Проза для детей | (тема 1) Жил-был маленький детский рюкзак. Он был сшит из плюша в виде морского конька с молнией и двумя лямочками на спине. Сколько конёк-рюкзачок себя помнил, он висел на витрине отдела игрушек, расположенного в аквамузее. Каждый день мимо витрины проходили сотни детей, которых родители привозили полюбоваться на красоты подводного мира, а потом еще и купить что-нибудь на память о прекрасно проведенном времени. Напротив витрины располагался большой аквариум с настоящими живыми морскими коньками, они плавали, гордо подняв голову, и конёк-рюкзачок неотрывно следил за ними, мечтая больше всего на свете оказаться рядом, ощутить прелесть движения и чудное прикосновение воды. Но шли месяцы и годы, а он так и продолжал висеть в витрине и мечтать. Вдруг, однажды все переменилось. Маленький мальчик указал на рюкзак пальчиком, и, покинув свое витринное заточение, конёк-рюкзачок оказался в коляске вместе с мальчиком. Они ехали по летнему городу, лёгкий ветерок трепал короткий ворс на теле конька, а тот радовался хотя бы такому движению. В доме, где жил мальчик, было много игрушек, но не все из них имели свои имена, а только самые любимые. Коньку-рюкзачку повезло, он обрёл имя, потому что очень понравился своему новому хозяину. Но мальчик был маленьким и ещё не очень уверенно говорил. Поэтому он давал своим игрушкам простые и короткие имена. И конёк-рюкзачок стал зваться «Ю-Ю». Какое прекрасное имя! В нём так и слышались скорость и движение, а значит и жизнь, о которой так мечтал конёк. Мальчик так привязался к Ю-Ю, что везде носил конька с собой и даже ночью просил родителей, чтобы рюкзачок был рядом. Его вешали вечером, когда мальчик ложился спать, на угол высокого шкафа, напротив постели, и маленький хозяин видел своего любимца, засыпая. Мальчик просил своих родителей читать ему на ночь сказки про подводных обитателей, а еще через некоторое время ему купили большой аквариум с настоящим живым морским коньком. И опять, как когда-то в витрине, Ю-Ю, вися на углу шкафа, с завистью наблюдал за своим живым собратом. Частенько, по вечерам, в детскую комнату приходила понежиться на коврике около кроватки цветастая кошка. Так было и в тот вечер. Как обычно, мальчику мама прочитала на ночь сказку и, поцеловав, ушла, но оставила не включенный ночник, как это делала обычно, а красивую свечу на столе. Свеча горела, отбрасывая на стены таинственные отсветы. Видимо, был какой-то праздник, подумал Ю-Ю, потому что днём он видел в гостиной наряженную елку, а к вечеру в дом стали собираться гости. Мальчик уснул. Свеча догорала, когда вдруг покачнулась и упала на ковёр, ковёр начал тлеть. Кошка подняла голову и недовольно фыркнула. «Беги скорее! Зови кого-нибудь!» - хотел крикнуть ей Ю-Ю, но не мог – он же был плюшевым. Ковер начал гореть, а комната наполняться дымом. Конёк в аквариуме спрятался за камнем. Кошка встала и пошла к двери. «Как же так!?» - думал Ю-Ю: - «Ты же живая, ты же можешь двигаться! И ты должна спасать хозяина! Он же тебя любит!» Но кошка не слышала его и ушла из комнаты, ещё раз на прощанье возмущенно фыркнув. Конёк-рюкзачок был в отчаянье. Он так хотел помочь мальчику проснуться, что даже начал раскачиваться на лямках, зацепленных за верхний угол шкафа. А может, это ему казалось, или просто был сквознячок? Еще несколько раскачиваний и он упал на пол недалеко от огня, задев большого пластмассового робота, который с грохотом повалился. Мальчик в постели пошевелился, потревоженный шумом. И тогда Ю-Ю понял, что надо делать: он начал биться на полу, задевая головой и хвостом игрушки и поднимая все больше шума. Обеспокоенная грохотом в комнату вбежала мама, в ужасе всплеснула руками и быстро затоптала разгоравшийся огонь, потом включила свет и подбежала к детской кроватке, облегченно вздохнула, ребёнок мирно спал. Мама скрутила обгоревший коврик и уже хотела вынести его из комнаты, когда вдруг заметила на полу вздрагивающее тельце морского конька, рядом с которым лежали две лямочки. Она подняла конька и, подойдя к аквариуму, пустила его в воду: - Бедный, как же ты выпрыгнул? Потом она подняла лямочки и вздохнула: «Как расстроится малыш, когда узнает, что сгорел его любимый Ю-Ю!», - в это время из комнаты раздались удары курантов, и мама заспешила к столу. Ранним новогодним утром мальчик проснулся, сел в кроватке и с удивлением увидел в аквариуме гордо выпятивших грудки двух живых и прекрасных морских коньков. Они смотрели на малыша, светясь, как две сбывшиеся мечты: одна о жизни и движении, а вторая о друге и конце одиночества. |
| Светлый волшебный рассказ, одушевивший привычный в детской жизни предмет – рюкзачок. Мальчик, которому он достался, так его полюбил, что даже на ночь не мог с ним расстаться, и, конечно же, это было взаимно! Ведь рюкзачок до этого так долго страдал от одиночества и отсутствия движения. Плавное, стройное повествование готовит читателя к тому, что из возникшей любви-дружбы рано или поздно обязательно должно произойти что-нибудь хорошее. Это интригует. И вот появляется свеча! Первая мысль – как же мама может быть такой неосторожной? Но именно этот неожиданный поворот придаёт остроту, заставляет маленьких читателей поволноваться. Как и положено, всё счастливо заканчивается, а трогательный конёк-рюкзачок Ю-Ю, пожертвовавший ради друга своим плюшевым тельцем, претерпевает чудесное превращение, доставившее всем много радости. Лейтмотивом звучит тема скорости и движения, жизни. Её воплощением в концовке предстают два гордо выпятивших грудки живых и прекрасных морских конька. Очень хорошо! Рассказ читается легко, создаёт настроение. Написан хорошим языком, однако, для детей младшего возраста в нём многовато сложных длинных предложений. Кроме того, мне думается, что фраза «Мальчик просил своих родителей читать ему на ночь сказки про подводных обитателей» несколько не стыкуется со сказанным выше: «мальчик был маленьким и ещё не очень уверенно говорил». И ещё: «Видимо, был какой-то праздник, подумал Ю-Ю» - здесь, на мой слух, слово «был» лишнее. Добавлю: впрочем, конёк-рюкзачок мог, мог сказать "был", т.к. он, видимо, считал праздник уже прошедшим). Автору желаю счастливого Нового года! Судья Наталия Букан. |
| Талантливо написано, органично выстроен сюжет, хорошая добрая сказка, успехов автору! |
| Рюкзачок. Детская сказка о рюкзачке по прозвищу Ю-Ю. В экспозиции сказки рюкзачок в форме морского конька долгие годы висит в "аквамузее", мечтая оказаться рядом с настоящими живыми коньками, которых много в окружающих аквариумах. Рюкзак хочет ощутить движение и «чудное прикосновение воды», непонятно, правда, почему Ю-Ю решил, что оно чудное. Но принимаем… «О, сколько нам открытий чудных…». Наконец, рюкзак был замечен мальчиком в коляске (не колясочником, а просто маленьким мальчиком), который и заставил маму (или родителей) купить ему этот рюкзак в виде конька, назвав его Ю-Ю. Итак, они были неразлучны, потому что у мальчика в доме был не только рюкзачок-конек, но и аквариум с живым морским коньком. Кульминацией сказки становится падение свечи и возгорание коврика прямо в детской. В соседней комнате, видимо, новогоднее веселье шло своим чередом, поэтому никто не закричал: «Пожар, горим»! В сказке появляются элементы триллера: сначала тлеющий, затем загоревшийся коврик, самосожжение конька, желающего разбудить мальчика, превращение (или реинкарнация) рюкзачка в живого морского конька. Круто. Не по-детски. Озадачил не только кульминационный момент сказки, но и финал. Ведь если коврик горел, а с ним и плюшевый рюкзачок (одни лямки остались) – дыму должно быть, копоти… , не продохнешь. Но ни мама, ни гости, ни проснувшийся под утро мальчик на дым не обратили внимания. Даже окно не открыли. Правда, мальчик видимо вырос в одну ночь (не по дням, а по ночам), и, не удивляясь пропаже друга-рюкзачка, как проснулся, так и побежал к аквариуму смотреть на двух коньков-«гарьбунков». Как они там – в воде…. На мой взгляд, сюжет сказки немного сыроват. Сам рюкзачок с его мечтами и желаниями прорисован неплохо, но есть некоторые недостоверности. Например, удивил ветер, который играл ворсинками плюша, когда рюкзачок в коляске у ребенка находился. Это как же задувало в колясочку (?), феном еще бы можно обдувать ворсинки плюша, а вот ветром - сомневаюсь (лишнее уточнение, как мне кажется). Еще свеча вызывает недоверие. Она "красивая» стояла на столе, с чего бы ей вдруг со стола-то падать? Конечно, можно было бы на кошку эпизод со свечой «повесить», (ведь кошка в сказе неизвестно зачем появляется, а тут бы как раз и привязать к сюжетной линии). Например, кошка пыталась добраться до конька в аквариуме, случайно задела хвостом свечу, та упала, а кошка удрала из комнаты. Это, к примеру, конечно, просто было бы понятно – зачем кошка в сказке и как это свеча вдруг со стола упала (это же не колобок, который бегает, куда хочет). Хорошо бы прояснить и с гостями: куда они делись, почему оказались брошены автором «на произвол судьбы», если они не нужны, зачем их в сюжетную линию приплетать? Вообще, на мой взгляд, лишние герои не нужны никогда и нигде, ведь столько всяких собачек, кошек, гостей и ненужных предметов так и остаются порой брошенными в иных произведениях, не надо повторять этой ошибки. Еще одно: в сказке мама мальчика затоптала огонь на ковре – тоже озадачивает. Коли читателя уведомили, что праздник начался, значит, по умолчанию, и одета героиня соответственно, если только не костюм пожарника на ней был для маскарада. Огонь затоптала, а как же чулочки, платье с люрексом, загорится же. Этого только не хватало. Надеюсь, автор доработает сказку, есть все шансы на читательский интерес. Желаю дальнейших творческих успехов. Судья Алла Райц |
| Хорошая, добрая сказка о мечте и ее исполнении через самопожертвование и перерождение. Тут и взрослым есть над чем подумать, не только малышам. Мне понравился стиль изложения, образный, плавный и ритмичный. Только кое-где я бы предложил подсушить, убрать несколько избыточных прилагательных. «...ощутить прелесть движения и чудное прикосновение воды.» Я бы предложил заменить «прелесть» на «радость», все-таки ощутить прелесть нельзя. Важный момент - почему рюкзачок никто не покупал месяцы и годы? Это важно, потому что в таком людном месте, как аквамузей это может означать только одно - рюкзачок крайне некрасив и непривлекателен. Тут можно либо обыграть этот момент - «да, рюкзачок выглядел слишком просто и был неярок, но мальчику он понравился», либо просто заменить месяцы и годы на нейтральное «шло время» или «шли дни». «Видимо, был какой-то праздник, подумал Ю-Ю, потому что днём он видел в гостиной наряженную елку, а к вечеру в дом стали собираться гости.» Тут нужны кавычки, выделяющие внутренний монолог. И рюкзачок так подумать не мог, он же не знает контекста, не знает, что елка - это праздник, и что свеча как-то может к этому празднику относиться. Очень большой вопрос к маме - она поставила вместо ночника свечу, причем так, что та очень легко упала. Выглядит очень легкомысленно и даже безответственно. Возможно, было бы хорошо как-то обосновать ее поступок. Допустим она как-то закрепила свечу, поставила на металлический поднос - т.е была уверена, что никакой опасности нет. А тут кошка прыгнула и сшибла, например. Должна же кошка выполнить какую-то роль в сюжете, раз она есть в сказке? «Они смотрели на малыша, светясь, как две сбывшиеся мечты: одна о жизни и движении, а вторая о друге и конце одиночества». Неудачная метафора - неочевидно, что сбывшиеся мечты светятся. Лучше перефразировать. Также из сказки не видно, что первый морской конек мечтал о друге и страдал от одиночества. Может быть мальчик подумал: «Как же ему одиноко - одному, в таком большом аквариуме». Спасибо автору за интересную, добрую и глубокую сказку! Судья Сергей Седов |
|
|