Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Надежда КоганНоминация: Рецензии

Два мифа (Рецензия на стихотворение "Возвращение на Итаку" Геннадия Ермошина")

      Возвращение на Итаку
   начерченный травинкой на песке,
   мой мир дрожал на тонком волоске,
   вот-вот готовый вдребезги разбиться…
   день-лицедей в дурацком колпаке
   шалтал-болтал на мёртвом языке
   и всё никак не мог наговориться.
   
   впивался в память острым коготком, -
   скажи, по ком скорбишь ты, друг, по ком? -
   как эскулап, мои тревожа раны…
   вернись, Улисс!.. – шипел в камнях прибой,
   кричала чайка в дымке голубой.
   дышал причал макрелью и шафраном,
   
   прогорклым маслом, хлебом и вином…
   «Арго» спешил за золотым руном…
   а здесь застыло в позе страусиной
   пространство-время, шевелясь едва…
   и за борт, за борт - бренные слова,
   обёрнутые старой парусиной…
   
   и скрыта суть под разным барахлом,
   как Афродита - в девушке с веслом,
   и нет проблем страшнее скарлатины…
   а где-то там – среди немой толпы –
   безмолвен сфинкс… остриженные лбы…
   и фараон, и партия - едины…
   
   страна войны, теплушек с кипятком,
   по ком звонит твой колокол, по ком?
   ты так давно больна невозвращеньем…
   непокаяньем каинов своих…
   быть может, я и сам - один из них,
   и что твоё прощанье и прощенье?..
   
   купаю деревянного коня…
   песочный город, помнишь ли меня?..
   то улыбнусь, то плачу неумело,
   твой блудный сын, уставший от разлук…
   и поднимаю свой истёртый лук…
   и посылаю гибельные стрелы!..
   
   Откуда и куда – возвращение для автора и его героя?
   
   Вот он, мир откуда надо вернуться:
   :
   «начерченный травинкой на песке,….
   ….. дрожал на тонком волоске,
   вот-вот готовый вдребезги разбиться…»
   
   Этот хрупкий мир, мир нашего бегства, мир наших сновидений – Эллада, мифы, герои. В него так славно убегать и так не хочется возвращаться. Там ты – веселый Одиссей, затерявшийся в просторах ойкумены. И возвращение в этом мире – совсем другое возвращение.
   
    - вернись, Улисс!.. – шипел в камнях прибой,
   кричала чайка в дымке голубой.
   дышал причал макрелью и шафраном,
   прогорклым маслом, хлебом и вином…
   «Арго» спешил за золотым руном…
   
    Это праздничное возвращение Одиссея на родной, теплый остров из широкого мира, в мифический дом, куда всегда тянуло, без которого и от Полифема бы не сбежал, и у Цирцеи бы остался. ..
   Но постепенно проявляются сквозь расходящийся туман черты уже не любимого эпоса, не мифа, а мира, в который герой возвращается по-настоящему:
   Застывшее пространство-время, упрятавшее голову в песок от всех перемен и всех ойкумен, вместе взятых.
   Слова, сброшенные за борт - точь-в-точь по манифесту футуристов: «Сбросим Пушкина с корабля современности!»
   (Так и сбрасывали одно за другим: античность, Пушкина, Возрождение, культуру – все слова, завернутые в парусину, словно покойники…)
   Суть, спрятанная в уродливую форму.
   Немая толпа. Она же безмолвный сфинкс. Она же народ, который безмолвствует…
   Но если у Пушкина безмолвствующий народ – судья, то в этом мире он просто немой калека.
   . Потому что Пушкина, сами помните – с корабля современности…
   А немой сфинкс только и может кивнуть в ответ на замечательный лозунг «фараон и партия – едины»
   И вот мертвый язык дня-лицедея и речь колокола той страны, в которую, хочешь не хочешь, надо возвращаться, объединяются, как миф в мире, мир в мифе, а, может быть и два мира, два мифа, а между ними мечется и мается бесприютная душа. И возвращенье – боль. И невозвращенье, непокаянье – боль. И сливается «Купание красного коня» с деревянным троянским конем, и рассыпается город, построенный на песке, как рассыпался древний Илион, и вернувшийся Одиссей посылает гибельные стрелы. Куда?
   В суконный миф, подменивший красочный мир?
   В красочный миф, столько лет заслонявший необходимость выбора?
   Нет ответа.
   А впрочем, на то и талантливые стихи, чтобы не было однозначного ответа. Чтобы каждый решал сам.
   В этих стихах содержание само определяет форму. Пятистопный ямб с пиррихием на предпоследней строфе, словно гекзаметр, набегает прибоем. Отсутствие прописных букв следует за слитностью и нерасторжимостью мира и мифа в душе героя, образный строй глубок и многозначен.
   Серьезные размышления. Высокая поэзия.

Дата публикации:30.01.2006 15:46