Проза для детей | (тема 2) Да! Да! Именно «ёлка на потолке»! Детишки, вы не удивляйтесь. Есть новогодние ёлки, которые устанавливают посередине зала. Такие ёлки стоят в детских садах и школах, чтобы вокруг них было удобно водить хоровод. Дома вы привыкли видеть лесную красавицу на полу – в углу комнаты, на табуретке или на столе. Моя нарядная ёлочка сейчас стоит на камине, который я недавно разжег. А очень-очень давно, когда я был маленьким мальчиком, новогоднюю ёлку в моей семье крепили к потолку. Почему? Я сейчас расскажу. Но чтобы вспомнить те далекие годы, мне понадобится моя волшебная шляпа. Кстати, где она? О, да в ней удобно разлегся кот Барсик! Спит и видит новогодние сны. Придется потревожить. – Барсик, просыпайся! Иди, погуляй. Брысь, кому говорю! Не хочет. Что за вредный кот! Ах да, он же совсем старый, как, впрочем, и я. Свернулся клубочком в теплой шляпе и не хочет уходить. Но ничего. Сейчас я его аккуратненько возьму на руки и отнесу в мягкое кресло. Всё. Отнес. Барсик даже не проснулся. А я подкину в камин дровишек, надену волшебную шляпу и перемещусь в прошлое… «Динь-динь-динь», – весело звенит колокольчик на шее белогривой лошадки. Лошадка запряжена в сани, которые плавно скользят по очищенной от снега дороге. В санях я со своими младшими сестрами Любой и Зиной. Лошадью управляет папа, он работает конюхом в нашей деревне. – Но! Пошла, родимая! – папа подстегивает лошадку, и она несется все быстрее и быстрее. Встречный ветер кидает в лицо хлопья снега. Я зажмуриваюсь и крепко держусь за края саней. Честное слово, мне страшно. Больше всего на свете я боюсь выпасть из саней и потеряться в сугробах. Мне пять лет. Сестрам еще меньше. Они сидят укутанные с ног до головы в шерстяные платки, и я различаю только их глаза в пушистых от снега ресницах. – Наконец-то, – на крыльцо, зябко кутаясь в полушубок, выходит мама. Она в цветастом переднике, ее руки в муке. От мамы пахнет чем-то вкусным. Сегодня же Новый год! Сердечко радостно замирает, и в моем животе становится тепло-тепло. Мама помогает мне выбраться из саней. Папа вносит в дом сестренок. – Ты привез? – интересуется мама. – Да, конечно! – отвечает папа и достает из саней большой мешок. В сенях он отряхивает мешок от снега и извлекает из него зеленую ёлочку! Настоящую! Пахнущую морозом и лесом! – Куда же мы ее поставим? – волнуется мама. Тут я немного отвлекусь. В доме, где мы живем, всего две маленькие комнаты. А с нами живет еще бабушка Полинария. «В тесноте да не в обиде», – любит говорить она. Но ёлку, и правда, ставить некуда. От этого грустно. У всех знакомых ребят дома стоят пахучие новогодние ёлочки, поэтому мне немного завидно. Но наш папа – большой выдумщик! Из чулана он принес крестовину. Закрепил в ней ёлочку, а саму крестовину прибил к потолку! Гвоздями! У-ух… У нас теперь настоящая новогодняя ёлка! Но только верхушкой вниз! И под ней можно водить хоровод! Кроме стеклянных новогодних игрушек на ёлочку мама вешает шоколадные конфеты в ярких обертках. Папа берет на руки одну из сестер и подносит её к ёлке. Сестренка тянется рукой к игрушкам, затем, увидев шоколадную конфету, обращает внимание на нее. – Даай, – лепечет сестренка. – Тебе нельзя, ты еще маленькая, – папа относит сестру в кроватку. Сестра недовольно хнычет. Вот тут я не знаю, рассказывать ли вам, детишки, о своей шалости, связанной с этими конфетами. Сейчас поправлю волшебную шляпу и подумаю. И все-таки расскажу! Мне было всего пять лет, поэтому многое прощалось. Ночью, когда все спали, я брал стул и тихонечко… на цыпочках, в темноте шел в комнату, где висела ёлка. Забирался на стул, на ощупь находил в колючих ветках шоколадную конфету. Осторожно, стараясь не шуршать, разворачивал фольгу и отправлял конфету в рот. Фантик оставался висеть на ёлке, а я, довольный, отправлялся досматривать свои зимние сны. Когда после праздников ёлку снимали с потолка, мама удивлялась отсутствию шоколадных конфет. Но папа, жалея меня, вспоминал о пушистых белочках, которые могли прискакать из леса. По его мнению, в новогодние праздники именно они угощались нашими конфетами. Мама верила. Сколько новогодних ёлок было в моей жизни! Но эту, самую первую, я никогда не забуду! |
| Не уверена, что ёлка на потолке действительно была. Это изобретение нашего времени, причем, не от недостатка помещения, а, наоборот, от чувства излишества и стремления к оригинальности - "не как у всех". Но если принять рассказ на веру (раз уж так приглашает автор), особенно понравился папа - он не теряется перед трудностями, хорошо защищает и оправдывает детей. Хотя должна бы это делать мама. Роль мамы странна и не совсем ясна: выходит в полушубке детей встречать, а руки в муке.... Спрашивает : "привез?" (про елку) и тут же волнуется - а куда её ставить. А зачем тогда заказывать ёлку, чтобы привёз? В остальном - мама роли не играет. Понравился секрет ребёнка - съедать конфеты, а фантики оставлять, думается, что этот секрет помнят многие. Не понравилось - зачем папа поднес ребенка к ёлке - чтобы сказать: "тебе нельзя, ты еще маленькая" (?) В общем, есть недоработки, которые мешают воспринимать рассказ про необычную ёлку законченным произведением. Желаю автору успехов и творческих свершений в новом году, судья Алла Райц |
| Ответ автора Уважаемая Алла! Ёлка на потолке – это не выдумка, это реальность моего далекого детства. Все, что описано в маленьком рассказике – правда, и еще раз, правда. В то время мы жили в стесненных условиях. Бабушка Полинария – тоже не из области фантазии. И мой папа, чтобы подарить детям новогодний праздник, лесную красавицу прибивал к потолку. Такая ёлка, возможно, сейчас и в моде (я не знаю), но много лет назад она существовала! Поэтому я ее и запомнил. Каким образом держались на ёлке новогодние игрушки, я не могу сказать, но конфеты привязывались крепко-накрепко. Проверено лично! :) Возможно, игрушки тоже не вешались, а именно привязывались к ёлочным ветвям. Насчет мамы... Что поделать, именно полураздетой в тот день она выскочила на крыльцо встречать нас, своих детей. Кто знает, может и провела руками по фартуку, чтобы очистить их от муки, но обтерла их не тщательно. Далее… Моя мама переживала, что из-за наших квартирных условий дети были лишены новогодней ёлки, поэтому первый ее вопрос к отцу был: «Привез? Она не задумывалась, куда ёлку поставят, ее интересовал сам факт присутствия новогодней гостьи в нашем доме. Почему папа поднес маленькую сестренку к висящей ёлке? Да ведь так поступают все родители! Они дают возможность малышу дотронуться, потрогать блестящие игрушки и саму елочку. А вот попытку что-то схватить и потащить в рот строго пресекают: «Нельзя»! Я уверен, что папа хотел показать дочке именно новогодние игрушки, а не конфеты. Надеюсь, я убедительно ответил на все Ваши замечания. Поздравляю Вас с наступившим Новым годом, с наступающим Рождеством! Желаю всего самого доброго и светлого! |
| Уважаемый автор, я рада, что Вы откликнулись и мне импонирует ваша горячая готовность защищать правдивость рассказанного. Но согласитесь, не все факты годятся для рассказа, надо ли показывать, что мать неряха и сама не знает, чего хочет, а отец - показал как бы ребенку леденец и убрал, мол, тебе нельзя (утрирую, конечно, но хотелось бы, чтобы Вы поняли, о чем было моё замечание). Понимаю, что не все родители знакомы с элементарными педагогическими навыками, но так дразнить ребенка - поднести к ёлке, дождаться, когда ребенок потянется за игрушкой, и сказать, нет...? Вы правда считаете это нормальным, или стоящим того, чтобы в рассказе для детей этот эпизод упоминать? С другой стороны, у некоторых писателей и гробы летают, но так убедительно...)) То есть, на мой взгляд, не вся правда и не всё, что правда нужны в рассказе, и выдумка иногда важнее правды, если она служит истине или идее автора, да и рассказать читателю может больше. Напомню, что я прежде всего - читатель, но как у читателя все мои вопросы остались. Однако, думаю, что найдется много читателей, у которых, возможно, эти вопросы не возникнут.:)) Автор имеет полное право не обращать внимание на все судейские (одновременно и читательские) замечания и писать так, как считает нужным. И я Вас поздравляю еще раз с прошедшими праздниками. |
| Понравилось неспешное вступление с поисками волшебной шляпы, создающее настроение и подготавливающее читателей к чему-то очень интересному. Дальше – яркие детские впечатления о зимней поездке в скользящих по снегу санях, о белогривой лошадке с звенящим на шее колокольчиком и наконец о первой в жизни ёлке… С любовью описанные воспоминания о домашнем уюте – «в тесноте, да не в обиде», – о ненаказуемых детских шалостях... всё это вызывает у читателей ответное тёплое чувство. И самое главное это елка на потолке! Мало кто, наверное, слышал о таком). Папа, и впрямь, был большой выдумщик! Наверняка, необычная ёлка вызвала огромный интерес у соседских ребятишек и у взрослых – тоже. Как на ней крепились игрушки? Они ведь, скорее всего, стремились соскальзывать с веток. И не было ли каких-нибудь забавных происшествий, связанных с этой ёлкой? Интересно было бы почитать продолжение.) Автора поздравляю с Новым годом и Рождеством! Успехов и радостных дней! Судья Наталия Букан. |
| Мне очень нравится идея рассказа. Елка на потолке и мальчик, потихоньку таскающий конфеты. Отличная завязка для интересной истории. Но есть проблема со структурой, которая так или иначе должна присутствовать в рассказе. Экспозиция - то, что предваряет сюжет. Здесь она идет вплоть до того момента, как папа прикрепил елку к потолку. Завязка - событие, создающее интригу, и запускает сюжет. Здесь она такая. Папа закрепил на потолке елку, а мальчик потихоньку таскает конфеты. Дальше развитие сюжета, кульминация и развязка - для читателя эти части - самые интересные в рассказе. Но в рассказе их нет. Все они сжаты до одного абзаца. В принципе, тут можно особенно ничего даже не придумывать, а развить то, что уже есть. Мама видит, что на елке не осталось конфет. Она, естественным образом, подозревает сына, а папа его защищает. Мама делает вид, что верит папе. Для того чтобы рассказ интересно было читать, должно быть некоторое напряжение - например, мальчику действительно могло влететь за то, что он таскал конфеты. Вот только - не для того ли вешают сладости на ёлку, чтобы ими лакомиться? Думаю, сюжет надо доработать, добавить развитие, кульминацию и развязку. Рассказ от этого только выиграет. Еще добавить деталей. В начале рассказа их много - и лошадь, и быстрая езда, и хлопья снега в лицо. А ближе к концу повествование убыстряется и упрощается. Рассказ написан хорошим, грамотным языком, стиль выдержан. Есть только пара неудачный мест, на мой взгляд. «Лошадью управляет папа, он работает конюхом в нашей деревне». Не совсем корректное выражение, управлять можно машиной, трактором, но не живым существом. Лучше переиначить. «От мамы пахнет чем-то вкусным». Так сказать можно, но лучше будет описать, чем пахнет от мамы, или намекнуть, чтобы читатель почувствовал этот запах. «Сердечко радостно замирает». Мы говорим о мальчике, путь и маленьком. Тут перебор с нежностью. «Вот тут я не знаю, рассказывать ли вам, детишки, о своей шалости, связанной с этими конфетами». Я бы убрал эту фразу. Она обещает что-то интересное, интригующее, немножко даже стыдное, а потом ничего особенного не случается. Ну и вообще, мне кажется, не стоит злоупотреблять заигрыванием с читателями, путь даже и маленькими. Автору спасибо за хороший слог и атмосферу, интересную идею! Творческих успехов! Судья Сергей Седов |
|
|