Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Елена Петухова
Объем: 5980 [ символов ]
Феномен Сергея Болотникова
Бывает так: открываешь книгу и... становишься ее героем. Вдыхаешь запахи, различаешь рельефные предметы вокруг, действуешь по задумке автора, произносишь фразы, продиктованные им - это все равно как одеть очки, позволяющие видеть объемно и включиться в увлекательную виртуальную игру.
 
Именно такое чувство охватило меня при первом знакомстве с прозой Сергея Болотникова - потрясающий эффект присутствия, который сумел создать автор, заворожил возможностью прожить несколько жизней - и одновременно потребовал взамен полного растворения в ткани произведения. Читая такую прозу, легко можно выпасть из реальности - проехать нужную остановку или забыть о чайнике, что стоит на плите - но это не самое страшное, что может случиться. Самое страшное - что из мира его творений не хочется возвращаться - жизнь, что вокруг, выглядит довольно тускло, безжизненно и фальшиво по сравнению с воссозданной им параллельной реальностью. И разгадка такого эффекта - отнюдь не в используемых элементах фантастики и преувеличениях, а в способности посмотреть на обычные, казалось бы, вещи незамутненным повседневными заботами, непосредственным, искренним взглядом - взглядом взрослого человека, в глубине души оставшегося ребенком. Сохранившего в себе все то, о чем так часто ностальгируют взрослые.
 
Взрослые приучены врать. Герои очерков Сергея Болотникова не стесняются признаваться в своих самых, казалось бы, нелицеприятных чувствах. Они непосредственны как в хорошем, так и в плохом, и не стремятся к приукрашательству своих эмоций. Так, например, в очерке "Крыса" герой- повествователь, присутвующий на похоронах одноклассника, так описывает кульминационный момент прощания с телом:"Потом она (мать) нагнулась и принялась целовать мертвого Крысу снова и снова, а мы ощутили тошноту и я даже подумал, как такое возможно - разве ей не противно целовать мертвеца, который, как уже четко стало видно, успел слегка разложиться?" Или - чуть ниже - "Как-то, шагая зимним утром в школу, мы вспомнили прошедшие похороны и приятель пожаловался мне, что Крыса пару раз ему снился. "А мне так противно, - сказал в ответ я, когда я представляю себе, как он сидит у меня на спине! Он же касался меня руками, представляешь? А теперь умер." Что может быть непосредственней этих мыслей? Многие из нас испытывали подобное ощущение. Но вряд ли кто-то признается в таких мыслях - чаще пытаемся сделать вид, что вошли в положение родственников умершего - при том, что полностью мы в него все равно войти не способны.
 
Точно так же мы скрываем и свою сентиментальность. Век достаточно динамичен, чтобы оставлять нам время на излишнюю лирику. И мы хороним в своей душе подчас самые теплые чувства, боясь быть обвиненными в бесхребетности. Герой-повествователь очерка "Рефлексия серой мыши на краю света" не боится казаться мягкотелым. В основе рассказа - история о том, как он по неосторожности раздавил маленького серого мышонка -- казалось бы, рядовой и ничем не примечательный случай. Но так видится лишь с первого, поверхностного взгляда. Читая эту историю, погружаешься в "мышиный" мир, начинаешь сочувствовать этому миру - и в финале разделяешь переживания героя, сравнивающего это небольшое происшествие по силе эмоционального воздействия с бурей, разворачивающейся параллельно. Нет маленького, незначительного зла и зла абсолютного - к такому выводу приводит нас автор. И одно вполне со временем может перерасти, преобразоваться в другое; убить живую душу - это зло, даже если речь идет о мышонке. Где-то далеко буря рушит постройки, ломает деревья - и губит людей, оставляет их без крова, а в уютной комнате происходит свой маленький конец света - для отдельного живого существа. Все в мире связано и построено по принципу матрешки: мышиный мир "встроен" в более масштабный мир людей, а людской - в мир вселенной, которая бунтует и может раздавить нас так же легко, как мы можем раздавить мышь.
 
Параллелизм мышиного и людского мира намечается автором тонко: он подбирает нужные слова для того, чтобы подготовить читателя к трагическому восприятию того, что случится в финале: мыши очеловечиваются - это "маленькое семейство", где присутствует "мышь-мама", а мышата "шустрят пол полом". На этом фоне люди, травящие их ядом, кажутся чуть ли не монстрами - все относительно, хочет сказать автор, и важно уметь видеть мир объемно, с разных точек зрения.
 
Возможно, именно эта способность позволяет ему легкими штрихами создать любую атмосферу - и погрузить читателя в нее с головой. При чтении бросается в глаза яркость, сочность описаний, захватывает дух от ощущения биения пульса жизни. В очерке "Безумные семидесятые" он в один абзац вмещает все то, о чем можно написать тома, не раскрыв при этом темы, потому что апеллирует не к нашему разуму, а к чувствам - надо лишь следовать за ним, и он уведет нас в то далекое время - "время мягких звуков, ярких, блестящих игрушек, время мишуры, блесток, разноцветных огоньков, нарождающихся танцполов и автомобилей длиной с катер, время бездумное и легкое, слишком яркое, чтобы быть вдумчивым, слишком усталое, чтобы протестовать - оно было легким во всем, как сияющий мыльный пузырь, прекрасный во всей своей простоте, и столь же хрупкое - сверкающий ренессанс двадцатого столетия, оно осталось в памяти современников крошечным золотым веком, и чем более мы удаляемся в мир без идеалов, тем ярче и красивее кажутся они - пустые и глупые семидесятые, когда мир танцевал в мерцающих огнях разноцветных прожекторов."
 
Читая произведения Сергея, хочется крикнуть:"И я ощущаю то же самое!", невольно возникает мысль, что и сам способен написать что-то подобное. И это чувство потрясающего единения с автором и его повествователями, открывающаяся в читателе способность вживаться в мир произведений, отрываться от земли и составляет то, что я называю феноменом Сергея Болотникова.
 
Страница Сергея Болотникова на "Всей королевской рати":
 
Copyright: Елена Петухова, 2004
Свидетельство о публикации №31356
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.11.2004 21:07

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта