Найду беглеца и приведу на место!
   “ А скользнув взглядом дальше, петух заметил, как на самом краю опушки, на ветках берез пестрыми почками набухли тетерки-невесты” – а вот это, вероятно, не самое удачное сравнение пестрых молодых и очень мелких почек с тетерками–невестами.­¬­ У них просто разные весовые категории и габариты. И вообще набухшие тетерки-невесты вызывают не совсем хорошие ассоциации. – Отчасти не соглашусь. Дело не в весовых категориях, а в факте самого появления. Слово «набухли» - да, шершаво, заменю.
   «Взмахнув крыльями, с которых застывшими рубинами осыпалась кровь, подхваченный азартом, косач тенью устремился вверх». А вот по этой фразе есть вообще вопрос. Откуда взялась кровь на крыльях у улетевшего косача? Это подранок или задействована фантазия? – не подранок, имелось ввиду душа. Все, от тела она уже освободилась, зачем ей кровь? Вверху бескрайние луговые просторы, Край Вечной Охоты. Но, впрочем соглашусь, если абзац заставляет спотыкаться – доработаю.
   Сергей, спасибо за поздравления! И еще раз за замечания, все принято к сведению! С уважением, Виктор!
Малашко Сергей Львович[07.12.2019 11:00:26]
   Виктор ,спасибо за добрые слова. Рад если что -то из рекомендаций пришлось ко двору. Одно хочу заметить - идея для тетерева развить тему "Вечной охоты " будет не самой лучшей.
   Новых удач.Сергей
Галина Пиастро[04.12.2019 19:21:14]
   Иван Иванов
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Ток Весны». Автор: Виктор Шмелёв
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=386933&pid=0
   
   Автор так постарался наполнить рассказ красочными эпитетами, необычными сравнениями и сказочными аллегориями, что мне показалось это излишне приторным. Если их было бы в меру, то и читался бы рассказ легче и впечатление от него стало бы намного лучше. Всё должно быть в гармонии. Отсюда, думаю, и много неточностей и ляпов в хорошей в общем-то работе.
    Я попробую объяснить свою строгость к тексту.
   
    Возьмём первое предложение, по которому в основном судится качество работы. «…Тихая ночь напоила темнотой бездонный колодец неба». Вроде, звучит красиво, но…
    Нельзя представить небо, как колодец. Небо может быть тёмным, как нутро колодца. Но невозможно безбрежный простор неба, ограничить стенами колодца. По любому неправильно это. Во-первых, колодец смотрит в землю, то есть в противоположную от неба сторону. Во-вторых, я уже сказал, небо не имеет стен даже в кромешной темноте.
    Потом слово ночь подразумевает собой темноту. Она не может наполнить темнотой небо, потому что получится «ночь наполнила ночью небо», а это масло масляное.
   
    «Янтарными свечами молчали сосны, теплясь на маковках языками звёзд». Здесь не понял тоже. Сосна, как янтарная свеча. Сосна, как свеча – можно представить – высокая и тонкая, но, чтобы янтарная, то есть жёлтая, невозможно. И как теплится маковка? Тем более, языками звёзд?
   
    «Прошлогодняя трава, освободившись, наконец, от надоевшей тяжести зимы, крепко обняла землю, посверкивая холодным серебром инея».
   Что за тяжесть зимы? Как-то косно звучит. Очевидно, освободилась от снега? Тогда почему не указать это? Крепко обнять – это обхватить кого или что-либо. Скорее всего, прошлогодняя трава крепко приникла к земле…
   
   «…Сделал шаг, другой и окончательно растворился в дегте». Ляп! Сделал шаг-другой и… Звучит, как на самом деле человек утонул в дёгте. Возможно, растворился в ночи, как в чёрном дёгте.
   
    «…Всласть еще гуляет ночь». Всласть гулять? Всласть спится ночи.
   
    «Спала лесная опушка, крепко спал по ее краям молодой березняк, уныло свесив голые ветви. Безмолвной темной стеной спал поодаль лес, растекаясь куда-то дальше, за горизонт…».
   Спала опушка, спал березняк, спал лес – слишком много раз используется один и тоже глагол. Плохо это! Или мало слов в русском языке? А вот лес не только спал, но и растекался сразу за горизонт, если верить тексту. Как это могло случиться?
   
   «…Будто сместилось что-то невидимое, предрекая конец ночного царства». Предрекал кому конец? Ночному царству.
   
    «Нет, рассвет еще не лизнул оранжевым языком по краю блюдца». Какого блюдца? Поляны?
   
    «Просыпалась поляна, решительно прогоняя ночь». Поляна не могла прогнать ночь. Это ночь покинула поляну.
   
   «Гулко, казалось на всю опушку, бухнуло сердце, разгоняя кровь, враз сбрасывая остатки дремоты». Чьё сердце бухало?
   
    «Напряженно вглядывается в темноту сквозь узкую прорезь «бойницы». Вроде уже говорили о расцвете, о начале утра. И снова темнота? И что за «бойница»? Читателю не понятно.
   
   «Вспыхнув от спички-токовика, ярким костром разгорался тетеревиный ток». И здесь не понятно читателю. Что за спичка? Если сказать так: как от спички токовика загорелся костёр… Тогда будет понятно, но кто такой токовик, остаётся загадкой. Читатель не охотник, уважаемый автор, нужно пояснять всё.
   
    «Охотник ждал, внимательно вглядываясь в карусель смазанных белых пятен, разгораясь вместе с этим пожаром». Вот как может разгораться охотник от этого пожара? Одна и та же ошибка везде по тексту. Автор забывает условные слова, например, охотник ждал, внимательно вглядываясь в карусель размытых сумерками (или чем-то иначе) белых пятен, загораясь азартом, словно, от этого пожара.
   
    «От задорных мыслей заискрила азартом кровь». Невозможно представить, как искрится кровь, скорее, заиграла, заструилась, побежала и т.д.
   
    «И с их появлением словно упала последняя, раскаленная капля». Что за капля?
   
    «Разбился калейдоскоп, заливая мир медью». Всё та же недоговорённость. Что за калейдоскоп? Что за медь? Читатель не может читать мысли автора.
   
    «Медь растворялась в ярких красках наступающей Весны». Опять непонятная медь. Что это?
   
    Я не утверждаю, что автор не способен написать хорошую работу. Этот рассказ, если хорошо причесать, получится прекрасной работой на редкую тему. У автора есть большой писательский потенциал, много удачных выражений, прекрасные эпитеты и сравнения, но он торопится, глотает фразы, неудачно оформляет мысль. Это всё поправимо, если учиться сразу писать грамотно и внятно.
   
    В таком исполнении рассказ печатать нельзя.
    Удачи ему в творчестве.
   
    Еще хочу сказать, что я не понимаю и не люблю охоту. В наш век, когда продукты питания можно купить в магазинах, не вижу смысла варварски губить природу. Нет беззащитнее и легче в добыче птицы, чем на току. «Из бойниц» наблюдать за миром животных достаточно с фоторужьём, получая не меньше удовольствия и адреналина в крови.
   
    С уважением, Иван Иванов,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Виктор Шмелёв[05.12.2019 21:39:10]
   Иван, благодарю за развернутый анализ и рецензию на мою работу. Вы правы – все должны быть в гармонии. Вам рассказ показался излишне приторным. Признаюсь честно – имел некоторые терзания по поводу лишних красок в тексте. Конечно же, приму к сведению. Поговорим о деталях:
   
   «Нельзя представить небо, как колодец». – А почему нельзя? Ограничено же оно линиями (стенками) горизонта. Да, колодец смотрит в землю и иногда с него падают капли. Почему-то пришла в голову именно эта метафора. Но, Вы правы, если разобрать фразу на части итогом наверное выйдет «масло масляное» . А с другой стороны: ночь отдает часть темноты колодцу, настанет день и поделится светом. В любом случае замечание принял к сведению.
   
    «Янтарными свечами молчали сосны, теплясь на маковках языками звёзд». Здесь не понял тоже. Сосна, как янтарная свеча. Сосна, как свеча – можно представить – высокая и тонкая, но, чтобы янтарная, то есть жёлтая, невозможно. И как теплится маковка? Тем более, языками звёзд?» - Почему невозможно? Сосна же почти желтая, с уклоном в темную сторону конечно. Смола опять же, как янтарь. Так как сравниваю сосну со свечкой логично предположить, что на макушке (фитиле) горит язычок пламени. Пламенем у меня стали звезды, ведь если смотреть на макушку сосны они как раз над ними. Слово «теплится» применил чтобы подчеркнуть неяркий свет. Специально фотографии с леса пересмотрел, все сосенки как на подбор желтые.
   
   «Прошлогодняя трава, освободившись, наконец, от надоевшей тяжести зимы, крепко обняла землю, посверкивая холодным серебром инея». Что за тяжесть зимы? Как-то косно звучит. Очевидно, освободилась от снега? Тогда почему не указать это? Крепко обнять – это обхватить кого или что-либо. Скорее всего, прошлогодняя трава крепко приникла к земле…» - Да, конечно имеется в виду - сход снега. Тяжесть зимы – это метровые сугробы снега, которые очень долго не хотят таять в лесу. Поэтому именно тяжесть зимы. Подумаю над заменой.
   
   «…Сделал шаг, другой и окончательно растворился в дегте». Ляп! Сделал шаг-другой и… Звучит, как на самом деле человек утонул в дёгте. Возможно, растворился в ночи, как в чёрном дёгте. – тут соглашусь, уже получил замечание.
   
   «…Всласть еще гуляет ночь». Всласть гулять? Всласть спится ночи. – А почему бы нет? Ведь время ночи, зачем ей спать, пусть день спит, отдыхает. Самое время гулять.
   
    Спала опушка, спал березняк, спал лес – слишком много раз используется один и тоже глагол. Плохо это! Или мало слов в русском языке? А вот лес не только спал, но и растекался сразу за горизонт, если верить тексту. Как это могло случиться? – принимаю.
   
    «Нет, рассвет еще не лизнул оранжевым языком по краю блюдца». Какого блюдца? Поляны? – край неба имеется ввиду.
   Поляна не могла прогнать ночь. Это ночь покинула поляну. – Имеется ввиду, что тетерева просыпаются один за одним, начинается перекличка. Они еще невидимы в темноте на поляне, но чувствуют наступление утра – прогоняют ночь.
   
   «Гулко, казалось на всю опушку, бухнуло сердце, разгоняя кровь, враз сбрасывая остатки дремоты». Чьё сердце бухало? – тетерева. Но смысл я уловил, перестрою фразу.
   
   «Напряженно вглядывается в темноту сквозь узкую прорезь «бойницы». Вроде уже говорили о расцвете, о начале утра. И снова темнота? И что за «бойница»? Читателю не понятно. – А где написано, что уже светло? Да, утро наступает, но «рассвет еще не лизнул оранжевым языком по краю блюдца». А «бойница», даже не знаю, на мой взгляд, вполне обыденное слово, применяемое не только в охоте, точнее даже пришедшее в охоту из другой сферы. Но, можно сделать сноску.
   
   «Вспыхнув от спички-токовика, ярким костром разгорался тетеревиный ток». И здесь не понятно читателю. Что за спичка? Если сказать так: как от спички токовика загорелся костёр… Тогда будет понятно, но кто такой токовик, остаётся загадкой. Читатель не охотник, уважаемый автор, нужно пояснять всё.- соглашусь, тут некая терминология. Токовик – тетерев, как правило самый старый, этакий заводила тока. С него все начинается, остальные слетаются позже. Молодняк и вовсе сидит по краям тока. А токовик действительно как спичка, разжигает ток.
   
   «Охотник ждал, внимательно вглядываясь в карусель смазанных белых пятен, разгораясь вместе с этим пожаром». Вот как может разгораться охотник от этого пожара? Одна и та же ошибка везде по тексту. Автор забывает условные слова, например, охотник ждал, внимательно вглядываясь в карусель размытых сумерками (или чем-то иначе) белых пятен, загораясь азартом, словно, от этого пожара. – Принято.
   
   «И с их появлением словно упала последняя, раскаленная капля». Что за капля? – если до прилета тетерек петухи еще могут просто ходит друг напротив друга, то с их появлением неизменно начнется драка. Ради них все и затевается. Вот с их появлением и падает последняя капля между просто «красованием» друг перед другом и дракой.
   
   «Разбился калейдоскоп, заливая мир медью». Всё та же недоговорённость. Что за калейдоскоп? Что за медь? Читатель не может читать мысли автора. – калейдоскоп, тот который указан в третьем абзаце. Заливая мир медью – кровь конечно имеется ввиду, иногда их сравнивают. Ведь мир залило медью после выстрела.
   
   "В наш век, когда продукты питания можно купить в магазинах, не вижу смысла варварски губить природу. Нет беззащитнее и легче в добыче птицы, чем на току". – Вы правда считаете, что охотники варварски губят природу? Впрочем, спор на эту тему смысла не имеет, просто интересно.
   Иван, еще раз огромная благодарность за разбор. Для себя почерпнул много нового.
Галина Пиастро[04.12.2019 19:22:23]
   Галина Пиастро
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Ток Весны». Автор: Виктор Шмелёв
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=386933&pid=0
   
   Азарт as art*
   
   В последние годы, как мне кажется, всё меньше произведений, где хоть в какой-то мере описывается та или иная реальная деятельность героев – всё больше авторы отделываются только упоминанием некой занятости персонажей на непонятной службе (в офисе))).
   Потому с охотой)) прочитывала этот рассказ об охоте, написанный, как мне увиделось, с большим знанием дела.
   Всегда с большим пиететом отношусь к авторам, умеющим видеть нечто особенно интересное, захватывающее в природе, подмечающим необычное в обычном, что всё потом предстаёт перед читателем живописной картиной.
   Весьма ценю и познавательность произведений (для себя, конечно), их художественную информативность.
   Конечно, обращаю внимание на то, как обо всём этом написано – стиль, лексику и др.
   
   Вот немного об этих ипостасях рассказа.
   
   Совсем не примеряя к себе, скажу, что мне понятны чувства охотника – и здесь они вполне наглядно отражены: ожидание, предчувствие, потом выстрел, радость от того, что получилось, что есть трофей, довольное успокоение.
   Пополнила свой запас знаний: тетерев он же тетерев-косач или просто косач; токовик это тетерев-самец (петух), заводящий токование; междометие «чуф-фы» (чуффыкание) – за это спасибо!
   
   Вот фраза, стиль которой мне показался очень удачным – ёмко по смыслу и строго, спокойно по тексту:
   «Охотник аккуратно выбрался из укрытия, подобрал добытого косача и пошагал в сторону зимовья».
   
   Интересно, что в рассказе описываются не только переживания охотника, но и тетеревов. Иначе говоря, рассказчик попеременно как бы отождествляет себя то с охотником, то с птицами – некоторые чувства, ощущения последних почти олицетворены, скажу так.
   Это косач:
   «От задорных мыслей заискрила азартом кровь».
   Может быть, немного перебор способности птицы мыслить, но это меня, читателя, тронуло.
   Это охотник:
   «…раздалось бормотание, а за ним и долгожданное «чуф-фы», заставив обжигающий холодок азарта пробежаться по телу».
   
   О вот ещё одно одушевление – по-моему, удачное:
   «Просыпалась поляна, решительно прогоняя ночь. Заворковала, забулькала со всех сторон, захлопала крыльями».
   
   Вот, например, образный, живописный фрагмент:
   «Провернулось незримое колесо, окончательно меняя стекла калейдоскопа на утренний орнамент, рассыпалась осколками ночь….
    Замелькали по краям белые наряды подхвостий, полилось мелодичное бормотанье и все чаще разносилось задорное «чуффыканье».
   
   И вот этот хорош – ярко, драматично:
   «Тишина сменила, только что журчавший ручей песни. Оборвался тетеревиный ток, разлетевшись вместе со свинцовыми каплями».
   
   А теперь… А теперь о том, что заставляло немного морщиться (возможно, даже бормотать нечто типа «чуф-фУ»))).
   
   Небольшое отступление.
   Буквально на днях мне попалась статья «Как писать» (авт. Константин Мелихан). Вот из неё цитата-совет:
   “ИЗБЕГАЙТЕ НЕНУЖНЫХ КРАСИВОСТЕЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно рубиновой звезде во лбу изумрудоокой принцессы Коралловых Гротов, которая выезжает из серебристого тумана на златогривой лошади с бриллиантовыми копытами“.
   -------
   Сама я много раз отмечала неуемную любовь некоторых авторов (чаще авторш))) к эпитетам, причём, почти к каждому существительному. Как будто иначе сами существительные упадут)) без подобных подпорок.
   
   Уважаемый автор! Я ни в коей степени не ставила перед собой задачу раздраконить)) рассказ – просто подумала: вдруг пригодятся Вам мои замечания.
   
   Иногда в тексте закрученность, витиеватость образов ещё и затуманивает их суть.
   Вот, например:
   - «Янтарными свечками молчали сосны, теплясь на маковках языками звезд».
   Теплиться (одно из значений) это быть охваченным слабым, неярким пламенем. Здесь «теплясь языками звёзд» – вполне представимо.
   Но тогда «свечки» создают ложную ассоциацию: это у них язычки пламени.
   
   - «Казалось даже луна, запутавшись в тенетах дремы, лениво и сонно роняла скупой, неверный свет на широкую поляну».
   Запутавшись? И почему «казалось»: то есть свет был, но кто или что светило непонятно? Но в лесу иного света и быть не может, по-моему.
   
   - «И в такт песне заходилось стуком сердце, разнося по венам искры тока».
   Искра это мельчайшая частичка горящего вещества. Ток это движение эл. зарядов. Понимаю, конечно, что здесь всё в переносном смысле задумано, но «искры тока» это уже из области КЗ (короткого замыкания))).
   Хочу отметить, что само по себе слово ток имеет разную семантику, и это удачно обыграно: и тетеревиный ток, и образное его значение:
   «Чувствовал, как пьянящим хмелем загулял по венам весенний ток».
   
   - «Тесный конус шалаша соломенной юбкой подпоясал стан молодой березки». Может быть, обхватил? Всё же подпоясать это от слова пояс (кушак, ремень).
   
   - «Мурашками озноба пробегал по коже переполнявший человека азарт, выметая все иные мысли, раскрашивая каждый миг самыми яркими красками». Фраза создаёт впечатление, что мысли тоже на кожном покрове)).
   
   Повторю:
   уважаемый автор! Я ни в коей степени не ставила перед собой задачу раздраконить)) рассказ – просто подумала: вдруг пригодятся Вам мои замечания.
   
   Вот некоторые стилистические недочёты:
   - «…на пороге, приютившейся под соснами лесной избушки, появился темный силуэт. Вдохнул легкий весенний морозец…» Я выделила жирным нехорошее сочетание.
   - слово «азарт» (очень мне оно нравится вообще), но неоднократное его повторение нежелательно – есть ведь и синонимы к нему. Как и размноженные)) «искры тока».
   - «…гомонящим морем зашумела перекличка».
   - «Вся поляна зажила, задышала в унисон тетеревиной песне».
   Грамматически верно в унисон с кем-чем.
   - «Замер, казалось даже забывая дышать». Метафора, возможно, но … ой, а до того не забывал)).
   - есть и ещё,
   - можно бы подкорректировать расстановку знаков препинания – иногда это мешает пониманию фраз.
   
   Уважаемый автор.
   Если мои замечания окажутся полезными, буду рада.
   
   Удачи Вам в творчестве.
   
    Галина Пиастро,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
   
   *as art – как искусство
Виктор Шмелёв[05.12.2019 22:03:01]
   Галина, большое спасибо за предоставленную рецензию и оценку стиля написания. Очень приятно.
   Немного о том, что заставляло бормотать нечто типа «чуф-фу»)))
   
   Буквально на днях мне попалась статья «Как писать» (авт. Константин Мелихан). Вот из неё цитата-совет:
    “ИЗБЕГАЙТЕ НЕНУЖНЫХ КРАСИВОСТЕЙ. – О том же написано у Паустовского в «Золотой розе». Но, при написании этого рассказа на меня влияние оказали «Ключи Марии» и вообще творчество их автора. Согласен лишних «красивостей» лучше избегать, крепко учту на будущее.
   Ваши замечания конечно пригодятся. Большое за них спасибо. И отдельная благодарность за выделенные стилистические недочеты. Иногда просто «замыливается глаз» и перестаешь замечать вроде бы очевидные вещи.
   
   Но: - «Замер, казалось даже забывая дышать». Метафора, возможно, но … ой, а до того не забывал)). – А так и есть по сути. Это тот самый момент перед выстрелом, апогей азарта, действительно дыхание останавливается)
   
    Это косач: «От задорных мыслей заискрила азартом кровь».
    Может быть, немного перебор способности птицы мыслить, но это меня, читателя, тронуло. – Добавлю исключительно для разговора. Очень умные и осторожные птицы. Не буду сильно вдаваться в подробности, но иногда просто поражаешься их «продуманности»))
   
   Еще раз спасибо, Ваши замечания буду более чем полезны.
   С уважением, Виктор.
Галина Пиастро[06.12.2019 13:20:15]
   Виктор.
   Спасибо за отклик.
   У меня создалось впечатление, что все мы, четверо, сработались)), обсуждая Ваш рассказ.
   Какие-то советы Вы приняли (примете), другие нет -- это нормально.
   Я уже писала, что с охотой)) читала Ваш рассказ. При этом я делала пометки, в том числе, внесла правки знаков препинания (на свой вкус, конечно).
   Если хотите, я могу отослать Вам текст рассказа с моими пометками и небольшими правками (мой эл. адрес знает Сергей).
   
   Из первой рецензии узнала о признании Вашего творчества весьма заметными печатными изданиями -- поздравляю!
   Да, Вы попали там в отличную компанию!!
   
   Галина
Виктор Шмелёв[06.12.2019 14:53:29]
   Галина, спасибо за поздравления.
   За текст с Вашими пометками буду очень признателен.
   С уважением, Виктор.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта