1 Киммерии заветный уголок На сорок лет – пристанище, обитель. Здесь он – творец, художник, небожитель, Философ, прорицатель и пророк. Властитель дум, истории знаток, В которой – созидатель, а не зритель, Степей и моря ревностный смотритель, В хитоне и с прическою «в кружок». «Травою жесткою, пахучей и седой, Пророс бесплодный скат извилистой долины. Белеет молочай. Пласты размытой глины Искрятся грифелем и сланцем, и слюдой». * И Понт Эвксинский ** берегом размытым Манит, влечет поэта, как магнитом. ----------------------- * М. Волошин «Киммерийские сумерки. Полдень» 1907 * * Понт Эвксинский – древнегреческое название Черного моря. 2 Манит, влечет поэта, как магнитом, Не только близкий черноморский пляж, Знаком ему и апеннинский кряж, И римских улиц каменные плиты, И тонкие пушинки - синьориты, И у музея Прадо экипаж, Эль Греко кисть и Гойи карандаш, И танцы, и мадридские орбиты. «Парижа я люблю осенний, строгий плен, И пятна ржавые сбежавшей позолоты, И небо серое, и веток переплеты – Чернильно-синие, как нити темных вен». * История искусств, детали быта… Античность неземною дымкой скрыта. ---------------------------------------- * «Париж» 1909 3 Античность неземною дымкой скрыта, Здесь Кафа, Сугдея, Пантикапей. * И города средь гор, среди степей, По сути, - черноморская элита. Здесь знали Геродота, Демокрита, Здесь, по преданью, плавал Одиссей, Здесь слышны битвы, явствен звон мечей, Эпоха за эпохой пережита. «Безлесны скаты гор. Зубчатый их венец В зеленых сумерках таинственно печален. Чьей древнею тоской мой вещий дух ужален? Кто знает путь богов – начало и конец?» ** Начало и конец! Где устье, где исток – Какое здесь сплетение дорог! ---------------------------------- * Кафа, Сугдея, Пантикапей – старые названия городов, соответственно, Феодосии, Судака, Керчи. ** «Киммерийские сумерки» 1907 4 Какое здесь сплетение дорог! Как уместит их стихотворный сборник? А дни бегут – вот понедельник, вторник, А там и год уходит за порог… И первый сборник – творчества итог, В те «Годы странствий» не войдет затворник. Венеция, Мальорка и Дубровник – Здесь что-то в строках, что-то – между строк. «Как горек вкус земного лавра… Родэн навеки заковал В полубезумный жест Кентавра Несовместимость двух начал». * Несовместимы – «вдоль» и «поперек», - Степная ширь уходит на Восток. -------------------------------- * «Письма» 1904 5 Степная ширь уходит на Восток, Где Керченский пролив за Митридатом, Где Киммерией дышит каждый атом, Проникший в корень, стебель, лепесток, А, может быть, и в лисий язычок, В курганы скифов, начиненных златом, Или в вулкан, так рудами богатый, - Обычный эволюции виток. «Я вновь пришел – к твоим ногам Сложить дары своей печали, Бродить по горьким берегам И вопрошать морские дали». * Морская даль огнем зари повита, У Карадага – самоцветов свита. ----------------------------- * «Моя земля хранит покой…» 1910 6 У Карадага – самоцветов свита, Агаты, сердолики, халцедон… Зубцы, как башни, поднимает он – Вулкана шапка временем прошита. Хотел бы он главой достичь зенита, Да так, чтоб удивился Посейдон, Что скопищем русалок окружен, Чье царство моря в глубине сокрыто. «Над синевой зубчатых чащ, Над буро-глинистыми лбами Июньских ливней темный плащ Клубится дымными столбами». * Но снова солнцем вся земля облита… В прибрежном Коктебеле – дом пиита. ------------------------ * «Над синевой зубчатых чащ…» 1913 7 В прибрежном Коктебеле – дом пиита, Сосредоточье экзотичных стран. Кораблик-дом, поэт в нем – капитан, И карта мореходная раскрыта. Что видит он? На побережьи Крита – Со свечками роскошнейший каштан, А может, то – оптический обман, Дошедший со времен палеолита? «Безвестных стран разбитые заставы, Могильники забытых городов. Размывы, осыпи, развалины и травы Изглоданных волною берегов». * А дом поэта – он и порт, и док, Открытый всем в дни мира и тревог. ------------------------------- * «Города в пустыне» 1916 8 Открытый всем в дни мира и тревог, Как будто вожделенная Итака, Сюда идут и в фраке, и без фрака, Мельканье лиц, столпотворенье ног. Привычно топчут берега песок, Сверкают словно знаки Зодиака, И Гумилев, и Брюсов, и Булгаков, Цветаевский здесь слышен говорок… « И слепнет день, мерцая оком рдяным, И вот вдали синеет полоса Ночной земли и, слитые с туманом, Излоги гор и скудные леса». * И мыслями о вечном занят ум, Ласкает слух прибоя мерный шум. --------------------------- * «Одиссей в Киммерии» 1907 9 Ласкает слух прибоя мерный шум, О чем доносит, что напоминает? Кто в Коктебель приветы посылает – Босфор турецкий или свой Батум? А, может, из Аравии самум, Что так упорно, долго не стихает, И души жертв неумолчно считает Средневековьем пережитых чум? « И куда б ни кинул смутный взор я, Расстилались саваны пустынь Русла рек, иссякших, плоскогорья, По краям, где индевела синь…» * Приносит море траурные трели, О нем не все еще стихи пропели. ------------------------------ * «Армагеддон» 1915 10 О нем не все еще стихи пропели, Про знаменитейший Эвксинский Понт, Что породил феодосийский порт На ближней к Коктебелю параллели. Как здесь снаряды яростно гремели И застилали дымы горизонт. Не ведали ни Бунин, ни Бальмонт Про крымские свирепые метели. «Солдаты навезли товару И бойко продавали тут Орехи – сто рублей за пуд Турчанок – пятьдесят за пару». * А здесь опять волна идет на штурм, Шаги в ночи – тяжелый спутник дум. -------------------------------- * «Феодосия» 1918 11 Шаги в ночи – тяжелый спутник дум, Стремление хоть в чем-то разобраться. И в результате тех ассоциаций – Противник патриарший – Аввакум. * Не избежать Руси тюрем и сум, В который раз слезами умываться, И с кораблей своих вперед бросаться На брег чужой, что мрачен и угрюм. « То было в дни, когда над морем Господствовал французский флот И к Крыму из Одессы ход Для мореходов был затворен». * Печально со страниц стихи смотрели И свернутые в трубку акварели. ------------------------------------ * «Протопоп Аввакум» 1919 * * «Бегство» 1919 12 И свернутые в трубку акварели – Еще один неповторимый дар, Чтоб выразить души своей пожар, Чтобы стихи торжественней запели… Предотвратить кровавые капели, Спасти поэта от тюремных нар, * Сдержать репрессий перегретый пар, Найти друзьям спасительные щели.** « А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других» *** Возможность исповедь его читать Нам многое теперь дает понять. ------------------------------------ * Во время белого террора М.Волошину удалось вызволить из тюрьмы поэта Осипа Мандельштама. ** В период красного террора М.Волошин помог бежать белому офицеру Сергею Эфрону, мужу Марины Цветаевой. *** «Гражданская война» 1919 13 Нам многое теперь дает понять Его непогрешимая кристальность, Сонетов и поэм исповедальность – Не книги, а интимная тетрадь. И время, поворачивая вспять, Столь приближает этой жизни дальность, Что зыбкая романтики реальность Не устает собою увлекать. «Еще томит, не покидая, Сквозь жаркий бред и сон – твоя Мечта в страданьи изжитая И не осуществленная…» * Как прежде продолжает удивлять Ушедших лет незримая печать. ---------------------------------- «Родина» 1918 14 Ушедших лет незримая печать – Восточный Крым, Музей и Макс Волошин. И стих идет к тебе, пускай непрошен, Ничто не может этих чувств унять. И моря переменчивая гладь, И палец Карадага насторожен, И в глубь воды закинутые гроши, Чтоб снова в Коктебеле побывать. «Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его прилива, И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой».* Он песнею своей восславить смог Киммерии заветный уголок. ---------------------------- * «Коктебель» 1918 МАГИСТРАЛ (акростих) Киммерии заветный уголок Манит, влечет поэта, как магнитом, Античность неземною дымкой скрыта, Какое здесь сплетение дорог! Степная ширь уходит на Восток, У Карадага – самоцветов свита, В прибрежном Коктебеле – дом пиита, Открытый всем и вся в дни мира и тревог. Ласкает слух прибоя мерный шум, О нем не все еще стихи пропели. Шаги в ночи – тяжелый спутник дум, И свернутые в трубку акварели… Нам многое теперь дает понять Ушедших лет незримая печать. |