Гостиная № 2 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Здравствуйте, друзья, коллеги, гости! Я готова открыть наше нынешнее заседание с обсуждением стихотворений Елены Самковой: Русалка У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она не может иначе как благодаря любви человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. Х.К. Андерсен «Русалочка» На руинах бездушной судьбы не построить цветущего града, слишком дорог ушедшего прах, а грядущее, словно отрава! И тебя наполняет тепло, исцеляющим даром причастья, с фотографии мертвой ее из еще неостывшего счастья. Эпитафией тлеющих слов и до крови истерзанной рифмой! Ты в соленом дыхании волн огибаешь уверенно рифы. Бренный голос, бессмертье души - все отдам лишь за миг без лукавства! Но ты вновь отправляешься в путь, покоряя сердца и пространства. На скрещении строк и дорог поступь прошлого медленней, глуше. Над тобою, неслышно паря, бесприютно проносятся души. Торжеством распустившихся верб; мощным рокотом кос водопада; луной тропкой во мраке ночи и в полуденном зное - прохладой; переливчатым смехом детей я вернусь. По листве облетелой, за чертою измен и потерь, я вернусь к тебе робкою верой. -----------------------------------------. Волшебник Когда б волшебник приоткрыл мне дверцу, я доброе бы попросила дать мне сердце. Искристо-солнечно оно играло б скерцо и от него бы можно было всем согреться! Еще искусные бы попросила дать мне руки, чтоб тех соединить, кто здесь в разлуке. Переплела бы параллели в перекрестки, забыты были б километры, мили, версты… И быстрые бы умолила дать мне ноги. Скитальца каждого встречать в конце дороги горячим чаем, ароматом тмина, заботою и местом у камина. Да напоследок зренье дать такое, чтоб замечать страдание людское. Ни делом, словом, взглядом или вздохом обиды не доставить ненароком. Рассвет безжалостно сотрет минуты чуда, пролившись серым цветом отовсюду. Замолкло скерцо, позабыты ноты. Вновь в новый день - в мир логики, расчетов. А осень мертвенным дыханием аллеи прогонит чаянья, оставив дух потери. Строптиво капли дождевые станут биться о крыши, ветви, тротуары, лица!.. И вдруг одна из них отчаянно и смело в мою ладонь сорвется неумело, доверчиво искрясь в потоке света, и я поверю ей легко и беззаветно. ====================================================================================. Напоминаю, что все, кто не успел прислать свои рассуждения по поводу этих двух интересных стихотворений могут самостоятельно высказаться в комментариях на странице нынешнего заседания. Думаю, что Елена всем будет благодарна за участие в обсуждении. Итак, приступим. |
| От Любови Кулагиной Русалка Ой, Елена, страшное стихотворение. И совсем не потому, что ЛГ бездушное мифическое существо, а может даже и поэтому. Всё стихотворение пронизано болью и тоской по любимой или любимому. Здесь и руины бездушной судьбы, и тлен, и грядущее, которое подобно отраве. И даже концовка нисколько не порадовала позитивом, поскольку и здесь нет того, что могло бы порадовать душу, во всяком случае для ЛГ. И пусть у нашего ЛГ теплится робкая почти эфемерная надежда на встречу, но встреча то эта не в реале, а где-то там за чертой реального мира. И это совершенно не радует. Да, философия, да, есть над чем задуматься, но мысли ЛГ совершенно не радуют и не вселяют надежду на светлое. Получается и в настоящем и в будущем всё в чёрных красках. Грустно. -----------------------------------------------------------. Волшебник Сразу скажу: «Понравилось». И пусть здесь тоже какая-то грусть, но грусть эта светлая, вызывающая соучастие с ЛГ Да и концовка стихотворения заставляет надеяться на торжество добра и благоразумия Спасибо, Елена. Новых волшебных стихотворений Вам. С уважением, Любовь, |
| Спасибо, за теплый отзыв Любовь! Да, вдохновили сказки Андерсена, по которым я готовила курсовую в институте. А они у него, увы, не обладают радостными концовками. Возможно, из-за того что писатель сам не смог реализовать себя в личной жизни. |
| ==================================================================================. От Елены Крыловой «Волшебник" Доброе и светлое стихотворение. Как приятно, что ЛГ мечтает о том, чтобы заботиться о других людях и делать их счастливее! Как это важно и ценно сейчас! Очень приятно читать такие строки, наполненные добротой! По технической составляющей. Рифмы «Сердце-дверца-скерцо" мне кажутся очень хорошими, но очень часто встречаются. И к тому же они собраны рядом. Может, их как-то разрядить или заменить? Стихотворение мне показалось длинноватым. Думаю, что 4-6 катренов — наилучший формат для стихотворения, когда более длинное — хуже воспринимается. ---------------------------. «Русалка» Это стихотворение тоже мне показалось затянутым. Когда я дочитала до конца, я уже потеряла начало и интерес, хотя тема задана интересная и необычная, сказочная. В конце понравилось о возвращении снова. Рифмы 1-х и 3-х строк то есть, то нет, что создает впечатление недоработанности. Елена, у Вас очень интересные и очень добрые стихи, интересные темы, читать приятно! Спасибо! С теплом и оптимизмом, Елена Крылова. ==================================. |
| Елена, спасибо, что так прониклись волшебством! Вы правы, когда я училась в Литературном институте, наш мастер говорила - 5 катренов в стихотворении - предел. Именно из-за этого неоднозначно отношусь к творчеству Ахмадулиной. Но тут, что называется "понесло". |
| ======================================================. От Вадима Кудашова «Волшебник» Как мне показалось, автор описал сны(грёзы) лирического героя, в которых добрый волшебник (вспоминается из детства – прилетевший в голубом вертолёте), наделяет его сверхспособностями. Чудо заканчивается, когда приходит утро («рассвет безжалостно сотрёт минуты чуда»), а осень «мертвенным дыханием аллеи» довершает трагическую картину возвращения к суровой реальности. В конце произведения автор оставляет в буквальном смысле каплю надежды. Произведение мне не показалось цельным, хотя, безусловно, и сам сюжет и его исполнение заслуживают положительной оценки. В качестве общего впечатления отмечу, что автор хорошо владеет поэтическим слогом, умеет создавать интересные образы. ---------------------------- «Русалка» Стихотворение посвящено мифическому персонажу и отношению к нему лирического героя. В произведении есть интересные образы и метафоры: «руины бездушной судьбы», «торжество распустившихся верб» и др. Мифический персонаж, очевидно, предопределил и мистику сюжета, и какие-то не вполне ясные образы и недосказанности. Например, «всё отдам лишь за миг без лукавства». За миг чего? Встречи, любви? Непонятно. «Я вернусь к тебе робкою верой». О ком пишет автор в данном случае? Что за персонаж появляется в конце произведения? Допускаю, что моё, не вполне ещё развитое творческое начало, не позволило понять все авторские задумки и решения. В любом случае, автор – большой молодец, поскольку смело берётся за непростые и интересные мистические сюжеты и, по своему, их раскрывает. Если выбирать из двух произведений, то, на свой субъективный вкус, стих «Волшебник» поставлю на первое место. С уважением и пожеланием новых высот в творчестве! Вадим Кудашов ==================================================================================. |
| Дорогой Вадим, очень понравилось, как Вы мне объяснили "Волшебника"! Я просто писала о сказочном сне и пробуждении, а Вы целых два мира сопоставили. Со мной часто такое бывает, близкие глубже воспринимают мое творчество. "Русалка" - немного поясню. "Все отдам лишь за миг без лукавства" - миг чего? Миг без лукавства. ЛГ устала от лжи героя, его притворства. Ей хочется хотя бы мига искренности. "Я вернусь к тебе робкою верой". Помните финал сказки Андерсена? Любовь русалочки к принцу не дает ей погибнуть. Она не превращается в морскую пену, но становится дочерью воздуха, Делая добро, русалочка вновь может надеяться получить бессмертную душу. Принц в моем стихотворении живет прошлым "слишком дорог ушедшего прах", а русалка, пусть даже невидимо, поможет вернуть ему веру в настоящее. П.С. Впрочем, готовясь на днях к литературному конкурсу, немого переделала стихотворение, возможно так будет понятнее: Русалка У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она не может иначе как благодаря любви человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. Х.К. Андерсен «Русалочка» На руинах бездушной судьбы не построить цветущего града. Слишком дорог ушедшего прах, а грядущее, словно отрава! И тебя наполняет тепло, исцеляющим даром причастья, с фотографии мертвой ее из еще неостывшего счастья. Эпитафией тлеющих слов и до крови истерзанной рифмой! Ты в соленом дыхании волн огибаешь уверенно рифы. Бренный голос, бессмертье души - все отдам лишь за миг без лукавства! Но ты вновь отправляешься в путь, покоряя сердца и пространства. На скрещении строк и дорог поступь прошлого медленней, глуше. Над тобою, неслышно паря, бесприютно проносятся души: торжеством распустившихся верб, мощным рокотом кос водопада, луной тропкой во мраке ночи и в полуденном зное – прохладой. Переливчатым смехом детей прошуршу по листве облетелой. За чертою измен и потерь прорасту в тебе робкою верой. |
| От Александра Марусева Волшебник Когда б волшебник приоткрыл мне дверцу, я доброе бы попросила дать мне сердце. Искристо-солнечно оно играло б скерцо и от него бы можно было всем согреться! Еще искусные бы попросила дать мне руки, чтоб тех соединить, кто здесь в разлуке. Переплела бы параллели в перекрестки, забыты были б километры, мили, версты… И быстрые бы умолила дать мне ноги. Скитальца каждого встречать в конце дороги горячим чаем, ароматом тмина, заботою и местом у камина. Да напоследок зренье дать такое, чтоб замечать страдание людское. Ни делом, словом, взглядом или вздохом обиды не доставить ненароком. Рассвет безжалостно сотрет минуты чуда, пролившись серым цветом отовсюду. Замолкло скерцо, позабыты ноты. Вновь в новый день - в мир логики, расчетов. А осень мертвенным дыханием аллеи прогонит чаянья, оставив дух потери. Строптиво капли дождевые станут биться о крыши, ветви, тротуары, лица!.. И вдруг одна из них отчаянно и смело в мою ладонь сорвется неумело, доверчиво искрясь в потоке света, и я поверю ей легко и беззаветно. Здравствуйте, Елена! Сомневаюсь я что Вам действительно не хватает доброго сердца, тёплых рук, быстрых ног и внимательного зрения. Но пусть волшебник Вам даст всё о чём Вы просите, на всякий аварийный случай. Стихотворение получилось тёплым, светлым и с отличным, неожиданным финалом. Немного непонятно куда выветрился волшебник, но говорю же, и без него, судя по тексту, у Вас добрых черт и качеств найдётся. Можно было сделать чуть короче, ну, так и удовольствия от прочтения тогда хватило бы на меньшее время. Мне почему-то кажется, что Вы и сами, с течением времени исправите неудавшиеся, на Ваш взгляд, места. Если таковые найдутся. ------------------------------------------. Русалка У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она не может иначе как благодаря любви человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. Х.К. Андерсен «Русалочка» На руинах бездушной судьбы не построить цветущего града, слишком дорог ушедшего прах, а грядущее, словно отрава! И тебя наполняет тепло, исцеляющим даром причастья, с фотографии мертвой ее из еще неостывшего счастья. Эпитафией тлеющих слов и до крови истерзанной рифмой! Ты в соленом дыхании волн огибаешь уверенно рифы. Бренный голос, бессмертье души - все отдам лишь за миг без лукавства! Но ты вновь отправляешься в путь, покоряя сердца и пространства. На скрещении строк и дорог поступь прошлого медленней, глуше. Над тобою, неслышно паря, бесприютно проносятся души. Торжеством распустившихся верб; мощным рокотом кос водопада; луной тропкой во мраке ночи и в полуденном зное - прохладой; переливчатым смехом детей я вернусь. По листве облетелой, за чертою измен и потерь, я вернусь к тебе робкою верой. Жалко, что это не нарратив, не сюжетное произведение. А, так – да! – общих, не сильно цепляющих душу слов предостаточно. Причём если найти другое стихотворение с тем же размером, то, думаю, удалось бы вставить какой-нибудь кусок того текста в этот. Без потерь для общего смысла. То есть, я что имею ввиду: для Вас это стихотворение не требует объяснений – вы его взяли из своей судьбы, своих чувств. Но у читателей не идентичный с Вашим опыт: даже отдельное слово мы понимаем каждый по-своему: в зависимости от своего опыта. Поэтому, «По листве облетелой, за чертою измен и потерь, я вернусь к тебе робкою верой.» - во мне сразу будит вопросы: чьи это были измены, потери, в ком пробудят веру. Почему робкую. Я хочу узнать, а вы про это не пишете, оставляете меня эмоционально неразряженным. И у меня, пусть и робкая, но вера – Вы меня правильно поймёте. С уважением и успехов, Александр. ======================================================. |
| Александр, спасибо за теплый юмор и комплименты с "Волшебником"! Соглашусь, немного затянула. Потом пыталась исправить, но не получилось. Видимо, время тех эмоций уже ушло, поэтому решила оставить так. Про "Русалку", возможно, что-то не пояснила до конца. Но если бы рассказывать "все, что на сердце у меня", это как минимум переросло бы в балладу, и вряд ли бы кто-то дочитал до конца. Самой не нравятся длинные поэтические тексты, но здесь, скорее всего, уже менять ничего не буду. П.С. Финал стихотворения "Русалка" пояснила Вадиму Кудашеву: "Русалка". "Все отдам лишь за миг без лукавства" - миг чего? Миг без лукавства. ЛГ устала от лжи героя, его притворства. Ей хочется хотя бы мига искренности. "Я вернусь к тебе робкою верой". Помните финал сказки Андерсена? Любовь русалочки к принцу не дает ей погибнуть. Она не превращается в морскую пену, но становится дочерью воздуха, Делая добро, русалочка вновь может надеяться получить бессмертную душу. Принц в моем стихотворении живет прошлым "слишком дорог ушедшего прах", а русалка, пусть даже невидимо, поможет вернуть ему веру в настоящее". Впрочем, готовясь на днях к литературному конкурсу, немого переделала финальные строки: Русалка У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она не может иначе как благодаря любви человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. Х.К. Андерсен «Русалочка» На руинах бездушной судьбы не построить цветущего града. Слишком дорог ушедшего прах, а грядущее, словно отрава! И тебя наполняет тепло, исцеляющим даром причастья, с фотографии мертвой ее из еще неостывшего счастья. Эпитафией тлеющих слов и до крови истерзанной рифмой! Ты в соленом дыхании волн огибаешь уверенно рифы. Бренный голос, бессмертье души - все отдам лишь за миг без лукавства! Но ты вновь отправляешься в путь, покоряя сердца и пространства. На скрещении строк и дорог поступь прошлого медленней, глуше. Над тобою, неслышно паря, бесприютно проносятся души: торжеством распустившихся верб, мощным рокотом кос водопада, луной тропкой во мраке ночи и в полуденном зное – прохладой. Переливчатым смехом детей прошуршу по листве облетелой. За чертою измен и потерь прорасту в тебе робкою верой. |
| ====================================================================================. От Олеси Тепловой “Волшебник” Название сразу же понравилось (сейчас особенно хочется верить в чудо и волшебство). И первые строки унесли мои мысли в детство к сказке “Волшебник Изумрудного города”. Текст отзывается в душе, так как проникнут теплотой, добротой и стремлением помочь окружающим, это очень ценно. Образы яркие, интересные. Единственное, что мешало мне при чтении текста,- это разная длина строк, никак я не могла уловить закономерность, кроме четвёртого катрена, там количество слогов одинаково во всех строках. Возможно, если бы сделать строки равными по размеру, то стихотворение стало бы более мелодичным. А ещё тяжеловато читается “вновь в новый день..”, но это лишь моё скромное мнение, касающееся формы и не влияющее на впечатление от содержания! Спасибо, Елена, за эмоции и частичку волшебства, подаренную Вами. -------------------------------------. “Русалка” Как продолжение волшебной тематики, но уже немного пугающей: “слишком дорог ушедшего прах, а грядущее, словно отрава!” “с фотографии мертвой её из еще неостывшего счастья”. Хотя в конце звучат жизнеутверждающие строки: “за чертою измен и потерь, я вернусь к тебе робкою верой.” И, конечно, образы в данном тексте очень выразительные, завораживающие, а форма под стать содержанию. Очень впечатлило. Желаю Елене творческих успехов! С уважением, Олеся Теплова =================================================================. |
| Олеся, спасибо за интересную рецензию! Вы вспомнили Волкова, при чтении "Волшебника", а я думала о героях Андерсена. Представлялся шустрый гномик Оле-Лукойе из советского мультфильма 1957 года. Рада, что Вы своим впечатлением дополнили мой образ! |
| ====================================================================================. От Айрата Мустафина «Волшебник» Да, атмосфера сказки передана. Доброе сказительное присутствует. Но точных фраз и необычных картинок не удалось найти. Может быть, был слеп. С уважением, Айрат Мустафин ----------------------------------. «Русалка» Утонул в потоке слов. Русалку не разглядел. Не испугался. Дрожь не пробрала. Не пожалел хвостатую. Видимо, читал плохо. Или в чем-то другом причина. Наверное, сложно включиться в картонный образ. Даже слезы и страхи в нем ненастоящие получились. С уважением, Айрат Мустафин ====================================================================================. |
| Спасибо за мнение, Айрат. |
| Оба стихотворения поэтичны, образны, технически правильны. Очень приятное впечатление от стихов. Волшебник. Разностопность немного мешает, тем более что разностопность бессистемная. На самом деле в двухсложных размерах разностопность проходит гладко и двже придаёт строчкам некоторый шарм. При то что здесь из-за длинных слов местами похоже на пеон, и это даёт некоторую монументальность звучанию. Так вот, разностопность иногда хороша, поэтому не буду критиковать выбор автора. Скажу только, что недавно исправил своё разностопное стихотворение. Разонравилось. Содержание доброе, душевное. Тёплое стихотворение. Русалка Технически без замечаний, образы, поэзия, смысл - всё есть. Но понравилось меньше. Потому что смысл фраз размыт. Общ. Как бы универсален - дай другое название стихотворению, и будет про другое. Ещё можно запутаться: ты, я - много слов неявной адресации. Чувства, образы, эмоции есть, конкретики нет. Зато есть поэзия и романтичность, любовь и страдания. И жуть, и сказка. Обе работы на высоком уровне, обе порадовали. Спасибо, Елена! |
| Благодарю, Игорь! Положительные рецензии от руководителей семинаров особенно приятны! Да, наверное, образ русалки за многие века поистрепался, считать в нем что-то новое сложно. Думаю, пока поостерегусь работать с мифологической тематикой. П.С. Уже писала ребятам, что в связи с конкурсом немного доработала "Русалку". Убрала лишние "я", пояснила финал. На мой скромный взгляд, стало чуть лучше: Русалка У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она не может иначе как благодаря любви человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. Х.К. Андерсен «Русалочка» На руинах бездушной судьбы не построить цветущего града. Слишком дорог ушедшего прах, а грядущее, словно отрава! И тебя наполняет тепло, исцеляющим даром причастья, с фотографии мертвой ее из еще неостывшего счастья. Эпитафией тлеющих слов и до крови истерзанной рифмой! Ты в соленом дыхании волн огибаешь уверенно рифы. Бренный голос, бессмертье души - все отдам лишь за миг без лукавства! Но ты вновь отправляешься в путь, покоряя сердца и пространства. На скрещении строк и дорог поступь прошлого медленней, глуше. Над тобою, неслышно паря, бесприютно проносятся души: торжеством распустившихся верб, мощным рокотом кос водопада, луной тропкой во мраке ночи и в полуденном зное – прохладой. Переливчатым смехом детей прошуршу по листве облетелой. За чертою измен и потерь прорасту в тебе робкою верой. |
| Что-то у нас Елена где-то затерялась. |
| Нашлась-нашлась, Любовь! Завтра допишу ответы остальным) |
| Ребята! Спасибо вам за потраченное время и интересные рецензии! Наши семинары всегда проходят тепло и уютно, даря частичку вдохновения и силу творить! И в этом заслуга каждого из вас! |
|
|