К новогоднему конкурсу прозы для детей были представлены самые разнообразные произведения, в текстах которых, по мнению судей номинации, присутствовало конструктивное стремление авторов к изображению мира добра, взаимопомощи и созидания. Что, безусловно, радует. Порадовал и творческий подход авторов портала в выборе жанров: это и создание оригинальных сказок, и историй в духе магического реализма, вполне уместно и интересно выглядели пересказы известных сказок, но под другим углом зрения, например, с точки зрения второстепенного персонажа; составление историй, по-новому сочетающих сюжетные линии и персонажи других сказок. Но в нашем обзоре мы хотим поговорить о том, над чем еще можно поразмышлять, как создать задел на будущее, выработав определенный «сказочный вектор» (и не только для новогодних конкурсов.) Ведь, прежде всего, сказка, как и другая иная жанровая история для детей — это магия, составленная из ярких, зримых персонажей и увлекательного сюжета, написанная простым, но образным языком. Что удалось, а что не очень получилось? Об этом пойдет речь на примерах представленных работ. Тематическое разнообразие Итак, первое, на чем сосредоточен автор при написании, а читатель при чтении — это тема истории. Казалось бы, тема была задана новогодним конкурсом, что тут думать. Но раскрывалась она по-разному: через сочетание новогодней темы с другими доминантными темами — личности, семьи, потерь-обретений…. Так, тема семьи и семейных отношений присутствовала в рассказах: «Щёдрики», «Рюкзачок», «Маруся», «Ночное приключение Кота в сапоге», «Когда оживают снежинки. Его звали Рума», «Новогодняя история мальчика», «Погремушка», «Ёлка на потолке», «Снегири», «Подарок». Тема приключений и магии через воссоздание известных сказок с новой точки зрения раскрывалась в работах «Незваные гости», «Иван-сирота и Снегурочка», «Новогодний сон», «Михайло Потапыч». Тема первой любви прозвучала в истории «Не чудо», дружбы — в рассказе «И не забудь про меня», становления личности — в детективной истории «Чудес не бывает?». Сказка с превращениями — «Предновогоднее чудо»; бытовая история с переходом в сказку и превращением — "Рюкзачок". На этом этапе обзора хотелось бы сказать несколько слов о названиях. Обратите внимание, как многие названия конкурсных работ похожи друг на друга, в то же время мало оригинальных, интересных названий, которые заинтересуют ребенка или побудят родителя купить книжку со сказкой, поименованной шаблонно, неказисто. Названия зачастую не только ни о чем не говорят, это приевшиеся словосочетания, вовсе не рассчитанные на читателя. Как настроить, так и прозвучит «Настройки» или атмосфера в конкурсных рассказах вполне соответствовали новогодней тематике: были и волшебные леса, и заколдованные комнаты. Но все же хотелось бы больше волшебства и футуристического креатива. Ведь ребенок всегда верит чуду больше, чем тому, что мама пришла и сказала «не ешь, тебе вредно»…. А вот если то же самое скажет какая-нибудь волшебная тарелка или пирог, это гораздо интересней. В этом смысле хотелось бы отметить удачно обыгранную тему волшебства в рассказах «Новогодний сон», «Маруся», «Михайло Потапыч», «Предновогоднее чудо», "Рюкзачок". Несколько слов о вступлениях. Как известно, многие сказки начинаются с «жили-были», «давным-давно», и это не приелось за сотни лет. Так уж устроен сказочный мир, начинается он со вздоха. Но не возбраняется и обновлять, разнообразить вступление различными новыми приемами, включая современную действительность. Например, поменять место действия или присказку — в некоей сказочной стране — на "тот" район, который автору и читателю знаком:... на улице Горького, которая по ночам превращалась.... в сказочный туннель; или старый заброшенный дом один раз в году, в самую лунную ночь…. То есть, не надо бояться фантазировать и самые обычные и знакомые автору объекты "превращать", тогда превращения выглядят реальными, почти как в "Гарри Поттере". Кстати, Джоан Роулинг использовала в качестве антуража вполне реальный замок, поэтому книга настолько достоверна и популярна у детей, все детали волшебного замка и школы описаны со знанием дела. Речь идет о вступлении, о настройках к детскому рассказу. Уникальное вступление необычайно важно, потому что маленький читатель сразу будет захвачен повествованием, открывая мир литературного волшебства. Когда давать слово главному герою Хорошо, когда в произведении для детей главный персонаж появляется с первых строк, еще лучше, если персонаж имеет не только имя, но и описание: какой у него цвет глаз, толстый он или худой, во что одет, почему любит, предпочитает то-то или то-то ( неплохо дать хотя бы минимальную информацию). При уважительном отношении к читателю, автор добьется от ребенка и взрослого максимального внимания к своему произведению, ведь читатели смогут представить героя, а значит, будут с интересом следить за его приключениями. Наиболее удачные вступления с быстрым "погружением", введением в мир рассказа, судьи номинации отметили в историях: «Маруся», «Новогодний сон», «Щёдрики», «Не чудо». В этих же текстах видна и благородная попытка авторов создать уникальных героев, наделить их характерами, "живым", а не ходульным присутствием в рассказе. Упущения и противоречия, или Куда пропал злодей Обычно, в детских рассказах помимо главного и положительного героя, вызывающего сочувствие ребенка, присутствует злодей. Антагонист неизбежен, он должен быть в рассказе, иначе получится не захватывающая сказка, а надоевшая «овсяная каша-тянучка». Конфликт необходим в детском произведении для оправдания присутствия главного героя: что-то он должен преодолевать, кого-то спасать, с кем-то бороться, чем ярче будет описан злодей-противоречие, тем интереснее раскрутится сюжетная линия. Но, к сожалению, зачастую конфликт в современной детской прозе возникает: а) из отношений вполне положительных героев, б) зреет на почве как бы социального конфликта. Пишу "как бы", потому что социальные конфликты тоже надо прописывать достоверно, а значит, их надо знать, изучать, более того, знать, как решить, прежде чем вставлять в детскую историю. Поэтому очень часто конфликт без наличия главного злодея прописывается не совсем внятно, не логично, как, например, в историях «Погремушка», «Чудес не бывает?», «Снегири», «Рюкзачок». С исчезновением злодея неизбежно исчезнет и главный герой за ненадобностью. При этом, по нашему глубокому убеждению, в злодея не гоже рядить маму, или братьев, или еду... Здесь нужна реальная фантазия автора — для создания героя-антагониста. Нет, конечно, в жизни возможны любые "злодеи", но ведь ребенок познает мир через литературу, и то, что для взрослого понятно (пусть и неприятно), для ребенка оказывается совершенно неприемлемым. Черное должно быть черным, а белое белым, яркие краски — самым главным героям, даже если они отрицательные. К сожалению, во многих конкурсных рассказах сюжет хоть и крутится вокруг главного героя, но не понятно зачем: главный герой неизвестной внешности, с неизвестным возрастом и характером находится в непонятном месте... Читатель зачастую не знает, какие помехи могут возникнуть на пути главного героя к цели (ведь её нет). Неужели придёт на выручку встреча Нового года? А цель — получение подарка? И это всё? А ведь в большинстве из представленных рассказов главный герой только тем и занят, что жаждет подарка и тем, как бы его гарантированно получить. А злодей в это время ничем не занят, его просто нет. Ну, не свеча же, оставленная на столе мамой, не еда — враги нашего героя, не маленькая по метражу квартирка вдруг станет "злодейским героем" для ребенка, в самом деле. В детском воображении эти обычно-житейские вопросы проживаются-переживаются без особого напряжения, наоборот, с легкостью превращаются в друзей, а уж окружающее пространство вообще роли не играет для воображаемого мира. Сидя в уголке, под столом или стулом, ребенок играючи оказывается в бурном море на катере или на самолете в небе. Хотелось бы пожелать авторам обратить внимание на героев своих историй, предоставления читателю более четкого описания персонажей, а так же их внятной роли в развитии сюжета. Язык Языкович и Мораль Еще несколько слов о языке. Просто, но не скудно, образно, но без излишеств. Таким, как нам представляется, должен быть лозунг автора при выборе языковых средств для написания детского рассказа. Лучше всего использовать простой и удобный для чтения язык, без многословных и длинных предложений или сложной лексики. Здесь стоит помнить, что главное в сказке — это персонажи, обстановка, сюжет, а язык по отношению к магическим элементам истории — вторичен (при всей важности), поэтому должен быть прост и понятен как малышам, так и взрослым. Немного о морали, которая обязательно присутствует в детских произведениях (должна присутствовать!) Необязательно ее подавать «в лоб», излагая слишком очевидно. Но ребенок должен воспроизвести после прочтения, о чем та или иная сказка, чему она учит. К сожалению, в представленных конкурсных работах даже взрослый не всегда сможет разобраться, о чем же история и чему учит ребенка. Хорошо, если авторы озаботятся изучением вопроса морали в произведениях для детей, классики русской литературы в этом, несомненно, помогут. Представленные на конкурс произведения номинации "Детская проза" оценивались по следующим критериям: 1. Глубина раскрытия темы, актуальность и оригинальность идеи (1-10) 2. Сюжетные, жанровые и композиционные особенности, художественная целостность (1-10) 3.Техника: выразительные средства, приёмы создания образов, слог, стилистика и пр.(1-10) 4. Эмоциональный резонанс (1-10) 5. Грамотность, оформление (1-5) Итого: 45 – максимальная оценка от одного судьи, самая высокая оценка от трёх судей — 135 баллов. Оценки судей: Наталия Букан, Сергей Седов, Алла Райц и общая оценка (соответственно) в порядке поступления работ : 1. Рюкзачок 10,9,8,9,5 = 41; 8,6,8,6,5 = 33; 5,6,5,7,5 =28; 102 2. Незваные гости 7,8,8,7,5 = 35; 4,2,10,1,5 = 22; 6,6,7,6,5 = 30; 87 3. Михайло Потапыч 9,8,7,8,4 = 36; 10,8,10,8,5 = 41; 7,8,7,6,5 = 33; 110 4. Погремушка 9,7,9,8,5 = 38; 7,6,10,8,5 = 36; 7,6,7,7,5 =32; 106 5. Предновогоднее чудо 8,9,8,8,5 = 38; 8,6,6,5,5 = 30; 8,9,9,8,5 = 41; 109 6. Ночное приключение «Кота в сапоге» 7,7,8,9,5 = 36; 2,3,6,2,5 = 18; 8,6,7,8,4 = 33; 87 7. Когда оживают снежинки 8,8,7,8,5 = 36; 6,6,7,4,5 = 28; 8,8,7,8,4 = 35; 99 8. Новогодний сон 6,8,8,6,5 =33; 2,4,6,4,5 = 21; 9,7,7,8,5 = 38; 92 9. Новогодняя история мальчика 8,7,8,7,5 = 35; 4,8,6,4,5 = 27; 8,8,7,7,5 = 35; 97 10. Иван-сирота и Снегурочка 7,7,8,7,5 = 34; 8,3,7,1,5 = 24; 9,7,8,6,4 =34; 92 11. Маруся 9,10,10,10,5 = 44; 9,10,10,10,5 = 44; 8,9,10,8,5 = 40; 128 12. Снегири 8,7,6,9,4 = 34; 6,6,6,5,5 = 28; 8,8,7,6,5 = 34; 96 13. Подарок 8,8,8,9,5 = 38; 4,6,9,7,5 = 31; 8,7,8,8,5 = 36; 105 14. Чудес не бывает? 8,7,8,7,5 = 35; 8,9,9,7,5 = 38; 9,7,7,6,5 = 34; 107 15. И не забудь про меня 9,8,7,8,5 = 37; 10,8,7,6,5 =36; 9,8,7,7,5 = 36; 109 16. Ёлка на потолке 8,7,8,9,5 = 37; 4,6,7,3,5 = 25; 7,8,7,8,5 = 35; 97 17. Не чудо 8,8,7,6,5 = 34; 7,7,8,6,5 = 33; 9,9,9,10,5 = 42; 109 18. Щёдрики (колядки) 8,9,9,9,4 = 39; 10,10,10,10,5 = 45; 8,8,9,9,5 = 40; 124 Завершая наш обзор, хотим поблагодарить всех авторов, подготовивших произведения специально для новогоднего конкурса, и пожелать дальнейших творческих свершений. Судья Алла Райц, ведущая номинации Судья Наталия Букан Судья Сергей Седов |