Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Алла Райц 
Тема:Сказочный вектор: обзор новогоднего конкурса в номинации "Детская проза"– 2022Ответить
   К новогоднему конкурсу прозы для детей были представлены самые разнообразные произведения, в текстах которых, по мнению судей номинации, присутствовало конструктивное стремление авторов к изображению мира добра, взаимопомощи и созидания. Что, безусловно, радует.
    Порадовал и творческий подход авторов портала в выборе жанров: это и создание оригинальных сказок, и историй в духе магического реализма, вполне уместно и интересно выглядели пересказы известных сказок, но под другим углом зрения, например, с точки зрения второстепенного персонажа; составление историй, по-новому сочетающих сюжетные линии и персонажи других сказок.
   
    Но в нашем обзоре мы хотим поговорить о том, над чем еще можно поразмышлять, как создать задел на будущее, выработав определенный «сказочный вектор» (и не только для новогодних конкурсов.)
    Ведь, прежде всего, сказка, как и другая иная жанровая история для детей — это магия, составленная из ярких, зримых персонажей и увлекательного сюжета, написанная простым, но образным языком.
   
    Что удалось, а что не очень получилось? Об этом пойдет речь на примерах представленных работ.
   
    Тематическое разнообразие
   
    Итак, первое, на чем сосредоточен автор при написании, а читатель при чтении — это тема истории. Казалось бы, тема была задана новогодним конкурсом, что тут думать. Но раскрывалась она по-разному: через сочетание новогодней темы с другими доминантными темами — личности, семьи, потерь-обретений….
   
    Так, тема семьи и семейных отношений присутствовала в рассказах: «Щёдрики», «Рюкзачок», «Маруся», «Ночное приключение Кота в сапоге», «Когда оживают снежинки. Его звали Рума», «Новогодняя история мальчика», «Погремушка», «Ёлка на потолке», «Снегири», «Подарок».
   
    Тема приключений и магии через воссоздание известных сказок с новой точки зрения раскрывалась в работах «Незваные гости», «Иван-сирота и Снегурочка», «Новогодний сон», «Михайло Потапыч».
   
    Тема первой любви прозвучала в истории «Не чудо», дружбы — в рассказе «И не забудь про меня», становления личности — в детективной истории «Чудес не бывает?».
   
    Сказка с превращениями — «Предновогоднее чудо»; бытовая история с переходом в сказку и превращением — "Рюкзачок".
   
    На этом этапе обзора хотелось бы сказать несколько слов о названиях. Обратите внимание, как многие названия конкурсных работ похожи друг на друга, в то же время мало оригинальных, интересных названий, которые заинтересуют ребенка или побудят родителя купить книжку со сказкой, поименованной шаблонно, неказисто. Названия зачастую не только ни о чем не говорят, это приевшиеся словосочетания, вовсе не рассчитанные на читателя.
   
    Как настроить, так и прозвучит
   
    «Настройки» или атмосфера в конкурсных рассказах вполне соответствовали новогодней тематике: были и волшебные леса, и заколдованные комнаты.
   
    Но все же хотелось бы больше волшебства и футуристического креатива. Ведь ребенок всегда верит чуду больше, чем тому, что мама пришла и сказала «не ешь, тебе вредно»…. А вот если то же самое скажет какая-нибудь волшебная тарелка или пирог, это гораздо интересней.
    В этом смысле хотелось бы отметить удачно обыгранную тему волшебства в рассказах «Новогодний сон», «Маруся», «Михайло Потапыч», «Предновогоднее чудо», "Рюкзачок".
   
    Несколько слов о вступлениях. Как известно, многие сказки начинаются с «жили-были», «давным-давно», и это не приелось за сотни лет. Так уж устроен сказочный мир, начинается он со вздоха. Но не возбраняется и обновлять, разнообразить вступление различными новыми приемами, включая современную действительность.
   
    Например, поменять место действия или присказку — в некоей сказочной стране — на "тот" район, который автору и читателю знаком:... на улице Горького, которая по ночам превращалась.... в сказочный туннель; или старый заброшенный дом один раз в году, в самую лунную ночь….
    То есть, не надо бояться фантазировать и самые обычные и знакомые автору объекты "превращать", тогда превращения выглядят реальными, почти как в "Гарри Поттере".
    Кстати, Джоан Роулинг использовала в качестве антуража вполне реальный замок, поэтому книга настолько достоверна и популярна у детей, все детали волшебного замка и школы описаны со знанием дела.
   
    Речь идет о вступлении, о настройках к детскому рассказу.
    Уникальное вступление необычайно важно, потому что маленький читатель сразу будет захвачен повествованием, открывая мир литературного волшебства.
   
    Когда давать слово главному герою
   
    Хорошо, когда в произведении для детей главный персонаж появляется с первых строк, еще лучше, если персонаж имеет не только имя, но и описание: какой у него цвет глаз, толстый он или худой, во что одет, почему любит, предпочитает то-то или то-то ( неплохо дать хотя бы минимальную информацию).
   
    При уважительном отношении к читателю, автор добьется от ребенка и взрослого максимального внимания к своему произведению, ведь читатели смогут представить героя, а значит, будут с интересом следить за его приключениями.
   
    Наиболее удачные вступления с быстрым "погружением", введением в мир рассказа, судьи номинации отметили в историях: «Маруся», «Новогодний сон», «Щёдрики», «Не чудо».
    В этих же текстах видна и благородная попытка авторов создать уникальных героев, наделить их характерами, "живым", а не ходульным присутствием в рассказе.
   
    Упущения и противоречия, или Куда пропал злодей
   
    Обычно, в детских рассказах помимо главного и положительного героя, вызывающего сочувствие ребенка, присутствует злодей.
    Антагонист неизбежен, он должен быть в рассказе, иначе получится не захватывающая сказка, а надоевшая «овсяная каша-тянучка».
    Конфликт необходим в детском произведении для оправдания присутствия главного героя: что-то он должен преодолевать, кого-то спасать, с кем-то бороться, чем ярче будет описан злодей-противоречие,­­­ тем интереснее раскрутится сюжетная линия.
    Но, к сожалению, зачастую конфликт в современной детской прозе возникает: а) из отношений вполне положительных героев, б) зреет на почве как бы социального конфликта. Пишу "как бы", потому что социальные конфликты тоже надо прописывать достоверно, а значит, их надо знать, изучать, более того, знать, как решить, прежде чем вставлять в детскую историю.
    Поэтому очень часто конфликт без наличия главного злодея прописывается не совсем внятно, не логично, как, например, в историях «Погремушка», «Чудес не бывает?», «Снегири», «Рюкзачок».
   
    С исчезновением злодея неизбежно исчезнет и главный герой за ненадобностью.
    При этом, по нашему глубокому убеждению, в злодея не гоже рядить маму, или братьев, или еду... Здесь нужна реальная фантазия автора — для создания героя-антагониста.
    Нет, конечно, в жизни возможны любые "злодеи", но ведь ребенок познает мир через литературу, и то, что для взрослого понятно (пусть и неприятно), для ребенка оказывается совершенно неприемлемым. Черное должно быть черным, а белое белым, яркие краски — самым главным героям, даже если они отрицательные.
   
    К сожалению, во многих конкурсных рассказах сюжет хоть и крутится вокруг главного героя, но не понятно зачем: главный герой неизвестной внешности, с неизвестным возрастом и характером находится в непонятном месте...
    Читатель зачастую не знает, какие помехи могут возникнуть на пути главного героя к цели (ведь её нет). Неужели придёт на выручку встреча Нового года? А цель — получение подарка? И это всё?
    А ведь в большинстве из представленных рассказов главный герой только тем и занят, что жаждет подарка и тем, как бы его гарантированно получить. А злодей в это время ничем не занят, его просто нет.
   
    Ну, не свеча же, оставленная на столе мамой, не еда — враги нашего героя, не маленькая по метражу квартирка вдруг станет "злодейским героем" для ребенка, в самом деле.
    В детском воображении эти обычно-житейские вопросы проживаются-пережива­­ются­­ без особого напряжения, наоборот, с легкостью превращаются в друзей, а уж окружающее пространство вообще роли не играет для воображаемого мира.
    Сидя в уголке, под столом или стулом, ребенок играючи оказывается в бурном море на катере или на самолете в небе.
   
    Хотелось бы пожелать авторам обратить внимание на героев своих историй, предоставления читателю более четкого описания персонажей, а так же их внятной роли в развитии сюжета.
   
    Язык Языкович и Мораль
   
    Еще несколько слов о языке. Просто, но не скудно, образно, но без излишеств.
   
    Таким, как нам представляется, должен быть лозунг автора при выборе языковых средств для написания детского рассказа. Лучше всего использовать простой и удобный для чтения язык, без многословных и длинных предложений или сложной лексики.
   
    Здесь стоит помнить, что главное в сказке — это персонажи, обстановка, сюжет, а язык по отношению к магическим элементам истории — вторичен (при всей важности), поэтому должен быть прост и понятен как малышам, так и взрослым.
   
    Немного о морали, которая обязательно присутствует в детских произведениях (должна присутствовать!)
   
    Необязательно ее подавать «в лоб», излагая слишком очевидно.
    Но ребенок должен воспроизвести после прочтения, о чем та или иная сказка, чему она учит.
    К сожалению, в представленных конкурсных работах даже взрослый не всегда сможет разобраться, о чем же история и чему учит ребенка. Хорошо, если авторы озаботятся изучением вопроса морали в произведениях для детей, классики русской литературы в этом, несомненно, помогут.
   
    Представленные на конкурс произведения номинации "Детская проза" оценивались по следующим критериям:
   
    1. Глубина раскрытия темы, актуальность и оригинальность идеи (1-10)
    2. Сюжетные, жанровые и композиционные особенности, художественная целостность (1-10)
    3.Техника: выразительные средства, приёмы создания образов, слог, стилистика и пр.(1-10)
    4. Эмоциональный резонанс (1-10)
    5. Грамотность, оформление (1-5)
    Итого: 45 – максимальная оценка от одного судьи, самая высокая оценка от трёх судей — 135 баллов.
   
    Оценки судей: Наталия Букан, Сергей Седов, Алла Райц и общая оценка (соответственно) в порядке поступления работ :
   
    1. Рюкзачок 10,9,8,9,5 = 41; 8,6,8,6,5 = 33; 5,6,5,7,5 =28; 102
    2. Незваные гости 7,8,8,7,5 = 35; 4,2,10,1,5 = 22; 6,6,7,6,5 = 30; 87
    3. Михайло Потапыч 9,8,7,8,4 = 36; 10,8,10,8,5 = 41; 7,8,7,6,5 = 33; 110
    4. Погремушка 9,7,9,8,5 = 38; 7,6,10,8,5 = 36; 7,6,7,7,5 =32; 106
    5. Предновогоднее чудо 8,9,8,8,5 = 38; 8,6,6,5,5 = 30; 8,9,9,8,5 = 41; 109
    6. Ночное приключение «Кота в сапоге» 7,7,8,9,5 = 36; 2,3,6,2,5 = 18; 8,6,7,8,4 = 33; 87
    7. Когда оживают снежинки 8,8,7,8,5 = 36; 6,6,7,4,5 = 28; 8,8,7,8,4 = 35; 99
    8. Новогодний сон 6,8,8,6,5 =33; 2,4,6,4,5 = 21; 9,7,7,8,5 = 38; 92
    9. Новогодняя история мальчика 8,7,8,7,5 = 35; 4,8,6,4,5 = 27; 8,8,7,7,5 = 35; 97
    10. Иван-сирота и Снегурочка 7,7,8,7,5 = 34; 8,3,7,1,5 = 24; 9,7,8,6,4 =34; 92
    11. Маруся 9,10,10,10,5 = 44; 9,10,10,10,5 = 44; 8,9,10,8,5 = 40; 128
    12. Снегири 8,7,6,9,4 = 34; 6,6,6,5,5 = 28; 8,8,7,6,5 = 34; 96
    13. Подарок 8,8,8,9,5 = 38; 4,6,9,7,5 = 31; 8,7,8,8,5 = 36; 105
    14. Чудес не бывает? 8,7,8,7,5 = 35; 8,9,9,7,5 = 38; 9,7,7,6,5 = 34; 107
    15. И не забудь про меня 9,8,7,8,5 = 37; 10,8,7,6,5 =36; 9,8,7,7,5 = 36; 109
    16. Ёлка на потолке 8,7,8,9,5 = 37; 4,6,7,3,5 = 25; 7,8,7,8,5 = 35; 97
    17. Не чудо 8,8,7,6,5 = 34; 7,7,8,6,5 = 33; 9,9,9,10,5 = 42; 109
    18. Щёдрики (колядки) 8,9,9,9,4 = 39; 10,10,10,10,5 = 45; 8,8,9,9,5 = 40; 124
   
   
    Завершая наш обзор, хотим поблагодарить всех авторов, подготовивших произведения специально для новогоднего конкурса, и пожелать дальнейших творческих свершений.
   
    Судья Алла Райц, ведущая номинации
    Судья Наталия Букан
    Судья Сергей Седов
Виктория Соловьёва[24.01.2022 07:41:44]
   Спасибо большое за обзор, за мини-курс по прозе. Интересно было понять нюансы, вникнуть в то, что я сама упустила. Спасибо судейской коллегии за замечания к работам, почти все замечания и пожелания учла. Здесь появился хороший задел на будущее. Просто проза для меня ещё только открывается. Буду пробовать писать ещё небольшие рассказы и миниатюры. Спасибо участникам. Было интересно читать присланные работы. Вообще очень люблю детскую литературу))) Благодарю организаторов за приглашение на конкурс.
   Иногда просто бываешь не в курсе событий, а участвую всегда с удовольствием)
Алла Райц[24.01.2022 16:57:15]
   Спасибо за спасибо, Виктория!
   И пусть проза откроет Вам все свои секреты) Успехов!
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта