Проза для детей | (тема 2) Маленькая Настя сидела за столом рядом со взрослыми, как большая. На столе стояло нехитрое угощение: картошка с квашеной капустой, маринованные огурчики с помидорами, бутылка самодельного вина из вишни и нарезанный тонкими ломтиками чёрный подовой хлеб. Приложившись губами к помидору, она принялась вытягивать из него ядрёный ароматный сок. Бурый овощ стал уменьшаться в размере, съёжился, скуксился, и уже почти совсем исчез, когда в прихожей раздался звонок в дверь. — Щёдрики, щёдрики пришли! — соскочила со своего места Настёна. — Я открою, — и полетела в прихожую открывать дверь. Мать с отцом переглянулись. Вздохнули. Такой обычай. Нельзя его нарушать, если хочешь, чтобы год был удачным. Мама достала из шкафчика специально приготовленный для этого дня мешочек со сладостями. — Щедруем, щедруем. Колбасу мы чуем, — раздались в прихожей детские голоса. — Открывайте сундучки, доставайте пятачки, — мама вышла в прихожую. — Пятачков нету, давайте конфету, — сунув руку в мешочек, достала пригоршню карамелек, да печенюшек. — Извиняйте, дети. Нету шоколада. Приходите через год, будем вам мы рады, — раскрыла ладонь, высыпав сладкое её содержимое в подставленный пакетик. — Богатства, радости весь год желает маленький народ. Отдали нам вы сладости, мы ж вам подарим радости. И дети дружной гурьбой кинулись стучаться в другие двери. — Мамочка, я тоже хочу щедровать. Я стишки эти знаю, — Настенька бойко их продекламировала. — Пусть идёт, — улыбнулся отец, — она у нас уже взрослая, четыре годика исполнилось. — Ну, хорошо, — согласилась мать, — но только в нашем подъезде. Они ещё не успели ничего решить, а Настя уже выскочила в прихожую и начала одеваться. На пояс ей завязали большой, в ярких цветах, отделанный бахромой, платок. На лицо она надела маску зайца. По какому-то там календарю, наступивший год, год зайца. И она во всеоружии, с целлофановым пакетом в руке вышла за дверь... И растерялась. Что делать дальше? — Ага, — вспомнила она, — нужно позвонить в дверь. Она с тоской посмотрела на кнопку звонка. Высоковато. Не достать. Сжала маленький кулачок и тихонько постучала, прокручивая в голове текст, который нужно будет говорить, когда откроется дверь. Но дверь не открылась. Она постучала ещё, уже посильнее. Тот же результат. «Вниз пойти или вверх», — мысли вихрем пронеслись в её головке. — Пойду вверх, — наконец решилась она. И маленькие ножки заспешили по, всё-таки высоким для неё, ступенькам. У одной двери кнопка звонка здесь была гораздо ниже. Ниже, но не настолько, чтобы Настя могла до неё дотянуться. Она вставала на цыпочки, тянула ручонки. Но нет, всё же кнопка была недосягаема. Тогда она опять постучала. Тишина. Опять постучала. Опять тишина. Комок обиды подступил к горлу. Она знает всё, что нужно говорить. Пусть только откроют, ну же... Но никто её не услышал. То ли стучала тихо, то ли по какой другой причине. Она прошла все пять этажей. Безрезультатно. Села на ступеньку. Стянула, ставшую не нужной, маску. Прижалась лбом к студёному железу перил и тихонечко заплакала. Ведь это так обидно, когда тебе не открывают дверь. Потом она встала и начала медленно спускаться вниз, держась за холодные, железные прутья ограждения, волоча по ступенькам ножки, одетые в старенькие ботиночки. Она тянула за собой пустой мешочек, приготовленный под сладости. И слёзы сами собой катились из глаз, пробегая по упругим, розовым подушечкам щёк и капая на серый цемент лестницы, оставляя, маленькие тёмные точечки. Внизу хлопнула входная дверь в подъезд. Настенька остановилась. Прислушалась. Наверх кто-то поднимался. Она с надеждой смотрела вниз. И, наконец, увидела мужчину в кожаной куртке, с большой сумкой на плече. — Вы не могли бы кому-нибудь позвонить? Я стучу, стучу. Никто не открывает. — А куда тебе позвонить? Тебе, в какую квартиру? — Всё равно. Я щедрую. А мне конфетки дадут. — Ах, вон, в чём дело. Ну, тогда пошли ко мне. Я тебе открою. — Он взял её за ручку, и они стали подниматься вверх по лестнице. — Щедруем, щедруем, — начала Настенька отрабатывать, не дожидаясь, когда они подойдут к двери. — Колбасу мы чуем, — ещё изредка всхлипывая, продолжала она, — открывайте сундучки, доставайте пятачки. Пятачков нету, давайте конфету. — А конфеты нету? — неожиданно включился в игру новый знакомый. Настенька застыла на месте. Что говорить в этом случае она не знала. На глазах опять начали наворачиваться слёзы. Но вдруг, будто что-то вспомнив, она просияла и, немного запинаясь, почти выкрикнула: — Тогда дай шоколада. Буду очень рада. Тут и новый знакомый остановился. И присел на корточки. И заглянул ей в глаза, всё ещё полные слёз. И, как будто говорил со взрослой, произнёс: — Ну, ты, блин, даёшь... И сел на ступеньку. Сунул руку во внутренний карман куртки. Потом видно что-то, вспомнив, расстегнул дорожную сумку. Порылся в ней, достал коробку конфет и протянул Насте. — Держи, заработала. Настенька схватила двумя ручками коробку. Такое богатство. Она не могла поверить в удачу. Подхватилась и побежала вниз по лестнице. Потом остановилась. Поднялась назад. — Богатства, радости весь год, желает маленький народ. Отдали нам вы сладости, мы ж вам подарим радости. Развернулась и, не дожидаясь реакции, заспешила вниз, домой. — Господи, как мало надо маленькому человечку для счастья. Мужчина встал со ступеньки. Открыл дверь своей квартиры, где никто его не ждал, и вошёл. Затем, не раздеваясь, присел на банкетку в прихожей. Меньше всего сейчас ему хотелось быть одному. Настенька раскрасневшаяся и возбуждённая ворвалась в квартиру. — Смотрите, что у меня есть! — она показала удивлённым родителям коробку конфет. — Кто тебе это дал, Настенька? — Дяденька сверху, — она махнула рукой. — Это Иван, наверное, из восемьдесят шестой. Жена умерла, а детей Бог не дал, — сказала мать. — Настенька, а давай мы его к нам, на чай пригласим? — спросил отец, получив одобрительный кивок жены. — Давайте, — обрадовалась Настенька. — Я сейчас. Она выбежала на лестничную площадку. Её ножки начали быстро-быстро перебирать ступеньки. Через некоторое время родители услышали, как маленькие кулачки нетерпеливо забарабанили в дверь. Где-то там, наверху щёлкнул замок... — Пойдёмте к нам, чай пить, — не дав опомниться, Настенька схватила нового знакомого за руку и потянула из двери. — И мама, и папа вас зовут, Он присел на корточки. Притянул девчушку к себе. Глаза его потеплели и сделались влажными. — Конечно, пойдём, малышка. Подожди, только ключи возьму, — он захлопнул дверь и взял её за ручку. «Как мало, всё-таки, — подумал он, — человеку надо для счастья...» И они начали, не спеша, спускаться вниз. |
| Щёдрики Замечательное слово подарил нам автор (ну, я, по крайней мере, первый раз услышала, что колядки где-то так называют). Кстати, в связи с этим неплохо бы обозначить место и время действия (имею в виду город, страну, годы – девяностые, нулевые, вчера?). Это важно не только потому, что читателю интересно, но требует и сама стилистика данной мини-прозы – в духе сентиментального реализма с элементами детализации в стиле жесткого реализма. Одно описание процесса ужина чего стоит, очень вкусно написано, побежала и тоже съела помидорчик солёный:). Но, возвращаясь к сюжету новеллы. Маленькая Настя по примеру других детей идёт «щедровать» или колядовать, но не может достучаться или дозвониться ни в одну дверь в подъезде, и, совсем расстроившись, возвращается домой. Но тут появляется в подъезде один из жильцов, видимо, только что откуда-то приехавший (с дорожной сумкой), он-то и вознаграждает Настю коробкой конфет. Настя возвращается домой, показывает награду, семья девочки решает позвать соседа к чаю, так как тот недавно потерял жену, а детей Бог не дал. Незаметно известная фраза – много ли человеку для счастья нужно – принимает обобщающий характер: от девочки – ко всем людям, в том числе и последнему герою новеллы. Таким образом, в рассказе присутствует сразу несколько главных героев, на мой взгляд, – Настя, сосед и щёдрики, которые активно взаимодействуют в тексте. Этот приём позволяет сложить эпизодичность в общую достаточно целостную и приятную историю - предпраздничную и добрую. Что из минусов. Как мне показалось, сами щёдрики достаточно схематично описаны, фразы интересные, но как бы заученно звучат в устах героев. Может, этого и хотел достичь автор – показать привычку к обычаям, когда обряды исполняются не от души, а из желания что-то получить взамен. Есть еще некоторые неточности: «…держась за холодные, железные прутья ограждения, волоча по ступенькам ножки, одетые в старенькие ботиночки» - волоча – тащить волоком (?) свои ноги волочит, в руках держит? Или уж волоча ногами, еле-еле передвигаясь в смысле.) Почему мужчина достал коробку конфет из дорожной сумки (причем, еле вспомнил, что она у него есть), раз он купил коробку, возможно, по привычке, в подарок жене…., тогда почему не сразу вспомнил, или не хотел отдавать? Еще мне кажется, что для мужчины не так важно, что "Бог детей не дал" при том, что жена умерла... Ну я понимаю, возможно, так любил-любил, а теперь один? Мужчина может и в другой раз жениться, причем, возраст значения не имеет (в отличие от женщины), да и детородная функция у мужчин более длинного действия, чем у женщин, какое тут горе-то? как-то не достоверно, и не сентиментально вовсе. Надо на чем-то другом заострить внимание читателя. Ну, одиночество – да, надо пережить, но про детей мне кажется перебор. Или он старик? (нет детализации, а зря). - «…он захлопнул дверь и взял её за ручку» - получается взял дверь за ручку (решил вернуться?). Но это все мелочи, которые легко правятся редактированием при внимательной правке, что автору и советую. От себя пожелала бы добавить в рассказ немного праздничности, а то уж такая непроглядная будничность (даже в Рождество), что и щёдрики выглядят будничным, абы как исполненным обрядом. Ведь дело-то не в наградах, правда? А в чём?- спрашивает эгоистичный читатель, которому еще и праздничность подавай!))). Утрирую, но надеюсь, что автор понимает мои вопросы. В целом же, мне кажется, рассказ интересный и заслуживает внимания читателя. Желаю автору всяческих успехов в новом году, судья Алла Райц |
| Судя по угощению на столе, действие происходит не в большом городе, а, допустим, в посёлке городского типа. Там, хоть и в пятиэтажном доме, все соседи, в основном, друг друга знают. Иначе трудно представить, чтобы родители отпустили четырёхлетнюю девочку колядовать. Короче говоря, не хватает описания окружающей обстановки, да и святочного колорита тоже не хватает. Суховато всё представлено. Возможно, правда, что, этой сухостью подчёркивается мамино негативное отношение к обычаю колядок – недаром она вздыхает перед тем, как встретить щедриков. Читаем дальше. «И она во всеоружии, с целлофановым пакетом в руке вышла за дверь... И растерялась». Растерялся и читатель, появилось ощущение недостоверности: детей на лестнице вдруг не оказалось, несмотря на то, что они «дружной гурьбой кинулись стучаться в другие двери», а на это, стучаться в другие двери, решается сама Настя, одна, не в стайке опытных ребятишек постарше. Могло ли такое быть? Как-то сомнительно. В любом случае посочувствуем ей, тем более, что разочарование девочки было велико: «…начала медленно спускаться вниз, держась за холодные, железные прутья ограждения, волоча по ступенькам ножки, одетые в старенькие ботиночки. Она тянула за собой пустой мешочек, приготовленный под сладости. И слёзы сами собой катились из глаз, пробегая по упругим, розовым подушечкам щёк и капая на серый цемент лестницы, оставляя, маленькие тёмные точечки». На мой взгляд, в этом отрывке есть явный перебор давления на читательскую жалостливость). Из шероховатостей. «— Открывайте сундучки, доставайте пятачки, — мама вышла в прихожую. — Пятачков нету, давайте конфету, — сунув руку в мешочек, достала пригоршню карамелек, да печенюшек». – здесь прямая речь оформлена так, будто всё это говорит мама, хотя, как я понимаю по смыслу, это должны быть слова детей. Кроме того, есть недочёты с запятыми. Понравился эпизод с соседом Иваном. Он высветил человечность наших героев, их чуткость по отношению к чужому человеку. Автора поздравляю с Новым годом и Рождеством! Радости, весёлых святок! Судья Наталия Букан. |
| Практически безупречный святочный рассказ. Стройный сюжет, трогательные герои и чудо в финале - передышка для одинокого человека. А может и не просто передышка, а начало новой, замечательной дружбы. Здесь все хорошо и с грамотностью, и со стилем. Кроме того, есть тонкость. «Ведь это так обидно, когда тебе не открывают дверь». Здесь естественная и конкретная боль девочки, расширяется до практически экзистенциального обобщения. Неожиданно уместной показалась фраза Ивана: «— Ну, ты, блин, даёшь...» Такое соприкосновение взрослого мира, полного боли, с миром маленькой девочки. И это прозвучало и сильно, и честно. Мне тут нечего критиковать. История написана крепко. Автор знает, что и зачем делал. Только в одном месте я споткнулся. «Мать с отцом переглянулись. Вздохнули. Такой обычай». Мне было непонятно, почему они вздохнули. Ведь не из-за того, что им конфет жалко? Они ведь ожидали колядующих детей и все приготовили. Автору спасибо за замечательный рассказ! Желаю творческих успехов! Судья Сергей Седов |
| Я должна извиниться за свою оплошность: машинально скопировала и перенесла сюда только ту часть отзыва, которая в черновике начиналась с нового листа, а та, начальная, что была в конце предыдущего листа, так в черновике и осталась. Привожу её сейчас. Благодаря этому рассказу я познакомилась с симпатичным словом – щёдрики, спасибо автору.) Только почему через ё, ведь оно явно произошло от слова «щедрость»? Очень добрый в целом рассказ знакомит нас с маленькой девочкой Настей. Она всей душой приемлет святочный обряд колядования и хочет непременно в нём участвовать. Что из этого получается, мы узнаём из дальнейшего стройного развития сюжета. Однако в общем впечатление у меня сложилось неоднозначное. (дальше читать размещенное выше). |
| Милый и добрый рассказ. Сюжет вызывает эмоции, герои - симпатию. Всё хорошо, кроме исполнения. Оно не идеальное. Многовато ошибок. Наиболее повторяющаяся - запятые между неоднородными членами предложения (холодные железные прутья, упругие розовые подушечки щёк, кстати, последнее ещё и неудачное изменение шаблона). С запятыми вообще довольно много ошибок для такого короткого текста. Неудачный выбор синонимов (например, "бурый овощ"). Это сильно бьёт по художественности. Так же как и некоторые неловко составленные фразы. Впрочем, возможно, это всего лишь мой взгляд. Не обязательно верный. Как видим, судьи увидели иначе. В любом случае, история хорошая и добрая, а то, что исполнение хромает, так это ерунда. Детям и так сойдёт. |
|
|