Проблема существования искусства для масс и искусства для избранных существует многие века. Когда-то она действительно имела под собой серьезное обоснование. Избранные (царские семьи и к ним приближенные) имели возможность обучаться искусству, видеть его, чувствовать, пробовать самому сделать что-то неординарное. Остальной же люд жил в своем закрытом мирке, который зачастую сводился к смрадному помещению 2x2, без окон и вида на Монмартр. Хотя кто сказал, что живя в таких невыносимых условиях, люди не были более чувствительны к красоте? Например, с замиранием сердца смотрели на то, как бабочки рассекают их мрачное жилище, освещая его необыкновенными цветами, струящимися с их резных крыльев. Сегодня же когда весь мир превратился в трансконтинентальное сетевое пространство, быть приближенным к красоте стало возможно практически каждому человеку на планете. Включаешь интернет, пишешь: "Музей Прадо", и открывается твоему взгляду вся кладезь мировой культуры. Если не хочешь копать так глубоко, то можно обойтись просмотром голливудской продукции (к которой, кстати, бывает немало ляпов в плане реконструкции исторических событий и интерьеров, но это уже совсем другая песня). В общем, самообразование вещь очень хорошая, особенно если не надо для этого прилагать много усилий. Собственно говоря, интернет открывает нам возможность к горизонтальному построению сообщества (не поймите меня превратно). То есть, если раньше мировой порядок был вертикальный (начальник для выполнения какой-то задачи, просил что-то у своего подчиненного, тот у своего подчиненного, а тот у своего подчиненного), то в сегодняшнем мире каждый человек способен самостоятельно исполнить все действия вертикальной лестницы. Хочешь - читай новости науки и техники, хочешь - воюй за права африканцев в ЮАР, а хочешь - сними ролик о бытие в деревне Усть-Ухрюпинск и залей на YOUTUBE, что бы весь мир узнал, что есть правда жизни. Именно поэтому говорить о сильнейшем различии между предпочтениями широких масс и высокообразованного сообщества сегодня гораздо менее актуально, чем когда либо. В то же время, не смотря на стремление к космополитичности и глобализации чувства красоты, существуют различия в ментальности и в культурном наследии, которые влияют на эстетическую оценку окружающей среды. Рассмотрим на примере выбора интерьеров. В постсоветском пространстве (надеюсь этот термин никого не обидит) существует тенденция создания уюта посредством украшения стен узорчатыми обоями и не редко продолжением этих узоров на потолках. То есть созданием некоей коробочки, в которой будет находиться ее хозяин. Что возможно имеет объяснение желанием создания визуальной теплоты в суровые зимние дни. В то время как средиземноморские тенденции в интерьерах – минимум цвета на стенах и потолках. Что тоже вполне объяснимо климатическими условиями: белый цвет, как известно, является лучшим отражателем солнечного света, которого в Средиземноморье хватает с избытком. Еще одно отличие: в тропических широтах любят увеличивать помещение за счет слияния внешнего и внутреннего пространств. То есть заменяем одну стену полностью на стеклянную (только, разумеется, северную, потому что если открыть южную то Солнце сожжет всю квартиру). А за ней зелень, птички, сад камней, фонтанчик (хотя нет, без фонтанчика, так как лишний расход воды в нашем климате непозволительная роскошь) или урбанистский пейзаж. В широтах приближенных к северу, подобная красота мало исполнима по одной простой причине – холодные зимы. Хотя с использованием современных технологий и это проблема разрешима. И вот еще одна тема, поднятая ранее: может ли средний обыватель украсить свой дом коллекционной мебелью? И достаточно ли он понимает в коллекционных вещах, что бы их покупать? Существует целая серия коллекционной мебели, которая была супер неординарной в свое время (в 20-ые годы прошлого столетия), и смотрящаяся совершенно обыденно сегодня. Например, знаменитые стулья Ле Корбозье (Le Corbusier Chaise Longue) или Мис Вандеро (Mis Vandero – Barcelona Сhair). В европейском обществе даже малопонимающие в дизайне люди знают что есть - стул Мисс Вандеро. и поэтому увидев подобное кресло даже в самом тесном офисе, решат что хозяин подобного заведения практичен, правдив и дорожит своей репутацией, если не пожалел заплатить 2000 евро за покупку одного, но коллекционного кресла. С другой стороны деконструктивистское течение позволило появиться на свет многим произведениям искусства, прозванным почему-то как обычные вещи, например стул архитектора Заа Хадид (Zaha Hadid cirrus seat), кстати, единственной женщины в мире, получившей премию Прицкер. По своим функциональным параметрам это скорее скульптура, нежели стул. Отсюда вопрос: тот, кто покупает себе в дом подобный стул, покупает потому, что ему нравится струящаяся волна плавных линий, олицетворяющих этот самый стул или потому что можно сказать гостям "Это стул от Заа Хадид". Скорее всего - первое, поскольку немногие из гостей поймут, о чем идет речь. Ну и напоследок одна поучительная история. Хозяин одной гостиницы в Мадриде заметил, что посещаемость его заведения сильно упала: слишком много конкурентов. Тогда он решил сделать что-то из ряда вон выходящее, что бы привлечь туристов со всего мира. И что бы останавливались у него не только те, кто находится проездом в Мадриде, а что бы люди ехали в Мадрид, что бы поселиться в его гостинице. Для достижения этой цели хозяин пригласил к себе 14 самых известных и необычных архитекторов мира и попросил каждого из них оформить один этаж его гостиницы. Среди приглашенных были та же Заа Хадид, Рон Арад, Жан Нуво (который оформлял и внешний вид здания) и многие другие. Каждый хорош в своем неординарном мироощущении, в своей концепции миропонимания и мировосприятия. В итоге мечта хозяина гостиницы "Пуэрта Америка" сбылась: весь мир знает о его детище. А стоит ли обычному человеку тянуться к искусству посредством украшения своего дома нестандартными вещами или не стоит, решать вам дорогие читатели. |