Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Василий МироновНоминация: Разное

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ

      ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ
   
    Когда-то очень давно, ещё в пору развитого социализма, ну или чуть-чуть недостроенного коммунизма - (Хрущёв, ведь, обещал достроить его к восьмидесятому году, да, видно, к тому времени коммунизм успели построить только для тех, кто всё это и придумывал, чтоб народ порадовать), то есть в самом начале восьмидесятых, когда магазины блестели пустыми полками, случилось мне пропутешествовать через три ещё советские прибалтийские республики - Литву, Латвию, Эстонию. Ехал долго, автобусами с пересадками от города к городу, от столицы к столице. Хоть и мельком, но я успел погулять по каждой из них и, естественно, не зная языков, очень часто нуждался в справочной помощи. Первый сюрприз меня ожидал уже сразу после выезда за невидимую тогда границу Белоруссии. В небольшом магазинчике у дороги продавщица долго предлагала мне бутылку водки в ответ на просьбу "бутылку воды": она никак не могла понять - как это русский просит воды, а не водки?
    С недовольным видом подала мне, наконец, бутылку "Буратино" только после того, как я тыкнул пальцем в этот детский напиток. Второй сюрприз меня ждал в Риге. В этом городе жил мой двоюродный дядька, но я не знал его точного адреса и хотел решить эту проблему через справочную паспортного стола. Когда справочная отозвалась на экзотическом для меня латышском, я задал вопрос на русском языке. Ответ был мгновенным и тоже на русском - "нет такого". Уверяю - и секунды не прошло, то есть - она даже искать не стала. Не солоно хлебавши, я долго думал над этой помощью не частного лица, заметьте, а государственной службы, пока ехал в следующую столицу. И вот - Таллинн, тогда ещё с одной "н" в конце слова. Тут на меня сюрпризы посыпались, как из рога изобилия. Великолепный старинный город: древние стены, булыжник, шпили - красота. Но поразило меня не это. Поразило то, что в гастрономах я увидел лежащую на прилавках абсолютно свободно, без никаких очередей варёную колбасу. Тогда у нас в городе её выбрасывали через бойницу с тыла магазина к самым большим праздникам - 7 ноября, Новый год… и люди часами стояли в огромной толпе целыми семьями, привлекая своих детей и арендуя соседских, так как количество палок колбасы выдавалось подушно.
    А тут среди бела дня лежит колбаса и никому не нужна! Но самое поразительное - она была порезана на кусочки по 200-300 граммов! Зачем резать, зачем портить? - думалось мне, но нет, никто не хватал ни палками, ни кусочками. Дальше - сплошные сюрпризы - мне улыбались из-за обратной стороны прилавка. Представляете? Правда, только до тех пор, пока я не открывал рот. Услышав русскую речь, продавцы мгновенно надевали маску презрительной надменности.
    Уже начинало темнеть, когда мы увидели (я ездил со своей тёткой), идущею навстречу и навзрыд рыдающую женщину. Мы разговорились - это была приезжая хохлушка и приехала она за тем же, что и мы - за новым чудо-лекарством "АУ-8", которое изготовлялось только здесь и, естественно, было от всех болезней. С последней надеждой спасти своих родственников сюда стекались люди со всей необъятной страны, я видел людей, прилетевших самолётом с Урала, из солнечного Закавказья и т.д. Они стояли ночами и на второй-третий день по спискам получали несколько поллитровых бутылок с ржавой жидкостью. Как потом сказал местный таксист - это просто свекольный отжим и всё… То есть, по сути это была самая первая "МММ".
    А плакала эта милая хохлушка от того, что спросила у одного эстонца, как пройти к нужной улице, а тот с криком "нечего вам сюда ездить" обматерил женщину. Другой просто указал противоположное направление. Зато когда мы обратились к девушке, услышав родную речь - она обрадовалась, оказалась нашей землячкой из Гродно, всех троих устроила на ночлег прямо на каком-то заводе, где работала простой лаборанткой по распределению.
    Вот такая разная помощь, но запомнилась на всю жизнь и та, и эта. И национальность тут ни при чём. Искреннее желание помочь человеку - это культура, это воспитание. Помочь другому человеку, потому, что тебя это не обеднит, а другого - по-настоящему выручит. Вот вы сидите в кафе, не можете там чего-то понять, появляется официант… Один кисло смотрит - мол, пришли тут дебилы всякие. Но бывает и другой, который действительно волнуется за то, чтобы вы не ушли голодным и недовольным, потратив деньги. Деньги, улыбнётесь вы, мол, за чаевые старается. И да, и нет. Стараться для кошелька - это тоже не каждому дано, иной и чаевые ждёт и всё равно смотрит на вас, как комар на черпак металлический - с ненавистью, что укусить нельзя, а так хочется! Он знает, что качество его услуг может отразиться на кошельке, но плевал он на чаевые, если на то пошло - он себя не на помойке нашёл. Он просто НЕ ХОЧЕТ помогать, нет у него такой внутренней потребности. И это уже никакими деньгами не исправить. А вот тот второй действительно хочет помочь вам выйти из затруднительного положения, ему это ничего не стоит, а вам он может помочь. И главное - ХОЧЕТ помочь.
    Я живу в районе, где есть прекрасная новая поликлиника: новые кабинеты, новое оборудование, замечательные врачи… Но не все. Если железо и можно заменить на более усовершенствованное,­ то человека, его внутреннюю культуру не заменить.
    У меня был участковый врач и я, закреплённый к ней территориально, заходя в кабинет, постоянно испытывал на приёме некий дискомфорт, неудобство, стеснение. С первых секунд рождалось ощущение, будто я отрываю человека от важных дел уже только своим присутствием. Нет, она не грубила, не кричала - она была просто равнодушна, безразлична к тому, что я говорю. От врача ждут, разумеется, что он должен хотеть помогать. Но профессия не может заставить чего-то хотеть. Нельзя по требованию влюбиться, нельзя по требованию захотеть. Человек или хочет, или не хочет. Моя участковая была зимой и летом всегда в одинаковом настроении безумно уставшего человека, у которой вселенского масштаба личные проблемы, а тут некие больные ходят день, жалуются на что-то, дверями хлопают. И она сидит с авторучкой и пишет, пишет, не отвечая на приветствие и ни разу не поднимая головы. Практически ни одного вопроса больному, только если он сам захочет что-то пролепетать. И этого не просто достаточно, этого даже излишне много. Рецепт готов, следующий. Но и на следующего голова так и не поднимается. И придраться, вроде не к чему, и приходить к ней не хочется. Просто видно, что ты для этого врача - пустое место. Это не просто дефект профессионализма, это дефект психологической культуры. Ну нет у неё эмоционального участия, нет ощущения у неё, что это живые люди и они нуждаются в помощи.
    Узнав о том, что сейчас можно при желании поменять свою принадлежность от одного участкового другому, я навёл справки, как это делается и собрался писать заявление. И тут, к моему счастью, эта участковая сама уволилась. Меня перенаправили к другому врачу без всяких просьб и - о, чудо! Новый врач оказалась абсолютно противоположной прежней. Я не хочу сказать, что она делает что-то особенное, словно я пациент кремлёвской клиники. Нет, всё то же самое, но как! Я не говорю об объёме помощи, я говорю об объёме заинтересованности. Лёгкая, добродушная улыбка тоже уставшего человека (я не говорю, что это лёгкий труд - выслушивать день чужие страдания), пару слов не из лексикона медицинской энциклопедии, и ты видишь, что ты такой же человек, а не какая-то шмокодявка, мешающая врачу осуществлять гигантский процесс мысли о таинствах земного бытия. Такое отношение к людям не купишь шоколадкой, оно идёт изнутри. Это и есть психологическая культура.
    Это одна сторона медали, но есть и другая. Есть много людей, которые просят о помощи постоянно. Это отличный способ переложить ответственность за свою жизнь на других. Получается, что и делиться помощью у нас пока не научились, и просят, иногда, не по делу. У одного - жизнь, как стихийное бедствие, но он героически молчит, барахтается и тонет сам, а другой постоянно ходит с таким несчастным видом, что все носятся с ним, как с писаной торбой, предлагая всевозможную помощь без конца и края.
    Ну, не надо ставить человека в неловкое положение, прося денег взаймы. Ему и отказать неудобно и положение, возможно, не лучше вашего. Когда-то давно, ещё по старому адресу, одна соседка постоянно в конце месяца одалживала у меня пятёрку. Ежемесячно. Однажды я сказал ей - ну сэкономь ты эту пятёрку один раз. Один раз - и всё, проблема закончится, тебе больше не придётся беспокоиться и ходить ко мне. Обиделась. Когда ты просишь о чём-то, думай и о том, что ты должен отнять у человека какое-то время, усилия, которые он должен потратить на тебя. Прося, надо самому быть предельно тактичным и деликатным, уважая интересы того, у кого просишь. Это тоже психологическая культура.
    Все мы видели в электричках наглых цыганят, которые по-деловому собирают дань от сморщившихся пассажиров. Я не дам. Не потому, что мне жалко, а потому, что я всё детство провёл очень близко к цыганской среде и прекрасно знаю - как и для чего это делается. Это идёт целенаправленный рутинный процесс воспитания наглости с пелёнок.
    Или всевозможные попрошайки типа "люди добрые, помогите, кто чем может, сами мы не местные…". Я не помогу и не подам, и не потому, что чёрствый такой, а потому что прекрасно понимаю, что это хорошо отлаженная система по вытряхиванию кошельков у сердобольных граждан. Весьма прибыльный, кстати, бизнес и занимается им хорошо организованная структура профессиональных попрошаек, у которых есть своя территория, своё начальство и т.д. Я лучше заплачу впереди стоящей бабушке за сыр, когда она трясущимися руками перед кассой пересчитывает жалкие копейки, раздражая молоденькую кассиршу, и никак не поймёт, что не видать ей этого сыра ни сегодня, ни завтра, ни вообще. А потом удивлённый, но по прежнему равнодушный взгляд мне в спину кассирши - тьфу, дурак какой-то. Кстати, этот взгляд - это тоже культура, вернее - её отсутствие.
    Это наша страна, наши люди, наша культура. Желание и умение войти в положение другого человека - это напоминание, что человек человеку всё-таки не волк, а друг. Но и вхождение в положение может быть только обоюдным. Я не буду называть - где конкретно, чтобы не выглядеть подхалимом, если там меня узнают, но есть в нашем городе один магазинчик, в который я люблю заходить. Обычный, продуктовый. Там работают замечательные продавцы, кассиры. Наверное, многие это отмечают, раз приходят сюда постоянно, но никто им об этом не говорит, и редко улыбаются в ответ на их улыбку - стесняются, не привыкли ещё. А я говорю и тоже шучу и улыбаюсь в ответ, потому что меня восхищает их чёткая профессиональная работа. А ведь, это может делать каждый человек и каждый день. Глядишь, и у кого-то в ответ появится желание уступить место в транспорте пожилому человеку не потому, что люди косо посмотрят, а потому, что ты видишь - ему действительно тяжело, а тебе ничего не стоит проехать пару остановок стоя.
    Почему-то мы боимся первыми сделать кому-то что-то доброе ни за что, а просто так, как в одном мультике звери цветы передаривали. Боимся, что нас не поймут или вообще плюнут в лицо? Может, кто и плюнет - в переносном смысле, конечно. Но если продолжать бояться, то и будем стоять вот так - оплёванными с головы до ног у врача, в парикмахерской, в магазине, в банке, в конторе… ещё долго. Да не бойся быть первым, улыбнись и помоги ближнему своему. И вместе посмотрим, что будет дальше. Уверен - ты не разочаруешься.

Дата публикации:08.11.2011 22:37