Поэзия для взрослых конкурса "Самый яркий праздник года - 2020" | Вот света с тенью странная игра. Сугробы солнце, как конфету, лижет. И снег, сверкавший празднично с утра, Уже к полудню превратился в жижу. И лишь коты, приняв весну всерьёз, Орут в подвалах с неподдельной страстью. С плакатов обещает Дед Мороз Немыслимо немыслимое счастье! Мальчишки ставят ёлку. По соседству Течет вода в подвалы и дворы. Я принимаю правила игры. Забыв одышку, боль в спине, зарплату, Свищу в два пальца, так же, как когда-то, И вслед за ними убегаю в детство. |
| Удачный опыт надо сказать, уважаемый автор!) Замечательный новогодний, да к тому же итальянский сонет, исполненный пятистопным ямбом, с перекрестной рифмовкой в катренах АБАБ АБАБ и терцеты ВГГ ДДВ (может быть было бы лучше ВВГ ДДГ или ВВГ ДГД, но уж как получилось, однако концовку можно чуть "дожать" потому что соседству-детство слишком далеки друг от друга, чтобы гармонично звучать,..:)) По смыслу очень понравились терцеты, так и хочется убежать в детство за автором! Если посмотрим на сонет с точки зрения канонического толкования, что получается: Первое четверостишие - тема. ЛГ смотрит как бы со стороны на погодные метаморфозы, здесь игра света и тени, солнце и тающий снег, превращающийся в жижу. Храбро замечу, что мне показалась тема слегка небрежно выписана: например, во второй строкее неудачн построение - получается, что сугробы лижут солнце, тогда почему лижет (ед.ч.?) и вообще - кто кого? Победит конечно солнце. Небольшая неразбериха и сумбур, как мне показалось. Второе четверостишие - развитие темы. Да, все хорошо, солнце растопило снег, коты всерьез думают, что весна наступила и "воспылали" страстью. Но тут же Дед Мороз приводит всех в чувство, вернее доводит до бесчувствия, обещая "немыслимо немыслимое счастье". Тут ЛГ поставил критика в тупик: с одной стороны нельзя не отметить находку - игру слов, но сонет - на то он и "твердая" форма, и повторы слов в сонете не приняты.) Первый терцет - поворот темы, желательно на 180 градусов, чтобы случайно не оказаться в том же месте, откуда приехали. Итак, пуант присутствует, появляются действующие герои - мальчишки и, наконец, сам ЛГ, который "принимает правила игры". (очень понравилось). Второй терцет - завершает тему, разрешает возникший конфликт и наш герой скрывается в далеком детстве. Все отллично, но все же если чуть по правилам поставить рифмы и строки, будет сюжетнее, на мой взгляд. Вот, например: Течет вода в подвалы и дворы. Я принимаю правила игры. Мальчишки ставят елку по соседству. Свищу в два пальца, так же, как когда-то, (союзы лучше заменить на слова) Забыв одышку, боль в спине, зарплату, Я вслед за ними убегаю в детство. Это, конечно, просто мое видение варианта перестановки строк в соответствии с правилами рифмовки сонета, вполне возможно существует еще много и других правил, но здесь, как мне кажется, есть над чем поработать еще и самому автору. В общем, нет предела в стремлении к совершенству, чего с удовольствием желаю автору столь интересного, искрящегося сонета! С наступающими праздниками судья Алла Райц |
| На «опыт новогоднего сонета» представлю результат своего опыта рецензирования)). Антураж сонета – тёплая зима (актуальная тема). Структура “теза, антитеза, синтез, вывод” достаточно соблюдена: резкое потепление, однако реакция кошек на это происходит «с неподдельной страстью», «мальчишки ставят ёлку» (в противовес весенней погоде), а ЛГ впадает в детство в хорошем смысле слова . Рифмы, как и положено, перемежаются: М и Ж. Ямбовая метрика… почти соблюдена. Два катрена написаны с рифмовкой ABAB CDCD (как в варианте английского сонета – в спенсеровском). Но признаюсь, что я не знакома с такой, как здесь, рифмовкой терцетов: EFF GGE – ни в одном и из других видов не встречала. Возможно, это так называемый “неправильный сонет” (есть такой тип). Занятно: «Немыслимо немыслимое счастье!» Рифмы простые, чёткие. Но всё же известнейшее «соседству – детству» не красит. Придирки. - «Сугробы солнце, как конфету, лижет». Не очень удачная инверсия. И почему-то «сугробы» (мн. число), но «конфету» (ед.число). - «Течет вода в подвалы и дворы». Явно придираюсь: входы в подвалы с улиц? Понравилось озорное: «Забыв одышку, боль в спине, зарплату, Свищу в два пальца, так же, как когда-то, И вслед за ними убегаю в детство». Хорошего Вам настроения в наступившем году, уважаемый автор! Судья Галина Пиастро |
| Прочитала рецензию Аллы Райц. Одобряю её вариант написания терцетов и советую автору прислушаться к рекомендуемому. Алле -- мой поклон! |
| С наступившим! Православных – с Рождеством! Замечательно! «Чего же боле? Что я могу еще сказать?!» Твердые формы – это, конечно, способ показать уровень владение «инструментом», но, как и любая игра по строгим правилам, эффект может быть абсолютно противоположным и указать на недостатки. Тут же чувствуется рука мастера. Я недостатков не заметил. Избито, конечно, «детство-соседство», но в целом звучит, а это главное. Очень понравилось «С плакатов обещает Дед Мороз немыслимо немыслимое счастье!» Судья Дм. Шорскин. |
|
|