Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: И. А. ШевченкоНоминация: Литературно-критические статьи

Cпектральный анализ трехстиший.

      Существующая классификация трёхстиший: иронические, свободные и собственно хайку, на наш взгляд, недостаточна. Да и традиционное деление хайку по жанрам на сезонные, любовные, разлуки, странствий, приветственные, скорби и т.д. носит по большому счёту внешний характер.
   Читая трёхстишия, мы на интуитивном уровне ощущаем его художественную ценность. Трёхстишия, которым мы ставим оценку 9.0 и выше, представляют для нас художественную ценность, и именно их мы и будем называть хайку.
    Один из нас, Михаил, при оценке хайку настроен обычно консервативно, в духе древнеяпонской поэзии. Другой, который Игорь, имеет слабость всё олицетворять, поэтому часто защищает неканонические произведения.
   Принципиальные беседы постепенно сблизили наши позиции на другом уровне понимания современных хайку. Так появились с 1 по 6 классы хайку. Теоретизируя далее, как менделеевцы, мы нашли ещё два незаполненных класса: 7 и 8. Мы предлагаем совместными усилиями заполнить эти классы достойными примерами.
   8 классов. Как в периодах таблицы Д.И.Менделеева, с увеличением номера ослабевают металлические свойства и, наоборот, усиливаются – неметаллические,
   так и от класса к классу, хайку в зависимости от авторского вмешательства постепенно меняют свою внутреннюю структуру, как - от угла преломления солнечных лучей участки радуги изменяют цвет. Поэтому и классы мы назвали согласно цветам радуги: от красного до фиолетового. Последний класс, имеющий черты внутреннего совершенства, мы ассоциируем с белым цветом.
    Базисными понятиями (векторами) мы считаем:
   1) наличие вещественной картинки в хайку,
   2) эмоциональное отношение автора,
   3) интуицию читателя или художественное чутьё.
    Понятно, что художественное восприятие у всех разное, поэтому мы стараемся оценивать вдвоём, чтобы не пропустить ценных произведений.
   
   
   I. Красные хайку.
   Ключевая фраза – «вещественная картина, нет авторского присутствия».
   Содержательная характеристика.
   В основе хайку лежит вещественная картинка без авторского присутствия. Свобода автора лишь в выборе предметов. Как правило, в красных хайку картинка отражает конкретный момент во времени.
   Формальной характеристикой может служить обилие существительных. Прилагательных или наречий не больше одного.
   Например.
   
   Старый пруд.
   Прыгнула в воду лягушка.
   Всплеск в тишине.
    («Японские трёхстишия», Басё, пер. с яп. В.Н.Марковой, Лабиринт Пресс, 2002, с.37)
   Прилагательное «старый» практически не несёт эмоций.
   
   У дороги - крест,
   У креста - скамья и стол,
   На столе - стакан.
    (И. А. Шевченко, «Осень», «ВКР-4»)
   
   II. Оранжевые хайку.
   
   Ключевая фраза – «вещественная картина, обозначено авторское присутствие».
   В основе – вещественная картина, но появляется намёк на эмоциональность. Автор едва заметно, кивком головы, движением глаз намекает на эмоциональную окраску. В оранжевых хайку проявляется авторское видение не только в выборе предметов для картинки, но и в лёгком налёте эмоций. Прилагательных или наречий два-три.
   
    На голой ветке
    Ворон сидит одиноко.
   Осенний вечер.
    («Японская классическая поэзия», Басё, АСТ, 2003г, пер. В. Марковой, с.216)
   
   Девушка-вампир
   грустно в зеркало глядит:
   пусто за стеклом.
    (Silver Wolf, «Дайджест№1», №25)
   Здесь слово «грустно» вносит эмоциональный оттенок в картину и выдаёт авторское присутствие.
   
   
   III. Жёлтые хайку.
   
   Ключевая фраза – «вещественная картина, явное присутствие автора».
   Вещественная картина подаётся явно эмоционально. Наличие метафор становится почти обязательным. Автор явным образом обозначает отношение к ситуации. В картинку включаются метафоры, олицетворения традиционно сочетаемые, органично присущие предметам и явлениям (пассивные олицетворения).
   
   Камнем спит гора,
   а вокруг камней горы
   камни спят горой.
    (И. А. Шевченко, «Дайджест №1», №24)
   
   Ночью под снегом
   Спят, прижавшись друг к другу,
   Горы Синано.
    (Кобаяси Исса, «Ливень пятой луны», С-П, «КРИСТАЛЛ», 1999г, пер. Т.А. Соколовой-Делюсиной,­ стр.92)
   
   IY. Зелёные хайку.
   Ключевая фраза – «сильное вмешательство автора в вещественную картину».
   Автор вторгается в ситуацию и лепит из неё картинку по своему усмотрению, заставляя читателя идти жёстко заданным путём. Сильная метафоричность, активные олицетворения, каламбуры. Однако, реальная картина ещё первична, хотя уже начинает прогибаться под наслоением личных эмоций. Сюда можно отнести произведения в стиле хайкай.
   
   В кольце облаков
   Забился солнечный мяч!
   Горы обнялись.
    (И. А. Шевченко, «25 хайку», «ВКР2-1»)
   
   Первые четыре класса содержат, на наш взгляд, классические хайку, так как основой для них является вещественная картина.
   
   Y. Голубые хайку.
   Ключевая фраза – «авторские эмоции первичны, вещественная картина как их следствие».
   Первичной становится эмоция, из которой материализуется (визуализируется) вещественная картина. Часты сравнения, для лучшей передачи чувства. Вещественная картина в голубых хайку всё более размывается.
   
   
   Утро. Но медлит рассвет:
   Зимнее солнце лениво,
   Словно жена в воскресенье.
    (Ivar, «Дайджест №1», №28)
   Твоя улыбка
   Тает на сером асфальте
   Листьев шуршаньем
   (А.Пас, «Дайджест №1», №19»)
   
   Сладко-тревожно.
   Да, нет, не свидание.
   Плещется рыба.
    (В.Экспресс, «Дайджест №1», №18»)
   В первой строке – романтическая эмоция. Вторая – показывает, что мы ошибаемся, и лишь в третьей понимаем, что речь идёт о чувстве рыбака.
   
   
   YI. Синие хайку.
   Ключевая фраза – «авторская символика и отражения».
   И снова первична эмоция, но в реальную картину она уже не отливается и появляется в виде символа. Картину можно рассматривать уже лишь отражением вещественной. Мир в синих хайку представляется отражением в зеркале авторских чувств.
   
   Движение душ
   в локомотиве жизни
   на рессорах сна.
    (И. А. Шевченко, «Дайджест №1», №110)
   
   Ковшом вечера
   Черпаются песчинки
   Отставших часов.
   (В.Экспресс, «Дайджест №1», №20»)
   Зимний вечер. В это время «ковш» опускается к горизонту. Часы отстают, так как страна перешла на зимнее время. Но одновременно мы вспоминаем о космических часах из 12 созвекздий и мысль тонет в символике.
   
   
   
   YII. Фиолетовые хайку.
   Ключевая фраза – «авторские эмоции не выстраиваются ни в вещественную картину, ни в отражения, ни в символику, а существуют лишь в чистом виде».
   Картинка исчезает, чисто авторское видение, одни эмоции. Этот класс аналогичен первому. Но это картина, рисуемая эмоциями. Характерно отсутствие существительных.
   
   Не верь, не бойся,
   не проси
   И успокойся
    (Группа Тату «Не верь, не бойся, не проси»)
   
   Полчаса поезда под откос
   Полчаса не твоя полоса
   Полчаса, полчаса - не вопрос
    (Группа Тату «30 МИНУТ»)
   
   Не говори, им не понятно.
   Только без них,
   Только не мимо.
   Лучше никак,
   Но не обратно.
    (Группа Тату «НАС НЕ ДОГОНЯТ»)
   Удивительная абракадабра, но впечатляет.
   
   YIII. Белые хайку.
   Ключевая фраза – «нет вещественной картины, нет картины отражения, исчезают авторские эмоции, область невещественного и безлично-интуитивног­о».­
   Самодостаточная интуиция.
   В составе хайку могут быть одни частицы.
   Пример трёхстишия кандидата в белые хайку в качестве начала дискуссии.
   
   слышишь, идёт дождь? –
    но ты не услышала
    из-за дождя
    Sabaka Saseda («Хайкумена», вып.1,2003г, стр.54)
   Картина-то нарисована неявно, в отражении. Эмоции явно тоже отсутствуют.
   
   Наш опыт говорит, что писать зелёные трёхстишия легче, но зато выйти на приемлемый уровень качества (хотя бы 9 баллов) гораздо труднее: большое значение приобретает эстетическое чувство дозволенного, к примеру, как у ТоМ(а).
   Фиолетовые – мы вообще не рассматривали, но предполагаем, что рано или поздно эмоциональные хайку обретут сторонников. Думается, что написать стоящее фиолетовое хайку ещё труднее зелёного.
   Белые хайку для нас пока ещё загадочны.
    Резюме.
    Все трёхстишия, которые трогают нас, мы разбили на 8 классов, семь – по цветам радуги, восьмой назвали белым, так как теоретически он может иметь свойства любых классов. Первично художественное впечатление, поэтому зелёное хайку, например, в 9.8 балла, для нас будет, вообще говоря, ценнее, скажем, жёлтого хайку с оценкой 9.0 балла. Теперь мы можем говорить с авторами, имея классы в качестве ориентира.
   Спасибо всем, прочитавшим нашу статью. Приглашаем принять участие в конкурсе восточных форм на litkonkurs.ru
   
    Игорь Шевченко и
    Михаил Кожин.

Дата публикации:30.04.2009 06:45