Гостиная-мастерская № 3 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Николай,мне бы лучше перенести, у нас Рождество, а потом я уезжаю до 5 января. Не будет возможности участвовать в обсуждении.Да и рассказ Ольги я ещё не читала. |
| Можно передвинуть очередность, чтобы Ольга 10 января спокойно праздновала свой день. |
| Галина, только не обижайся! Сюжет хороший – спору нет. Но интриги не получилось, просто нет развития сюжета. Попробую, объяснить свою мысль, чтобы понятно было. В рассказе две ярко выраженные Фабулы. Это и хорошо, и плохо. Потому что очень трудно сделать это «хорошо». Но если это получится, то будет очень красиво. В этом рассказе не получилось. Любой рассказ должен состоять из завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Завязка длится до тех пор, пока не начнётся развитие сюжета, то есть, когда читатель поймёт, о чём рассказ. Когда в рассказе две Фабулы, завязка должна как-то их соединить. Вот начинается рассказ. Первая страница про Маришку. Завязка – читатель ничего ещё не понимает. Вторая страница про девочку, которую он спас. Завязка – читатель всё ещё ничего не понимает. Третья страница – авария. Завязка – также не понятно. Это до того, как он девочку спас или после? Вот только с лодки Харона, читатель начинает делать какие-то предположения. Но во временном отношении спасение девочки и авария – также не понятно. Что было вперёд? Реально сюжет начал развиваться вот отсюда: «- Как тебя зовут-то? – поинтересовался я у девочки. - Анка, - нехотя ответила. - А лет сколько? – хоть клещами тяни, закрылась в себе, глаза, как у испуганной лани. - Четырнадцать. - Не молчи, расскажи, почему с жизнью молодой расстаться решила. Она только голову опустила». Развивается сюжет пресно. Кульминация отсутствует. Окончание очевидное. И совсем удивило отсутствие эмоций. При таком сюжете эмоции должны зашкаливать. А здесь просто сплошной эмоциональный фон, слегка грустный. Где плакать, где радоваться за героев – непонятно. Чтобы не быть голословным: «Я блаженно вдыхал воздух, в котором смешалась свежесть моря и запах сосновой смолы и, сняв кроссовки, спускался с дюны, раздумывая, не искупаться ли. Мелкий прохладный песок щекотал ноги. Вдруг девчонка, которую я заприметил еще с дюны, как была в сапогах и плаще, стала медленно заходить в воду. «Топиться удумала», - с ужасом понял я и что есть сил, рванул к ней, на ходу сбрасывая ветровку. У берега было мелко, но волны ревели и обрушивались на тоненькую фигурку со всей прибрежной силой. Девчонка останавливалась, ловила волну и шла дальше. Я бежал, врываясь в буруны, – только бы успеть, пока отбойное течение не уволокло её дальше». То есть, идёт человек, наслаждается морской свежестью. По профессии, наверняка, спасатель. Каждый день спасает тонущих и прекрасно знает, что нужно её спасти, прежде чем «отбойное течение не уволокло её дальше». Фраза «с ужасом понял я» самого ужаса не добавляет и никаких эмоций не вызывает. После того, как он её спас, они монотонно поговорили, даже попытались пошутить. Обычное дело – такое с ними обоими каждый день случается. «Я попытался увернуться от фуры, резко вывернув руль, но последнее, что запомнил – ствол дерева и дурацкая мысль, пронёсшаяся пулей: «Достал последний солдат вермахта…»» То есть, за миг до смерти он смог построить довольно таки длинную логическую цепочку. И теперь суть рассказа: У него погибла жена и дочь, зато он получил такой подарок! (Вместо «зато» можно поставить а, и, но – смысл не изменится). Ужасное название рассказа. |
| Саша, спасибо за отклик. Повторяю: я не обижаюсь. Я себя не считаю великим писателем. Я просто могу не соглашаться. Что и делаю. Завязка - о любви ГГ к морю и семье. Про аварию абсолютно четко написано: ГГ вспоминает после того, как спас девочку. Я терпеть не могу, когда эмоции зашкаливают. Я уже писала Вадиму про эмоции. Слезодавилки писать не люблю, мне важнее эволюция ГГ: хотел расстаться с жизнью от ненужности, собака дала понять, что он кому-то нужен, а спасенная девочка вернула к жизни. Не должен автор указывать, где плакать, а где смеяться - читатель должен вынести это из текста. Профессия ГГ совершенно точно обозначена в рассказе - он штурман. Если читатель это не прочитал, автор не виноват. За миг до аварии, когда грозит неотвратимое, какие только мысли в голову не лезут. Я, например, думала: "Кредит еще платить и платить". И вся цепочка мыслей проносится за секунду. Зато относится с спасению девочки. Жизнь была не мила, зато теперь он нужен. И название рассказа вполне нормальное: Балтика подарила ему счастье в лице спасенной девочки. В общем, Саша, ничего для себя полезного из твоей рецки не вынесла, к сожалению. |
| Почему сразу "слезодавилки", Галя? Человек живёт ощущениями и чувствами. Слёзы или смех - это уже крайние степени эмоций, как душевных переживаний, вызываемых ими. Художественная литература и является как раз духовной пищей, которую "перебарщивать", конечно, не нужно, но и не "добарщивать" нельзя, иначе не вкусно будет. Вот о чём мы хотели тебе сказать. |
| Терпеть не могу слезоточивые произведения. Но в данном случае разговор о другом - об отсутствии психологии, описания чувств героя. Что нам говорят - он потерял близких (таких тысячи), стал одиноким (таких сотни тысяч), поэтому решил свести счеты с жизнью (таких единицы). В рассказе отсутствует объяснение - что заставляет героя поступить, как единицы, а не сотни тысяч, какие такие особые чувства и мысли толкают его на это, что такого особенного в его психологии, характере, взглядах на жизнь. Дальше что мы видим: герой решился покончить с собой - очень трудное решение, но он переступил эту черты, а потом увидел собаку и передумал, но, простите, он же не в отпуск собирался, а потом пожалел собаку и остался дома, он уже находился за той чертой, которая отделяет человека живущего и уходящего из жизни. Все очень просто в рассказе: захотел покончить с собой, потому передумал, типа, мелочи жизни, легкость, с которой герой сначала решает расстаться с жизнью, а потом остаться жить - вызывает недоверие, потому что автор не объясняет (путем описания метаний героя, его внутренней борьбы, выбора, логики, психологии) почему и как герой выбирает свой путь в сложившейся ситуации. Отсутствие в рассказе описания самих чувств (не их проявления, типа, перебирания вещей погибших, одинокое скитание по пустому дому), пути мысли, которая привела к решению уйти из жизни - превращает художественный рассказ в очерк, статью о тяжелой судьбе некого человека. Но я думаю, что повторять это не имеет смысла, автору нравится рассказ и слава Богу. Читатели перебьются. |
| А читатель должен уметь читать. Автор говорит ровно столько, сколько считает нужным. За героя говорят его поступки. Вадим, я уже говорила: кто-то переживает гибель близких и живет дальше, кто-то идет убивать виновника гибели, а кто-то не хочет дальше жить и не по такой причине, как у ГГ. ГГ не хочет жить, потому что никому не нужен, как ему кажется - и эта главная эмоция. Поступок - эмоция. Не люблю, когда слишком много описано эмоций, особенно если с метафорами - слезодавилка получается. Жалость к собаке - эмоция. Он же не просто передумал - он пожалел собаку, понял, что все-таки нужен живому существу. Все это есть в рассказе. Помнится, в 19 лет тоже хотела свести счеты с жизнью, таблетки достала, выжидала, чтобы дома никого не было. А тут письмо от подруги. Прочитала - и поняла, что дура, смалодушничать хотела. Написала стих, что жизнь прекрасна, и больше такого желания у меня не возникало никогда, какие бы трудности в жизни не случались. А размусоливать то, что и так на ладони, считаю излишним. |
| Вот и я о том же. Ваш герой напоминает такую юную барышню, которая не может решить, чем заняться: то ли письмо написать, то ли утопиться, то ли с собакой погулять. Это мнение читателя, который не умеет читать то, что не написано. Размусоливать и писать слезоточиво нельзя ни в коем случае. |
| "Не должен автор указывать, где плакать, а где смеяться - читатель должен вынести это из текста". Так я про это и говорю. Читаешь иногда рассказ и сердце замирает, слёзы на глазах появляются. Улыбаешься, смеёшься. А в твоём рассказе - всё ровно. "И название рассказа вполне нормальное: Балтика подарила ему счастье в лице спасенной девочки". Если бы не было гибели жены и дочери - этого подарка не было бы. Это всё равно, если бы у человека отняли ноги, а затем в подарок протезы подарили. Не может это считаться подарком. |
| Саша, что ж так однобоко-то? Гибель жены и дочери - свершившийся факт. ГГ жить не хотел. А Балтика подарила дочь и внучку - то есть снова захотелось жить. Ты не заметил? У меня стиль такой - ровно, не люблю, когда эмоции зашкаливают - и читать такие вещи не люблю. Но это ровно тоже вызывает эмоции, возможно, не у всех, но у многих. Поступки ГГ - это тоже эмоция, иначе бы он не совершал таких поступков. И эти поступки вызывают определенную эмоцию у читателя. Собираюсь этот рассказ послать на региональный отбор для ежегодного альманаха. Посмотрю, что скажут наши мэтры. |
| Переносить уже поздно, завтра нужно открывать Заседание. Почему же такая запоздалая реакция у всех? Рассказ у Ольги действительно объёмный (37000 знаков), тоже успел только на первую часть подготовить. Заседание откроем, а кто не успеет, пусть догоняет. Переносить будем Заседание с обсуждением рассказа Владимира, но точную дату его открытия назвать пока не получится. Наверное, после полного обсуждения рассказа Ольги. Так будет справедливее и удобнее для всех. |
|
|