Проза для детей | (тема 2) Она торопилась навстречу друзьям и к детям своим в соседнее селение. Она каждый год летала к ним. И в этом году, хотя была уже в возрасте, решила вновь посетить их на Новый год. Летящий мокрый снег мешал свободному размаху крыл. Много сил уже потрачено: - А сколько понадобится ей до финиша? – она, как всегда, не знала. Но жажда скорее встретиться с друзьями и с детьми придавала ей силы. Летела целый день; и вот вдали засветились огоньки долгожданного поселка, где должны ее встретить. Но путь еще не пройден, и она усердно продолжала махать крыльями. А сильный ветер сносил бедную с курса, мороз к вечеру усилился и начал замораживать мокрые крылья. Она теряла скорость полета, и через некоторое время обессилев, опустилась на ближайший горный массив, где торопливо начала искать расщелину - укрытие от холодного ветра и лютого мороза. Приближался Новый год и, видимо, старый год, злясь, не хотел уходить, потому и устроил в природе неожиданные эти изменения. Путница, найдя себе небольшое укрытие, невольно заснула от усталости. Ночью взошли звезды, но холодное их свечение не прибавило ей тепла, так она провела в тревоге и в страхе всю ночь. Но не без пользы. Успела просохнуть и набраться сил. Утром рано, с первыми лучами солнца полетела в нужную сторону. Сегодня она должна была обязательно добраться до своих детей и друзей. Летя, бедняга думала: - Вдруг они уже устроили по ней панихиду? - Она ведь должна была добраться вчера! Но загадывать ничего не могла, да и толку от того никакого. Много ли, мало ли прошло, наконец, она села на крышу первой избы у края поселка и зачирикала так громко, что хозяйский кот облизнулся, смотря с завистью на ее красную грудку. Но тут же, как спасение, прилетели ее друзья, и вся родня, такие же красивые с красным пушком на груди. Встреча была такая веселая, что даже дети их заметили, и стали им что-то кричать и махать шапками. Веселая стайка птичек быстро поднялась и полетела в сторону парка, где стояла и ждала праздника большая Елка, украшенная гирляндами и игрушками. Вокруг Елки стали собираться дети и взрослые. Взволнованные встречей птицы, сидя на ближних деревьях, не заметили, что их подруга, прилетевшая сегодня, пересела на ветку Елки. Поэтому вся стайка забеспокоились и начали ее искать, особенно ее дети. Одна, заметив пропажу издали, зачирикала и позвала остальных за собой. Они удивились, когда увидели рядом с ней незнакомку. Гостья начала объяснять им, что это игрушка и сказала, что на Елке еще есть несколько таких игрушечных птиц. Когда на Елке оказалось много одинаковых птичек с красными грудками, люди подумали: - Не замершие ли эти птички? Или столько игрушек из птичек? – были поначалу в недоумении. Они стали проявлять удивление и указывать пальцем на Елку, где сидело много одинаковых птичек. А когда какой-то мальчуган попытался палкой дотронуться до ближайшей птички, птицы дружно взлетели, и было так красиво и весело, что дети, радуясь этому, начали звать их вновь на Елочку. Они, словно поняв детей, заполнили ветки Елочки заново. Дети больше их не прогоняли. Эта дружба получилась взаимно радостной. Красногрудых птичек дети сразу опознали и поэтому все время слышались их радостные поздравления: - С Но-вым го-дом, сне-ги -ри!.. |
| Задумка рассказа мне показалась интересной, вписывающейся и в третью тему конкурса – «Маскарад», в частности, в это предложение: «Можно рассказать и так, чтобы заинтригованный читатель не сразу догадался, кто же перед ним». Ведь только в конце рассказа открывается, что речь идёт о снегирях, поэтому маленьким читателям вполне можно предложить самим в процессе чтения догадаться, что это за птички. Но текст, к сожалению, проигрывает из-за обеднённой лексики, неудачно составленных предложений. Первые же два предложения начинаются с одного и того же местоимения. Местами немало повторов одних и тех же сочетаний, например: «навстречу друзьям и к детям своим», через несколько предложений снова «встретиться с друзьями и с детьми», в следующем абзаце опять «добраться до своих детей и друзей». Слово «дети» во второй части рассказа употребляется чуть не в каждом предложении. Понятно, что для самых маленьких предложения должны быть простыми, но всё-таки не однообразными. Встречается несогласованность окончаний слов, прямая речь обрамлена почему-то с двух сторон словами автора, например: «…люди подумали: – Не замершие ли это птички? Или столько игрушек из птичек? – были поначалу в недоумении». Почему-то в виде прямой речи оформлено следующее: «Много сил уже потрачено: - А сколько понадобится ей до финиша? – она, как всегда, не знала». Слово «ёлка» должно писаться с маленькой буквы, даже если ёлка новогодняя). Есть вопросы и по содержанию. Ведь снегири птички стайные. Почему же наша птичка оказалась так далеко от своих друзей и детей? Каким образом она попала туда? И зачем должна опять возвращаться, каждый раз преодолевать трудности перелёта? Эти моменты никак не объяснены. А у детей наверняка тоже возникнет вопрос, почему она не может навсегда остаться со своими детьми и друзьями. Красивой и радостной получилась картинка в финале. Целая стайка красногрудых снегирей, одновременно усевшихся на новогоднюю ёлку и так же дружно вспорхнувших, не могла не вызвать у окружающих восторга. По-моему, ради осуществления такого красивого финала над текстом стоит ещё поработать.) Автора поздравляю с наступающим Новым годом! Успехов и радостных встреч в Новом году! Судья Наталия Букан. |
| Снегири История о том, как мама-снегирь решила навестить своих деток и родню на Новый год, и что из этой затеи вышло. Аллегорию считаю не слишком удачной, так как в природе молодняк снегирей в конце лета сбивается в стаи и улетает в более теплые регионы. Поэтому история с обледенением крыльев ("крыл") матери – для детского рассказа не очень подходит. Все сказки, рассказы, истории, связанные с дикой природой должны обязательно проходить на фоне реальной, а не искаженной картины мира. Во-вторых, почему сейчас снегири – такие редкие птицы, как и почему они попали в разряд вымирающих? Дело в том, что они селятся подальше от людей, в привычных ельниках, березовых и лесостепных зонах. Захват человек природных зон ничего хорошего снегирям не сулит, к тому же эти птицы реагируют не только на шум и "чужаков", но даже и на новую, непривычную растительность. Поэтому, как мне кажется, то, что в рассказе стало главным стимулирующим фактором полета "снегирихи" на встречу с родней и праздником - сомнительна. Ведь ни о какой «родне» у снегирей в поселках речи не может идти. Не живут они под крышами изб, увы, это тогда надо было других птиц в герои рассказа выбирать (воробья, горихвостку...), тех, кто может соседствовать с людьми. Конечно, снегиря легко держать в клетке, при правильном уходе они и поют прекрасно, и потомство выводят, и живут дольше. Но это совсем другая история. Хотелось бы пожелать, чтобы в следующий раз, в тексте, связанным с привычками и особенностями жизни представителей флоры и фауны, автор учитывал эти особенности. Ребенок не должен получать неверных сведений о природе из литературных произведений, мне кажется. К сюжету тоже вопросы: а где была мама, что вдруг кинулась к детям на праздник, откуда это она, хоть и не молода? Зачем летела-торопилась? - о встрече практически ничего, кроме того, что к ней прилетели «все друзья, и вся родня»…., а дети? Затем снегири ринулись в парк на украшенную гирляндами ёлку. Да еще, как становится понятно из повествования, представление устроили – с веток поднялись, а потом опять «заполнили ветки». И все завершается дружбой детей и птиц, опознанием и громким поздравлением …. Вот уж наверное под эти победные крики порхнули так порхнули бедные снегири, только их и видели. С наступающим Рождеством, Судья Алла Райц |
| Со снегирями все не так просто. Они и улетают, и не улетают. Вообще считаются оседлыми. Во дворе нашего дома, в городе, этой зимой часто видим снегирей на рябине. А летом на даче, как ни странно, прилетают к нам в сад, на кормушку.) |
| Наташ, согласна, и у меня в саду они есть. Но гнезда они не вьют на крышах домов (в избах), и если и "встречаются" то именно на деревьях. Поедят и улетают в свое секретное место, но уж точно не любят шумных праздников)). Хотя согласна - картинка со снегирями на ветках - хороша. Однако антураж тогда должен быть немного другим. И насчет молодняка (встречи с детьми) - тоже вопрос, так как молодые снегири улетают от родного гнезда в более теплые регионы (это к слову об обледенении крыл у "мамы"). Думаю, что не все потеряно, можно как-то в тексте убрать неточности и рассказ заиграет новогодними красками. Тема хорошая. |
| Да, Алла, точно, поедят и улетают "в секретное место") |
| Мне очень понравилась идея - снегири, украсившие новогоднюю ёлку. Действительно - новогоднее чудо. По сюжету, я бы предложил написать и о том, как получилось, что мама-снегирь оказалась вдали от своих деток и друзей. Это ведь не самое обычное явление. Придумать что-нибудь интересное. Может ее ранило, а люди нашли, отвезли в соседнее селение и вылечили. Или еще что. Чтобы была завязка. Также не вижу особого смысла в том, чтобы большую часть рассказа утаивать от читателей, что птичка - именно снегирь. Особой интриги этим не создается. В целом часть рассказа, где мама-снегирь летит к деткам можно, как мне кажется, сократить - там особых событий не происходит. Только метель и мороз. Либо добавить какое-нибудь приключение, либо сократить. Основная проблема сказки в стилистике. Тут нужна хорошая редакторская правка. Местами слишком сухо, местами слишком взросло. Читательская аудитория этой сказки - дошкольники, как мне видится. «- А сколько понадобится ей до финиша? – она, как всегда, не знала». - Это не прямая речь, так что ее атрибуты не нужны. «До финиша» я бы убрал. Как будто птичка в соревнованиях участвует. «Как всегда» - непонятно - мама-снегирь никогда не может оценить расстояние до цели? «Она опустилась на ближайший горный массив». Канцелярит, очень формально, как будто из учебника. Для детей желательно писать красочно, чтобы они видели картинку. «Неожиданные эти изменения». Лучше «эти неожиданные изменения», а еще лучше подобрать какие-то образы - «поэтому и устроил эту суровую, снежную бурю», что-нибудь в этом ключе. «Путница, найдя себе небольшое укрытие, невольно заснула от усталости». Небольшое укрытие - тоже лучше как-то визуализировать, конкретизировать. «Забилась в узкую щель», к примеру. «Взошли звезды» - обычно так не говорят. Звезды появляются или загораются, потому что мы не можем наблюдать восход всех звезд. «Провела в тревоге и в страхе всю ночь». Но перед этим сказано, что она уснула. «Утром рано» - рано утром. «- Вдруг они уже устроили по ней панихиду?» Это тоже не прямая речь, птичка не говорит же о себе в третьем лице. Панихида - слово, скорее всего, не будет понятно большинству детей. Да и как могут птицы устроить панихиду? Лучше: «Вдруг они уже оплакивают ее». «Где сидело много одинаковых птичек. А когда какой-то мальчуган попытался палкой дотронуться до ближайшей птички, птицы дружно взлетели». Много - не звучит. Лучше как-то иначе. «Чуть ли не сотня одинаковых птичек». Как пример. Еще некрасивый повтор - птичек, птички, птицы. "Эта дружба получилась взаимно радостной". Очень сухо, официально. Эта дружба всем приносила радость и веселье. «И поэтому все время слышались их радостные поздравления». Некрасивый повтор. Радостной, радостные. В целом, может получиться очень хорошая новогодняя сказка, если немного додумать сюжет и поработать над стилем - убрать повторы, канцеляриты, добавить ярких образов. Автору успехов и вдохновения. Судья Сергей Седов. |
|
|