Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Галина Димитрова. "Толпа и аутодафе". ПоэзияОтветить
   Толпа и аутодафе
   
   Толпа ждала: ату её, ату!
   Не терпится, быстрее посмотреть бы
   на жертву, принесённую Христу -
   увидеть, как сожгут живую ведьму.
   
   А девушка была совсем юна.
   Дрожала от нахлынувшего страха,
   не понимая, что её вина
   лишь красота, ведущая на плаху.
   
   Палач вгляделся в зелень грустных глаз.
   Каскад волос скрывал худые плечи.
   Затрепетало сердце в первый раз,
   предчувствуя трагичность этой встречи.
   
   Толпа ждала: ату её, ату!
   Палач же стал расспрашивать монаха:
   - Зачем губить такую красоту,
   совсем не для неё огонь и плаха.
   
   - Лишь ведьма может быть так хороша, -
   монах ответил. - Ей костёр не страшен,
   очистится огнём её душа
   во имя Господа, во имя веры нашей.
   
   Толпа ждала: ату её, ату!
   Лишь мать совсем не ведала покоя -
   взывала горько в неба пустоту:
   - Что ж ты за Бог, раз допустил такое!
   
   И дождались. Исполнен приговор.
   Огонь пылал над девой непорочной…
   Но вдруг палач шагнул за ней в костёр.
   Толпа взревела: - Это ведьма, точно.
   
   Толпа глядит на нас издалека
   средневековой сумрачной палитры,
   Ату её! Потом через века
   Скандирует восторженно: «Хайль, Гитлер!»
   
   Уйти с давно протоптанной тропы,
   что пролегла по городам и весям,
   ведь только с позволения толпы
   над миром будет править мракобесье
Галина Пиастро[10.12.2020 20:41:23]
   Огнивица Болотная
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на стихотворение «Толпа и аутодафе». Автор: Галина Димитрова
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375528&pid=0
   
   И костёр в тумане светит...
   
   На обозрение "платонианцам" представлены стихи «Толпа и аутодафе» Галины Димитровой.
   
   Огнивица Болотная не могла пройти мимо возможности поглодать в сахарную косточку поэтическое слово-образие и посему со всем рвением, достойным критиков, решила утолить свой "словесный голод", запив трапезу «кровью поэта» на десерт...
   
   Чу, костёр в тумане светит, к нему-то и направилась Огнивица вместе с читателем, чтобы при его свете получше разглядеть поэтические строки, в которых яркими угольями горят пламенные обличения "толпы" на фоне своеобразного аутодафе этой самой толпе: с приговором, фактами и наказанием виновных.
   
   Непривычная и неожиданная форма выбрана автором, хотя сама тема не нова и довольно часто имеет место быть в поэзии разных времен, народов и вероисповеданий.
   
   Проблематика в стихах Галины Димитровой «Толпа и аутодафе», по мнению Огнивицы, затрагивает отношения человека и общества в исторической ретроспективе (связаны средние века с двадцатым веком), где толпа, по мнению автора, ведет себя всегда одинаково.
   
   Огнивица напоминает самой себе, что не надо отождествлять толпу с народом, ибо толпа, грубо говоря – людское скопище, временно связанное неким интересом или событием: например, вместе помолиться, погреть руки у огня, развлечься.
   
   Как правило, толпу связывает некий лозунг-идея, например: «Сжечь ведьму», «Смерть антихристу», «Слава Украине»….
   
   Автор стихов «Толпа и аутодафе» выбрал для толпы связующий лозунг «Ату её, ату!»
   
   По мнению Огнивицы – лозунг автором выбран неудачно: как правило, клич «ату» используется на охоте, причем, на зайца… Костры же инквизиции обычно проходили под другими лозунгами, к тому же в момент разведения того самого костра "дичь" была уже поймана и вышеупомянутый лозунг оказывается вовсе неуместным и не отражающим сути происходящего.
   
   Неудивительно, что с первых же строк, первого четверостишья (стихи композиционно состоят из девяти четверостиший с перекрестной рифмовкой АВАВ) Огнивица растерялась и не уловила обличительного и гражданского пафоса стихов, подумав, что попала на княжескую охоту. А тут вдруг…
   
   Однако, почувствовав из дальнейшего развития стихов философский настрой автора, Огнивица тоже “перенастроилась”, прошла перезагрузку и принялась внимательно изучать предложенное “для вкушения” стихотворение.
   
   Итак, по жанру (или способу подачи на суд-стол критика) – стихи напоминают эпические размышления, смешанные с эпитафическим подтекстом и историческим контекстом. К балладе их вряд ли можно отнести, так как тема влияния толпы и её вины взята слишком крупными стежками, без конкретики времени, места, да и самого случая. Подобных костров горело по всей Европе столько, что чертям было жарко, не только Огнивице…
   
   Автор выступает в роли обличителя, подвергая толпу злополучному аутодафе и несколько подражая в этом главным инквизиторам, но зато идея обличения толпы крепко связала ткань и плоть стихотворения наподобие прочного поэзо-скелета, который Огнивица и гложет с удовольствием, изредка предлагая самую сахарную косточку-слово читателю.
   
   Эпизоды стихотворения
   
   Собственно стихи подразделяются на четыре эпизода:
   
   • Казнь с антуражем.
   • «Встреча» ведьмы и палача.
   • Диалог палач – священник.
   • Разговор матери "ведьмы" с Богом.
   Заканчиваются стихи высоким слогом обличителя толпы.
   
   По мнению Огнивицы в каждом эпизоде допущены трагические ошибки.
   
   Эпизод первый
   
   В первом эпизоде, состоящем из двух первых четверостиший, есть такие строки:
   /…Не терпится, быстрее посмотреть бы
   на жертву, принесённую Христу -/
   
   Огнивица напоминает, что Христу жертву не приносили никогда, он сам себя отдал в жертву за всё человечество.
   
   Можно говорить: Во имя Христа или Во Славу Его – вот так правильно, и в соответствии с христианским вероучением именно так говорили инквизиторы, приговаривая своих жертв – во имя Господа...
   
   В этом же эпизоде есть ещё небольшое несоответствие:
   /… не понимая, что её вина
   лишь красота, ведущая на плаху. /
   
   Огнивица в смущении: красота привела девушку на костёр, а не на плаху, ведь плаха – это кусок дерева, на котором рубили головы. Рифма-рифмой, а о сути слов лучше не забывать, иначе весь смысл становится сахарной косточкой для критика или читателя.
   
   Эпизод второй – встреча палача и "ведьмы".
   
   У палача
   /…Затрепетало сердце в первый раз,
   предчувствуя трагичность этой встречи./
   
   Палач – профессиональный работник при короле или инквизиции, предчувствовать трагичность «встречи» с наказуемым это уж слишком. Зачем ему предчувствовать, если это его работа.
   
   Вот если бы сердце затрепетало просто от нахлынувшей “нечеловеческой” жалости, или палач сам был казнен (в душе) её зелёными глазами, тогда было бы понятно.
   
   Излишне, по мнению Огнивицы Болотной, слова «палач вгляделся в зелень…глаз» – сквозь прорези красной маски?.. Специально были узкие прорези, чтобы не вглядывался, видел только шею и топор или факел в руке. Следуя развитию событий в стихах, он же не на кострище стоял (по крайней мере, автор умалчивает, где палач сумел присмотреться к ведьме), когда и как он вгляделся, пока привязывал девушку? Это вряд ли…
   
   Эпизод третий:
   диалог палача и священника.
   
   /… Палач же стал расспрашивать монаха:
   - Зачем губить такую красоту,
   совсем не для неё огонь и плаха…./
   
   Слово «расспрашивать» из другой истории: можно расспрашивать прохожего, бабушку на скамейке, но не священника, который, по-видимому, уже отпустил последние грехи “еретичке”.
   
   Опять же слова «зачем губить» мог бы сказать брат короля, если бы казнил король, да и то задолго до казни.
   Перед казнью зачитывают приговор, отпускают грехи и приговор приводят в исполнение.
   
   По мнению Огнивицы это неуместное “сочинительство” в виде вопроса без ответа, которое искажает правду и жестокость казни.
   К слову сказать, в этом эпизоде опять появляется «плаха» рядом с огнём. Огнивица в недоумении: так "ведьме" отрубили голову или сожгли, или сделали и то и другое, в то время, пока толпа атукала... зайца?
   
   Эпизод четвертый:
    условная молитва, скорее еще один вопрос без ответа – вопрос матери казнённой.
   
   / …Толпа ждала: ату её, ату!
   Лишь мать совсем не ведала покоя -
   взывала горько в неба пустоту:
   - Что ж ты за Бог, раз допустил такое!/
   
   «мать... не ведала покоя…» – пока дочку сжигали?
   
   Огнивица могла бы представить, как мать рвала на себе волосы, одежды, выла, кричала, царапала стены, камни, лицо… но уж только не элегантное «не ведала покоя».
   Еще вопрос. Почему взывала «в неба пустоту» – зачем в пустоту взывать, задается горьким вопросом Огнивица и не находит ответа.
   
   Но видимо, объяснение есть: казнь уже произошла, поэтому, «не ведая покоя», мать упрекает: «Что ж ты за Бог, раз допустил такое»… И правда, в пустом небе вряд ли может быть какой-то иной Бог…
   
   Огнивица советует автору присмотреться к речам героев стихотворения и по возможности исправить и усилить речи, распутать мысли, определиться с их чувствами.
   
   Концовка стихотворения
   
   Наконец, концовка стихотворения, где Огнивица догрызёт последнюю сахарную косточку.
   
   /…Толпа глядит на нас издалека
   средневековой сумрачной палитры…/
   
   Непонятно, как можно глядеть издалека палитры, может быть сквозь или через, и лучше не «средневековой» палитры, а средневековья палитры. Иначе может сложиться ложное впечатление, что речь идет о качестве (средневековом) красок, а не о сумраке времён средневековья.
   
   Протоптанная тропа – плеоназм; к тому же Огнивице трудно представить тропу, идущую сквозь города… шоссе...; куда ни шло, а дорога... И причём здесь города и веси – речь идет о морали толпы, а тут вдруг встали строения, поля-луга, села раскинулись и по ним протоптанная тропа…
   
   Мракобесье – это качество личности, а толпа обычно беснуется (если впереди у неё – мракобесная личность… но с этим словом тоже не всё гладко). Поэтому оставшуюся сахарную косточку Огнивица оставляет …
   
   Насытившись слово-чудесами, гражданским пафосом и искренним желанием изменить человечество, которыми накормил её автор, Огнивица удалилась во Болота во зыбучие до будущей добычи…
   
   С уважением,
    Огнивица Болотная,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Галина Димитрова[11.12.2020 23:40:29]
   Благодарю Огнивицу за рецензию. И как бы автор не относился к оценке его творчества, всегда очень полезно ознакомиться с мнением рецензента, то есть читателя, который не просто читает, а еще и вчитывается.
    Поэзия - такая штука, где не проходит обычное прямое значение слов, потому как есть второе дно.
    Кроме команды собаке АТУ имеет еще и переносное значение. Крик травли, призыв извести кого-то. Как пример: "Им не до истины и справедливости: важнее прокукарекать общую побудку (с непременным оттенком классовой ненависти, ещё не забытой): ату их! Валерий Аграновский, «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике», 1976–1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)" Здесь употребление междометия - травли. Толпе недостаточно, что ведьму поймали, надо довести действие до конца.
    И все-таки жертву приносят во имя веры в Христа, значит, приносят ему жертву, чтобы другим неповадно было.
    Вот опять же - прямолинейность уводит от понимания. Плаха - символизирует место казни. перен. разг. Смертная казнь. А не просто "половинка расколотого вдоль бревна или куска бревна". И привела к месту казни девушку именно красота.
    Палач - он же человек, все время рубил головы да жег костры - и ничего, а тут вот сердце затрепетало. В первый раз. И прорези все-таки есть, и через них можно увидеть зелень глаз.
    Опять же - монах тоже человек, вполне мог вступить в диалог с палачом, ему же надо отстаивать свою правду.
    Небо пустота она и есть пустота, в которой нет того, из-за кого свершилось бесчеловечное деяние.
    Сумрак времен средневековья и есть средневековая палитра.
    И тропа здесь не тропинка, и мракобесье для толпы не редко.
    В общем, прочитав рецензию, убедилась, что в основном все правильно.
Галина Пиастро[10.12.2020 20:42:37]
   Галина Пиастро
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на стихотворение «Толпа и аутодафе». Автор: Галина Димитрова
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375528&pid=0
   
   Заметное стихотворение. Прежде всего, отмечаю, что оно затрагивает важные проблемы: сострадание и равнодушие, слепая вера и сомнение в этом, вообще добро и зло.
   Антураж в повествовании относится к периоду инквизиции, действовавшей, как известно, в ряде европейских стран от 15 века вплоть до первой трети 19 века. Основа действия в стихотворении это аутодафе – массовое торжество, устраиваемое в честь объявления и исполнения приговора суда инквизиции над еретиками. Здесь – что тоже было массовым – казнь ведьмы через сожжение на костре.
   
   Примечательно название «Толпа и аутодафе», которое достаточно точно отражает главную суть текста: многие проявления зла происходят при активной поддержке толпы, одурманенной неправедными идеями, или с её молчаливого согласия.
   Об этом говорится в заключительных строках:
   «ведь только с позволения толпы
   над миром будет править мракобесье».
   С этим трудно не согласиться.
   
    Анализ некоторых смысловых посылов
   
   - «на жертву, принесённую Христу».
   Конечно, нельзя требовать, чтобы в стихотворном тексте полностью излагалась суть инквизиционного суда. Но всё же слова о приносимой христианскому Богу жертве не совсем корректны. Особый цинизм состоял в том, что это делалось во имя спасения души грешника (еретика), то есть для его же блага. Тем более что ниже есть такие отличные строчки (и более правильное объяснение):
   «очистится огнём её душа
   во имя Господа, во имя веры нашей».
   
   - «…не понимая, что её вина
   лишь красота, ведущая на плаху».
   Не придираюсь – просто для уточнения. Это о «не понимая».
   Казни всегда предшествовало хоть какое-то разбирательство вины. Всё же, вероятно, девушке было предъявлено обвинение в колдовстве, ведьмачестве, что будто бы позволило ей обрести красоту – то есть она знала, в чём её обвиняют.
   Ещё раз: это я только для уточнения.
   
   - «Каскад волос скрывал худые плечи». Про «худые плечи».
   Всё могло быть с телосложением девушки, но всё же, судя хотя бы по гравюрам тех лет, красивыми считались более округлые формы женского тела. Понятно, что упомянутый эпитет должен усилить нашу жалость к несчастной, вызвать ещё большее сочувствие читателя. Но всё же подобное «не играет» на красоту, как её понимали в то время.
   
   - «Толпа ждала: ату её, ату!
   Лишь мать совсем не ведала покоя».
   Здесь мой придир к частице «лишь». Ведь толпа вовсе не выражала безмятежность, покой. Потому противопоставление здесь неуместно.
   Понятно, что нужно было однослоговое слово перед «мать», но смыслово получилось не очень удачно.
   
   - «лишь красота, ведущая на плаху», «совсем не для неё огонь и плаха».
   Если в первом случае «плаха» может быть воспринята обобщённо, как вообще смертная казнь (хотя перед этим и было: «увидеть, как сожгут живую ведьму»), то во втором случае это уже “перебор” – ну, плаха, а затем огонь ещё ладно бы. Но наоборот? Такой вот чёрненький юмор у меня случился)).
   
    Структура стихотворения
   
   Структуру стихотворения я вижу как состоящую из трёх сюжетных частей:
   1) Описание аутодафе.
   2) Перекинутый мостик ко времени становления (деяний) фашизма.
   3) Финальный троп – обобщающее заключение.
   
   В тексте четырежды очень удачно, на мой взгляд, использован рефрен:
   «Толпа ждала: ату её, ату!» Четвёртое написание чуть изменено, но оно воспринимается так же. Такой повтор и в каком-то смысле подстёгивает читателя, усиливает ужас ситуации, и “не даёт забыть, напоминает”, что в название вынесена именно толпа – а финальный катрен уже явно
   делает её главной героиней стихотворения.
   
   Описание аутодафе
   В этом разделе смысл вполне понятен. Некоторые замечания я сделала выше.
   Появление ещё одного действующего лица, палача, его мысли, слова и поступок – всё это совершенно неожиданно. Создаётся впечатление явной искусственности. Хочется даже сказать сакраментальное: «Не верю!»
   Но… мало ли. Пусть так. Думаю, что в том числе вопрос палача к монаху и ответ того нужны в стихотворении для раскрытия смысла аутодафе. То есть вместо того, чтобы это было авторскими словами, их вложили в уста героев. Но всё же впечатление некоторой надуманности подобной вставки, в том числе и поступка палача, меня не оставляет.
   Если рассмотреть героев стихотворения как некие символы, то девушка, это понятно – невинная жертва; толпа (она и есть – толпа))) – одурманенная масса людей, потворствующая злу.
   А палач? "Гимн" внезапной любви? Символ своеобразного протеста?
   Но вторая строка здесь говорит о том, что этот поступок лишь ”подлил масла в огонь”:
   «Но вдруг палач шагнул за ней в костёр.
   Толпа взревела: - Это ведьма, точно».
   
   Перекинутый мостик ко времени становления (деяний) фашизма
   Тоже неожиданный поворот сюжета: выкрикивание уже, так сказать, иной толпой фашистского приветствия. Но логическая связь здесь вполне органична. Конечно, вряд ли можно сравнить кошмары деяний Святой инквизиции (хотя их жестокость и гнусность отвратительны, бесчеловечны) с
   неисчислимыми бедствиями, принесёнными и своей стране, Германии, и многим другим государствам фашистской агрессией. Но логика, как я уже отметила, несомненно, прослеживается: безразличие, попустительство людей, полагающих, что уж их-то подобное не коснётся, было и есть.
   Иначе говоря, пропусти относительно небольшое общественное зло – впоследствии предстанешь перед очень даже большим.
   Именно об этом, думаю, и говорится в конце стихотворения, хотя автор употребляет понятие «мракобесье», но оно тоже весьма опасно.
   
   Финальный троп – обобщающее заключение
   Итак, логика между сюжетной линией и её несколько иным продолжением, как я уже отметила, несомненно, прослеживается.
   Обращу внимание на общеизвестное: и сейчас в Европе, в мире ксенофобия, нацизм не искоренены. Более того – кое-где они неплохо себя чувствуют.
   Именно об этом, думаю, и говорится в конце стихотворения, хотя автор употребляет понятие «мракобесье», что вполне подходит как обобщение.
   
    Художественные приемы (образность, слог, лексика, ритмика, рифмы, стиль…)
   
   Написано ладно, складно)).
   Очень выразителен рефрен: «Толпа ждала: ату её, ату!» – он и информативно ёмок. Есть ещё весьма удачные фразы: «Толпа взревела», «взывала горько в неба пустоту», «Лишь ведьма может быть так хороша» и некоторые другие.
   Несколько простоваты, даже достаточно избиты, рифмы: «плечи – встречи, хороша – душа, издалека – века».
   Но есть и отличные, свеженькие: «посмотреть бы – ведьму, ату – красоту, палитры – Гитлер, весям – мракобесье». Есть и просто хорошие.
   
   Лексика вполне соответствует теме, например: «палач, монах, плаха, дева, средневековой, мракобесье» – они придают нужный колорит стихотворению.
   
    Ошибочки вышли))
   
   О некоторых неудачных, на мой взгляд, фразах я уже написала выше.
   Теперь отмечу ошибочные, ошибки.
   - «Толпа глядит на нас издалека
   средневековой сумрачной палитры». /…//правильно здесь из далека//
   Здесь «далека» это существительное.
   Например (Грамота.ру), “из далека (из далека прожитых лет)”.
   Ну, здесь рекомендую просто внести мелкое исправление.
   
   - «ведь только с позволения толпы
   над миром будет править мракобесье». /…// не «над миром», а миром будет править//. Если «над миром», то это где-то на небесах или выше)).
   Здесь так, может быть: “всем миром будет… “. Но правка на усмотрение автора, конечно.
   
   - «Толпа взревела: - Это ведьма, точно».
   Более корректно, если слова прямой речи не с красной строки, их заключают в кавычки сразу после двоеточия.
   
   - Совсем уж придирка:))
   Очень и очень желательно знак тире изображать не как дефис (-), а как положено (–). На некоторых литсайтах за это даже карают)).
   Если не получается делать тире по ходу, то стоит завести его однажды и копировать. Уж простите за сей совет.
   
    Заключение
   
   Заметное стихотворение. Хотя не думаю, что встроенная мелодрама его красит.
   Достоинством его считаю относительную нетривиальность темы, логику связи прошлых преступлений против человечности (человечества) с призывом не допускать подобного впредь, его достойную гражданственность.
   
    Галина Пиастро,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Галина Димитрова[12.12.2020 00:09:33]
   Галина, огромное спасибо!
   Вы совершенно правильно поняли посыл стихотворения.
   По замечаниям, как я понимаю то, что сама написала.
   Инквизиция устраивала душегубство, прикрываясь именем Христа, по моему мнению, жертвовала своему богу во имя веры.
   Да, вердикт выносили, но и вердикт был из-за красоты. Жертва не понимала, почему именно ее ждет такая участь.
   Насчет худых плеч подумаю, изначально у меня была другая фраза. Хотя и красавицы, наверное, были разного телосложения.
   По поводу частицы подумаю, хотя толпа ждала, не беспокоясь о судьбе девушки...
   У меня плаха в значении смертная казнь.
   Да, толпа - главный герой стихотворения.
   Палач как внезапное озарение неправедности совершенного, а толпа и есть толпа, ей любое событие - подтверждение, чтобы и сомнений не было.
   По-моему, мракобесие - враждебное отношение к человеку иной культуры и веры, фанатичное и беспощадное утверждение своей веры сюда очень хорошо вписывается.
   Отдельное спасибо за указание на ошибки. Из далека - это вообще зевок, а вот над миром - даже не заметила. С тире - вечная проблема, но вообще-то с двумя пробелами это уже не дефис, а тире, правда, короткое.
Галина Димитрова[11.12.2020 23:39:17]
   Ну и напоследок, может, улыбну. Сидела на рыбалке, солнышко стало припекать, подгорели плечи. Больно. И подумалось: как же бедные девушки живьем в огне. И родилось это стихотворение.
   Еще раз огромное спасибо за столь глубокую рецензию.
Галина Пиастро[13.12.2020 11:34:30]
   Ну и ладушки!
Николай Бурмистров[14.12.2020 11:31:15]
   "...Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику. Пламя охватило ее, она вспыхнула - и конец. Тут уж и оловянный солдатик совсем расплавился."
   Знакомая, однако, коллизия (Сказка "Стойкий оловянный солдатик" - Ганс Христиан Андерсен). Но могут ли поступать аналогично совершенно разные по натуре персонажи? В сказке все действия героев оправданы.
   Стихи "Толпа и аутодафе" претендуют на картинку из трагедии. Но развязка предложена сказочная: палач шагнул в костер к красавице.
   И возник конфликт между идеей произведения и личностью "героя".
   Героизация... плохого парня получается, понимаешь.
Галина Димитрова[14.12.2020 11:54:19]
   Николай, спасибо, что прочитали и откликнулись. Только я с Вами не согласна. Потому как у меня палач воспротивился толпе, у него профессия плохая, а сам он мог и не быть до конца плохим, жалко ему стало красоту, вот всегда работал спокойно, а тут сердце затрепетало. Это противопоставление: толпа ждет казни, а палач, совершив эту казнь, не выдерживает и выходит из толпы. Как-то так.
Николай Бурмистров[14.12.2020 14:31:35]
   Галина, добрая Вы душа! Мне понятны гуманные мотивы вашей философской мысли. Но в данном случае сюжет сводится к оксюморону - добрый палач.
    Только определение этого термина не в пользу Вашей мелодрамы:
    Термин имеет греческие корни и является составным из двух противоречивых слов — остро (в смысле умно, т.е. смешно) и тупо (в смысле глупо).
    То бишь получаем некую остроумную глупость, а если применять эпитеты, то это не что иное, как чушь, абсурд, логический парадокс или нелепица.
    В стихах, отмечу, явно негативно факт самосожжения "влюбленного палача" не звучит. Но чувство литературного вкуса должно было подсказать автору, что кульминации сюжета надумана и ущербна.
Галина Димитрова[14.12.2020 17:12:40]
   Николай, это Вы поверхностно сводите все к оксюморону, а не автор. А палач совсем не добрый, он просто покинул толпу. Если бы он был добрым, то и казнь бы не осуществил, наверное. Но в какую-то минуту наступает прозрение (ведь "был один, который не стрелял").
   А Вы посмотрите с другой стороны: те, кто пытаются не соглашаться с толпой обычно плохо заканчивают. Тут даже не влюбленность, а непонимание того, что делается, не убедил его монах в справедливости своих слов. Он сделал свою работу, но не захотел дальше принимать участие в этом разгуле инквизиции.
Николай Бурмистров[14.12.2020 19:18:12]
   Мне такие сюжетные ходы напоминают строчку из душещипательной песенки:
   А на могилке милого сына
   Повесился прокурор.
   
   Но это не "философская поэзия", как у Вас обозначено, это жанр банальной "тюремной лирики". Не пример для подражания, однако.
Галина Димитрова[14.12.2020 20:00:45]
   Не, подражать ни мне, ни моим ЛГ не надо. Но философская лирика - это нечто другое: она ставит вопросы, которые пытается решить автор, а также те, кто читает. И если эти решения не совпадают, значит, вопросы еще актуальны, только каждый решает для себя.
   А насчет "тюремной лирики" - это Вы загнули, даже рассмешили.
   Про повесившегося прокурора ничего не слышала, а вот, что был "один, который не стрелял", мне намного ближе.
   Еще хочу добавить. Вот такие слова: "Но чувство литературного вкуса должно было подсказать автору, что кульминации сюжета надумана и ущербна" - не красят отзыв, а наоборот, принижают человека, который подобным образом высказывается. Я принимаю любые мнения насчет моих произведений, кроме тех, которые высказываются менторским тоном как истина в последней инстанции.
Николай Бурмистров[14.12.2020 20:36:39]
   Не обижайтесь, Галина. Проект "Платон..." критический, кроме того, рецензенты постарались, дали развернутые отзывы.
   Поверьте, с графоманами я такой полемики не веду. А у Вас виден потенциал, слогом владеете. Вот и захотелось старому редактору подсказать соратнику.
Галина Димитрова[14.12.2020 21:17:05]
   Николай, да я и не обижаюсь. Каждый видит по-своему. И это хорошо, когда разные точки зрения, значит, зацепило.
   Очень понравился разбор Галины.
   Я всегда стараюсь даже критиковать доброжелательно, чтобы не отбить автору охоту писать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта